Экологический проект «Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Милохова Елена Петровна

Живя городе, мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим обучающимся. Здоровье человека зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.

Необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна.  Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_soderzhanie_ekologicheskogo_proekta.docx55.52 КБ

Предварительный просмотр:

                        Содержание экологического проекта

1 Введение

  1. Актуальность проекта
  2. Проектная идея
  3. Краткая характеристика  экологического проекта
  4.  План реализации проекта

2 Практическая часть

            2.1 Продукты проекта

            2.2 Ожидаемые результаты

3 Выводы

Список литературы

                           

  1. Введение

Живя городе, мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим обучающимся. Здоровье человека зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.

Необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна.  Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

        Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

       Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека  к окружающему его миру природы лежат гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

           Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?  Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.).

 

                                    1.1 Актуальность проекта

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

        Экономические законы усваивались людьми в обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая взамен, засоряя природу отходами. Поэтому экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

И мы считаем, что особенно мощным средством экологического воспитания обучающихся является использование театральной деятельности, которая позволяет знакомить детей с природой во всем ее многообразии – через образы, звуки, музыку. Дети, в силу своих возрастных особенностей, отличаются большой любознательностью, поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает».  Музыкально - экологический театр – один из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, он позволяет решать актуальные проблемы, связанные с экологическим воспитанием, и оказывает огромное влияние на становление личности ребенка, формирование его экологической культуры, развитие его эмоциональной сферы, творческих способностей, умение понимать прекрасное в природе и взаимоотношениях другими людьми. Поэтому возникла необходимость систематической работы с обучающимися, а также привлечение   родителей к данной проблеме.

1.2 Проектная идея

Создание условий для экологического воспитания обучающихся в театрализованной деятельности, организованной образовательной деятельности и вне организованной образовательной деятельности, в тесном взаимодействии с педагогическими работниками и родителями.

1.3 Краткое содержание проекта.

Наименование проекта: «Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы»

По продолжительности проект: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 01 марта2017г – 14 апреля 2017г.

По виду проект: Творческий, комплексный.

Участники проекта: обучающиеся, педагогический работник, музыкальный руководитель, родители.

Гипотеза проекта: Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру обучающихся, развить творческие способности обучающихся. расширит их кругозор, привьет навыки бережного отношения к природе.

Цель проекта: Формирование творческой, экологически грамотной личности средствами театральной деятельности.

Задачи проекта: 

1. Формировать умение обучающихся осознанно наблюдать за отдельными процессами окружающего мира и природы;

2. Продолжать знакомить обучающихся с системой экологических взаимосвязей средствами театрализованной деятельности;

3. Способствовать развитию ценностной позиции обучающихся по отношению к самому себе и к окружающей природе;

4.  Развивать творческие способности обучающихся; 

5. Совершенствовать у обучающихся умение налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием;

6. Формировать экологическую компетентность родителей.

7. Обогащать эмоциональную сферу обучающихся.

               Этапы работы над проектом:

  • Подготовительный этап
  • Основной этап
  • Заключительный этап

                      1.4 План реализации проекта.        

п/п

Мероприятие

Цели

Ответственные

Сроки проведения

1 этап

1

2

3

4

5

6

7

 Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, художественной литературы для реализации проекта: стихи, загадки и т.д., подборка музыкально-экологических пьес и сказок для постановок, экологических сценок.

Предложить родителям помочь в реализации проекта.

Подбор и изучение литературы по    экологическому воспитанию, по театрализованной деятельности

Мониторинг воспитанников (наблюдение, беседы).

Анкетирование родителей.

 Составление примерного плана работы.

 Создание масок для инсценировки сказок, (из пластиковых стаканчиков и музыкальных дисков)

Создание условий для демонстраций, и практической деятельности.

Вовлечение  родителей    в  педагогический   процесс  детского  сада.

Изучение литературы по теме проекта.

Выявление уровня развития обучающихся по экологическому воспитанию.

Педагоги

Педагоги, родители.

Педагоги.

Педагоги

Педагоги, родители

Педагоги

Педагоги

Март

Март

Март

Март

Март

Март

Март

                                                                      2 этап

1

Наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

Расширение знаний обучающихся о природе.

Педагоги.

Март-апрель

2

Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы: птиц, растений, животных, насекомых и т.д.

Расширение знаний обучающихся о природе, воспитание бережного отношения к природе.

Педагоги

Март-апрель

        

3

Составление описательных рассказов по картинам: «Ранняя весна», «Скворечник»

Расширение знаний обучающихся о природе.

