Конспект ООД по экологии "Круговорот воды в природе" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Московкина Наталья Алексеевна

Программное содержание:

  • дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_ekologii.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по экологии

по теме «Круговорот воды в природе»

старшая группа

Программное содержание:

  • дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении воды; Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой. Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»; Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»

Материал  для занятия:  Глобус, звуки воды (аудиозапись), 3-х литровая банка, яблоко, белые халаты для детей и воспитателя, сахар, соль, масло, краски, таз с водой, стаканы с водой, сахар, соль, соломинки, термос, зеркало, ложка, плакат «Круговорот воды в природе»

Ход ООД:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Загадка:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. 
(глобус )

- А что такое глобус?

                                               (Глобус - это  модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )

-На нашей Земле 4 океана и 30 морей.)

Воспитатель: Ребята, хочу рассказать вам сказку. Слушайте внимательно…

Сказка

Жил на белом свете Водяной. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.

Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет? (подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).

    Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?

(гипотезы детей)

Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (предложения детей)

Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.

Вы согласны? Тогда вперед!

Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.

Будем Водяному помогать, воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

Решение проблемы:

Опыт №1 «Испарение воды»

Воспитатель: Ребята смотрите, что стоит на столе, (дети поднимают скатерть, там термос).

Ух, ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.

Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (ответы детей) Почему? (ответы детей)

Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.

Вы позволите мне его открыть?

(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

Воспитатель: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)

Откуда пар в термосе? (дети отвечают: «Вода при нагревании превратилась в пар»)

Опыт №2 «Капли на зеркале».

Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.

(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром. Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается.

Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (Гипотезы детей)

Опыт №3 «Что такое «конденсат»»

Кусочки льда выкладывают на зеркало, и подносят к ёмкости с кипятком, пар поднимаясь остаётся на зеркале – холодный лед с верху остужает и капельки воду опускаются в низ.

Вывод: вода при нагревании поднимается вверх, там остывает и опускается обратно. Пар при охлаждении превращается в воду называется конденсатом

Воспитатель: Ребята, смотрите Водяной нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.

Опыт №4 (с землей)

Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?

что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.

(одновременно дети с воспитателем поливают землю)

Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?

(дети отвечают)

Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?(гипотезы детей) 

Воспитатель. Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому нам нужно отдохнуть и сделать разминку.

Физ.минутка

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. 
(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. 
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. 
(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. 
(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Воспитатель. Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Ребята, что такое круговорот воды в природе(Объяснения детей) 

Давайте, рассмотрим плакат «Круговорот воды в природе».

Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так, происходит круговорот воды в природе.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают)

Воспитатель: Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не исчезает. Попутешествует и назад к нему вернется.

Выводы по теме:

Капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

 Воспитатель. А сейчас мы немного отдохнем. Ведь мы с вами капельки воды и тоже побываем в разных состояниях.

Игра «Три состояния воды»

Когда вода находится в твердом состоянии, то маленькие капельки, очень плотно прижаты друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то её капельки берутся за руки и могут двигаться и менять положения. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеёк. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее частицы отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель. Ребята, наше путешествие по сказке подошло к концу. Давайте встанем в круг и подведём итоги наше сказочного путешествия:

- Что вы интересного узнали?

- Что понравилось больше всего?

- Что хотели бы рассказать?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия — экспериментирования «Свойства воды» в старшей группе

Цель: Создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Конспект НОД «Всем нужна вода!» в средней группе

Формирование у детей представляения о воде как жизненно важном ресурсе для всего живого на Земле; расширять знания детей об основных свойствах воды...

Конспект НОД «Всем нужна вода!» в средней группе

Формирование у детей представления о воде,  как жизненно важном ресурсе для всего живого на Земле; расширять знания  детей об основых свойствах воды....

конспект открытого занятия "Лаборатория воды" в старшей группе

Материал по экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста...

Конспект НОД «Волшебные превращения воды» 2 младшая группа

Цель: Ознакомление детей с некоторыми состояниями водыПсихолого-педагогические задачи: Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, цветная; поддержать детское любопытство и развивать интерес дет...

Конспект занятия «Опыты с водой» (в старшей группе)

Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды....