Проект «Осень в гости к нам пришла»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Тараканова Анна Михайловна

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая пора, багряная и шуршащая листва под ногами, игра разных красок, буйство фантазий, сбор урожая. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Исследовательская деятельность в детском саду по изучению природы во всех её направлениях в осенний период, а так же творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций, поможет нам реализовать проект «Осень в гости к нам пришла». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx68.7 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №44 «Красная Шапочка» города Смоленска

Принято                                                                                Утверждаю

Педагогическим советом                                                        Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад №44                                                 «Детский сад №44

«Красная Шапочка»                                                                «Красная Шапочка»

от______№______                                                                ________Т.Е.Коваль

                                                                                от________________

                                                                                Приказ №__________

Проект

 «Осень в гости к нам пришла»

(первая младшая группа)

2021 год

Воспитатели: Калинина Н.И.

Тараканова А.М.

Смоленск

2021 г.

Сроки проведения: Октябрь, ноябрь

Актуальность.

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая пора, багряная и шуршащая листва под ногами, игра разных красок, буйство фантазий, сбор урожая. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Исследовательская деятельность в детском саду по изучению природы во всех её направлениях в осенний период, а так же творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций, поможет нам реализовать проект «Осень в гости к нам пришла». В наше время экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Мы думаем, проект «Осень в гости к нам пришла» расширит представления детей об осени, укрепит связь с природой, приобщит к совместной деятельности детей и родителей. Осень – очень красивое время года, вызывающее у малышей интерес, восторг, удивление. Это время увлекательных наблюдений, игр, занятий, через которые дети познают окружающий мир, учатся видеть, беречь красоту родного края, ощущать себя частью природы. Одним из важнейших направлений в работе с детьми младшего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.

Цель: расширить представление детей о золотой осени как времени года.

Задачи проекта:

-формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе

-закрепить и уточнить знания детей о фруктах и овощах;

-узнать и закрепить основные цвета осени: желтый, оранжевый, красный.

-воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;

-развитие эстетического восприятия детей через наблюдение мира природы на, прогулках, иллюстрациях и картинах художников.

-расширить запас знаний детей о сезонных изменениях в природе в осенний период.

-развивать умение передавать в поделке-аппликации красоту окружающей природы.

-привлекать родителей к совместной творческой деятельности

Предполагаемый результат:

В результате проведённых мероприятий будут достигнуты, следующие результаты:

1. У участников проекта появится представление о золотой осени.

2. Дети получат знания о изменениях в природе.

3.  Расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах.

4. Повысится познавательная и творческая активность детей.

5. Пополнится словарный запас: основные осенние явления, цвета и плоды осени.

6. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей

Перспективное планирование работы по реализации проекта

Октябрь

Беседы: «Осень к нам приходит», «Осень», «В остях у осени».

Аппликация: «Осенние листочки».

Рисование: «Осеннее дерево».

Лепка: «Мухомор»

Дидактические  игры:  «Четвертый лишний», «Найди одинаковые листья»,

Пальчиковые игры: «Ходит осень в нашем парке», «Осень»

Подвижные игры: «Осенние листья», «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке»,

 

Ноябрь

Беседы:  «Что нам осень подарила», «Приметы осени».

Аппликация: «Принцесса осени».

Рисование: «Разноцветные зонтики».

Лепка: «Ветка рябины»

Дидактические  игры:  «Что бывает у осени», «Разрезные картинки».

Пальчиковые игры: «Осенние листочки», «Ходит осень в нашем парке»

Подвижные игры: «Найди свой цвет».

Речевые игры: «Магазин фруктов и овощей».

Приметы осени

Цель: дать детям первоначальные знания о приметах осени, развивать речь, память, мышление.

Ход беседы:

Приветствие «Здравствуй»

Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп

Здравствуйте ножки – топ, топ, топ

Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх

Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок

Здравствуйте зубки – ам, ам, ам.

 Здравствуй носик – бип, бип, бип.

Здравствуйте ребята – здравствуйте!

Воспитатель (читает стихотворение)

Осень начинается,

Листья осыпаются.

Их веселый хоровод

Ветер кружит и несет.

Всё засыпано листвой

Желтой, красной, золотой.

Тонкая берёзка

В золото одета.

Вот и появилась осени примета.

Птицы улетают

В край тепла и света,

Вот вам и другая

Осени примета.

