Курсовая работа
материал по окружающему миру (старшая группа)

Жилина Наталья Александровна

Курсовая работа "Экологическая культура дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_2_ekologiya.docx67.97 КБ
Файл prilozhenie_kursovaya.docx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Экологическая культура дошкольника…………………………….6
  2. Необходимость, значение и задачи умственного воспитания дошкольника……………………………………………………………….…..9
  3. Игры  экологического содержания  для  умственного развития                 детей дошкольного возраста………………………………………..……….14
  4. Роль дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста………………………………………………….……20
  5. Использование речевых логических задач для развития мышления дошкольника, и роль мини – музеев в группе в умственном воспитании дошкольника в процессе ознакомления с природой……………………………….…………………..………..…….…..24

Заключение………………………………………………..………………30

Список используемой литературы………………………………...…....32

Приложение

Введение

Воспитание детей в процессе ознакомления с природой в настоящее время очень актуально. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активность в решении некоторых экологических проблем. Одно из проявлений  патриотизма - любовь к Родине. Это сложное чувство слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желания трудиться в природе, преобразуя и охраняя ее. Использовать природу можно по разному, и история человечества знает тому немало примеров - оставлять после себя бесплодные, безжизненные, враждебные человеку пространства. Но можно и нужно облагораживать природу, помогать природе полнее раскрыть ее жизненные силы. Есть такое простое, известное всем выражение «цветущий край». Так называют земли, где знания, опыт людей, их привязанность, их любовь к природе поистине творят чудеса. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, стоят следующие задачи:

  1. Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, умение видеть и понимать красоту ее, воспитание эстетических чувств.
  2. Воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе своего края, о разнообразной природе родной страны.
  3. Воспитание бережного отношения к природе, стремление к созиданию.

Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства. В.А.Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой  или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества. Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее.  Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в заботе о животных,  выращиванию растений. Знакомя дошкольников с природой, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.

Умственное воспитание детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить использовать  эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребенка тогда, когда предоставляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить. Деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование  имеющихся у него знаний  и действий для решения имеющейся новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, тем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, воспитатель широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения,  несложные умственные задачи.

Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: использование наиболее эффективных форм умственного воспитания детей при ознакомлении с окружающим миром.

Цель: показать важность окружающего мира природы в познавательной деятельности дошкольника.

Задачи:

1. Раскрыть значение экологической культуры для дошкольного возраста.

2. Показать необходимость   игр  экологического содержания в умственном воспитании дошкольника.

3. Описать методы и приемы использования логических задач экологического содержания для развития мышления дошкольников.

Методы:

  1. Изучение психологической и педагогической литературы.
  2. Оборудование мини – музея «Космос» в своей группе ДОУ.

  1. Экологическая культура дошкольника

В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью истреблены некоторые виды животных, опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озера, в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы человечества объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук многих стран мира. Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед человечеством – один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, детском саду, школе, институте. Вот почему современные ученые исследуют проблему экологии комплексно, изучают ее аспекты, в том числе и педагогический.

Основная задача педагогики воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотек, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Это, прежде всего-пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Встречаются дети, которые бережно относятся к какому-либо ограниченному кругу предметов и явлений природы ближайшего окружения (уголок природы, участок детского сада). Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают насекомых, составляют букетики из цветущей земляники, обрывают бутоны растений и пр.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: собирая ягоды, затаптывают кустики, вырывают с корнем растения, грибы и т.д. А еще встречаются дети, способные жестоко относится к животным: они могут бить собак, мучить кошек, топтать дождевых червей.

Исследуя эту проблему, ученые обнаружили интересный факт: оказывается, дошкольники добрее  относятся к животным, чем к растениям. Вероятнее всего, причина кроется в том, что животное легче, чем растение, идентифицировать с собой, наделив его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках), сходными со своими собственными.

Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе у детей дошкольного возраста – отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка проблемы воспитания у детей познавательных интересных интересов к окружающему миру, в том числе и природе.

Дошкольнику свойственно подражательность, он заимствует образцы поведения, легко поддается внешним влияниям. Заимствования бывают  и педагогически ценными, и отрицательными, поскольку критическое мышление у детей развито недостаточно. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям.

Пути экологического воспитания в детском саду ставит перед собой следующие задачи: формирование у детей элементарных представлений о растениях и животных как живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой. О ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.

Деятельное проявление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Однако этот процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребенка. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда требует специальной педагогической работы. Чем однообразнее, привычнее, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивирование.

