Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию "Калейдоскоп - природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Худотеплова Оксана Владимировна

Цель: формирование экологических знаний у дошкольников и ответственного поведения в природе.

Задачи:

- Познакомить с экологией как наукой, изучающей взаимодействие живых организмов с окружающей неживой природой;

- Расширить знания о растительном и животном мире, взаимосвязях, существующих в природе, и необходимости сохранения окружающей среды;

- Развить интерес к познавательной деятельности в мире природы;

- Сформировать высокую мотивацию к активной природоохранной деятельности;

- Воспитать бережное и заботливое отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaleydoskop_prirody.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Весёлая планета» п. Орловского

Познавательное развитие

«Калейдоскоп - Природы»

(конспект занятия)

для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Разработала:

Воспитатель МБДОУ

детский сад «Весёлая планета»

Худотеплова О.В.

п. Орловский

2023 год

Цель: формирование экологических знаний у дошкольников и ответственного поведения в природе.

Задачи:

- Познакомить с экологией как наукой, изучающей взаимодействие живых организмов с окружающей неживой природой;

- Расширить знания о растительном и животном мире, взаимосвязях, существующих в природе, и необходимости сохранения окружающей среды;

- Развить интерес к познавательной деятельности в мире природы;

- Сформировать высокую мотивацию к активной природоохранной деятельности;

- Воспитать бережное и заботливое отношение к природе.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- коммуникативная;

- игровая.

Форма организации детей на занятии: познавательное путешествие.

Форма организации обучения: групповая.

Материал и оборудование: раздаточный и демонстрационный

Демонстрационный: презентация, калейдоскоп

Раздаточный: раскраска калейдоскоп, цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Планируемые результаты:

- расширить представления об экологии как науке, изучающей взаимодействие живых организмов с окружающей неживой природой;

- закрепить умение сравнивать, классифицировать животных и птиц по признакам: травоядные – хищники, перелётные – зимующие.

- закрепить правила поведения в природе, воспитывать осознанное, бережное и заботливое отношение к природе и её ресурсам.

Ход занятия:

Воспитатель:

(дети с воспитателем становятся в круг для приветствия)

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Владимировна. Скажите, а вы знаете, что такое экология?

(ответы детей)

 – Наверняка каждый из вас знаком с этим словом. Хотите ли вы больше узнать, что означает это слово?

- Экология – наука, которая учит нас бережному отношению к окружающему миру природы, к месту, где живем. Экология заставляет человека задумываться над тем, что мир Природы прекрасен и его необходимо сохранять!

Мир природы

Воспитатель:

- Мир природы полон красок. Каждый сезон года меняет все вокруг, как цветные стеклышки меняют в калейдоскопе картинку. Каждый из вас знаком с этой игрушкой?

(ответы детей)

В ней зеркальные пластины и цветные стеклышки, когда повернёшь немного трубку, появляется один узор, а затем другой, третий…. И перед глазами проплывает разноцветье красок, образов, форм, которые нам рисует матушка Природа. Сегодня мы постараемся понять, что же такое экология, почему так важно знать окружающий нас мир природы и охранять его.

Воспитатель:

- На занятии нам понадобится раскраска калейдоскоп и цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Они заменят нам разноцветные стеклышки. С их помощью мы будем раскрашивать стеклышки нашего экологического калейдоскопа, чтобы стать экологически грамотными.

Воспитатель:

– Что является домом для всех, кто живет на планете Земля?

Дети: природа

- Кто жители этого дома?

Дети: люди, животные, растения и т.д.

Какие условия необходимы для жизни в доме?

(ответы детей)

Воспитатель:

- Природа – это наш общий Дом. В этом Доме есть воздух, чтобы дышать, есть солнце, дающее свет и тепло, есть вода. Это те условия, которые так необходимы всем живым организмам.

Воспитатель:

– Помните я вам в начале занятия показывала игрушку с разноцветными стеклышками?

- Как она называется?

- Правильно, калейдоскоп. Давайте представим, что Природа – это калейдоскоп. Он будет домом, как теремок из сказки. Вы помните эту сказку? Каждый из животных нашел в теремке себе место и стал в нем жить.

- Как вы думаете, чего не хватает нашему калейдоскопу? (Цвета)

- Правильно, Давайте заселим в калейдоскоп жителей и сделаем его красочным. У каждого из вас есть калейдоскоп и цветные карандаши – наши разноцветные стеклышки.

- Скажите ребята, кого из мира природы вы бы заселили первыми?

(ответы детей)

– Конечно, растения! Ведь именно растения являются пищей для большинства животных.

 – А какие растения будут жителями нашего теремка? Ответить на этот вопрос вам помогут загадки.

Задание 1. Отгадайте загадки.

Он могучий!

Крона – в тучах.

В кроне желуди видны,

И не зря к нему приходят

Утром ранним кабаны (Дуб).

Прилетела в гости к ней Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягоды клюют (Рябина.)

Желтым цветом луг охвачен,
Значит вырос - … (Одуванчик) 

Голубой звенит звоночек,
В поле синий … (Колокольчик) 

Вывел бодрый пастух

Тех рогатых на луг,

Чтоб какой «зелёнки»

Наелись бурёнки? (Трава)

- Молодцы, вы справились с первым заданием. Что первым мы заселим в калейдоскоп?

