Элементарные опыты и эксперементы в детском саду
опыты и эксперименты по окружающему миру

Кускулакова Ольга Сергеевна

Данный материал по элементарным опытам и эксперементам в детском саду будет полезен для воспитателей ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_i_eksperimentov.docx211.46 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Kuskulakovi one Love\Desktop\печать апрель\опыты 5.jpg

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПЕСКОМ

  1. «Росток».

Цель: закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Материалы: лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

Процесс. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место.

Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.

  1. «Песок».

Цель: рассмотреть форму песчинок.

Материалы: чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок.

Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий, и его песчинки бывают разной формы.

  1. «Песчаный конус».

Цель: установить свойства песка.

Материалы: сухой песок.

Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Итог. Песок может двигаться.

  1. «Рассеянный песок».

Цель: установить свойство рассеянного песка.

Материалы: сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

  1. «Своды и тоннели».

Цель: выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Материалы: трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

Процесс. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась несмятой.

Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

6. «Мокрый песок».

Цель: познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы: мокрый песок, формочки для песка.

Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть их. Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОДОЙ

  1. «Свойства воды».

Цель: познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы: несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

  1. «Вкус воды».

Цель: выяснить, имеет ли вкус вода.

Материалы: вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросите у детей перед опытом, какого вкуса вода. После этого дайте детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль, в другой - сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

  1. «Запах воды».

Цель: выяснить, имеет ли запах вода.

Материалы: стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите у детей, чем пахнет вода. После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. Снова спросите, чем теперь пахнет вода.

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

  1. «Цвет воды».

Цель: выяснить, имеет ли цвет вода.

Материалы: несколько стаканов с водой, краска разного цвета, кисточки, белая бумажная салфетка.

Процесс. Попросите детей смочить салфетку водой. Салфетка останется белой. Затем попросите окунуть кисти в разные краски и ополоснуть их в стаканах с водой. Спросите, какого цвета вода теперь. Вода окрасится в тот цвет, в который обмакивали кисть. Попросите детей салфетки смочить окрашенной водой. Цвет смоченной салфетки изменится.

Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

  1. «Живая вода».

Цель: познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы: свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев с нераспустившимися почками, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд с ними - на видное место. Пройдет время, и они оживут. Появятся первые листочки. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Итог. Одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому.

  1. «Вода при замерзании расширяется».

Цели: выяснить, как снег сохраняет тепло, защитные свойства снега; доказать, что вода при замерзании расширяется.

Материалы: две стеклянные бутылки или банки с водой.

Процесс. Предложите детям вынести на прогулку две емкости с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Спросите, что произошло с водой. Почему в снегу вода не замерзла?

Итог. В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло; на поверхности вода превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод: вода при замерзании расширяется.

  1. Какие свойства?

Цели: сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия.

Материал: емкости со снегом, водой, льдом.

Процесс. Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед в воде растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).

Итог. Вода при растворении в ней льда или снега становится холоднее и увеличивается в объеме.

8. Откуда берется вода?

Цель: познакомить с процессом конденсации.

Материал: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Процесс. Накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать рукой. Выяснить, откуда взялась вода. (Это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.) Опыт повторить с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет.

Итог. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОЗДУХОМ

  1. «Свойства воздуха».

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал: ароматизированные салфетки, корки апельсинов.

Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

  1. «Воздух сжимается».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы: пластмассовая бутылка, ненадутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко ненадутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается.

3. «Как обнаружить воздух».

Цели: установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить; определить поток воздуха в помещении.

Материалы: полиэтиленовый пакет, стеклянные шарики или крупные бусины, свеча.

Процесс.

  1. Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой - воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
  2. Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.

Подержать «змейку» (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к «змейке», и «змейка» вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.

  1. Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема или форточки. Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее - он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

Итог. Воздух окружает нас; теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

  1. «Где теплее?».

Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Материал: два термометра, чайник с горячей водой.