Педагоги.

Март-апрель

4

Беседы с обучающимися по следующим темам:  «Что такое природа?», «Вестники весны», «Витамины на грядке», «Живая вода», «Будь природе другом», «Берегите природу»

Закрепить знания обучающихся о  природе, расширять представления о взаимосвязях человека с ней.

Педагоги.

Март-апрель

5

6

Художественное творчество: рисование птиц, лепка по мотивам экологической сказки.

Дидактические игры: Лото «Времена года», «Когда это бывает?», «Чей домик?», «Назови растение», «Четвертый лишний», «Земля и ее обитатели»

Игровое упражнение

«Изобрази животное/птицу»

Развитие умения применять ранее полученные знания.

Развивать у детей мыслительные процессы, обогащать словарный запас.

Развитие мимики, жестов, умения передавать повадки животных в движении.

Педагоги.

Педагоги

Педагоги

Март

Март-апрель

Март

        

                

7

Чтение экологических сказок: «Медведь и солнце», «Кто в моем доме живет?» Н. Сладков,

«Почему у земли платье

зеленое»

А. Лопатина, «Мухомор»

Н. Сладков.

Дать представление о взаимосвязях в природе, развивать умение видеть красоту природы, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Педагоги.

Март-апрель

8

Инсценировка сказок: «Теремок» на новый лад, «Муха-Цокотуха», «Айболит»

К. И. Чуковского,

Развитие творческих способностей, развивать интерес к сказкам с экологическим содержанием.

Педагоги.

Март-апрель

9

Отгадывание загадок, разучивание песен «Весна» из репертуара М.Воиновой, «Мусорные фантазии» музыка А.Пинегина, слова А.Усачёва, танца «Весёлые путешественники»

Развивать у детей мыслительные процессы, творческие способности, воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к природе.

Педагоги

Март-апрель

10

ООД: «Будь другом природе», «Что подсказала природа»,

Расширение знаний  обучающихся о  природе, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Педагоги

Март-апрель

11

Музыкально-экологическое, театрализованное представление «Как Иван – Эколог и Макс – Крутой спасали природу»

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Педагоги

Март

12

Кукольный театр «Весна пришла»

Расширение знаний  обучающихся о  природе

Педагоги

Март-апрель

13

Просмотр театра кукол «Аленушка», «Почему Земля плачет»

Воспитание внимательного отношения к природе.

Педагоги

Март

14

Просмотр мультфильма «Чему учит экология» (фиксики), видеоролика «Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы».

Воспитание внимательного отношения к природе.

Педагоги

Март

15

Консультации для родительского уголка. «Экологическое воспитание в семье», «Учите ребенка замечать незаметное».

Рекомендации для родителей, развитие родительской компетенции в вопросах экологического воспитания.

Педагоги, родители.

Март-апрель

                                                          3 этап  

1

Анализ и обобщение результатов.

 Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе совместной деятельности.

Педагоги.

Апрель

2

Оформление картотеки (экологические сказки, стихи, загадки о природе, дидактические, театрализованные и подвижные игры с экологическим содержанием.)

Пополнение картотеки для работы.

Педагоги

Апрель

3

Оформление книжек-малышек на экологическую тему.

Заинтересованность родителей педагогическим процессом детского сада

Педагоги, родители.

Апрель

4

 Пополнение уголка театра.

 Оформление стенгазеты по театрализованной деятельности.

Анализ и обобщение результатов.

Педагоги

Апрель

5

Постановка экологической сказки «Репка» с участием родителей и флэш-моб с родителями и с обучающимися на тему: «Природе важен каждый»

Повышение экологической компетентности, развитие творческого потенциала родителей, воспитание бережного отношения к природе.

Педагоги, родители.

Апрель

6

Обмен опытом работы по формированию творческой, экологически грамотной личности средствами театральной деятельности, с педагогами на педагогическом совете, (презентация проекта)

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательной, творческой, исследовательской деятельности обучающихся.

Педагоги.

Апрель

                                2.Практическая часть.

В ходе реализации проекта на первом этапе (подготовительном) проводился сбор художественной литературы по теме: подобраны экологические сказки, стихотворения, загадки, дидактические и подвижные игры с экологическим содержанием, проводилась беседа с родителями на тему: «Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы». Работа с обучающимися проводилась с учетом образовательных направлений: познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое. На данном этапе также проводился мониторинг уровня развития экологических представлений у обучающихся. В работе использовались такие методы исследования как наблюдения и беседы с обучающимися. Результаты мониторинга свидетельствует о необходимости проведения практической деятельности с обучающимися для повышения уровня развития экологических представлений дошкольников. Также проводили анкетирование родителей, с целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье. По результатам анкетирования можно сделать следующий вывод, что большинство семей дома не держат ни животных ни птиц, за комнатными растениями ухаживают взрослые.

Работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка, мы начали конечно с младшего дошкольного возраста при этом старались использовать новые подходы к воспитательно - образовательной деятельности. Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

        Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, организованная образовательная деятельность, большую роль в формировании экологической культуры играет приобщение детей к эколого-природоведческому образованию посредством театра.  Мы считаем, что театр является особенно мощным средством экологического воспитания обучающихся, которая позволяет знакомить детей с природой во всем ее многообразии – через образы, звуки, музыку, ведь при постановке театра возможно всё, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. Экологические театральные постановки предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, способствуют проявлению самостоятельности, открытости, развивают фантазию, умение мыслить музыкальными образами. И поэтому у нас возникла идея реализовать свой проект посредством театрализованной деятельности, с использованием музыки. На основном этапе проводилось музыкально-экологическое, театрализованное представление «Как Иван – Эколог и Макс – Крутой спасали природу», дети с удовольствием играли свои роли, помогали друг другу. Проводился настольный театр из пластиковых стаканчиков и музыкальных дисков: «Теремок» на новый лад и кукольный театр «Весна пришла» с участием обучающихся, участвовали в инсценировке сказок: «Айболит», «Муха-Цокотуха» К. И.Чуковского.

       Читали детям экологические сказки, именно сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В них в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Экологическая сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Сказки также инсценировали, обыгрывали с обучающимися. Смотрели мультфильм «Чему учит экология» (советы фиксиков) и видеоролик «Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы».

       Проводились консультации для родителей на тему: «Что такое экологическая культура?», «Учите ребенка замечать незаметное», «Живые витамины».        Обучающиеся постоянно имели возможность наблюдать, за изменениями, происходящими в природе.

       Проводились беседы: «Что такое природа?», «Вестники весны», «Витамины на грядке», «Живая вода», «Будь природе другом», «Берегите природу».

Работа дополнялась просмотром картин, иллюстрациями о природе, чтением художественной литературы, отгадыванием загадок, проведением игр с экологическим содержанием.

      На заключительном этапе, проводился повторный мониторинг уровня развития экологических представлений обучающихся. У обучающихся повысился уровень развития экологических представлений и в делах, поступках начало проявляться осознанно-правильное отношение к природе. Обучающиеся стали проявлять активный интерес к ней, их вопросы '' Почему?'' и '' Зачем?'' выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта, развивается эмоционально - практический отклик на окружающую природу. На данном этапе была оформлена картотека (экологические сказки, стихи, загадки о природе, дидактические, театрализованные и подвижные игры с экологическим содержанием.) Оформлены книжки-малышки на экологическую тему. Оформлена стенгазета после проведенной театрализованной деятельности, проведена экологическая сказка «Репка» с участием родителей и флешмоб с родителями и с обучающимися на тему: «Природе важен каждый».

                                           2.1 Продукты проекта.

1. Оформление картотеки (экологические сказки, стихи, загадки о природе, дидактические, театрализованные и подвижные игры с экологическим содержанием.) 

2. Оформление книжек-малышек на экологическую тему. 

3. Оформление стенгазеты по театрализованной деятельности.

4.  Постановка экологической сказки «Репка» с участием родителей.

5. Флешмоб с родителями и с обучающимися на тему: «Природе важен каждый»

6. Презентация проекта на педагогическом совете.

         

  2.2 Ожидаемые результаты.

1. Сформируется умение осознанно наблюдать за отдельными процессами окружающего мира и природы;

2. Познакомятся с системой экологических взаимосвязей средствами театрализованной деятельности;

3. Формируются предпосылки развития ценностной позиции детей по отношению к самому себе и к окружающей природе;

4. Формируется умение налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием;

5.Сформируются навыки творческих способностей обучающихся.

6. Для педагогов: видеть эмоциональный отклик на проделанную работу по проекту от обучающихся и родителей, приобретут новый опыт по экологическому воспитанию, повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьями.

7. Для родителей: повысится экологическая культура родителей; появится понимание в необходимости экологического воспитания детей, реализуют свой творческий и педагогический потенциал.

     3.Вывод

Особая педагогическая значимость проекта «Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы» заключается в следующем, он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с природой.