Сеет капли дождик

Целый день с рассвета.

Этот дождик тоже

Осени примета.

Осень длится три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь. Дни осенью становятся короче. Дует холодный ветер. Часто идёт дождь. Листья на деревьях желтеют и опадают. Вянет трава и цветы. Птицы улетают в тёплые края. Люди надевают тёплую одежду, непромокаемую обувь. Природа вся преобразилась. На кустах и деревьях пожелтела листва, пожухла трава. Только ель и сосна по-прежнему стоят зелёные.

Пахнет прелой листвой. Холодный ветер обрывает золотые листья и уносит их. Только могучий дуб ещё крепко держит свою листву.

В эту пору все животные готовятся к зиме. Грачи, ласточки, скворцы, утки, собираются в стаи и улетают зимовать в тёплые края.

Звери «надели» зимние шубы. Белки заготавливают на зиму орехи, грибы.

Насекомые прячутся в коре деревьев и опавших листьях, засыпают до весны.

Осень

Стоит наступить осени и разговоры с детьми, беседы, наблюдения, праздники - все крутится вокруг этого слова. Как объяснить детям, что наступила осень, если первые недели сентября мы выходили на прогулку в футболках и сандалиях? Это осень, удивлялись дети старшего возраста? Это осень, повторяли за воспитателем дети младшего возраста, сами плохо понимая, что это такое. И только с середины сентября мы в полной мере насладились этим временем года. Золотая осень, паутинки, солнце, листья под ногами.

Беседы о сезоне сразу обрели смысл. Осень - это листья разного цвета, это одежда потеплее, это первые заморозки, это конкурсы поделок из природного материала. А как интересно проводить кружковую работу по экологическому воспитанию в это время. Посмотреть на насекомых, которые готовятся к холодам, собрать осенние листья и сделать минимузей листьев, помочь убрать цветы с клумбы и рассмотреть цветок, начиная с корня и заканчивая семенами и нераскрытыми цветами, увидеть первый иней на траве.

Вечерние прогулки становятся ещё интереснее, мало кто из детей видел заход солнца или постепенное наступление сумерек. Как изменчива осенняя погода. Ещё вчера было сухо, светило солнце, а сегодня уже идёт первый снег.

Мы уже не идём на прогулку, а наблюдаем из окна за снегом, прохожими и придумываем новые игры в группе. Как же обойти вниманием осенний праздник. Даже в младшей группе мы готовимся к нему - танцевали с листочками, собирали грибочки с белочкой, играли с Дождинкой и встречали Осень с подарками.

Осень прекрасная пора, но и она проходит. И уже с нетерпением мы ждём снег и зиму!

Осень к нам приходит

Цель: Обобщение знаний об осени.

Задачи: Расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках. Развивать память, диалогическую речь, внимание, умение слушать друг друга. Воспитывать любовь к природе.

Ход беседы:

Ребята, посмотрите вокруг и ответьте. Кто украсил нашу группу так красиво?

(Ответы детей)

Да ребята это осень, она очень постаралась и принесла с собой осенние листочки.

Какого цвета листья на деревьях осенью и у нас в группе?

Да ребята они желтые, красные, оранжевые.

Ребята, какое сейчас время года?

Давайте хором скажем осень!

А что изменилось осенью в погоде?

Да осенью похолодало, солнышко меньше стало светить.

Как люди стали одеваться осенью?

(Ответы детей)

Правильно, молодцы.

А что происходит с листочками на деревьях?

(Ответы детей)

Да осенью листья желтеют, засыхают и опадают.

Давайте покажем ручками, как падают листики (плавные движения рук вниз)

Ребята, а вы знаете, что происходит с птицами осенью?

(Ответы детей)

Да, они улетают на юг, там где тепло.

Включается звук дождя,

-Ой ребята что это? (Ответы детей)

- Да, действительно, дождь.

Мы совсем забыли, дождь часто идет осенью.

А что нас спасает от дождя?

посмотрите, что я вам принесла (достаю зонт)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик»

Давайте вспомним правила

Мы выходим все на прогулку, затем когда начинается дождь прячемся ко мне под зонтик (включается музыка)

Играем 2-3 раза.

-Молодцы ребята, мы много интересного узнали сегодня и увидели. Спасибо за работу.

Пальчиковая игра "Ходит осень в нашем парке"

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)

Пальчиковая игра "Осень"

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.