Процесс. Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее - на полу или на диване, то есть выше или ниже, сравнивают свои предположения с показаниями термометров. Дети выполняют действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат руку над водой. Выясняют с помощью действий, где теплее воздух: сверху или снизу.

Итог. Теплый воздух легче холодного, и поэтому сверху теплее.

  1. «Реактивный шарик».

Цели: выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материалы: воздушные шары.

Процесс. Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Итог. Воздух обладает упругостью, его сила может заставить двигаться предмет.

  1. «Большие - маленькие».

Цель: выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше места).

Материал: пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.

Процесс. Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время вносят ее в помещение, определяют температуру емкости (холодивная), обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы. (Воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь.) Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму. (Воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их.) Дети вносят в теплое помещение охлажденную бутылку без крышки, плотно закрыв отверстие рукой. На отверстие кладут монету (она подпрыгивает). Объясняют, почему это происходит. (Воздух в бутылке становится теплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монету.) Дети выносят бутылку без крышки на холод; через некоторое время заносят в помещение; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяет, что происходит с шариком. (Он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик, надувая его.)

Итог. Воздух при нагревании увеличивается в объеме.

7. «Подводная лодка».

Цели: обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Материал: изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Процесс. Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него.

Итог. Воздух легче воды - попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

  1. «Упрямый воздух» (1).

Цель: обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Материал: шприцы, емкость с водой (подкрашенной).

Процесс. Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он вверху и внизу. Взрослый предлагает детям объяснить результаты опыта: рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.

Итог. Воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

  1. «Упрямый воздух» (2).

Цель: обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Материал: пипетки, емкость с водой (подкрашенной).

Процесс. Дети рассматривают устройство пипетки (резиновый колпачок, стеклянный цилиндр). Проводят опыт аналогично предыдущему (сжимают и разжимают колпачок).

Итог. Воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ЖИВОТНЫМИ

1. «Жизненный цикл мушек».

Цель: понаблюдать за жизненным циклом мушек.

Материалы: банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).

Процесс. Очистить банан и положить его в банку. Оставить банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверять банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накрыть банку нейлоновым чулком и завязать резинкой. Оставить мушекв банке на три дня, а по истечении этого срока отпустить их всех. Снова закрыть банку чулком. В течение двух недель наблюдать за банкой.

Итоги. Через несколько дней можно увидеть ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в коконы, а затем появятся мушки. Дрозофил привлекает запах спелых фруктов. Они откладывают на фруктах яйца, из которых развиваются личинки и потом образуются куколки. Куколки похожи на коконы, в которые превращаются гусеницы. На последней стадии из куколки выходит взрослая мушка, и цикл повторяется снова.

2. «Как устроены перья у птиц».

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материалы: перья маховые и пуховые, лупа.

Процесс. Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась. (Перо легкое, так как внутри стержня - пустота.) Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями. (Перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность.) Рассматривают опахало через сильную лупу. (На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые между собой прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера.) Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера. (Пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру.) Дети рассуждают, для чего птицам такие перья.

Итоги. Маховые и пуховые перья отличаются. Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Маховые - помогают взлетать и держаться на воздухе.

3. «Могут ли животные жить в земле?».

Цель: выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Материал: почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; емкость с водой.

Процесс. Дети выясняют, что нужно животным для жизни: воздух для дыхания, влага, питание. Есть ли в почве воздух, влага, питание? Дошкольники выполняют следующие действия: погружают почву в воду (наблюдают выделение пузырьков воздуха); нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлажденное стекло (на нем появляются капельки воды); нагревают почву (по запаху выясняют наличие органических остатков).

Итог. Животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание, влага.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ТЕМПЕРАТУРОЙ

1. «Зависимость таяния снега от температуры».

Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха: чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Материал: снег, блюдца, пластмассовая емкость для снега.

Процесс.

  1. В морозный день предложить детям слепить снежки. Спросите, почему снежки не получаются. (Снег рассыпчатый, сухой.) Что можно сделать? (Занести снег в группу; через несколько минут попытаться слепить снежок.) Снег стал пластичный. Снежки слепили. Спросите, почему снег стал липким.
  2. Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

Итог. Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

2. «Как работает термометр».

Цель: посмотреть, как работает термометр.

Материалы: уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Процесс. Предложите детям зажать пальцами у термометра один конец в виде шарика - резервуар с жидкостью. Спросите, как ведет себя столбик жидкости в термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду тем концом, где находится жидкость. Предложите детям снова посмотреть, как ведет себя столбик жидкости в термометре.

Итоги. Когда вы держите шарик пальцами, столбик жидкости в термометре начинает подниматься; когда же вы опускаете термометр в холодную воду, столбик жидкости опускается. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке внутри термометра. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

  1. «Далеко - близко».

Цель: познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

Материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).

Процесс. Дети зажигают лампу, представляют, что это Солнце, помещают два термометра на расстоянии 10 и 100 см (вдоль метра) от лампы. Определяют, где будет температура выше. Чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на второй термометр, следовательно, они не смогут сильно его нагреть. Рассматривают с детьмимодель Солнечной системы; определяют удаленность разных планет от Солнца; отмечают, на какой из планет теплее всего (на планете, которая ближе к Солнцу, - на Меркурии). Поясняют это с помощью описанного выше опыта (чем ближе к Солнцу планета, тем больше она получает солнечной энергии; у более удаленных планет атмосфера холоднее).

Итог. От лампы идут лучи света - тепло, и термометр, расположенный ближе, получает больше энергии и больше нагревается.

4. «Чем похожи?».

Цель: выявить особенности изменения тел под воздействием температуры (расширение при нагревании).

Материал: пластиковая бутылка с крышкой, пузырек со вставленным в крышку стержнем, флакон стеклянный с плотно подогнанной пробкой, емкость с горячей водой, мыльный раствор.

Процесс. Дети рассматривают находящуюся на холоде пластиковую бутылку, плотно закрытую крышкой. Определяют, какой она формы, какая на ощупь(холодная, поверхность неровная, как будто помятая). Нагревают бутылку любым способом, предложенным детьми(руками, на батарее, горячей водой). Выясняют, какой она стала на ощупь, как изменилась ее форма, почему. (Бутылка стала горячей, выпрямилась; при открывании крышки из нее вырвался воздух, как будто его стало в бутылке больше.) Вновь закрывают бутылку, помещают ее в холод. Дети предполагают, что должно произойти и почему. Предположения детей проверяют через 15-20 минут. (На холоде бутылка как бы сжалась, опять стала неровной, воздух в ней занимает меньше места.) Дети рассматривают пузырек со вставленным стержнем. (Он полон воды, часть воды находится в стержне.) Наполняют стержень доверху мыльным раствором. Рассуждают: если воду нагреть, она займет места больше или нет. Для этого помещают пузырек в емкость с горячей водой (или согревают любым другим способом). Проверяют, что происходит, почему. (Из стержня выходят мыльные пузыри - значит, вода стала занимать больше места и выталкивает из стержня мыльный раствор.) Взрослый предлагает выяснить, что происходит с твердыми телами, если их нагревают. (Наверное, они тоже занимают больше места, расширяются.) Рассматривают флакон с плотно подогнанной пробкой, выясняют, что произойдет с пробкой, если ее нагреть. (Она не поместится в горлышке флакона.) Проверяют, нагревая пробку в горячей воде и вставляя ее во флакон. (Она не помещается в горлышке.) Делают вывод: и вода, и воздух, и твердые вещества при нагревании занимают больше места (расширяются).

Итог. И вода, и воздух при нагревании занимают больше места (расширяются).

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С РАСТЕНИЯМИ

1. «Может ли растение дышать?».

Цели: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материал: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Процесс. Дышат ли растения? Как доказать, что дышат? Дети определяют, как дышат растения, опираясь на знания о процессе дыхания у человека. (При дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.) Дети вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод: вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.

