Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Хайруллина Анастасия Ивановна

Картотека экологических игр

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая игра № 1

  «Природа и человек»

Цель:  Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Дидактический материал:   Мяч.

Методика проведения:  Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Экологическая игра № 2

«Найди такой же цветок»

Цель:  Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Дидактический материал:  комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.

Методика проведения:  Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.

Экологическая игра № 3

«Съедобное – несъедобное»

Цель:  Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Дидактический материал:  Корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Методика проведения:  На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

Экологическая игра    № 4

«Воздух, земля, вода»

Цель:  Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал:  Мяч.

Методика проведения:

Вариант 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Экологическая игра № 5

  «Детки с какой ветки?»

Цель:  Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дидактический материал:  карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

Методика проведения:  На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

Экологическая игра № 6

«Угадай, что где растет»

  Цель:  Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

  Дидактический материал:  Мяч.

  Методика проведения:  Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Экологическая игра № 7

«Вершки – корешки»  

Цель:  Учить детей составлять целое из частей.

  Дидактический материал:  два обруча, картинки овощей.

  Методика проведения:

Вариант 1.  Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

  Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

  Вариант 2.  На столе лежат вершки и корешки растений (картинки) – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»

Экологическая игра № 8

«Цветочный магазин»

Цель:  Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Дидактический материал:  лепестки, цветные картинки.

Методика проведения:

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Экологическая игра № 9

  «Звери, птицы, рыбы »

Цель:  Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Дидактический материал:  Мяч.

Методика проведения:

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.  Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

Экологическая игра № 10

«Что из чего сделано?»

Цель:  Учить детей определять материал из которого сделан предмет.

Дидактический материал:  деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Методика проведения:  Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Экологическая игра №11

«Полезное– неполезное»

Цель:  Закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Дидактический материал:  Карточки с изображением продуктов.

Методика проведения:  На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты и т.д.

Экологическая игра   № 12

«Что я за зверь?»

Цель:  Закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Методика проведения:

В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать, передавая позы, повадки, звуки.

Экологическая игра № 13

  «Лекарственные растения»

Цель:  Закрепить знания лекарственных растений.

Дидактический материал:  Карточки с растениями.

Методика проведения:  Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

Экологическая игра  № 14

«Кто где живёт»

Цель:  Закреплять знания о животных, жилищах и их названиях (берлога, логово, нора и т.д.)

Дидактический материал:  Карточки «Животные», «Жилища».

Методика проведения:  дети делятся на две команды: у одних – животные, у других - места их обитания и находят себе пару: «Животное – его жилье».

Экологическая игра № 15   

«Береги природу»

Цель:  Закреплять знания об охране объектов природы.

Дидактический материал:  Карточки с объектами живой и неживой природы.

Методика проведения:  На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.

Экологическая игра № 16 

«Летает, плавает, бегает, прыгает»

Цель:  Закреплять знания об объектах живой природы.

Дидактический материал:  Картинки с изображением разных животных.

Методика проведения:

Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.

Экологическая игра  № 17

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель:  Закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Дидактический материал:  Карточки с объектами живой  природы.

Методика проведения:   Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

  • Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

                  

            Экологическая игра № 20

«Тень»

  (проводится в природе)

ЦЕЛЬ :  расширять понятий детей о правилах поведения в природе, развивать подражательные способности детей. 

ХОД  ИГРЫ

Воспитатель говорит детям о том, что у каждого человека есть тень, но наша с вами тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном же случае "говорит не буду, не буду повторять" и даже объясняет почему. Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок - ребенок, а второй - его "тень". Ребенок может делать в природе то, что считает нужным, т.е. Гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и прочее, а "тень" оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребенок, у которого самая послушная "тень".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды....

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста

Сборник дидактических экологических игр для старших докольников....

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Сборник дидактических экологических игр для старших дошкольников....

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека экологических игр для детей старшего дошкольного возраста

Добрый вечер, уважаемые гости моей страницы предлагаю вашему вниманию картотеку экологических игр для детей старшего дошкольного возраста....