НОД " Космос "
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Луконина Елена Александровна
Обобшать и расширять знания о космосе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmos.podgot.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД   по образовательной области «Познание»

 в подготовительной  группе

                                                       

Тема:     Космос

Цель:  уточнить и обобщить знания о космосе.

Задачи:

-  продолжать знакомить детей с историей развития космонавтики;

- развивать умения применять знания, умения и навыки, полученные на занятии, проявлять активный познавательный интерес;

-  показать разнообразие видов звезд и созвездий;

- расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников, употребление существительных, прилагательных;

- воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;

- прививать любовь к стране, к космосу.

Словарная работа: небо, звездное небо, комета; звезда, планета, галактика, созвездия; Солнце, Земля, Луна; космос, космический корабль, спутник, телескоп, космический полет, космонавт, скафандр.

Материал:

Демонстрационный: барабан для игры «Поле чудес», карточки с вопросами для игры; портрет К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина; картинка первого спутника, корабль «Восток»; картина «Солнечная система»,  «Звездное небо»; указка.

Раздаточный: карточка  на каждого ребенка с его зодиакальным созвездием.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики».

Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.

Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой.

Рисование планет, космических спутников и космонавтов в скафандре.

Чтение стихотворений, сказок и рассказов: Н.Носов «Незнайка на луне» (главы из сказки), П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», В. Бороздин «Первый в космосе».

Дидактические игры: «Будущие космонавты», «Зашифрованное слово», «От Плутона до Меркурия».

Строительная игра  «Космодром».

Ход занятия:

Дети встречают гостей, садятся полукругом, напротив стола с барабаном для игры «Поле чудес».

- Ребята на прошлых занятиях мы с вами говорили о празднике 12 апреля – день космонавтики, о покорении космоса. Сегодня мы с вами поиграем в игру «Поле чудес» тема: космос. Правила игры вы все знаете: крутите стрелочку барабана, останавливается стрелочка, вы берете соответствующую карточку с вопросом, я задаю вам вопрос, а вы отвечаете.

1. Как называется планета, на которой мы живем? Какой формы наша Земля? (Планета, на которой  мы живем – Земля. Земля круглой формы…)

2. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце - это ближайшая к Земле звезда…)

3. Как называется спутник Земли? Что ты знаешь о нем? (Луна, она находится ближе к Земле, чем звезды. Она ярко сияет на ночном небе…)

4. Какие животные полетели первыми в космос? (Лайка, Белка и Стрелка…)

5. Кто был первым космонавтом? (Ю.А. Гагарин…)

6. Каких женщин космонавтов ты знаешь? (В. Терешкова, С. Савицкая…)

7. Какими качествами должен обладать космонавт? (Он должен быть смелым, храбрым, сильным, мужественным, здоровым, умным…)

8. Что такое комета? (Обычное небесное тело, покрытое толстым слоем льда…)

9. Что такое скафандр? (Скафандр – это одежда космонавта, в которой он выходит в открытый космос…)

10. Какой прибор приближает то, что находится вдали от наблюдателя? (Это телескоп … ).

- Молодцы, ребята все вы правильно ответили на вопросы.

- Космос всегда интересовал человека. Ведь это важно знать – есть ли жизнь на какой – нибудь планете? Есть ли воздух на других планетах, как на планете Земля?

- Почти сто лет назад в городе Калуга жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (показываю портрет ученого). Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой – нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты. Делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить.

- Но, через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева (показываю портрет конструктора), изготовили первый космический спутник и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно (показываю картинку первого спутника).

- Ребята, а кто первым отправился к звездам, вы мне рассказали во время игры «Поле чудес».

- Я с вами согласна, что космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показываю портрет)  впервые в мире успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показываю картинку корабль «Восток»).  Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты с восторгом торжественно приветствовали первого космонавта.

А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт».

Физ.минутка

Раз - два, стоит ракета                        (дети поднимают руки вверх)

Три – четыре, скоро взлет.                (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца                (круг руками)

Космонавтам нужен год.                   (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно             (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет                 (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею                         (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет                         (поднимают руки вверх и машут)

- Молодцы, присаживайтесь на свои места, я вам сейчас загадаю загадку.

Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.

Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица.

(Если не ответят подвести к тому, что это звезды на небе).

- Правильно, это звездное небо. А вот и перед вами звездное небо (на доске картина звездного неба).

- Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? (Звезд на небе днем не видно…)

- А почему днем не видно звезд? (Потому, что светит Солнце…)

- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.

В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.

- Я приглашаю вас посетить наш планетарий «Солнечной системы» (предлагаю детям встать и подойти посмотреть на картину, которая находится на столе).

- Ребята, посмотрите на картину, в центре нашей галактики расположена самая большая звезда  - … Солнце (показываю указкой).

- Молодцы, правильно.

- Вокруг нее движутся планеты. Сколько их? (9 планет…).

- Совершенно верно, девять больших и маленьких планет, которые расположены в определенной последовательности.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз … Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре  … Марс,

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь …  Уран,

За ним …  Нептун,

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

- Ребята, подойдите ко мне и  давайте представим, что над нами самые яркие звезды на небосводе. Сейчас мы с вами проведем гимнастику для наших глаз.

Мы звездочку увидали,

Глазки вверх подняли,

Вот звезды полетели,

Глазки вправо посмотрели.

Вот звезды полетели,

Глазки влево посмотрели

А теперь звезда внизу.

Дети смотрят вверх, вниз,

Вправо, влево.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

- Молодцы, проходите, присаживайтесь на свои места.

- Ребята, я знаю, что у каждого из нас, в зависимости от того в какой месяц мы родились, есть свое созвездие. Я вам сейчас предлагаю вспомнить, кто под каким созвездием родился, а я вам на память подарю карточку с вашим зодиакальным созвездием.