Материалы конкурса Green Team 2023 год команда ЭКОактивисты
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Черемисина Людмила Павловна

Представлен отчетный альбом проекта "Хозяйка тайги  или как птичка лес посадила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт проекта 684.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №26

команда: «Экоактивист»

состав команды: Баскакова Эвелина, Бузмакова Злата, Волкова Алена, Зворыгина Кира, Зорихин Вячеслав, Киршина Полина, Мантулина Дарья, Онорин Матвей, Скрипкин Александр, Рубан Алексей, Юрина Варвара.

научный руководитель проекта: Черемисина Людмила Павловна, старший воспитатель МБДОУ детский сад №26

проект «Хозяйка тайги или как птичка лес посадила»

Направление: «Экологический мониторинг окружающей среды»

Кейс №2

Описание задания: ученые заметили, что ареал кедра сибирского (сосны сибирской) совпадает с ареалом обитания птицы кедровки. Снегири и свиристели способствуют распространению рябины. А про соек говорят, что они «сажают дубы».

Вопросы кейса:

1. Рассмотреть явление распространения растений при помощи птиц. Как исчезновение птицы - распространителя повлияет на данное растение?

2.  Какие еще бывают способы распространения семян?

3. Привести другие примеры распространения семян птицами.

Введение

Актуальность: Горноуральский городской округ расположен среди хвойных и смешанных лесов. На восточном склоне Уральских гор начинается тайга. В ДОУ с 5 лет вводятся туристические походы в ближайший лес, где дети знакомятся с разнообразием растительного мира Уральского леса (хвойные и лиственные деревья, кустарники, годы и грибы, мхи, травы и т.п.), а также наблюдают за птицами (дятел, синица, воробей, снегирь, поползень, свиристель), некоторыми животными (белка, бурундук) и насекомыми (муравьи, жуки, бабочки и др.). В ходе экскурсий в лес, дети наблюдают мусор, оставленный отдыхающими, костровища, сломанные ветки. Поэтому актуально объяснить детям правила поведения в лесу, привить бережное отношение к лесу, привычку заботить о нем.

Практическая значимость: в ходе реализации проекта, дети не только узнают о том, как появился лес, о его обитателях и правилах экологосообразного поведения, но и сами принимают активное участие в практической части:

- дети выращивают деревья разными способами – из желудя, саженцем;

- конструируют кормушки и скворечники;

- заготавливают корма для оседлых птиц и подкармливают их зимой.

Немаловажно, что к природоохранной деятельности присоединяются родители воспитанников

Цель: формирование начал экологической культуры старших дошкольников, в ходе реализации познавательного проекта «Как птичка лес посадила»

Задачи:

Образовательная: Формировать представления о способах выращивания растений, в частности, на примере деревьев дуб, рябина, сосна, пихта, ель, кедр. Углубить знания об оседлых птицах, рационе их питания, ареале обитания.

Развивающая: Совершенствовать навыки работы в команде, направленной на социально – значимый результат, умения находить информацию, систематизировать её, доводить дело до конца. Автоматизировать правила экологосообразного поведения.

Воспитательные: Прививать бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.

Методы решения:

наглядные: экскурсия, просмотр познавательных мультфильмов серии «Гора самоцветов» и «Мультироссия», наблюдение за птицами

практические: Коллективное творческое дело, индивидуальное декоративно – прикладное творчество, конструирование, моделирование,  природоохранная акция, трудовая деятельность, дидактическая игра.

словесные: эвристическая беседа, опрос родителей и других старших взрослых, литературное творчество и др.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей сформированы представления о лесе, его обитателях, способах бережного отношения и заботы о них;
  2. Дети понимают, что совместная коллективная деятельность, направленная на охрану окружающей среды наиболее эффективная, чем индивидуальная, осознают значимость регулярных действий по защите природы.
  3. Дошкольники владеют практическими навыками природоохранной деятельности.

Основная часть

На первом этапе проекта перед детьми были сформулированы вопросы о лесе: Что такое лес? Что мы о нем знаем? Откуда появился лес?

