Конспект НОД «Вербное воскресенье»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Елена Глущенко

Конспект НОД «Вербное воскресенье»

 

 

Педагогическая цель: сформировать у детей представление о народном празднике Вербное воскресенье, разучить с ними народные игры и песни, познакомить с приметами, связанными с данным праздником

 

Целевые ориентиры: проявляет интерес, задает вопросы; может использовать речь для выражения мыслей, построить речевое высказывание в процессе общения; участвует в совместных играх.

 

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

 

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.

 

Средство реализации: репродукция картины С.А. Хабарова «Вербное воскресенье», ветки вербы.

 

Занятие проводится в уголке русского быта. Воспитатель в русском народном костюме радушно встречает детей, рассаживает их по лавкам и ставит веточки вербы в красный угол.

 

Воспитатель. Ребята, совсем скоро наступит праздник светлой Пасхи. На Руси к нему готовились заранее, прибирались дома, устраивали большую стирку, наводили порядок во дворах. Особенно почитали на Руси праздник, который отмечался в последнее воскресенье перед Пасхой — Вербное воскресенье. Накануне праздника ходили ломать вербу. Это необычное дерево зацветает первым. На нем появляются пушистые белые почки. Дети, на что они похожи? (рассматривание веток вербы).

 

Рассматривание веток вербы. Демонстрация репродукции картины С.А. Хабарова «Вербное воскресенье»

 

Ранним утром люди ходили на церковную службу. Считалось, что освященные веточки вербы  обладали волшебными свойствами: могли спасти дом от пожара, уберечь домочадцев от ссор, дарить силу и здоровье. В Вербное Воскресенье, придя из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские женщины хлестали ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! Не я бью, верба бьет». Как вы думаете, для чего это делали? Правильно, чтобы дети были здоровыми и не болели. Также вербой хлестали скотину «для лучшего приплода» и выгоняли в поле в первый раз также веточкой с Вербного воскресенья.

 

Воспитатель исполняет русскую народную хороводную песню «Верба, вербочка». Затем повторяет ее вместе с детьми, все водят хоровод.

 

Верба моя, вербочка,

Вербочка кудрявая!

Не расти, верба, во ржи.

Расти, верба, на межи.

Ветром вербу не берет,

Соловейка гнезд не вьет.

Соловейка — Поленька,

Соловушка — Оленька.

Поля спросит: «Чей сокол?»

Оля скажет: «Мой сокол.

Удивительный какой:

Удивил меня собой,

Удивил меня собой,

Своей милой красотой.

Как сойдемся — поздороваемся,

Разойдемся, распростимся

И поклонимся.

 

Воспитатель. Дети, как вы уже знаете, в старину люди верили в приметы. Так, считалось, что если на Вербное воскресенье мороз, то будет богатый урожай. Если на рассвете в этот день поют птицы -год будет удачным. Дождь в Вербное воскресенье - к промозглому лету, а солнце - к сухому и жаркому.

В этот день третий раз закликали весну. Давайте и мы ее зазовем!

Совместно с детьми исполняется весенняя закличка «Весная красная», воспитатель показывает движения, дети повторяют.

 

Весна, весна красная (ладошки рупором),

Приди весна с радостью (поклон),

С великой милостью,

Со льном высоким(руки вверх),

С корнем глубоким (руки вниз, присели)

С колосом сильным (Руки вверх),

С хлебом обильным (каравай показывают руками).

 

Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть в игру «Займи место».

 

Займи место

Один участник назначается водящим, ему дают веточку вербы. Остальные образуют круг, взявшись за руки. Водящий ходит за кругом, приговаривая:

С вербой, с вербой

Иду за тобой.

Коснусь вербой,

Беги за мной.

Хоп!

После этого водящий слегка касается спины одного из игроков, круг останавливается, а тот, которого коснулись, убегает со своего места по кругу - к водящему. Тот, кто обежал круг быстрее, занимает освободившееся место, а другой игрок становится водящим.

 

Воспитатель предлагает детям занять свои места и задает вопросы по пройденному материалу:

  • Ребята, давайте с вами вспомним, о каком празднике мы сегодня говорили?
  • Почему он так назывался?
  • Какими волшебными свойствами, по поверьям, обладают веточки вербы?
  • Что делали люди в этот праздник?
  • Какие приметы, связанные с этим праздником вы знаете?

 

Воспитатель. Молодцы, мы сегодня с вами отлично поработали! Вы были внимательными и сообразительными, благодарю всех за занятие.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Вербное воскресенье»

Педагогическая цель: сформировать у детей представление о народном празднике Вербное воскресенье, разучить с ними народные игры и песни, познакомить с приметами, связанными с данным праздником

Целевые ориентиры: проявляет интерес, задает вопросы; может использовать речь для выражения мыслей, построить речевое высказывание в процессе общения; участвует в совместных играх.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.