В тесной связи  ознакомления с миром природы находится и умственное развитие дошкольников. Умственное воспитание детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребенка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.

Деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную  активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний для решения конкретной задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Во время занятий в детских садах широко используются дидактические игры, игровые приемы и упражнения, решаются несложные умственные задачи.

2. Необходимость, значение и задачи умственного воспитания дошкольника


    Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его  деятельности.
   Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно.
Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
   Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, нужно  знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач умственного воспитания: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и  с другой стороны - не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма.
Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства и др.
К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.
   Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.
Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
В  программах воспитания в детском саду определены следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста: формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.
Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а  от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние».
Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что «облако - это вата», а «звезды - электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.
Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом  людей, с общенародными праздниками; с Москвой - столицей России, с некоторыми народами, живущими в нашей стране. Ознакомление с общественными явлениями и событиями способствует воспитанию у детей интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к Родине.
Важной задачей умственного воспитания является развитие познавательных психических процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи.
Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.
В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.
Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. Любознательность - качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы. 
Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания - развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.
Воспитатель, таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает - не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.


  1. Игры экологического содержания для  умственного  развития детей дошкольного возраста

Экология - это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. Рассуждая об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры общества и его взаимодействии с природой имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания. Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено обострением экологической ситуации и необходимостью скорейшего ее решения. В этих условия экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции сознания всей значимости проблемы. Если мысли и чувства взрослых людей будут искренне устремлены на сохранение природы, а их поступки и поведение создадут надлежащую атмосферу в дошкольном учреждении и семье.

Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.

Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Педагогам необходимо использовать современные технологии для того, чтоб сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной. По мнению доктора педагогических наук Н. Рыжовой (программа экологического воспитания дошкольников  «Наш дом природа»), экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно – зрительные игровые образы.

Данная тема важна по целому ряду причин:

1.  Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;

2.  Игра  доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны;

3.  Игра  создает оптимальные условия для воспитания и обучения;

4.  Игра, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.

В настоящее время в педагогической литературе представлено множество игр экологической направленности, в том числе игры с правилами – подвижные, дидактические, словесные. Специальные занятия должны быть посвящены использованию сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников. Воспитателю необходимо тщательно продумывать сущность игровых обучающих ситуаций – специально продуманных с позиций задач обучения коротких сюжетно-ролевых игр. Это совместные игры воспитателя с детьми. Воспитатель – главный в этой игре: он продумывает сюжет, роли, слова и диалоги, игровые действия, т. е. все то, что может ему помочь решать дидактическую или воспитательную задачу, реализовать программное содержание деятельности. Воспитателю следует помнить, что это с начала и до конца им организованная игра, в которой он не идет за детьми, а ведет их за собой. Как правило, в игровых обучающих ситуациях воспитатель берет на себя ведущую роль, а иногда исполняет две роли – игрового персонажа и воспитателя. При этом нельзя забывать, что интонации голоса, слова, действия – все должно соответствовать исполняемым ролям.

При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают сильные положительные эмоции – от самой игры и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми для выработки умственных и практических навыков. Существуют разные типы игровых обучающих ситуаций: с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, игры-путешествия. Необходимо подчеркнуть, что правильно и интересно обыгранная игрушка, изображающая растение или животное, легко создает представление об отличии живого существа от предмета (игрушки), представление о специфике живого и возможности действий с ним, о специфике неживого и возможной игровой и практической деятельности с ним. Полноту игровых обучающих ситуаций создают разнообразные и неоднократно повторяемые игровые действия с игрушкой и атрибутикой, исполняемые как взрослым, так и детьми. При создании игровых обучающих ситуаций с литературными персонажами необходимо обращать внимание на «биографические» особенности героев широко известных сказок, рассказов, следует опираться на типичное поведение персонажей (Айболит лечит зверей, но может лечить и растения; Красная Шапочка идет через лес к бабушке и может встретить в лесу не только волка, но и других животных или интересные растения и т. п.). Педагоги давно и успешно используют на прогулках и экскурсиях подвижные игры для ознакомления детей с природой: «Беги к дереву», «Зайка серый умывается», «У медведя во бору» и многие другие.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Доктор педагогических наук, профессор Академии педагогики МЭГУ Страунинг А. М. предлагает педагогам использовать в работе творческие задачи, рассказы-задачи, которые помогут старшим дошкольникам приобрести навыки выявления элементарных природных противоречий, встречающихся в окружающем мире, умения разрешать найденные и сформулированные противоречия и делать выводы на основе полученных решений и результатов. Решение экологических задач и проблемных ситуаций  будет способствовать установлению с детьми фактов того или иного отношения человека к природе, формированию новых экологических понятий, установлению связей между явлениями и процессами в природе. Такие подходы помогут в воспитании у дошкольников активной жизненной позиции, целостно-ориентированного отношения к окружающему природному миру. В современных педагогических технологиях большое место занимает использование моделей для ознакомления с различными явлениями природы. Моделирование и использование методов активизации мышления помогают развивать у детей творческое мышление, умение переносить модель уже известного предмета или явления на неизвестные ему ранее. Ребенок  глубже понимает системность окружающего природного мира, а «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе, формирует способность к аналитико-синтетической деятельности.