Речевая игра “Огуречик”

“Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

Огуречик, огуречик
Приходи на тот конечик
Там мышка живёт
Тебя в гости очень ждёт.

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал…

Медведь из берлоги прорычал…

Сорока-белобока протараторила…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…

Прибежал домой и решил никуда не ходить.

Игра «Осенние листья»

Вот пришла осень в сад

(Дети двигаются по кругу, простыми шагами)

Листья желтые кружат

(Вытянув листочки перед собой, помахивают ими вправо и влево, поднимая руки над головой)

Желтые, красные,

Самые прекрасные.

(Кружатся, руки с листочками держат над головой)

Ветер, стой, не свисти

Листья незачем грести!

(помахивают листьями вправо и влево)

Листья мы не дадим -

(прячут листья за спиной)

Сами поиграть хотим!

(Листочки держат перед собой)

Игра "Дождик скачет по тропинке "

Дождик скачет по тропинке,

Намочил мои ботинки.

-Та-ра-ра, та-ра-ра,

Будет капать до утра.

(Звучит весёлая музыка, воспитатель оставляет зонт на полу, и дети прыгают "через лужи").

Под дождём промокнуть можно,

Всюду лужи, осторожно!

-Та-ра - ра, та-ра-ра,

-Видно, нам домой пора.

(Дети спокойно ходят под зонтом, в конце прячутся за стул"домик").

Мы на дождь в окно смотрели,

По стеклу звенят капели.

-Та-ра-ра, та-ра-ра,

Не утихнет до утра.

(Дети "смотрят в окно", качая головами).

Осенние листочки

Конспект занятия по аппликации в первой младшей группе

Цели:

• учить детей наклеивать кусочки цветной бумаги

• развивать чувство цвета и композиции

• закрепить и познакомить  с цветами осени (желтый, красный, оранжевый,коричневый и зеленый)

• развивать мелкую моторику рук

• воспитывать любовь к природе, умение эмоционально переживать увиденное.

• воспитывать аккуратность.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций об осени, наблюдения на прогулке за деревьями и их окраской листьев, сбор материала (листьев) и засушивание.

Оборудование и материалы:

Лист бумаги с нарисованным деревом, сухие листья деревьев, салфетки, клеенка, клей, кисти, готовый образец, букет из листьев, цветные листья из бумаги двухсторонней.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, подойдите ко мне, я вам свой подарок покажу! (Показываю большой разноцветный букет из листьев) Как вы думаете, кто мне его подарил? (Осень) Листья на деревьях меняют окраску. Показываю букет из листьев. А ну-ка подскажите мне какого цвета у меня листики в букете? (желтые, красные, зеленые, оранжевые) Правильно!

Стихотворение «Осень»

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

- Давайте поиграем с пальчиками в игру «Осень»

Пальчиковая игра «Осень»

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

- Ребята, злой ветер-ураган, унес с деревьев все листья, и теперь деревья стали какими? (голыми, ненарядными) А вот такими они были сначала. (Показ образца). Вам какое дерево больше нравится? Кто хочет украсить разноцветными листочками дерево? Листья могут располагаться на веточках дерева вверху и внизу на земле.

Показ последовательности выполнения работы, напоминание о правилах аккуратного использования клея, салфеток и кисточки, самостоятельная работа, индивид. работа.

Воспитатель: - Посмотрите, что у нас получилось? (Осенние деревья) А на деревьях что растет? (Листочки). А осенью листья, какого цвета? (красного, желтого, оранжевого, зеленого) .

Воспитатель: Молодцы ребята! Мне очень нравятся ваши деревья! Вы настоящие волшебники!

Мухомор

Конспект занятия по лепке в первой младшей группе

Цель: Научить детей делать «налеп» из пластилина. Познакомить с грибом - Мухомор.

Задачи: Закрепить умение отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарик, прикреплять на лист в соответствии с рисунком. Закрепить знание строения гриба (ножка, шляпка,Закрепить знание цветов: белый, красный. Развитие внимания и наблюдательности. Пополнение словарного запаса.

Материал: Пластилин белого цвета, заготовки с нарисованными Мухоморами (без пятнышек, иллюстрация мухомора.

Организация деятельности:

Ребята, посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Правильно, гриб, а называется этот гриб – Мухомор.

Как у всех грибов у него есть ножка и шляпка.

А какого цвета у него ножка? –Белого, молодцы.

А шляпка? – Красная.