Средство реализации: репродукция картины С.А. Хабарова «Вербное воскресенье», ветки вербы.

Занятие проводится в уголке русского быта. Воспитатель в русском народном костюме радушно встречает детей, рассаживает их по лавкам и ставит веточки вербы в красный угол.

Воспитатель. Ребята, совсем скоро наступит праздник светлой Пасхи. На Руси к нему готовились заранее, прибирались дома, устраивали большую стирку, наводили порядок во дворах. Особенно почитали на Руси праздник, который отмечался в последнее воскресенье перед Пасхой — Вербное воскресенье. Накануне праздника ходили ломать вербу. Это необычное дерево зацветает первым. На нем появляются пушистые белые почки. Дети, на что они похожи? (рассматривание веток вербы).

Рассматривание веток вербы. Демонстрация репродукции картины С.А. Хабарова «Вербное воскресенье»

 

Ранним утром люди ходили на церковную службу. Считалось, что освященные веточки вербы  обладали волшебными свойствами: могли спасти дом от пожара, уберечь домочадцев от ссор, дарить силу и здоровье. В Вербное Воскресенье, придя из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские женщины хлестали ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! Не я бью, верба бьет». Как вы думаете, для чего это делали? Правильно, чтобы дети были здоровыми и не болели. Также вербой хлестали скотину «для лучшего приплода» и выгоняли в поле в первый раз также веточкой с Вербного воскресенья.

Воспитатель исполняет русскую народную хороводную песню «Верба, вербочка». Затем повторяет ее вместе с детьми, все водят хоровод.

Верба моя, вербочка,

Вербочка кудрявая!

Не расти, верба, во ржи.

Расти, верба, на межи.

Ветром вербу не берет,

Соловейка гнезд не вьет.

Соловейка — Поленька,

Соловушка — Оленька.

Поля спросит: «Чей сокол?»

Оля скажет: «Мой сокол.

Удивительный какой:

Удивил меня собой,

Удивил меня собой,

Своей милой красотой.

Как сойдемся — поздороваемся,

Разойдемся, распростимся

И поклонимся.

Воспитатель. Дети, как вы уже знаете, в старину люди верили в приметы. Так, считалось, что если на Вербное воскресенье мороз, то будет богатый урожай. Если на рассвете в этот день поют птицы -год будет удачным. Дождь в Вербное воскресенье - к промозглому лету, а солнце - к сухому и жаркому.

В этот день третий раз закликали весну. Давайте и мы ее зазовем!

Совместно с детьми исполняется весенняя закличка «Весная красная», воспитатель показывает движения, дети повторяют.

Весна, весна красная (ладошки рупором),

Приди весна с радостью (поклон),

С великой милостью,

Со льном высоким(руки вверх),

С корнем глубоким (руки вниз, присели)

С колосом сильным (Руки вверх),

С хлебом обильным (каравай показывают руками).

Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть в игру «Займи место».

Займи место

Один участник назначается водящим, ему дают веточку вербы. Остальные образуют круг, взявшись за руки. Водящий ходит за кругом, приговаривая:

С вербой, с вербой

Иду за тобой.

Коснусь вербой,

Беги за мной.

Хоп!

После этого водящий слегка касается спины одного из игроков, круг останавливается, а тот, которого коснулись, убегает со своего места по кругу - к водящему. Тот, кто обежал круг быстрее, занимает освободившееся место, а другой игрок становится водящим.

Воспитатель предлагает детям занять свои места и задает вопросы по пройденному материалу:

  • Ребята, давайте с вами вспомним, о каком празднике мы сегодня говорили?
  • Почему он так назывался?
  • Какими волшебными свойствами, по поверьям, обладают веточки вербы?
  • Что делали люди в этот праздник?
  • Какие приметы, связанные с этим праздником вы знаете?

Воспитатель. Молодцы, мы сегодня с вами отлично поработали! Вы были внимательными и сообразительными, благодарю всех за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Вербное Воскресенье»

Ход занятия – За неделю до праздника Святой Пасхи, к которому мы с вами, дети, готовимся, в воскресный день Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Ка...

Вербное воскресенье. Вербный базар.

Развлечение для детей с использованием средств народной оздоровительной педагогики....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации "Вербное воскресенье" (традиции народа) старший дошкольный возраст

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации для старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД "Вербное воскресенье".

Представленный конспект НОД способствовует  развитию у детей  эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, а так же знакомсту с традициями  Вербного Воскресенья....

Конспект занятия "Вербное Воскресение"

Конспект "Вербное Воскресение в подготовительной группе". Цель: познакомить детей с народной традицией празднования Вербного Воскресенья. Задачи: 1) Познакомить с историей возникновения праздника. ...

Конспект НОД "Вербное воскресенье"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Вербное воскресенье» для детей старшего дошкольного возраста...