Все педагоги знают, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Поэтому, главная задача педагога – сначала заинтересовать дошкольника, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Легче всего ребенка заинтересовать не готовыми знаниями, а играми, загадками, проблемными ситуациями, задачами. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь. Но чаще всего мы предпочитаем знать то, что лежит на поверхности наших представлений. Решать задачи и отрывать что-то новое можно по-разному. Можно гадать – так в природе или нет? Можно слушать взрослого или сверстника, можно призвать на помощь фантазию и придумать, как это могло бы быть. Страунинг А. М. предлагает научить исследовать природу с помощью тризовских приемов. Один из них – прием выявления и разрешения экологических противоречий. Выявление противоречий позволяет ребенку выявить самую суть проблемы, поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые помогут решить эту задачу так, чтоб не навредить окружающим. Выяснить почти самостоятельно, не только как это всегда бывает, но и почему это так происходит. Основная формулировка противоречий звучит не сложно – даже дети младших групп быстро ее осваивают и охотно ее используют в своих дальнейших рассуждениях. Основа рассуждения такова: если я (или кто-то) сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет плохого. Если наоборот: я (или кто-то другой) не сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет плохого. Решить противоречие – значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи. А для этого в ТРИЗ-технологии есть масса приемов и принципов разрешения противоречий, которые дети сначала с подачи взрослого, а потом и самостоятельно используют.

Наиболее эффективно можно использовать в экологическом образовании дошкольников метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта: «На что похоже? (по цвету, форме, размеру, запаху, функциям и др.), « Узнай по форме лист», используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно. Метод аналогий близок к предыдущему: «Чем похожи и чем отличаются?», «Что было бы, если….», «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д.)…». Используется метод мозгового штурма – высказывание идей в группе, отсутствие критики: «Откуда пожар пришел?», «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто съел белкины запасы?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов, фильмов. Метод морфологического анализа – с помощью таблиц  помогает познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит создавать новые («Что сначала, что потом?», «Дерево во все времена года», «Часть - целое», «Посадка лука», «Как добыть томатный сок?»). Метод маленьких человечков – моделирование агрегатных состояний веществ, используется для демонстрации свойств и результатов опытов со льдом, сахаром, песком и водой. Грамотное применение многообразие методов и приемов позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователем природы.

Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности. Следующим важным моментом в использовании игр экологической направленности является то, что легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами, а также составление элементарных связных высказываний влияет на их личностные проявления – развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, вести диалог, рассуждать, сочувствовать и сопереживать.

  1. Роль дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста

Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы детских садов они используются и на занятиях и в повседневной жизни, причем часто возникают по инициативе детей. Если во время занятия воспитатель осуществляет  прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например, определение свойства и качества предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться и др.), что и делает дидактическую игру особой формой обучения — легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т. д.
Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

  1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные путем непосредственного восприятия.
  2. Следить за тем, чтобы дидактическая игра была достаточно трудна и в то же время доступна детям.
  3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
  4. Постепенно усложнять дидактическую игру и игровые действия.
  5. Конкретно и четко объяснять правила.