Итог. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

2. «Есть ли у растений органы дыхания?».

Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материал: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Процесс. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:

а)        наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;

б)        вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;

в)        здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;

г)        встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Итог. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

3. «Нужен ли корешкам воздух?».

Цели: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материал: три емкости с водой, почва уплотненная и рыхлая, три прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Процесс. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшкепочва плотная, в другом - рыхлая. Почему плотная почва хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду. (Хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха.) Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью - на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков. (Хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей - растение гибнет.) Зарисовывают результаты.

Итоги. Воздух необходим для корешков. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

4. «Что выделяет растение?».

Цели: установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.

Материал: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Процесс. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место. (Если растение дает кислород, в банке его должно стать больше.) Через 1-2 суток взрослый спрашивает детей, как узнать, накопился ли в банке кислород. (Кислород горит.) Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.

Итог. Растения выделяют кислород.

  1. «Во всех ли листьях есть питание?».

Цель: установить наличие в листьях питания для растений.

Материал: кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает детям поместить лист в кипящую воду, через 5-7 минут его рассмотреть, зарисовать результат.

Итог. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску, следовательно, питание в листе есть.

  1. «На свету и в темноте».

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материал: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Дети закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7-10 дней. (Лук под колпаком стал светлым.) Убирают колпак. Через 7-10 дней вновь зарисовывают результат. (Лук на свету позеленел - значит, в нем образовалось питание.)

Итог. Свет необходим для питания растений.

  1. «Кому лучше?».

Цели: выделить благоприятные условия для роста и развития растений; обосновать зависимость растений от почвы.

Материал: два одинаковых черенка герани, емкость с водой, горшок (емкость) с почвой, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут -в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости - с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.

Итог. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

  1. «Где лучше расти?».

Цели: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу.

Материал: черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель. (В глине растение не растет, в черноземе - растет хорошо.) Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта. (Урастения отмечается хороший рост.)

Итог. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.

  1. «Лабиринт».

Цель: установить, как растение ищет свет.

Материал: картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном - отверстие.

Процесс. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение неделинаблюдать за изменением цвета и направлением ростков. (Ростки теперь тянутся в разные стороны, становятся крепкими.)

Итог. Много света - растению хорошо, оно зеленое; мало света - растению плохо.

  1. «Что нужно для питания растения?».

Цель: установить, как растение ищет свет.

Материал: комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера); лейкопластырь.

Процесс. Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет? (Часть листа будет светлее.) Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.

Итог. Без света питание растений не образуется.

  1. «Что потом?».

Цель: систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материал: семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итог. Семечко - росток - взрослое растение - цветок - плод.

  1. «Для чего корешки?».

Цели: доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Материал: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Процесс. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.

Итог. Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.

13. «Как увидеть движение воды по стеблю растения?».

Цели: доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь строения и функции.

Материал: два цветка каллы, черенки герани или бальзамина с корешками, емкость с водой и пищевым красителем, емкость с водой.

Процесс. Поставить один цветок в воду, а второй цветок - в подкрашенную воду, оставить на один день. Через день цветок, стоящий в подкрашенной воде, окрасится в оттенок пищевого красителя, а цветок, стоящий в обычной воде, останется без изменений. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков. (Они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу.) А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель - «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду. (Корешок должен окраситься в другой цвет.) Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества.(Растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества.)

Итог. Растение всасывает воду, и по мельчайшим канальцам она доходит до цветка.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО СВЕТОМ

1. «Как образуется тень».

Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.

Материал: настольная лампа, фигурки для теневого театра.

Процесс.

  1. Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. (Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.)
  2. Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером - от фонарей и утром - от различных предметов; в помещении - от предметов разной степени прозрачности.

Итоги:

  1. Тень появляется, когда есть источник света. Тень - это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет.
  2. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света.
  3. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева образуется тень.
  4. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее.
  5. В тени прохладнее, чем на солнце.