Но она не просто красная, а с белыми пятнышками. Правда красивый гриб?

А кто знает Мухомор съедобный гриб или несъедобный?

Ответы детей…

Сейчас я вам прочту стихотворение которое поможет нам ответить на этот вопрос.

Е. Алексеев

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый мухомор.

Ребята, а ядовитый это что означает? Значит его кушать нельзя, т. е. он несъедобный.

Давайте поиграем с вами в игру:

Пальчиковая игра:

Топ-топ – пять шагов,

В туесочке пять грибов. Дети «шагают» пальчиками. Переплести пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка.

Мухомор красный – Гриб опасный.

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

Посмотрите сколько у меня тут мухоморов (показываем заготовки мухоморов, только, кажется, на этих мухоморах чего-то не хватает,давайте посмотрим внимательно:

Правильно, не хватает пятнышек на шляпке, а какого цвета у мухомора пятнышки?

- Белые.

Давайте мы с вами сделаем пятнышки для мухомора из пластилина. Какого цвета пластилин нужно нам взять? Правильно белого.

Посмотрите как мы будем делать пятнышки на шляпке:

Отрываем маленький кусочек пластилина, скатываем шарик, прикрепляем к шляпке гриба и расплющиваем его пальчиком.

Вот какие замечательные мухоморы у нас получились.

Осеннее дерево
Занятие по рисованию с помощью ватных палочек в первой младшей группе

Цель: Научить рисовать осеннее дерево новой техникой рисования

Задачи:

 развивать интерес к процессу и результату рисования,

познакомить с особенностями осенней природы.

развивать мелкую моторику, развивать воображение

воспитывать любовь к художественному творчеству, воспитывать интерес к созданию композиций, воспитывать любовь к природе.

Материалы: Лист бумаги с нарисованным стволом дерева, ватные палочки, гуашь (желтая, оранжевая, зеленая, красная, коричневая, иллюстрации осени.

Ход занятия:

Рассмотреть с детьми иллюстрации осени. Обсудить о том, что листья на деревьях меняют цвет осенью. Прочитать стихотворение об осени

Осень

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди,

И нет просвета,

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый кленовый.

(В. Авдиенко)

Предложить детям ватные палочки с помощью которых изобразить листья на дереве. Не заходя за круг, так же изобразить то, что листья осыпаются.

Обсудить с детьми получившиеся работы, отметить удачные работы. Похвалить всех детей.

Повторить с детьми ранее разученное стихотворение об осени. Поиграть в пальчиковую игру с детьми

"Осень".

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

Разноцветные зонтики

Конспект по рисованию в 1 младшей группе

Цель: Закреплять умения работать с красками. Учить наносить яркие пятнышки на бумаге. Развивать восприятие цвета, закреплять знание красного цвета.

Задачи:

Дать детям элементарные представления о назначении зонта;

Учить детей наносить кисточкой ритмические мазки только на поверхности зонта, не выходить за контур;

Продолжать знакомить с цветом (красный). Развивать мелкую моторику рук, самостоятельность.

Развивать речь, память, прививать интерес к рисованию, творчеству.

Материал: Книга А. Барто «Игрушки», игрушка Зайка, трафареты зонтиков по кол-ву детей,краска гуашь: красная; зонт большой для игры «Солнышко и дождик».

Произведения «Звуки природы» - мелодия дождя.

Ход:Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это пришёл к нам в гости?

Дети: Зайка.

Воспитатель: А где у зайчика ушки, а где у зайчика лапки, а где у зайчика глазки?

Дети: Показывают где у зайчика ушки, лапки, глазки.

Воспитатель: Детки посмотрите наш зайка, плачет! Давайте спросим, почему он плачет…

Воспитатель: Зайка, что случилось? Зайка на ушко воспитателю рассказывает о том, что случилось…

Воспитатель: Ребята, зайка рассказал, что его бросила хозяйка, на скамейке. Как вы думаете, что случилось с зайкой?

Воспитатель пытается восстановить в памяти детей стихотворение А. Барто «Зайка»

Воспитатель вместе с детьми:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

Воспитатель: Вот ребята, почему плачет зайка, потому что зайка попал под дождь. Ребята, подскажите зайке, что надо брать с собой, чтобы дождь нас не намочил? Если на улице дождь и в детский сад надо идти, что мама дает вам в руку.

Дети: Зонтик.