С детьми пяти-шести лет интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время экскурсий, прогулок. Например, осенью воспитатель может провести с детьми такие игры: «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или кустарник по описанию», «Узнай на ощупь, с какого дерева лист». Введение элементов соревнования: «кто быстрее?», «кто больше?» — повышает интерес детей к этим играм.
Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает некоторое затруднение даже у детей старшей группы. Часто они пропускают одно из звеньев процесса, указывают на первое и последнее звенья, выделяя лишь самое яркое, привлекающее их внимание («Когда весна придет, деревья сразу расти начнут»). Дидактические игры с картинками, например разные варианты дидактической игры «Что сначала, что потом?», помогают детям уяснить последовательность развития отдельного растения, а также последовательность времен года. Задание, данное воспитателем: «Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так разложил», — требует от ребенка не только предметного действия, но и его объяснения. В подготовительной к школе группе  педагог повышает требования к выполнению задания, оно должно быть более самостоятельным, быстрым, объяснения — более полными. Дети семи лет уже не просто называют явление, а подробно раскрывают его причину, объясняют последовательность развития. Меньшее количество ошибок наблюдается при установлении детьми последовательности сезонов, особенно в тех случаях, когда задание не ограничивается предложением «начни с осенней, летней и т. д. картинки», а ребенок начинает с картинки по своему усмотрению. В таких случаях дети обычно начинают с картинки, которая соответствует протекаемому в настоящее время сезону. При конкретизации задания трудность вызывает последовательность, начинающаяся с весеннего времени года. Наименьшее число ошибок приходится на последовательность «осень - зима - весна - лето». Скорее всего, это связано с тем, что ознакомление детей с сезонными изменениями начинается в любой группе детского сада с осени. Могут быть использованы картинки, изображающие последовательность сезонного развития яблони, кустика земляники, гороха, одуванчика и пр.
Предложив ребятам ту же игру «Что раньше, что потом?», воспитатель дает им по 4 картинки: 1 - кустик земляники без цветов и плодов; 2 - с цветами; 3 - с зелеными ягодами и 4 - со спелыми ягодами. Раскладывая картинки, дети замечают, что последовательный ряд нельзя закончить. Вот пример их объяснения этого: «Здесь не хватает одной картинки, первая картинка должна быть и последней, ведь когда ягодка упадет или ее сорвут, опять остается веточка с листочками». Такое объяснение, совершенно логичное, указывает на довольно высокий уровень развития мыслительной деятельности детей.
Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например, игра «Устроим выставку картин на тему «Зима — лето».
Цель игры «Устроим выставку картин на тему «Зима — лето» — уточнение знаний детей об особенностях этих сезонов, развитие умения обобщать. Классификация картинок, изображающих резко отличающиеся сезоны, обычно не вызывает затруднений уже у шестилетних. Но, правильно распределяя картинки по сезонам «зима — лето», дети затрудняются  в мотивации своих действий: они просто описывают картинку, а не отвечают на вопрос, почему она относится к зиме или лету.
Чтобы помочь ребенку объяснить свой выбор, воспитатель должен еще раз напомнить ему задание и предложить дополнительные вопросы: «Вспомни, когда это бывает»,  «Видел ли ты такое зимой, (летом)»? Если ребенок и после этого затрудняется ответить, педагог дает ему образец объяснения, помогает оформить высказывание. Постепенно дети подходят к полному выполнению задания, т. е. мотивируют свое распределение картинок.

Значительно труднее дети воспринимают природные изменения в  переходные времена года (весна — лето; осень — зима; зима — весна) в силу их сходства и повторности. Они не сразу понимают необратимость развития сезонной жизни природы, поэтому выпадение снега весной вызывает у них тревогу: «Зима снова наступает». Для того чтобы облегчить детям усвоение наблюдаемых ими раньше (во время экскурсий и прогулок) особенностей изменений природы в эти сезоны, различение их, воспитатель может провести ту же дидактическую игру. Успешное выполнение игровых заданий зависит от имеющегося у детей опыта повторных наблюдений, в процессе которых воспитатель учил их сравнивать явления, различать их и давать им возможно более точные характеристики. При объяснении выполненного действия (распределении картинок) ребенок опирается на полученные им знания, использует их, часто выходя за рамки изображенного.
Приобретение умения классифицировать, сравнивать и обобщать в большой степени способствует развитию речи детей, которая становится уже связной и довольно выразительной. В игры для детей подготовительной к школе группы можно включить картинки, характеризующие разные периоды одного сезона, и в соответствии с этим изменить задание: «Расскажи, когда это бывает: в начале, середине или в конце сезона; что бывает потом?». Активизируя умственную деятельность всех детей при выполнении задания одним из них, целесообразно одновременно предлагать им анализировать действия и ответы этого ребенка, не оставлять без внимания их замечания, поддерживать споры, направлять детей на нахождение правильного решения. Все это способствует развитию доказательности детской речи, что и требуется для точного выполнения задания.
Широкое использование дидактических игр и упражнений дает возможность воспитателю учить детей анализировать окружающий мир и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной, приятной им деятельности.

  1. Использование речевых логических задач для развития мышления дошкольника, и роль мини-музеев в группе в умственном воспитании дошкольника в процессе ознакомления с природой


К приемам, открывающим богатые возможности для развития у детей мышления и речи, относятся и речевые логические задачи. 

Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Решение речевых логических задач развивает важнейший «признак мышления» — способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Дети определяют и формулируют связи, закономерности, условия.
Словесное выражение связей и зависимостей предметов и явлений природы требует употребления различных лексико-грамматических категорий и синтаксических структур. Поэтому речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.
Решению речевых логических задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться частью беседы, рассказывания по картине. Наметив дидактические цели, воспитатель составляет речевые логические задачи, учитывая при этом опыт детей. Содержание и дидактическая цель логической задачи намечаются в соответствии с содержанием систематически проводимых с детьми занятий, наблюдений, экскурсий, прогулок, имеющих целью подвести детей к осознанию процессов развития в природе, пониманию сезонных изменений в ней, труда в природе. Решение одних речевых логических задач опирается на знания, полученные непосредственным путем, поэтому они не сложны для детей. Однако без задач этого типа нельзя приступить к более сложным, которые требуют сравнения, сопоставления разных фактов, наблюдаемых в течение длительного времени, раскрытия взаимосвязи и взаимозависимости явлений, установления их причины. Наиболее трудны речевые логические задачи, требующие выделения характерных особенностей разных периодов одного сезона.
Усложнение содержания задачи и задания, предлагаемого ребенку, требует от него и более сложного в языковом отношении ответа: от односложных ответов (отгадка, определение) дети должны переходить к подробным, развернутым (описание, рассказ), с применением всех частей речи и различных видов простых и сложных предложений.
Речевые логические задачи воспитатель может использовать для поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития у них умения наблюдать, замечать происшедшие изменения.
Например, весной на участке детского сада много цветущих одуванчиков. Дети собирают маленькие букетики, но не замечают особенностей этого цветка — не замечают, что утром его лепестки раскрываются, а вечером закрываются. Чтобы они обратили внимание на такое интересное явление, воспитатель предлагает им послушать первую часть рассказа М. Пришвина «Золотой луг». Дальше воспитатель спрашивает детей. А как они думают -  почему луг становился то золотым, то зеленым? Педагог просит детей в течение нескольких дней понаблюдать за тем, как, когда и почему изменяется цвет газона, на котором растут одуванчики. Дети замечают, что цветы каждый вечер закрываются, а утром снова раскрываются. «Когда солнышко проснется, одуванчики тоже просыпаются»,— говорят дети. Теперь воспитатель читает конец рассказа М. Пришвина, подтверждающего правильность детских рассуждений.  Для поддержания устойчивого интереса у детей к решению речевых логических задач нужно, чтобы они преподносились в эмоциональной, занимательной форме.
Например, дети с удовольствием ведут «переписку» с лесником, организованную воспитателем после прочтения  стихотворения В. Рождественского:

«На лесной опушке»

Лапы елок прикрыли избушку,

Где живет дядя Вася – лесник.

Приходите к нему на опушку,

Вас приветливо встретит старик.

Дядя Вася  про птиц вам расскажет,

Вспомнит, как подстерег он лису,

Самый лучший малинник покажет

И грибные местечки в лесу.