2. «Уличные тени».

Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.

Процесс. Взрослый предлагает детям отгадать загадку про тень. Они рассматривают образование тени на улице: днем - от солнца, вечером - от фонарей и утром - от различных предметов; в помещении - от предметов разной степени прозрачности. Взрослый обсуждает с детьми: «Когда появляется тень?» (Когда есть источник света.) «Что такое тень, почему она образуется?» (Это темное пятно; тень образуется, когдасветовые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Итоги:

  1. От одного предмета (например, от самого себя) может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. (Лучи света идут от каждого источника, как бы «по своей дорожке», встречают преграду, не могут пройти дальше, и на этой дорожке появляется тень.)
  2. Чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днем и фонарь вечером).
  3. По мере удаления от источника света тень удлиняется, и контур становится менее четким. 1
  4. Очертания предмета и тени схожи.
  5. Чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
  1. «Передача солнечного зайчика».

Цель: понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно.

Материал: зеркала, схема многократного отражения.

Процесс. Дети рассматривают движение солнечного зайчика. Обсуждают, как он получается. (Отражение света от зеркала.) Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный зайчик, поместить еще одно зеркало. (Он отразится еще один раз.) Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья таким образом помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не мог. (Солнце в ее окно не светило.) Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных зайчиков, зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.

Итог. Зеркало отражает солнечный свет.

  1. «Разноцветные огоньки».

Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный свет.

Материал: противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

Процесс. Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней - в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой держат перед зеркалом лист бумаги, другой - слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Обсуждают результаты. Вода от верхнего слоя до поверхности зеркала выполняет функцию призмы. (Призма - это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета - спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.) Взрослый предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке.

Итог. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огонь.

5. «Разные отражения».

Цель: понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.

Материал: набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.

Процесс. Взрослый загадывает загадку об отражении и о зеркале, предлагает детям рассмотреть отражение в несколькихпредметах (например, в стекле с затемненной обратной стороной, на полированной крышке стола, стенке самовара и др.) при включенном искусственном освещении. Дети обсуждают, где отражение лучше. Взрослый предлагает найти еще предметы, которые могут отражать. Дети обследуют поверхность этих предметов и тех, где отражения нет. Рассматривают свое отражение в зеркале при разной степени освещенности, выясняют: чем светлее в помещении, тем лучше, четче отражение. Взрослый предлагает создать коллекцию отражающих материалов (предметов). Вместе с детьми совершает «Путешествие в прошлое зеркала».

Итог. Предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ

  1. Как увидеть «молнию».

Цель: выяснить, что гроза - проявление электричества в природе.

Материал: кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Процесс. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании.

Итог. Ткань наэлектризовалась, появился треск - это проявление электричества.

  1. «Мир металлов».

Цели: называть разновидность металлов (алюминий, сталь; жесть, медь, бронза, серебро), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве.

Материал: кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички, ножницы.

Процесс. Дети рассматривают предлагаемый материал, определяют, из чего он сделан, вспоминают основные, общие свойства металлов (металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость). Взрослый предлагает до проведения опыта определить, чем отличаются представленные металлы. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму:

  1. оценивают степень проявления металлического блеска;
  2. оценивают степень теплопроводности;
  3. определяют твердость металлов;
  4. ковкость (способность металлов приобретать заданную форму под воздействием высокой температуры и без нее);
  5. делают выводы о сходстве и различиях металлов.

Обсуждают, что из какого металла можно сделать.

Итог. У разных металлов разные свойства.

3.«Как не обжечься?».

Цель: выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).

Материал: одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла.

Процесс. Дети рассматривают емкости, наполненные водой; определяют температуру воды в них. (Вода горячая, так как из емкостей идет пар, он хорошо виден.) Взрослый предлагает детям ответить, какими должны быть емкости, если из них идет пар. (Они должны быть на ощупь горячими, нагреться от воды.) Дети проверяют предположения, осторожно дотрагиваясь до каждой емкости.