Воспитатель: А у зайки есть зонт?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как нам помочь зайке, что бы он больше не мок под дождём?

Дети: Подарить зайке зонт.

Воспитатель: А где нам взять зонт?

Дети: (в магазине; дома ….)

Воспитатель: Дети вас много, а столько зонтов мы не найдем, давайте каждый нарисует свой зонт и подарит зайчику.

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а скажите, если идет дождь и у нас в руках закрытый зонт, дождь намочит вас? (демонстрационно-наглядно сопровождаем свои слова) Что мы должны сделать чтобы спрятаться от дождика?

Предлагаю детям сложить ладошки над головой «Домик» изображаем раскрытый зонт, ребята как будто под зонтиком.

Воспитатель: А вот дождик закончился и зонтик уже не нужен, давайте сложим зонтик.

Ладошки складываем, изображая сложенный зонтик.

Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько много у меня зонтов! Но зонтики у меня грустные, потому что я не успела их украсить. Вы мне поможете?

Дети: Да!

Воспитатель: Чем будем украшать?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, что у нас есть на столах.

Дети проговаривают, что находиться на столах непроливайка, ватные палочки, салфеточка, гуашь красного цвета, трафареты зонтов.

Воспитатель: Скорее занимайте свои места за столами.

Педагог объясняет и показывает последовательность и способы рисования.

Воспитатель: Украшать наш зонтик мы будем с помощью ватных палочек.

Воспитатель показывает, как держать кисть правильно, просит детей повторить.

Показываю, как украсить горошинками зонтик.

- придерживаем рукой-помощницей лист бумаи. Аккуратно набираем краску и оставляем отпечаток на бумаге, вот так получается одна горошинка, и еще одна, и еще одна.

Воспитатель: - А теперь и вы также сделайте. Во время выполнения задания воспитатель включает «Звуки природы» - мелодия дождя.

В процессе работы напоминаю, что краску наносить нужно только на верхнюю часть зонтика. Затрудняющимся детям помогаю вопросами, совместными действиями, побуждаю детей рисовать больше горошинок, чтобы зонтик был веселее.

Воспитатель: А пока наши зонтики сохнут, предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик».

Проводится игра.

Правила игры:по сигналу взрослого: «солнце» - дети «гуляют», прыгают, бегают; по сигналу «дождик» - собираются под зонтиком рядом со взрослым. (2-3 раза)

Воспитатель: Как много красивых зонтиков наши детки сделали для зайчика, теперь он точно не промокнет. Ребята давайте подарим зайке зонтики.

Рефлексия: Дети относят зонтики к зайчику, рассматривают выставку своих работ.

Воспитатель: Что мы сегодня делали?

Дети: Рисовали.

Воспитатель: Что рисовали?

Дети: Зонтики

Воспитатель: Для Кого?

Дети: Для Зайчика

Воспитатель: Зачем зайчику зонт? Как мы рисовали? Чем мы рисовали? Каким цветом? и т. д.

Воспитатель: Ребята пригласим зайку на прогулку вместе с нами и на площадке поиграем в игру «Солнышко и дождик».

ОСЕННЯЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Осень»

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

(Спокойно укладываем ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«Шагают» пальчики по столу).

«Осень, осень к нам пришла…»

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

(Стучим пальцем левой руки по ладони правой)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят.

(Трём ладонью о ладонь)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны,

Подождем их до весны.

(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)

Чик-чирик, чик-чирик,

Подождем их до весны.

«Грибы»

Мы сегодня рано встали,

(Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках)

За грибами в лес пошли.

(Сжать кулаки, делать шагающие движения указательным и средним пальцами)

Грузди, рыжики, волнушки

(Сложить пальцы обеих рук в щепоть)

В кузовочке принесли.

(Округлить ладони, соединить обе руки вместе, прикасаясь мизинцами)

«Перелетные птицы»

Снова осень наступает.

(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого)

И до следующей весны

(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого)

В птичьих стаях улетают

(Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого)

Ласточки, скворцы, грачи,

Лебеди и журавли.

(Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого)

«Осенняя одежда»

Я одежду надеваю

(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим)

И ее вам называю:

(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим)

Майка, брюки, а еще

(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим)

Свитер, шарфик и пальто.

(Поочередно соединять пальцы левой руки с большим)

«Пальчики-братики»

(движения по тексту, поочередно загибаем каждый пальчик)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал

Этот пальчик всё – всё съел,

От того и потолстел!