Используя момент заинтересованности детей, педагог предлагает им написать письмо леснику и попросить его рассказать что-нибудь интересное из жизни леса. Так завязывается интересная переписка, которая продолжается в старшей и подготовительной  группах. Письма от имени лесника составляет воспитатель. В них он включает загадки, речевые логические задачи, рассказы о жизни леса в разные времена года.
Дети с нетерпением ждут писем, с удовольствием отвечают на них.
Включение речевой логической задачи в беседу позволяет разнообразить и оживить ее, а кроме того, обеспечивает активность детской мысли и речи. Так, вопросы «почему?», «зачем?», «когда?» требуют раскрытия связи, установления закономерности. Постепенно усложняя речевые логические задачи, нужно соединять их с деятельностью детей. Например, можно предложить им нарисовать зимнюю ветку клена, тополя, липы и сказать, чем они отличаются (в старшей группе), или предложить рассказать о начале, середине, конце весны и разложить в определенной последовательности картинки (в подготовительной к школе группе). Дети очень любят загадки в стихах. Они легко отгадывают такие загадки, в которых в поэтической форме раскрываются наиболее типичные видимые признаки предметов и явлений. Поэтому сначала нужно предлагать простые стихи-загадки о предметах и явлениях, хорошо знакомых ребятам.
Более старшим детям предлагаются  более трудные загадки, требующие обобщения имеющихся у них знаний, большей речевой практики.
В стихотворных логических задачах, предлагаемых детям подготовительной к школе группы, поэтический образ не всегда является носителем видимых признаков предмета или явления, это может быть условный образ, для раскрытия которого требуется умение анализировать и обобщать. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках и экскурсиях, задает наводящие вопросы и тем «подталкивает» ребят к решению, исправляет ошибки в их суждениях, помогает правильно сформулировать мысль.
В процессе решения речевых логических задач воспитатель постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т. е, верному отражению их знаний о предметах и явлениях природы в четкой и развернутой речи. Умение педагога направить рассуждения детей, вовремя напомнить нужный отрывок из текста или наблюдаемое раньше явление, правильно поставить вопрос помогает им понять загадку и сформулировать вывод.
Эмоциональная, живая форма проведения занятий с использованием речевых логических задач, соединение их с игрой, четкие формулировки предлагаемых заданий на сообразительность позволяют подвести детей к пониманию сложных связей и зависимостей в природе (зависимость внешнего вида животного от условий жизни; среды обитания — от сезонных изменений и т. п.) и умению выразить это в связной речи.
Например, беседу о повадках животных, о приспособлении их к окружающей среде в разные времена года воспитатель может начать с того, что предложит детям загадку, составленную им на основании рассказа В. Бианки из «Книги зимы»:
«Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идет снег. Кончится — страницы чистые. Утром придешь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых. Что это такое?»
Вопросы, указания педагога во время беседы направлены не только на то, чтобы дети отгадали эту загадку, но чтобы они, вспоминая прежние беседы, чтение книжек, наблюдения, могли в какой-то мере систематизировать полученные ранее знания и понять зависимость жизни животных от времени года. Педагог постоянно следит за речью детей, помогает им составить фразу.
Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определенной мере достоверной, доказательной. Активизируя умственную деятельность детей, педагог может привлечь их к самостоятельному составлению речевых задач.  Предложение воспитателя придумать загадку самим способствует появлению у детей желания сказать лучше, понятнее, оценка ответа товарища повышает критическое отношение к речи.
При составлении своих речевых задач дети стараются так передать характерные признаки знакомых им птиц, чтобы можно было угадать их по описанию. Образцом для описания птиц могут служить отрывки из произведений М. Пришвина, которые воспитатель читает детям.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Большое значение для умственного развития дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром  служат мини – музеи, созданные в группах дошкольного учреждения. Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это название  отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музей расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире (Смотреть приложение).

Заключение

Таким образом, тема «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» может быть интересна для воспитателей детских садов, для родителей. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должно  лежать  осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – это  забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду. Это способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д.  Умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональный запрет  на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны, поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и  по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний. Конечно, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей  способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Список используемой литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателя дет.сада. М., «Просвещение»,1978, 103 с. илл.
  2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.-М.: Просвещение, 1993.-128 с.: ил.- (Б-ка воспитателя детского сада).
  3. Жуковская Р.И.  Родной край /Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова; Под ред. С.А.Козловой. -М.: Просвещение, 1981.-208 с.- (б-ка «Дет.сад на селе»)
  4. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет.сада/ Под ред. Н.Ф.Виноградовой.-2-е изд., перер.- М.: Просвещение, 1988.-159 с.: ил.
  5. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении.- М.: Новая школа, 1993.-64 с.
  6. Арсентьева В.П. Экологическое воспитание дошкольников. Смоленский областной институт усовершенствования учителей, Смоленск, 1992, 25 стр.
  7. http://www.detskiysad.ru/priroda/oznakomlenie08.html
  8. http://www.pandia.ru/text/77/236/42157.php
  9. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=562732
  10. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-processe-oznakomleniya-s


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Влияние дидактических игр на развитие цветоощущения детей.

СОДЕРЖАНИЕ: ВведениеАктуальностьЦельЗадачиТеория Задачи дидактических игрТребование к дидактическому материалуВажность использования правил в игреВыводФормы организацииКлассификацияВыводСистема работы...

Курсовая работа.

Развитие памяти дошкольника...

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

КУРСОВАЯ РАБОТА «Система методической работы с кадрами»

План.Введение      1.Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.            1.1 Цели и задачи...

КУРСОВАЯ РАБОТА Система работы по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей и подготовительной группе ДОУ для детей с ОНР

В настоящее время  количество детей с речевыми нарушениями увеличивается. Это происходит из-за роста патологий беременности и родов, общей соматической ослабленности детей, из-за неблагоприятных ...