В ходе эвристической беседы, дети определили, что лес – это место, где растет много разных деревьев, кустарников и трав, ягоды и грибы. Вспомнили об обитателях леса – животных, птицах, насекомых. Поговорили о важности и значимости леса для его обитателей (место проживания/ ареал) и человека, рассмотрели лес – как ресурс:

  • Материальный – древесина, продукты питания;
  • Оздоровительный – лечебные травы, ягоды, грибы, воздух и пр.;
  • Эстетический – наслаждение красотой леса, звуками природы, вдохновение для творчества музыкантов, художников, писателей и поэтов.

Провели мозговой штурм на тему: «Откуда появился лес?». Дети выдвигали различные гипотезы – от религиозных (создал Бог) до фантастических (материализовался из древних сказок). В итоге, мы пришли к выводу, что лес садит человек, он может распространяться сам (самосевом), могут переносить семена различные животные на своей шерсти или, забывая о сделанных на зиму запасах, а также птицы при помощи непереработанной пищи или оброненных на пути к гнезду семян. Изучая ареал обитания различных птиц и их рацион питания, сделали вывод, что именно птицы больше всех способствуют посеву молодых деревьев.

        Второй этап работы над проектом предполагал исследовательскую и практико- ориентированную деятельность:

  1. Работа с коллекцией шишек. Дети узнали, что хвойные деревья, преобладающие в тайге, можно вырастить из семян (орешков), находящихся в шишках. Дети заметили, что у разных хвойных деревьев шишки разной формы и размера,  что у них разные и семена.
  2. Труд в природе. Дошколята посадили деревья различными способами: дуб – желудями, хвойные и рябину – саженцами. В течение многих месяцев ребята ухаживали за ними, наблюдая за ростом в «Яслях для деревьев», а весной им предстоит высадить их в природу. Дети участвовали также в посадке рассады овощей, пересадке цветов, узнавая при этом о различных способах распространения семян (посадка человеком, при помощи ветра и пр.), а также о других растениях, которые «садят» птицы (плодовые кустарники - вишня, ирга; ягоды – малина, земляника; сорные травы – репей и пр.)
  3. Исследовательская деятельность. Реализация подпроекта «Зимующие птицы» (Приложение №1). Юные исследователи познакомились с оседлыми птицами нашего края, совместно с родителями изготовили для них кормушки, узнали, какой корм предпочитают разные птицы (снегири – ягоды и сушеные фрукты, синицы – семя подсолнечника и сало, воробьи – пшено и просо). Ребята поняли, почему необходимо подкармливать зимующих птиц и приготовили для них угощение. Итогом проекта стал мультфильм «Птицы у кормушки», снятый и озвученный самими ребятами.
  4. Творческая деятельность. В процессе выполнения проекта ребята создали множество творческих работ, как коллективных (например, топорама «Зимний лес», 3-д картина «Уральский лес»), так и индивидуальных (например, моделирование «Синичка», лего - конструирование «Кормушка для птички» и пр.)
  5. Игровая деятельность. Для реализации проекта руководителем был создан методический портфель «Зимующие птицы», состоящий из лэпбука с набором дидактических игр, наглядных пособий, подборки детской литературы и фольклора о птицах, картотеки наблюдений за птицами, образцов для рисования, алгоритмов для лепки, раскрасок и прочего (Приложение 2). В форме игры и творчества дошкольники знакомились с повадками птиц.

Заключительный этап проекта подвел итоги деятельности.  В ходе работы над проектом, участниками была придумана экологическая сказка «Хозяйка тайги или Как птичка лес посадила». (Приложение 3). Театрализованную постановку участники проекта показали малышам.

Заключение

Проект «Как птичка лес посадила» - долгосрочный и позволяет решить образовательные и воспитательные задачи через интересные для дошкольников виды деятельности: познание, творчество, труд, коллекционирование, игру.

 Важно, что к реализации проекта подключились семьи воспитанников – обеспечивали детей кормами для птиц, изготавливали оригинальные кормушки, помогли с саженцами деревьев.

         Значимым результатом проекта стала социальная активность участников – созданный мультфильм транслировался в холле ДОУ, а экологическую сказку смогли посмотреть ребята из младших групп.

        Весной детей ждет новое событие – высадка саженцев деревьев на территории детского сада.

        Верим, что проявляя заботу о природе с раннего детства, наши воспитанники продолжат эту деятельность и в дальнейшем.