Итог. Самая горячая - алюминиевая емкость, затем идут керамическая, пластмассовая, деревянная.

  1. «Чем ближе, тем быстрее».

Цель: узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.

Материал: пластилин, линейка, рейка метровой длины.

Процесс. Взрослый предлагает детям определить, на всех ли планетах, как на Земле, год длится 365 дней (за это время Земля совершает оборот вокруг Солнца). Дети под руководством взрослого выполняют действия: лепят из пластилина два шарика размером с грецкий орех; помещают один из них на конец линейки, а другой - на конец более длинной рейки; ставят линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Затем одновременно опускают рейку и линейку. Отмечают, что шарик, прикрепленный к линейке, упал быстрее. Взрослый, используя модель Солнечной системы, объясняет, что эти действия напоминают движение планет, которые непрерывно обращаются вокруг Солнца (Меркурий - за 88 земных дней, Плутон - за 250,6 земных лет).

Итог. Чем ближе планета к Солнцу, тем короче на ней год, так как она быстрее вращается вокруг него.

  1. «Родственники стекла».

Цель: узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса: фарфора; сравнить их качественные характеристики и свойства.

Материал: стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки; вода, краски, деревянные палочки; алгоритм деятельности.

Процесс. Дети вспоминают сведения о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: 1) налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности), 2) поставить их на солнечное место (теплопроводность), 3) деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»), 4) обобщить выявленные сходства и различия.

Итог. Фаянс и фарфор имеют некоторые свойства стекла - они твердые и хрупкие, могут разбиться, как стекло.

6. «Мы - фокусники».

Цель: выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

Материал: деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость с водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани.

Процесс. Дети рассматривают иголку, определяют материал, из которого она сделана. Взрослый уточняет у детей, что произойдет, если положить ее в стакан с водой. (Утонет, так как она металлическая.) Предположения детей проверяют: предварительно проводят иголкой по ткани, смоченной растительным маслом, опускают в воду - иголка плавает; проводят рукавичкой по стакану - она тонет. Взрослый предлагает назвать варианты, как достать предмет, не замочив руки. (Вылить воду, поднять с помощью другого предмета: сачка, магнита, поднося его к стакану.) Дети рассматривают деревянный шарик, определяют материал, выясняют, что произойдет, если положить деревянный шарик в стакан с водой. (Будет плавать.) Предположения детей проверяют, опуская в воду два шарика. Выясняют, почему один из деревянных шариков утонул. (Вероятно, он тяжелый, не деревянный внутри.) Взрослый предлагает его достать, не замочив рук. Дети подносят «волшебную» рукавичку, достают шарик, рассматривают его.

Итог. Магнит притягивает металлические предметы.

7.«Притягиваются - не притягиваются».

Цели: найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Материал: пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнит.

Процесс. Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит. (Некоторые из них притянутся к магниту.) Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы), и проверяют их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом.

Итог. Не все металлы притягиваются магнитом: медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются.

8. «Мир бумаги».

Цели: узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Материал: квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

Процесс. Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства, актуализируя прошлый опыт. (Горит, намокает, мнется, рвется, режется.) Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности:

  1. смять четыре разных кусочка бумаги;
  2. разорвать пополам;
  3. разрезать на две части;
  4. опустить в емкость с водой.

Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой - медленнее.

Итог. Чем бумага толще, тем она хуже рвется и больше по времени намокает.

9. «Мир ткани».

Цели: узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Материал: небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой.

Процесс. Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани:

  1. смять;
  2. разрезать на две части каждый кусок;
  3. попытаться разорвать пополам;
  4. опустить в емкость с водой и определить скорость намокания;
  5. сделать общий вывод о сходстве и различии свойств.

Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.

Итог. Разные виды ткани обладают разными свойствами.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

С ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ

1. «Полярное сияние».

Цель: понимать, что полярное сияние - проявление магнитных сил Земли.