(сжимать, разжимать кулачки)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

(Движения прямыми кистями вверх-вниз)

Мы морковку трем,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим,

(Имитировать посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(Сжимать и разжимать пальцы).

«Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

(Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)

Мы соберем

Маме осенний

Букет отнесем.

(Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.)

«Осень»

По дороге золоченой

Осень в гости к нам пришла,

И зверятам, и ребятам —

Всем подарки принесла.

(Поднять руки вверх, кисти опущены.)

Яблоки на веточках висели и скучали.

(Покачать опущенными кистями.)

Девочки и мальчики ветки раскачали.

(Покачать поднятыми вверх руками.)

Яблочки о землю громко застучали.

(Поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены.)

«Сидит белка»

Хором.

Сидит Белка на тележке,

(Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(Сжать все пальцы в кулак и поочередно разгибать их, начиная с большого.)

«Овощи»

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки).

«Грибы»

Красный-красный мухомор

(Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.

(Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!

(Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!

(Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

«У Лариски - две редиски»

У Лариски –

Две редиски.

У Алешки –

Две картошки.

У Сережки – сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке.)

«Фрукты»

Будем мы варить компот,

(Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.)

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

(Загибают пальчики начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

(Опять «варят» и «помешивают».)

Угостим честной народ.

(Развести руки в стороны.)

«Осень»

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи! (по очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди! (положить ладошки на щеки)

Листья желтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)

Тихо на землю ложатся. (поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует все сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем (делаем вид)

И ботинки обуваем (постучать ногами)

Знаем месяцы: (похлопать ладошками по коленкам)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

«Мы идем в осенний лес»(И. Михеева)

Мы идем в осенний лес. (маршируем на месте)

А в лесу полно чудес! (разводим руки в стороны, «удивляемся»)

Дождь вчера в лесу прошел (потряхиваем ладонями обеих рук)

Это очень хорошо. (хлопаем в ладоши)

Будем мы грибы искать (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)

И в корзинку собирать. (сводят руки перед собой в «корзинку»)

Вот сидят маслята, (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. (делают манящие движения руками)

«Подосиновик, груздок, (грозят указательным пальцем правой руки)

Полезайте в кузовок! (присесть, обнять себя руками)

Ну, а ты, мухомор, (встаем, разводим руками в стороны)

Украшай осенний бор!

«Осень»

Ветер северный подул, (подуть на пальцы)

все листочки с липы сдул с-с-с (смахивать руками, будто сдувает листочки)

Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап (постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил, (постучать кулачками по столу)

Снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл. (ладони прижать крепко к столу)

«Золотая осень»

Если на деревьях листья пожелтели, (Сжимают и разжимают пальцы)

Если в край далекий птицы улетели, (Машут кистями рук)

Если небо хмурится, если дождик льется, (Закрывают ладонями глаза,

открывают и

Это время года осенью зовется. поднимают руки вверх, вниз)

Дует, дует ветер, (Дуют на кисти рук.)

Дует, задувает, (Трясут кистями рук.)

Желтые листочки С дерева срывает. (Руки медленно опускаются

вниз.)

«Вкусные овощи»

У девочки Зиночки (Делают ладони корзинкой)

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок (Сгибают пальцы, начиная с

с большого)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина- молодец! (Показывают большой палец)

Конспект проведения подвижной игры

«Солнышко и дождик»

Задачи: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.

Правила игры.

1.  На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки.

2.   Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.

Проведение.

Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)

Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.

А вы боитесь дождика?

Ребята давайте сядем на скамеечку- это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.

“Солнышко, солнышко,

Посвети немножко!

Выйдут детки погулять – 

Станут бегать и играть”

Повторяйте за мной слова и движения:

“Мы ногами топ-топ-топ,

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши!

По дорожке мы шагаем,

И в ладошки ударяем.

Топ-топ, ножки, топ!

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши!”

(Руки на поясе, кружатся)

 Ребята посмотрите, дождик начался.

(дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)

Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)

Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!

“Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей.

Только нас не замочи, 

Зря в окошко не стучи”

Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?

Ребята смотрите закончился дождик,

теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать.

