Проект "Сосна"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ермолаева Татьяна Сергееевна

Знакомство детей с хвойными деревьями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sosna.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Золушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

Принято:                                                                                          Утверждаю

на заседании

совета педагогов

от «_____» ___________2020г.

Протокол № ______

Утверждаю

Заведующая

МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

_________________ Н.В.Ворожцова

Приказ №  52

от «31 »  августа 2020г.

Дополнительная общеобразовательная программа

экологического проекта в средней группе

«Сосна»

                                                                  Составила:

Воспитатель

структурного образовательного

 подразделения «Детский сад

 комбинированного вида «Золушка»

Ермолаева Т.С.

пгт. Чамзинка

        Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Информационная карта
  3. Содержание программы
  4. Учебно-тематический план
  5. Методическое обеспечение программы
  6. Список использованной литературы
  7. Приложение

1.Пояснительная записка

Как дышится легко в бору сосновом!

Он кажется смолистым срубом новым:

По гладким веткам белки скачут ловко,

Стволы, как медь горят по вечерам.

И дятел ярко-красная головка

Мелькает в сосняке то здесь, то там.

Шорыгина Т.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Сосна» имеет экологическую направленность.

В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуются не первый год. Если ребенок хотя бы раз участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность его не угаснет и в дальнейшем. А современные информационно-коммуникативные технологии помогут расширить знания. С помощью ИКТ можно просмотреть красочные познавательные иллюстрации, экологические фильмы о природе.

Данная программа реализуется в структурном подразделении «Детский сад комбинированного вида «Золушка». Содержание программы проекта составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии  с СанПиНом 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 4-5 лет, реализуется она проектную деятельность и выставку работ. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью 25 мин.

                              2. Информационная  карта  проекта.

Полное название проекта: «Сосна»

Автор проекта: Ермолаева Татьяна Сергеевна

Вид проекта: групповой.        

Тип проекта: экологический, познавательный, творческий

По составу участников: дети, родители, педагог.

Место проведения:  дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка»

Сроки проведения: среднесрочный 2,5 месяца.

Возраст детей: 4-5 лет.

Актуальность проекта: В период дошкольного детства начинается формирование экологической культуры, поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, желание изучать, наблюдать, сравнивать, делать выводы. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней, и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

Цель проекта: Познакомить детей с хвойным деревом – сосна, расширить кругозор детей и обогащать их внутренний мир, воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

Задачи:        

- Дать понятия: хвойное дерево, сосна, иголки, шишки. Учить узнавать сосну по внешнему виду.

- Воспитывать у детей бережное отношение к природе, интерес к объектам природы.

- Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения.

Формы реализации проекта:

Экологические занятия.

Наблюдения и виртуальные экологические экскурсии.

Познавательное чтение.

Подвижные, дидактические игры.

Тематические беседы.

Опыты

 Ожидаемы результаты проекта:

Сформировать  бережное отношение к деревьям, как к живым существам. Заинтересовать и задействовать детей в разных видах деятельности,  научить анализировать, сравнивать, делать выводы совместно с воспитателями.

Обогатить словарь, развить наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Перспективы – продолжать знакомить детей с деревьями ближайшего окружения.

3. Содержание программы

Образовательные области

Вид деятельности

1.

Познавательное развитие

Опытно - экспериментальная деятельность:

Знакомство с сосной: изучение кроны, иголок, шишек, коры, ствола

Исследовательская деятельность: рассматривание хвои, семян.

Опыты: «Где прячутся семена?»,

Познавательное видео для детей:

- «Природоведение. Выпуск 56. Хвойные деревья» ,

- «Ми-ми-мишки. Как лечить деревья»

2.

Речевое развитие

Рассказ воспитателя «Кто живет в сосновом бору?»

Беседы:

- «Для чего нужны семена?»,                                        

- «Целебные свойства сосны» (сосновый мед, хвойные ванны и т. д.).

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?»

Чтение стихотворений:

С. Погореловский «Здравствуй, лес»; М. Садовский «Посади сосну», Т. Шорыгина «Сосновый бор » ,

Т. Денисовой «Сосновый лес»,

Сказка: «Почему сосна всегда зеленая».