Материал: магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.

Процесс. Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит. (Опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита.) Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару. (Кусочки бумаги - частицы солнечного, ветра, шар - Земля.)

Итог. Магнитные силы Земли задерживают солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся.

  1. «Выбери».

Цель: понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

Материал: предметы - одного размера из разных материалов, разных размеров, но близкие по весу; емкости с водой и песком, тонкая резинка, пружинные весы.

Процесс. Дети рассматривают предметы. Взрослый предлагает детям узнать, притягиваются ли они к Земле. С помощью взрослого дети выполняют действия: привязывают нити к предметам, взвешивают их; отпускают над водой, над песком, подвешивают на резинку. (Тяжелые предметы сильнее растягивают резинку.) Рассматривают пружинные весы. Взвешивают предметы, различные по весу, отмечая показания весов.

Итог. Чем тяжелее предмет, тем он сильнее притягивается.

  1. «Почему легче?».

Цель: выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле.

Материал: емкость с водой, пружинные весы, хомутик из узкой полоски жести.

Процесс. Дети под руководством взрослого подвешивают к весам груз, фиксируют показания с помощью хомутика. Затем резко опускают весы вместе с грузом в воду (имитируют падение). Определяют, что показания весов восстановились. Выясняют, почему хомутик оказался на нулевой отметке. (Потому что показания весов изменились при падении.) Взрослый спрашивает детей, когда предмет стал «невесомым» (при падении), когда человек может почувствовать невесомость (в лифте, при прыжке, на качелях).

Итог. Предметы становятся «невесомыми» (легче) при падении, в лифте, при прыжке, на качелях.

  1. «Волшебный шарик».

Цель: установить причину возникновения статического электричества.

Материал: воздушные шары, шерстяная ткань.

Процесс. Дети обращают внимание на «прилипший» к стене воздушный шар. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется. (Шар падает, отлипает от стены.) Дети выясняют, как сделать шар волшебным, предположения проверяют действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду, - и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда.

Итог. От трения возникает статическое электричество.

  1. «Волшебники».

Цель: установить причину возникновения статического электричества.

Материал: пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги.

Процесс. Взрослый ставит перед детьми задачу: как сделать предметы волшебными, чтобы они могли притягивать к себе?(Потереть тканью о волосы, одежду.) Предположения дети оформляют в виде алгоритма или пиктограммы. Выполняют действия, проверяя электризацию предметов, взаимодействие с различными материалами. Устанавливают оргстекло на подставку, под которой лежат фигурки из бумаги. Выясняют, как заставить фигурки двигаться: используют для натирания стекла разные материалы. (Фигурки прилипают к стеклу.) Дети протирают влажной тканью стекло и смотрят, что произошло с фигурками. (Фигурки упали на стол, «электричество» кончилось, оргстекло перестало притягивать.)

Итог. При трении различных предметов друг о друга возникают притягивающие силы.

6. «Почему все падает на землю?».

Цель: понять, что Земля обладает силой притяжения.

Материал: предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух); емкость с водой, песком, металлические шарики.

Процесс. Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит, какие быстрее падают на землю, какие дольше держатся в воздухе, какие они по весу. (Предметы, легкие по весу, имеющие большую площадь поверхности, в воздухе держатся дольше.) Рассматривают предметы, выясняют материал, из которого они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее, почему. (Тяжелые предметы ударяются сильнее.) Одинаковые шарики опускает с разной высоты над емкостью с песком. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались. (Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, и тогда в песке увеличивается углубление.) Отпускают предметы с разной высоты над емкостью с водой. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались. (Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты; при падении предмета с большейвысоты в воду больше брызг.) Объясняют, почему опасно прыгать с высоких предметов. (Удар о землю будет сильнее.)

Итог. Земля обладает силой притяжения.

  1. «Две пробки».

Цель: выяснить, как действует сила притяжения.

Материал: емкость с водой, две пробки одинакового размера.