Принцесса осени

Конспект занятия по аппликации в первой младшей группе


Цель: Продолжать знакомить и закреплять представления об осени, ее признаках и особенностях;

Задачи

— продолжать расширять знания детей о приметах осени;

— вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций и картинок с изображением осени;

— продолжать развивать воображение, фантазию;

— продолжать формировать навыки аккуратно, наносить клей на бумагу, приклеивать в нужном месте картинки;

— продолжать развивать мелкую моторику рук;

— воспитывать аккуратность и усидчивость;

— воспитывать дисциплинированность, любознательность;

— воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве;

— воспитывать у детей умение слушать взрослых.

Оборудование: листы  с нарисованной девушкой, цветные карандаши, большие салфетки, клей карандаш на каждого ребёнка, влажные салфетки для рук, сухие листья с разных деревьев

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята отгадайте загадку:

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь елочек и сосен,

Ответы детей: Осень

Молодцы, вы правильно отгадали!

2. Беседа по теме:

Беседа об осени. Приметы осени. Просмотр наглядно – дидактического материала с осенними пейзажами.

Посмотрите, сколько листьев разных, жёлтых, красных, оранжевых, коричневые.

3. Творческая работа:

Ребята, сегодня мы с вами украсим нашу "Девушку — Осень" листочками, которые насобирали и засушили.

Как правильно выполнить задание: берём каждый по листочку и аккуратно наносим клей, так как листочки хрупкие. Затем мы с вами аккуратно приклеиваем листочки к платью.

Ребята, посмотрите какие красавицы у нас с вами получается. Но наши пальчики устали немножко. Давайте немножко отдохнём и разомнём пальчики?

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.

(Имитация букета вытянуть руки перед собой).

Ребята, вы та хорошо потрудились!

Принцесса осени

Конспект занятия по аппликации в первой младшей группе

 

Цель: систематизировать знания детей о признаках осени.

Задачи:

Обеспечить развитие умения наклеивать сухие листья на поверхность. Воспитывать желание заботиться об осени.

Материал: сухие листья, шаблон осени, картинки осенние листья.

Клей ПВА, кисточка.

Ход: 1.мотивация: воспитатель показывает картинку осени без платья и говорит,что все кругом красиво, все в золоте, но вот девочка- осень что то грустная, платье у нее не народное,не успела она нарядиться. Предлагает украсить ее платье.

2. Подвижная игра " листопад, листопад", после игры дети находят сухие листья. Воспитатель предлагает ими украсить платье девочки - Осени.

3.Самостоятельная деятельность: дети наклеивают листочки на шаблон. Воспитатель показывает как нужно нанести клей на сухой листик и прижать его к листочку.

4.Итог : дети рассматривают картинку и любуются ими, а воспитатель читает стихотворение " Ходит осень по дорожке".

Веточка рябины

Конспект занятия по лепке в первой младшей группе

Цель: познакомить детей с одним из приёмов лепки - сплющивание.

Задачи:

- формировать интерес и положительное отношение к лепке;

- уточнять и закреплять знания цветов;

- развивать мелкую моторику рук;

Материалы:

- шарики из пластилина красного и оранжевого цветов;

- распечатанные веточки рябины на каждого ребёнка;

- веточка рябины;

- искусственные листочки на каждого ребёнка;

- аудизапись.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, давайте подойдём к окну и посмотрим. Что мы видим там?

Дети отвечают, что за окном на улице растёт много деревьев, а на них много листочков. Много листочков лежит на дорожке, на земле.

Воспитатель. А какого цвета листья на деревьях?

Дети отвечают, что листочки разного цвета - жёлтые, зеленые, красные. Посмотрите, что я вам сегодня принесла - показываю веточку рябины.

- Как называется это дерево?

- Какого цвета ягодки у рябинки?

- Их много или мало?

- Какой они формы?

Если дети затрудняются с ответом, помогаю им. Пока дети рассматривают веточку рябины, читаю им стихотворение:

Стройная рябинка, во дворе моем.

Ягодки, как пуговки на ветвях ее.

Красненькие ягодки гроздьями висят -

У рябинки очень праздничный наряд.

Воспитатель. Ребята, понравилась вам веточка рябины? Хотите такую такую же себе сделать?

Дети отвечают, что очень хотят.

Воспитатель. Но сначала давайте мы с вами немножко отдохнём и потанцуем с красивыми листочками, которые я вам приготовила.

Танец с осенними листочками

Воспитатель. Молодцы, ребята, очень хорошо танцевали. А сейчас я предлагаю вам пройти к столикам.

Дети садятся за столы.