Дети: растения

 - Правильно. Зеленым карандашом мы раскрасим первое стеклышко и это растительный мир в нашем калейдоскопе.

- Кого мы ещё можем заселить в наш калейдоскоп?

- Правильно, животных. Давайте же приступать ко второму заданию.

Животные Задание 2.

Определите, кто из животных травоядный - питается растениями, а кто хищник – питается другими животными. (на экране в разброс животные и они должны распределить по подгруппам)

(На экране картинки с животными: волк, лев, лиса, кот, заяц, лошадь, корова, олень. Дети называют животное и распределяют его в группу травоядное оно или хищное)

- Вы справились и с этим заданием. Красным карандашом мы закрасим второе стёклышко и это будет у нас мир животных.

- Ребята, кого мы ещё можем встретить в природе? (птицы)

- Правильно.

ПТИЦЫ Задание 3.

Найдите лишнего.

1. Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (ласточка, ворона, синица, снегирь)

2. Три птицы дикие, одна домашняя. Укажите её. (воробей, дятел, синица, петух)

3. Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Сова, орёл, сокол, воробей)

4. Три домашних, одна дикая (индюк, гусь, петух, сова)

- Фиолетовым карандашом раскрасим третье стёклышко и это будет мир птиц в нашем калейдоскопе.

- Перед тем как мы приступим к следующему заданию давайте немного отдохнем. Ребята, слушайте внимательно и повторяйте за мной.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной.

(Потягивания — руки вверх.)

Он на ветках среди леса

Щедро жёлуди развесил.

(Потягивания — руки в стороны.)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся!

(Наклоны вперёд.)

Вот лягушка поскакала.

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе.

 (Прыжки на месте.)

Ну, а мы пройдём немного.

Поднимаем выше ногу!

(Ходьба на месте.)

Походили, порезвились,

И на травку опустились!

- Молодцы ребята. Мы с вами отдохнули, пора приступить к следующему заданию. Подумайте, кого бы мы могли ещё заселить в наш калейдоскоп – природы?

Насекомые Задание 4

(Вопрос – ответ. Детям задают вопросы о насекомых, картинка с правильным ответом появляется на экране)

Какое насекомое считается самым трудолюбивым? (муравей)

Назовите хищное насекомое, которое плетет паутину. (паук)

Какое насекомое светится в темноте? (светлячок)

Кто живёт в улье? (пчела)

Самое назойливое насекомое? (муха)

- Оранжевым карандашом раскрасим четверное стёклышко и это будет мир насекомых в нашем калейдоскопе.

- Посмотрите на калейдоскоп. Он становится ярким, красочным.

- Посчитайте сколько осталось не закрашенных стеклышек?

- Что мы еще забыли заселить в наш калейдоскоп? (ответы детей).

- Конечно, воздух, воду, солнце. Это то, что необходимо жителям нашего калейдоскопа - природы.

- Пятое стеклышко в нашем калейдоскопе раскрасим желтым карандашом и это будет солнце, ведь солнечный свет так необходим живым организмам!

- Синим карандашом раскрасим шестое стеклышко и это будет у нас вода.  Наличие воды – очень важное условие для жизни!

 - А голубым карандашом раскрасим последнее стёклышко – седьмое и будет это воздух! Без него не смогут жить ни один из жителей нашего калейдоскопа – природы.

- Посмотрите на наш калейдоскоп, какой он стал?

(ответы детей)

- Что может каждый из нас сделать для сохранения нашего общего дома – Природы?

(ответы детей)

Ребята, а вы знаете кто такие Эколята – дошколята?

- Это юные защитники природы. Давайте я вас с ними познакомлю.

(на слайдах появляются персонажи)

- Посмотрите на экран, Эколята-дошколята хотят вам напомнить о том, какие нужно соблюдать правила ответственного поведения в природе:

- Не мусорить, находясь на природе,

- Не поджигать траву,

- Не разорять птичьих гнезд,

- Не ловить бабочек ради забавы

Рефлексия.

- Ребята вам понравилось занятие?

- А чем мы сегодня с вами занимались?

- Что нового вы узнали?

- Что больше всего вам понравилось?

- Мне тоже очень понравилось занятие, я надеюсь, что вам было интересно, вы узнали что-то новое, а самое главное то, что вы будете любить природу еще сильнее и относится к ней бережно. Мы с вами стали экологически грамотными, и я вместе с Эколятами – дошколятами приготовили для вас памятные подарки. (медали и группе набор животных)

Спасибо вам большое, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой по теме "Деревья"

Занятие разработано для логопедической группы. Вопросы воспитателя побуждают детей раскрывать причинно - следственные связи, взаимодействовать с педагогом и между собой....

конспект занятия в подготовительной группе "Круговорот воды в природе"

данный материал поможет педагогам в рамках проекта "Бережливый детский сад"  интересно рассказать детям о круговороте воды в природе и о том, что надо беречь воду....

Конспект занятия в подготовительной группе "Разделяем мусор-бережем природу"

Проблемы экологии с каждым годом становятся все острее. Раздельный сбор мусора и последующая его переработка - один из важнейших пунктов сохранения жизни на Земле. Неотъемлемой частью развитого общест...

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с природой на тему «Растения и животные зимой»

Задачи: Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать знакомить с особенностями приспособленности животных к среде обитания в зимний период. Подводить к пони...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...