Процесс. Дети опускают пробки в емкость с водой на расстоянии 5 мм друг от друга. Проверяют, что произошло. (Пробки притянулись одна к другой.) Подталкивают одну из пробок к стенке емкости. (С небольшого расстояния пробка притягивается к ней.)

Итог. Предметы могут притягиваться друг к другу.

  1. «Твердые - жидкие».

Цель: понять изменение агрегатного состояния веществ в зависимости от тепла.

Материал: пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, металлическая тарелочка; пинцет или металлическая емкость с деревянной ручкой.

Процесс. Предварительно подержав в холодном месте пластилин, дети выясняют, из каких частиц он состоит. (Твердых - чтобы разъединить пластилин, надо приложить усилие.) Рассуждают, что надо сделать, чтобы из него было удобно лепить. (Согреть, он станет мягче.) Как можно согреть? (На солнце, на батарее, над пламенем свечи, в руках и т. д.) Дети помещают кусочек пластилина в металлическую тарелку, нагревают над пламенем свечи. Выясняют, что произошло с пластилином. (От тепла он расплавился, растекся по тарелке. Из твердого вещества он превратился в жидкое.) Оставляют пластилин на 5-10 минут. Определяют, что происходит с пластилином, почему. (Он затвердевает; жидким он становится, если его нагревать.) Дети утверждают, что можно встретиться с такими же превращениями в природе (снег - вода - лед). Только тепла для этих превращений надо меньше, чем для пластилина.

Итог. Тепло изменяет состояние вещества.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКОМ

  1. «Почему не слышно?».

Цель: выявить причины ослабления звука.

Материал: большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки. Дети проводят следующие опыты. В большой емкости у одного края помещают легкие кораблики из бумаги или пробки.У противоположного края бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами. (По воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны.) Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращают внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться. (Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается.) Дети закрепляют в емкости преграды - «волнорезы», расположив их в любом направлении.С одной стороны емкости имитируют рукой «волны», наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой. (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают.) То же самое происходит со звуками в городе, помещении.

Итог. Чем источник звука дальше, тем звук тише.

  1. «Как быстрее?».

Цель: выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материал: бечевка, клейкая лента, ватный тампон.

Процесс. Дети с помощью взрослого отмеряют длинную бечевку (не менее 60 см), один конец прикрепляют к столу, а за другой натягивают бечевку и отпускают. Дети наблюдают, как она дрожит, колеблется, издавая негромкий звук, который по воздуху доходит до слуха. Наматывают на палец бечевку, закрывают одно ухо ватным тампоном, в другое вставляют палец с намотанной бечевкой. Вновь оттягивают бечевку и отпускают.

Итог. Звук от колебания бечевки становится громче, попадает сразу в ухо. Звук быстрее распространяется через твердые тела.

  1. «Звуки в воде».

Цель: выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материал: большая емкость с водой, камешки.

Процесс. Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.

Итог. Звук быстрее распространяется через жидкие тела.

  1. «Как сделать звук громче?».

Цель: выявить причины усиления звука.

Материал: пластмассовая расческа, рупор из картона.

Процесс. Взрослый предлагает детям выяснить, может лирасческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев расчески, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески. (Зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха, и слышится звук.) Звук очень тихий, слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения можно предложить одному ребенку проводить пальцем по зубьям расчески, а другому в это время - легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т. д. (Звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет.)

Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор).

Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем - с помощью рупора.

Итог. Команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементарные опыты и эксперименты в детском саду

Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Элементарные опыты и эксперименты в детском саду

Элементарные опыты и эксперименты в детском саду...

Картотека: "Элементарные опыты и эксперименты в детском саду"

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подвод...

Папка передвижка "Элементарные опыты и эксперименты в детском саду"

quot;Элементарные опыты и эксперименты в детском саду"...

Элементарные опыты и эксперименты в детском саду.

Для поддержания интереса к экспериментированию  разработана картотека опытов и экспериментов....

РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...