         В ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в делах, поступках начало проявляться осознанно-правильное отношение к природе.  Обучающиеся стали проявлять активный интерес к ней, их вопросы '' Почему?'' и '' Зачем?'' выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта, развивается эмоционально - практический отклик на окружающую природу. А самое главное кроме бесед, наблюдений, рассматривания картин проводятся театрализованные представления, которые интересны детям, родителям, педагогам.

 В заключении хочется подчеркнуть, что театральные постановки не новое направление в нашей работе. Новое в том, что экологическую проблему мы раскрыли через театрализованное представление. Перед нами открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, сказку, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других.

          Театрализованная деятельность помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников. В ходе реализации проекта по формированию основ экологической культуры мы хотели добиться от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём. И мы думаем, что у нас многое получилось и мы будем продолжать работу по этому направлению.

Пройдет время, вырастут наши дети, будут беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений!

На данный момент наша главная цель- это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова: «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому, что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не задев, не затронув» Е.Леонов.

Список используемой литературы 

  1. С.Н. Николаева  «Программа  экологического воспитания в детском саду», 2010 г. – 112 с.;
  2. Примерная общеобразовательная прграмма «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой всоответствии с ФГОС ДО, 2014г.;
  3. Н.А. Рыжова  «Экологическое развитие детей в  детском саду», 2005 г.;

               Интернет ресурсы:

  • http://dohcolonoc.ru – сайт для воспитателей детский сад «Дошколенок.ру»;
  • http://ecovospitanie.ru/ «Экологическое воспитание» информационная система сетевой площадки для организации взаимодействия, обмена опытом и повышения квалификации в сфере экологического воспитания.

АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

«Экологическое образование в семье»

  1. Есть ли у вас дома животные, птицы? (Кошка, рыбки, собака, хомячок, попугай и др.)________________________________________________

  1. Есть ли комнатные растения? Какие?____________________________

3.Кто ухаживает за животными или растениями?_____________________

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?________________

6.С какой целью?_________________________________________________

7. Где ребенок обычно проводит лето?_______________________________

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

________________________________________________________________

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Экологическое воспитание в семье.

В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится  реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.

Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.

“…Я никому не поверю, - говорил К. Паустовский, - что есть на нашей Земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только … исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги”.

Природная красота гармонично переплетает в себе экологическое и эстетическое воспитание. Одно из чудес природы – цветы. Народная пословица гласит: “Кто любит цветы, тот не может быть злым”. Тысячи цветов украшают землю и всегда дарят людям радость. Вот почему в разных странах в честь цветов устраиваются праздники. Древние греки и римляне преклонялись перед гиацинтами и лилиями, у славян был праздник Ивана Купалы, когда искали цветок папоротника, англичане справляли праздник незабудок и анютиных глазок. А если цветы собраны в красиво оформленные композиции, то это уже искусство и зародилось оно в Японии, получив название – икебана. Каждому человеку доступно развести цветущий сад в своей комнате на подоконнике или в особых подставках. Это – уют в доме. Цветы создают особую атмосферу умиротворения и праздника. А это та благодатная среда, которая воспитывает детей и стоит на страже их здоровья. Красота окружающего мира помогает развивать у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе.

Такие люди будут создавать города-сады, озеленять дворы, улицы. У них не поднимется рука сломать зеленую ветку или вырвать с корнем молодое деревце. Они остановят тех, кто попытается из рогатки подбить птицу , будут оберегать природу и самого человека.

Но чтобы таких людей на нашей Земле было большинство, необходимо с первых шагов своим действием закладывать в сознание ребенка понятие, что духовная и физическая жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой.

Эколого-развивающая среда в домашних условиях:

— уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения и растения, выращенные ребенком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);

— уголок "выращивания", оснащенный необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием) инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т. д.;

— уголок природного материала;

— фотографии на тему "природа", журналы и книги о родной природе: сказки и эпосы, пословицы, загадки и поговорки, предания и былины.

Правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают детей  к природе. Походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю и просто прогулки в природу, благотворно влияют на ребенка, вызывают ощущение радости общения с природой.

Подготовка к прогулке:

- определить маршрут и задачу (что увидим, куда пойдем);

- подготовить игры для отдыха, обсудить их с ребенком;

- подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты).

Поездка в лес:

- обратить внимание ребенка на погоду, описать ее (небо, свет, настроение, растения);

- понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа).

