Конспект педсовета «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»
методическая разработка по окружающему миру

Бикбулатова Наталья Сергеевна

Создание условий в ДОУ для формирования у детей основ экологического  сознания, экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень, способствовать творческому поиску.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Цель: Создание условий в ДОУ для формирования у детей основ экологического  сознания, экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень, способствовать творческому поиску.

Форма: КТД.

Повестка педсовета:

  1. Игра «Ассоциации»
  2. Вступительное слово «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО» (заведующий ДОУ)
  3. Рефлексия «Экологическое лукошко»
  4. Защита экологических проектов
  5. Подведение итогов смотра-конкурса на лучший природный уголок (заведующий ДОУ)
  6. Игра-КТД (практическая работа).
  7. Рефлексия «Поляна маков»
  8. Решение педсовета.

Ход педсовета

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады видеть Вас на нашем очередном педагогическом совете. Тема нашего педсовета «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников».

Знакомство с повесткой педсовета

 Для начала предлагаю вам поиграть, чтобы  настроиться на работу.

Игра «Ассоциация»

Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными
явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «чистая как капля воды», «свежий как глоток воздуха»  и т. д. Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к себе, с чем или с кем вы себя ассоциируете (стихия, представитель флоры или фауны, предмет неживой природы).

(педагоги встают в круг, передают по кругу предмет и называют ассоциацию)

  1. Вступительное слово заведующего  «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО» (заведующий)

(По выбору Татьяны Васильевны)

Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса, а также подвести итоги.

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена. Давайте вместе немного отдохнем и помечтаем

(просмотр видео про природу)

Если вы будете рассматривать фотослайды, картинки с изображением природы с детьми, то это благотворно скажется на психологическом состоянии ребенка, наполняя душу умиротворением и покоем.

А теперь переходим к следующему пункту повестки.

        2. Рефлексия «Экологическое лукошко».

А сейчас я предлагаю провести игру «Экологическое лукошко». 
Перед вами 2 ягодки, на розовой напишите, что вам удалось реализовать в работе по экологическому воспитанию дошкольников, а на зеленой постарайтесь кратко записать, какие минусы в вашей работе по экологическому воспитанию вы можете отметить (
включить релакс)

Теперь соберём в экологическое лукошко спелую (розовые ягодки) и неспелую ягоду (зелёные) и проанализируем

(собираем в корзинку цветные листы, 4-5 анализируем).

3. Проектная деятельность - это эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста. Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира, природы.

Защита экологических проектов (Анохина М.А., Федорова Н.П., Письменная Т.Н.)

4.  Подведение итогов смотра-конкурса на лучший природный уголок.

(вручение дипломов конкурса, раздать дипломы конкурса «Зеленая планета»

5. Игра-КТД (коллективно-творческая деятельность)

Задание А) Блиц – турнир “ Подумай и ответь”.

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее)

2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза)

3.  Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на “кошках” лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки - все это метки медведя. “Знайте все: я тут живу”. Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято)

4. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей)

5. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов)

6. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика)

7. Сколько ног у паука? (Восемь)

8. Какая птица не высиживает яиц? (кукушка)

9.Кого считают предком собаки? (предками домашней собаки считают волка или обыкновенного шакала)

10. Назовите животных, впадающих в спячку зимой? (еж, медведь, барсук, бурундук, ехидна)

Задание Б)  Акции – это тоже эффективные комплексные мероприятия по экологическому воспитанию дошкольников, в которых задействованы различные методы работы с детьми.

Разделиться по два человека и составить план акций «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» «Берегите первоцветы!», «Встречай пернатых».  

во время выполнения задания включить звуки природы

Задание В) Назовите наиболее эффективные формы экологического обучения детей (по-очереди, кто больше).

(экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д), занятия (познавательные, комбинированные, комплексные), наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе, наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы, целевые прогулки на природе, походы, чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др., рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы,  о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д., работа с моделями, бесды и разговоры с детьми на экологические темы, сбор коллекций, семян, камней, листьев, экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.), опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя, марафоны, аукционы, акции, экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций, экологические тропы, игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, работа с календарями природы, дневниками наблюдения,  изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет) и т.д.

Задание Г) Работа в мини-группах (по 2 человека в группе). Обсуждение экологических педагогических ситуаций. Педагоги зачитывают описанную ситуацию и отвечают на вопросы.

Ситуация 1. Дети вместе с воспитателем ухаживали за яблоней на своем участке. Они поливали дерево, рыхлили землю, удобряли, наблюдали за яблоком, которое с каждым днем поспевало и наливалось. Но однажды дети пришли посмотреть на яблоню и увидели, что листья сорваны, некоторые ветки поломаны, а от яблока остался лишь огрызок на земле. Воспитатель знал, кто это сделал.

Вопрос: Как должен поступить в этой ситуации воспитатель?

Ситуация 2. Воспитатель старшей группы спрашивает у воспитанников, что интересного в окружающей природе они видели по дороге в детский сад или возвращаясь из него.

 – Когда я вышел, – говорит мальчик, – видел солнце. Оно большое, красное. Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.

А я видела красивые деревья, на них иней.

– Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета, и в тени это заметнее. – Я видела, как кружились и падали пушистые хлопья снега, – говорит Света. – Молодец, Света, – сказала воспитатель, – красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните? Белый снег пушится, В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. Дети повторяют строки и вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Они говорят, что это очень красиво.

