Картотека дидактических игр по окружающему миру - средняя группа
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Волобуева Татьяна В.

Дидактические игры с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh.miru-sred.gr_.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

(ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

средняя группа

                                                                             

                                                                         Воспитатель: Волобуева Т.В.

   1. «Буря на море»

Цель: развивать воображение, пластичность в показе движений.

Содержание.

Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.

    2. «Изобрази»

Цель: развивать воображение, умение передавать звуки природы.

Содержание.

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого облака. Приведите детям народные приметы:

Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.

    3. «Танец бабочек»

Цель: развивать воображение, пластичность в показе движений.

Содержание.

К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить “одеяние” бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.

    4. «Чья птица улетит дальше?»

Цель: развивать воображение, фантазию.

Содержание.

Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица дальше всех улетела.

    5. «Журавли-журавли»

Цель: развивать воображение, фантазию.

Содержание.

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: “Журавли, журавли, выгнитесь дугой”. Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: “Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой”. Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. “Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!” - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше “Змея, заворачивайся в кольцо”, “Змея выпрямляется” и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

    6. «Ласточки и мошки»

Цель: развивать воображение, фантазию.

Содержание.

Играющие - мошки - летают по поляне и напевают:

Мошки летают!

Ласточку не замечают!

Жу-жу! Жу-жу!

Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: “Ласточка встанет, мошку поймает!” С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

   7. «Птица без гнезда»

Цель: развивать внимание, воображение, фантазию.

Содержание.

Играющие делятся на пары, встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: “Раз…” - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. “Два…” - игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему, т.е. птица садится в гнездо. “Три…” - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: “Все птицы по до мам!” каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт “три”. Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

  8. «Пищевые цепочки на лугу»

Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Материалы: карточки с силуэтами обитателей луга.

Содержание.

Детям раздаются карточки. Дети раскладывают, кто кем питается.

- растения - гусеница - птица

- злаковые травы - грызуны - змеи

- злаковые травы - мышь - хищные птицы

- трава - кузнечик - луговые птицы

- насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

- тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

- травы (клевер) - шмель

   9. «Пищевые цепочки водоема»

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Материалы: карточки с силуэтами обитателей водоема.

Содержание.

Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания.

Дети выкладывают карточки:

  комар - лягушка - цапля

  червячок - рыбка - чайка

  водоросли - улитка - рак

  ряска - малёк - хищная рыба

   10. «Пищевые цепочки в лесу»

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Материалы: карточки с силуэтами обитателей и растений леса.

Содержание.

Воспитатель раздаёт карточки и предлагает выложить пищевые цепочки:

  растения - гусеница - птицы

  растения - мышка - сова

  растения - заяц - лиса

  насекомые - ежи

  грибы - белки - куницы

  лесные злаки - лось - медведь

  молодые побеги - лось - медведь

   11. «С чем нельзя в лес ходить?»

Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Материалы: предметы или ил люстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипед и др.

Содержание.

Воспитатель выкладывает на стол предметы или ил люстрации. Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

   12. «Где растет?»

Цель: формировать умение детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Содержание.

Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя, дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети, не участвующие в бригадах, проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

   13.  «Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию, группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Содержание.

Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый, а за тем можно по считалке), остальные дети

покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

    14.  «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах, фруктах, ягодах, грибах. Развивать память, координацию.

Материал: мяч.

Содержание.

Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным).

    15.  «Чудесный мешочек»

Цель: формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал: красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

Содержание.

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

   16.  «Собери грибы в лукошко»

Цель: развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах

сбора в лесу.

Материалы: плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами (съедобными, не съедобными).

Содержание.

Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

    17.  «Когда это бывает?»

Цель: уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Содержание.

Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

    18.  «Путешествие под водой»

Цель: развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д. 

Содержание.

Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема.

    19.  «Четвертый лишний»

Цель: уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Содержание.

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.  Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

20.  «Угадай по описанию»

Цель: развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.

Содержание.

Карточки раздаются детям. Их задача, не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по окружающему миру.Подготовительная группа

Картотека "Окружающий мир".Подготовительная группа...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Картотека дидактических игр по окружающему миру - старшая группа

Дидактические игры с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр....

Картотека дидактических игр по окружающему миру (Формирование целостной картины мира)

Формирование целостной картины мира во второй группе раннего возраста....

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа)

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа)...

КАРТОТЕКА дидактических игр по окружающему миру для средней группы

Автор: Бессонова Ирина Игоревна, воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Серебряное копытце», город Нижняя Салда....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...