Воспитатель. Посмотрите. у вас на столиках лежат листочки с нарисованной веточкой. но чего-то не хватает…

Дети говорят, что на веточках нет ягодок.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как мы будем делать ягодки - берём шарик из пластилина, прикладываем к веточке и надавливаем пальчиком - ягодка готова! Но не забывайте, что на веточке у нас много-много ягодок.

Дети самостоятельно делают веточку рябины, а потом любуются полученным результатом.

В гостях у осени!

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе

Цель: расширить представления детей об осени, о сезонных изменениях в природе, выделить характерные признаки осени.

Задачи:

  • дать представление об осени, как времени года;
  • формировать бережное отношение к природе;
  • закреплять знания цветов;
  • развивать умения детей слушать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы;
  • обогащать словарный запас детей.

Оборудование: подарочная коробка с осенними листьями, музыкальное сопровождение игры, наглядные пособия с изображением осени на мольберте, зонт.

 Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель:

- Ребята, в нашей группе появилась необычная коробочка. (Дети вместе с педагогом обследуют коробку)

- Какая коробка? (Ответы детей: красивая, большая, блестящая)

- В такие коробки обычно кладут подарки! Давайте откроем и посмотрим, что в ней?

- Что это? (Ответы детей: листья)

- Какого цвета листья? (Ответы детей: желтые, оранжевые, красные)

- Давайте с вами поиграем! Представим, что мы – листочки.

Подвижная игра «Листочки»

ней? (Открывают, достают осенние листья, каждый ребёнок получает по 2

листочка) - Какие листья по цвету? (красные, жёлтые, коричневые…)

Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся, расставив руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся. (дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (дети выполняют движения руками вправо и влево)

Будто опять закружиться хотят. (дети кружатся на носочках)

- Молодцы! А теперь давайте попробуем вместе отгадать загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (Ответы детей: осень)

- Молодцы, ребята!

Осень – чудная пора,

Изменила все она.

Мы хотим быстрей узнать,

Как нам осень узнавать?

- Ребята, а сейчас давайте внимательно посмотрим на картинки на мольберте. И подумаем, какое время года изображено на картинках? (Ответы детей: осень)

- Куда пришли ребята? (Ответы детей: в лес)

- Какого цвета листочки? (Ответы детей: красные, оранжевые, желтые)

- Во что одеты ребята? (Ответы детей: куртка, шапка, штаны, сапоги)

- На улице тепло или прохладно? (Ответы детей: прохладно)

- Что собирают ребята? (Ответы детей: кленовые листочки, букет из листьев)

- Осенью бывает дождик? (Ответы детей: бывает)

- Под чем прячется мальчик от дождика? (Ответы детей: под зонтиком)

- Куда мальчик наступил? (Ответы детей: в лужу)

- Что собирает девочка? (Ответы детей: листья)

- Чем она собирает листья? (Ответы детей: граблями)

 - Осенью бывает хмурая, дождливая погода. Но у меня на этот случай есть зонт. Давайте с ним поиграем.

Подвижная игра "Солнце и дождик"

Под задорную музыку дети разбегаются по групповой комнате. Как только музыка заканчивается, дети прячутся под зонтиком.

- Ребята, давайте вспомним о каком времени года мы сегодня говорили? (Ответы детей: осень)

- Молодцы, ребята! На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Осень золотая в гости к нам пришла»

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, ...

Проект" Осень золотая в гости к нам пришла"

Творческо -исследовательский проект...

Методическая разработка по управлению деятельностью дошкольника в предметно-пространственной среде ДОУ : « Развитие познавательных умений у детей среднего дошкольного возраста с помощью реализации проекта « Осень золотая в гости к нам пришла »

   Развитие познавательных умений дошкольника является актуальной задачей воспитателя, т.к. именно познавательные умения способствуют развитию интеллекта, становлению гармоничной цело...

Проект «Осень золотая в гости к нам пришла!» во 2 младшей группе

Предполагаемый результат: обогатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах; пополнится словарный запас детей,  сформируется активность и заинтересованность в образовательном пр...

Проект "Осень золотая в гости к нам пришла"

Мир природы и сезонные изменения очень разнообразны и интересны. Очень часто мы не замечаем вокруг себя много интересного и очень  взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой ...

Познавательно-творческий проект "Осень золотая в гости к нам пришла". II младшая группа

Познавательно-творческий проект "Осень золотая в гостик нам пришла" во второй младшей группе....