Вопросы: Зачем воспитатель просила детей рассказать, что интересного они видели по дороге в детский сад? В чем проявилась у детей любовь к природе?

Ситуация 3. Утром, придя в детский сад, Ира первая заметила цветок настурции, подбежала к окну, захлопнула в ладоши и закричала:

-Анастасия Владимировна, ой какой! Какой красивенький, - наклонилась, осторожно погладила листок рядом с цветками, позвала свою подружку Лену. Подбежали и другие дети. Некоторые улыбались цветку, пытались его понюхать, другие стояли молча и смотрели на это «чудо». Перед завтраком воспитатель собрала всех детей, чтобы еще раз посмотреть, какой расцвел цветок.

-Красивый, желтый с красным. Совсем такой, как на картинке. Снова показала детям картинку, которую они рассматривали перед посевом. Дети обрадовались знакомой иллюстрации и с интересом сверяли ее глазами с натурой. - Он пахнет хорошо,- продолжала воспитательница.

Когда много расцветет, понюхаем, а сейчас не надо, один сломать можно.- Показала детям бутон:

-Из него скоро такой же цветок расцветет, надо поливать настурцию, руками не трогать и не рвать. Так, в течение всего времени цветения никто не сорвал ни одного лепестка, в первую очередь дети стремились полить настурцию.

Вопросы: Какие чувства возникли у детей в результате наблюдения за цветущей настурцией? Чем можно объяснить бережное отношение детей к растению?

Ситуация 4. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов»обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила«Молодцы! Хорошо придумали!»

Вопросы: Назовите ошибки воспитателя? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Анализируя педагогические ситуации, мы делаем вывод, что экологическое воспитание занимает одно из важнейших направлений в работе ДОУ и для повышения эффективности экологического воспитания мы с вами применяем разнообразные методы и формы работы. Одним из действенных методов по формированию экологических знаний у дошкольников являются экологические игры, способствующие не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формирующие навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

6. Рефлексия «Поляна маков».

И подводя итоги нашего педсовета, проведём рефлексию «Поляна маков»
Педагоги кладут на стол кубик (палочку, листок бумаги и др.) красного цвета, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат, кладут кубик синего цвета – если нет.

-Я постоянно провожу с детьми наблюдения за объектами природы на территории детского сада.

-Воспитанники моей группы знают, какую пользу приносят насекомые и птицы.

-Наблюдения за объектами природы связываю с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.

-Провожу экологические акции с детьми и родителями.

-На нашем участке есть кормушки. Зимой мы с детьми подкармливаем птиц.

-В группе есть картотека загадок о природных явлениях и животных.

-Читаю детям художественные произведения, подробно обсуждаю, как автор описывает природу.

-Дети моей группы знают стихи о природе.

-В группе есть плакаты, альбомы, дидактический материал по теме экологического воспитания детей, которые сделала я сама, а также с детьми и родителями.

-Закрепляю правила поведения в природе с детьми и родителями в ходе совместных мероприятий.

-Оформляю и постоянно обновляю наглядную агитацию для родителей в группе.

-По возможности участвую с воспитанниками в конкурсах различного уровня.
Посмотрите, на нашу зелёно-голубую планету: я нисколько не сомневалась, что она будет вся в красных маках, красные фишки смотрятся, как яркие цветы на столах. Меня очень радует преобладание красных фишек на ваших столах… Это положительные результаты в вашей работе.

7.Решение педсовета.

1.Продолжать вести работу по экологическому воспитанию дошкольников, развивать экологическую культуру детей: прививать любовь и бережное отношение к природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений.

Ответственные: педагоги

Срок исполнения: постоянно

2. Продолжать регулярно использовать разнообразные эффективные формы и методы работы по воспитанию экологической культуры дошкольников (элементарное экспериментирование, опыты, наблюдения, походы, акции, просмотр видеофильмов, труд в природе, проектная деятельность и др.)

Ответственные: педагоги

Срок исполнения: постоянно.

3. Принимать участие в различных мероприятиях экологической направленности (конкурсы, акции, проекты и др.)

Ответственные: педагоги

Срок исполнения: 1 раз в квартал.

4. Подготовить консультативно-просветительский материал для родителей по экологическому воспитанию дошкольников (в папках-передвижках, стендах).

Ответственные: педагоги

Срок исполнения: до 01.05.2023г.

И напоследок…

Маленькие детки, увидев прекрасные цветочки, сразу же их хотят сорвать и показать маме. Но, стоит ли это делать? Ведь за одно мгновение мы разрушаем красоту природы.

Притча о незабудке расскажет вам о милосердии и любви к природе, объяснит ребенку почему не нужно рвать цветы.

Незабудка.

Вырос в поле цветок и радовался:
солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни…
А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос…

И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.

Просто так, не зная даже зачем.

Скомкал и выбросил на дорогу.

Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

(раздать распечатанную притчу педагогам для чтения детям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие»».

          Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все е...

Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие»

Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи, особенно дошкольников. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексичес...

Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).

Главная задача современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста - формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Рассмотрим неко...

Осуществление экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Познавательное развитие»

laquo;РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом ...

«Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»

laquo;Организация экологической - развивающей среды в дошкольных учреждениях». Создание экологической  – развивающей среды в ДОУ является одним из условий экологического воспита...