Досуг "День опытов и экспериментов"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Афер Кристина Александровна

Расширить знания детей о некоторых свойствах воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_opyty.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг для детей старшей-подготовительной группы «Сказка-Радуга»

«День опытов и экспериментов»


Цели и задачи: 

  • привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование;
  • познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
  • учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
  • дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес. 


Оборудование и материалы:

столы, накрытые клеенкой,

емкости и сосуды разной формы и размера,

банка с холодной водой,

чайник с горячей водой,

бутылка с узким горлышком,

2 апельсина,

воздушный шарик,

иголка большая,

палочки деревянные,

соломинки для коктейля.

Выходит, воспитатель в халате. 
Ученый: - Здравствуйте, дети! Сегодня я предлагаю вам посетить научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают) 
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают) 
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:

!!!БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- вставать с места
- трогать оборудование, приборы и реагенты 
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр. 
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) 
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего здесь очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают) 
*ЕСЛИ ДЕТИ ОТГАДАЛИ
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все здесь смогут увидеть воздух. 
*ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ОТГАДАЛИ

  • - Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку. 
    - Мне нужны два помощника. 
    (Выбирает двух детей из группы, предлагает им подуть через соломинки в банку с водой. Пока дети дуют, воспитатель обращается с вопросами к зрителям). 

    - Что мы видим? (Дети: Пузырьки воздуха, воздух) 
    - Откуда берется этот воздух? (Дети: Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку) 
    - Куда деваются пузырьки воздуха? (Дети: Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в группу) 
    - Почему пузырьки не остаются в воде? (Дети: Потому что воздух легче воды) 
    - Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем. 
  • - Предлагаю вам познакомится еще с одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его. 

    (Воспитатель предлагает ребенку надеть шарик на горлышко бутылки; ставит бутылку в емкость с горячей водой, шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба; дает детям убедиться, что вода горячая; ставит бутылку в емкость с холодной водой; дает детям убедиться, что вода холодная; воздух в бутылке и шарике остывает, и шарик втягивается в горлышко бутылки; дети пытаются вытянуть шарик из горлышка бутылки, но у них ничего не получается; дети помогают воспитателю объяснять, что происходит с воздухом в процессе опыта). 

    - Нагревшись, воздух расширился, его стало больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается. 
    (Дети повторяют это свойство воздуха вместе с воспитателем, сопровождая слова движениями: на слова – расширяется – встать, руки в стороны, на слова сужается – сесть, опустить голову, подтянуть колени и обнять их руками) .

  • - Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают. воспитатель побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в нашей группе.) 
    - А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами) .
    - Значит, что лежит в этом пакете? (Дети: апельсин. воспитатель открывает пакет, в нем лежат апельсиновые корки) .
    - Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (воспитатель вытрясает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете) .
    -Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами) .
    - Вы любите апельсины, а еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Дети отвечают) .
    - Да-а-а, летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги (Дети смеются) .
    - А, что надо мыть? Уши? Шею? (Дети: руки).

  • Для проведения эксперимента понадобятся: одна пластиковая бутылка, шило, вода, пустая ёмкость.

1.Проколите шилом в днище бутылки тонкое отверстие.

2. Зажмите его пальцем.

3.Налейте в бутылку воду (до самого верха бутылки), плотно завинтите крышку, и умывальник готов.
4.Теперь его достаточно лишь подвесить в удобном месте отверстием вниз (при закрытой крышке вода выливаться не будет).

5.Для пуска воды достаточно просто чуть приоткрыть крышку.
Когда отвинчиваем крышку- воздух давит на воду и заставляет её выливаться. А без доступа воздуха вода не выливается.

  • Но прежде, чем есть наши апельсины, надо их вымыть. (воспитатель достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.) 
    - Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой шкурки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды).
  •  - Вы, ребята, наверняка проводили в группах опыты на плавучесть предметов. Давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».
    (Проводится игра «Тонет-плавает», для демонстрации можно использовать реальные предметы или картинки) .

- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»

Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...