Приложение №1

Паспорт педагогического проекта «Зимующие птицы»

(старший дошкольный возраст)

Наименование проекта

«Кормушка»

Адресация проекта

Родители, дети, педагоги

Участники проекта

Родители, дети, педагоги

Цель проекта

Формирование начал экологической культуры, посредством ознакомления с зимующими птицами

Задачи проекта

Задачи, направленные на детей: расширять представления о зимующих птицах, ассортименте их питания, видах кормушек

Развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности, умение систематизировать, навык творческой деятельности и конструирования

Воспитание чувства ответственности и желания заботиться о «братьях наших меньших». 

Задачи, направленные на родителей:  привлечь семьи воспитанников к организации познавательной, творческой деятельности в рамках проекта

Задачи, направленные на педагога/ов: разработать и реализовать мероприятия в рамках педагогического проекта «Зимующие птицы», разработать и представить педагогическому сообществу методические рекомендации по реализации проекта.

Сроки реализации

Кратко - срочный (до 10 дней)

Вид проекта

Информационно-практико-ориентированный, творческий

Продукт проекта

Выставка «Кормушка» - для детей и родителей,

Мультфильм «Птицы у кормушки»,

Методическое обеспечение проекта «Зимующие птицы» для педагога

Особенности проекта

Реализация проекта посредством организации конструктивного взаимодействия воспитателей, родителей, детей.

Итоги проекта

Дети знают о том, что есть птицы, которые не улетают зимой на юг, они называются – оседлые, определяют название птицы по внешнему виду.

У детей сформированы представления, какими видами корма можно кормить различных птиц

Дети проявляют интерес к исследовательской и познавательной деятельности – наблюдения за птицами на кормушке.

Воспитанники проявляют чувство ответственности за кормление птиц.

Семьи воспитанников вовлечены в познавательную, творческую деятельность в ДОО

Разработаны и реализованы различные виды  мероприятий для детей и родителей в рамках педагогического проекта «Зимующие птицы». Опыт реализации проекта представлен педагогическому сообществу в виде методических рекомендаций.

Подготовительный этап

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

  1. Участие в утреннем круге по тематической неделе «Зимующие птицы» (приветствие, беседа, игра, исследование РППС группы, выбор видов деятельности и пр.)

  1. Участие в планировании мероприятий проекта;
  2. Определение видов деятельности и продукта проекта
  1. Формулировка цели, задач и мероприятий проекта
  2. Разработка дидактических и методических материалов для реализации проекта

  1. Определение видов деятельности и продукта  проекта.

  1. Формирование элементов РППС, способствующих реализации проекта

Основной этап

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

Дидактические игры:

Лэпбук «Зимующие птицы»

Словесная игра: «Прилетели птицы», «Летает, не летает», «Закончи предложение»

Игровое упражнение «В зимней столовой».

Игра с мячом «Подскажи словечко».

«Кого не стало?»

«Узнай по силуэту»/ «Найди тень»

Пальчиковые игры и гимнастика,

«Найди чей хвост», «Найди такую же»

Конструирование:  Снегирь, Синичка – с двигающимися крыльями на проволочке

Речевое развитие: чтение и пересказ «Кормушка», «Снегирь», «Мы- ваши друзья».

Разгадывание загадок

Моделирование/ХЭР/лепка: 

Рисование «Птичка» по алгоритму

Аппликация «Покормим птиц зимой»

Лепка «Птичка – синичка»

Познавательное развитие: 

Цикл наблюдений за птицами зимой

Социально – коммуникативное развитие: акция «Покорми птиц»/ «Кормушка»;

 беседы: «Как правильно кормить птиц», «Виды кормушек»;

 утренний и вечерний круг

Физическое развитие: - пальчиковая гимнастика «Птичья кормушка», пальчиковые игры «Зимующие птицы»

Участие в мероприятиях детского сада,

Освоение игр,

Творческая деятельность

 

организация проекта «Книжка в гостях» на тему проекта;

подбор игр и мероприятий, а также их реализация по всем видам деятельности дошкольников и образовательным областям;

формирование элементов развивающей предметно – пространственной среды в группе в соответствии с темой:

- центр строительных игр – Лего – схемы «Кормушка», «Птичка».

«STEМ. Дары Фребеля» -ОО «ПР» «Кормушка для птиц»

- центр творчества – алгоритм рисования птицы, материалы для детского творчества – перышки, зернышки, шерсть и пр.