Прогулка в лесу:

- на опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса: какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность;

- в лесу послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса. Останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений; наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их; сравнивать,  видеть красоту в окружающих явлениях.

Отдых на полянке:

- найти красивую полянку и организовать место для отдыха;

- рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест;

- организовать сбор коллекций;

- организовать игры,

Путь из леса:

Для возвращения выбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно купаться или наблюдать за водными растениями, берегом, течением воды, ее цветом, красотой, запахами.

Беседа о прогулке:

По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка, организовать беседу: Что понравилось? Почему? Что больше запомнил? Что удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие запахи?

Занятия дома:

• обработка коллекции: прогладить листья, засушить цветы, сложить камни, оформить букет. Выполняя работу, обучайте ребенка рассматривать предметы коллекции, любоваться ими, отмечайте особенности, сравнивайте с другими предметами или явлениями, называйте форму, цвет, величину, пространственное расположение деталей и особенностей поверхности;

• поделки из природного материала, собранного на прогулке игрушки, макеты, икебаны, аппликации;

• подбор книг о природе, чтение, рассматривание картинок;

• рисование и лепка на природную тему.

Но экскурсия в природу – это не только восстановление физических сил, это еще и познание окружающего мира, умение видеть красоту.

Человек стоит на самой высокой ступени развития жизни на земле, однако это еще не означает, что вся природа принадлежит ему. Человек принадлежит природе. Он должен это понять, научиться рационально использовать ее богатства и беречь ее несравненную красоту.

Язык природы – это музыка звуков. Журчание лесного ручейка, ревущий стон бушующего моря, убаюкивающий шелест листвы, переливы певчих птиц, жужжание насекомых, дробный стук дятла. Трудно представить себе, что вдруг пропадут все эти звуки и наступит абсолютная тишина, тогда в душе человека появится страх полного одиночества. Вот почему наполняются радостно наши сердца, когда наступает весна, и снова мы слышим голос природы – этот животворный симфонический оркестр лесов, полей, лугов, рек, морей и гор.

Русский композитор Н. А. Римский-Корсаков специально записывал голоса птиц и очень удачно вводил их в свои музыкальные произведения.

Ученые утверждают, что живые организмы растут быстрее, если около них звучит музыка. Утверждают также, что успокаивающе действует на людей и вызывает радость общение с животными: кошками, собаками, хомячками, черепашками и т. д.

Но сейчас, к сожалению, большую часть свободного времени семьи поглощает телевизор. Однако телевидение имеет богатые возможности. Используя телевизионные передачи, можно приобщиться к истории, науке, искусству, экологии.

Важно настроить ребенка на восприятие той или иной передачи, а после просмотра обсудить с детьми, что они увидели и как поняли. В процессе обсуждения взрослые и дети начинают размышлять вместе, что способствует сближению и открытию новых граней характера.

Любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного человека. Люди должны сохранять природу не только для себя, но и для потомков. Воспитывать у детей потребность охранять природу – ответственная задача взрослых.

 

  https://lh4.googleusercontent.com/0KDqfCImJu_AcrlvftICpJvA71jxCqzHRb6E8gOYbFo7YhpeJWycK3LPj2P4m0J-QZJM1cAOxOWAeSfOHf4hoHOyUkVAtrNMrKJQ71Qgun9_iZaPRAUzpIF4FvEMq0TEOw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Пусть всегда будет солнце" в рамках Дня родного языка

Проект "Пусть всегда будет солнце" был предложен и осуществлен в рамках Дня родного языка Ресурсным центром "Двуязычный ребенок - диалог языков и культур" (совместный пилотный проект ДО г. Москвы и ЮН...

Сценарий развлечения для подготовительной к школе группы Тема: «Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы!»

quot;Благая природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться." Леонардо да Винчи. Развлечение составлено для детей подготовительной к школе группе. В сценарии используется...

Зелёное сердце природы

Задачи:1. Развивающие:- развивать речевое и деловое общение; развивать взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание; формировать позитивные у...

экологический проект "Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы»

проект по экологигическому воспитанию на тему "Пусть бьётся всегда зелёное сердце природы"...

Зелёное сердце природы

Задачи:1. Развивающие:- развивать речевое и деловое общение; развивать взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание; формировать позитивные у...

Сценарий открытого мероприятия по экологии «Пусть бьется всегда зелёное сердце природы»

Сценарий открытого мероприятия по экологии«Пусть бьется всегда зелёное сердце природы» Дети под музыку входят в зал, рассаживаются на места. На экране – слайд. Ведущий:Сего...