Дидактические игры: «С какого дерева иголка?», «Собери сосну», «Узнай по описанию», «Один - много» ,

3.

Физическое развитие

Подвижные игры:

 «Если бы я был деревом…», «Кто больше соберет шишек»,«Мы по лесу ходили и деревья находили».

Массаж рук с использованием сосновых шишек.

4.

Художественно-эстетическое развитие

Просмотр презентации «Хвойные деревья».

Художественное творчество:

лепка « Ежики из шишек»;

рисование сосны с использованием нетрадиционной техники «рисование солью»

Рассматривание репродукций картин:

И. И. Шишкина «Корабельная роща»,

«Утро в сосновом бору», «Молодые сосны»

Слушание: русская народная песня «Елочки - сосеночки».

5.

5. Социально-коммуникативное развитие

Беседы по тематике, игры

6.

Трудовая деятельность

Изготовление поделок для сосновых шишек

7.

Взаимодействие с родителями

Консультации, подбор литературы для домашнего чтения, информационные стенды

4. Учебно - тематический план

Этапы проведения и реализации проекта:

1 этап – Подготовительный (2 недели)

- Изучение методической литературы по данной теме.

- Пополнение развивающей среды: подбор иллюстраций, картин, аудиозаписей, презентации, энциклопедической, детской художественной литературы, информационный материал для родителей

- Подбор дидактических, словесных, подвижных игр.

2 этап – Основной (1,5 месяца)

- Проведение мероприятий.

- Взаимодействие с родителями

3 этап – Заключительный (2 недели)

- Изготовление поделок из сосновых шишек,

- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал?».

- Подведение итогов.

- Презентация проекта.

Этап

Наименование темы

Количество часов

Теоритические занятия

Практические занятия

2 этап

1.«Здравствуй, лес»

0,5

2.«Знакомство с сосной»

0,5

3.«Сосна - дом и столовая для животных»

0,5

4.«Польза сосны для человека»

0,5

5.«От семечка до деревца»

0,5

6. «Сохраним лес».

0,5

  1. этап

7.«Рисуем сосну»

0,5

8. «Наши умелые ручки»

0,5

Общее количество часов: 4

5. Методическое обеспечение программы

1.Методы реализации проекта:

К наиболее результативным методам экологического воспитания детей относят:

1.        Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, иллюстраций. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.

2.        Практические методы. Проведение элементарных опытов, игры. Это позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

3.        Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

2. Дидактический материал:

Методические разработки,

Учебные и методические пособия

Тематические презентации.

Картотека дидактических и подвижных игр, физкультминуток.

3.Техническое оснащение

 Занятия проводятся в группе детского сада с хорошим освещением. Для занятий имеются столы и стулья, соответствующие росту детей.

В группе имеются ноутбук, мультимедийный проектор, экран, игровые тематические уголки. Часть площади свободна для подвижных игр.

В уголке экологии имеются:

Подборка из природного материала (шишки, семена, веточки, и др.)

В творческом уголке:

пластилин, стеки, клеенки для лепки

альбомы, краски, кисточки, емкости для воды, влажные салфетки

6. Список литературы

  1.  Аксенова, З.Ф. Войду в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011
  2. Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии// Ребенок в детском саду.-2011.
  3. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- Москва: ВАКО, 2005.
  4. Дмитриев Ю. Книга природы / Дмитриев Ю., Пожарицкая Н., Владимиров А., Порудоминский В. – Москва: Детская литература, 1990.
  5. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей// Дошкольная педагогика.- 2009.- № 6
  6. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания.- 2-е издание.-Москва: Амрита-Русь, 2008.
  7. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды// Дошкольное воспитание.- 2012.
  8. Рыжова, Н. А. Деревья: от Акации до Ясеня. Наш дом – природа. - Карапуз, 2006.
  9. Шустова И. Б. Азбука. Растения России / И. Шустова. - Москва: Дрофа, 2008.  (Дошкольник. Мир природы).
  10. Что необыкновенного в обычных соснах?// Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. – Москва: АСТ, 1995