«STEМ. Дары Фребеля» - ОО «ХЭР» «Патушок»

Заключительный этап

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

- выставка кормушек и размещение мобиля из птиц, сделанных руками детей в групповом помещении

- участие в кормлении птиц на улице

Участие в акции «Кормушка»/ «Покормите птиц зимой»

Организация выставки творческих работ дошкольников и участия лучших работ в конкурсах районного уровня.

Оформление результатов проекта

Приложение 2

Методический портфель «Зимующие птицы»

Содержание:

Наглядный материал: сюжетная картина «Покормите птиц зимой», мнемосхема «Зимующие птицы»

Детская художественная литература: Владимир Сибирев «Птичья столовая», подборка стихов и потешек о птицах.

Дидактические игры: «Назови птицу и помоги ей добраться до еды (Лабиринт)», «Найди тень», «Найди такую же птичку», «Чей хвост», «Найди отличия», «Разрезные картинки».

Буклеты: «Виды кормушек», «гимнастика «Я зимой кормлю всех птиц».

Цикл наблюдений за птицами, раскраски,  развивающее пособие «Книжка – синичка» с заданиями для детей (нарисуй по алгоритму, ареал обитания синицы Сибирской, чем кормят птиц и прочее), мнемотаблицы «Расскажи о птицах», «Разучиваем стихотворение «Доброе дело», алгоритм кормления птиц на кормушке.

Материалы для лексической темы «Зимующие птицы»: диалоги, скороговорки, скороговорки, игра «Подскажи словечко» и другие.

        Приложение 3

Экологическая сказка

«Хозяйка тайги»

Автор: Охотилась зимой лисичка – хотела поймать птичку - кедровку. Птичка спорхнула с сугроба и села на ветку. Лисичка хитрая была – уговаривает птичку… Лиса: спустись ко мне, я тебя букашками угощу…

Автор: Птичка отвечала:

Кедровка:  «Я не ем букашек, я питаюсь ядрами кедра – кедровыми орешками и запасла себе еды на всю зиму!»

Автор: Лисичка рассердилась и крикнула:

Лисичка: «Я в лесу главная - я самая красивая и самая хитрая, поэтому ты должна спуститься ко мне, чтобы я позавтракала!»

Автор: Кедровка только похихикала…

Тут вышел волк и говорит:

Волк: «В тайге главный Я! Я–сильнее тебя, за меня целая стая, нас много, мы дружные!...»

Автор: и снова кедровка смехом залилась…

Тут из берлоги вылез медведь:

Медведь: «Кто тут расшумелся? Спать мне мешает… в тайге главный Я! Я самый большой и сильный. Я - хозяин тайги! Захочу – вас всех заломаю, захочу – все кедры с корнями вытащу!»

Автор: Тут кедровке не до смеха стало!

Кедровка: «Остановись медведь – батюшка! Не ломай кедры – ведь это дом для всех нас! Не будет нашего леса – нам негде жить будет!»

Медведь: Вот видите! Я самый сильный, кедровка тоже меня боится!

Автор: А кедровка и говорит:

Кедровка: «Не боюсь я тебя! Мои друзья – птички этот лес посадили – кедровые шишки шелушили, ядрышки разбрасывали по голой земле – вот лес и появился. А если не будет ни птиц, ни деревьев, то вся тайга вымрет – некому будет лес садить! Негде будет и вам жить!

Хватит силой мериться, берегите наш лес!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы конкурса "Лучший управляющий совет ДОУ"

                                                      ...

Экологическая агитбригада "Green team"

Цель: формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения.Задачи:• привлечение внимания к проблемам окружающей среды города;• вовлеч...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЕЙС – ИГРА «GREEN TEAM» ТЕМА: «ЗЕЛЕНЫЙ ТРАНСПОРТ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ. БУДУЩЕЕ»

Познакомить детей с прошлым, настоящим и будущим транспорта. Создание модели экологического транспорта....

Экологическая кейс-игра Green Team

Цель: формирование ответственного и бережного отношения к природе.Задачи:   -формировать представления о диких животных (ежах), ...

Мультимедийная презентация к материалу "Педагогическая находка 2022-2023 г. на конкурс "Педагог года в дошкольном образовании"".

Файл-компаньон к текстовой презентации педагогической находки "звуковой коллаж".Так как сайт позволяет закачать материал объёмом до 3МБ, а презентация получилась намного тяжелее, пришлось ра...