"Зимнее волшебство с водой"
проект по окружающему миру (средняя группа)

«Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам». В ходе проекта предполагается выполнение оригинального замысла, умение фиксировать с помощью доступной системы средств и следовать задуманному плану. Приобретение знаний происходит легко, в увлекательной форме, через игровую деятельность, в виде игр-экспериментов. Переживаемые при этом положительные эмоции создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к самостоятельному поиску, дают возможность почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Цель проекта: с помощью опытов и экспериментов закрепить и обобщить знания о воде, ее свойствах и агрегатных состояниях.

Задачи:

• Создать условия для опытно-экспериментальной деятельности детей;

• Расширять и углублять представление детей о воде, ее свойствах, состояниях;

• Формировать представлений о круговороте воды в природе, о значении воды в жизни человека и всего живого на земле;

• Развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

• Развивать умственные способности ребенка (анализ, сравнение, обобщение)

• Продолжить развивать связную речь ребенка, умение отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать свою точку зрения;

• Развивать навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, умения договариваться, учитывать другую точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zimnemu_eksperementirovaniyu.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в средней группе №3

Тема: «Зимнее волшебство с водой»

        

Подготовила: Калашникова Н.С.

Тип проекта: познавательный

Срок реализации: 1 неделя, с 17 января – 21 января 2022г.

Участники: воспитатель, дети.

Актуальность:

«Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам». В ходе проекта предполагается выполнение оригинального замысла, умение фиксировать с помощью доступной системы средств и следовать задуманному плану. Приобретение знаний происходит легко, в увлекательной форме, через игровую деятельность, в виде игр-экспериментов. Переживаемые при этом положительные эмоции создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к самостоятельному поиску, дают возможность почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Цель проекта: с помощью опытов и экспериментов закрепить и обобщить знания о воде, ее свойствах и агрегатных состояниях.

Задачи:

• Создать условия для опытно-экспериментальной деятельности детей;

• Расширять и углублять представление детей о воде, ее свойствах, состояниях;

• Формировать представлений о круговороте воды в природе, о значении воды в жизни человека и всего живого на земле;

• Развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

• Развивать умственные способности ребенка (анализ, сравнение, обобщение)

• Продолжить развивать связную речь ребенка, умение отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать свою точку зрения;

• Развивать навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, умения договариваться, учитывать другую точку зрения.

Предполагаемый результат: Полученные в ходе проекта знания расширят представление детей о разных состояниях воды в окружающем мире, природных явлениях, круговороте воды в природе. Сформируются умения проводить опыты, которые демонстрируют свойства воды. Дети будут согласовывать свои действия, работать в команде и самостоятельно. Соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов, формируется устойчивый интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Разработка проекта:

1. Подбор методической литературы.

2. Подбор материалов для реализации плана проекта: иллюстрации, атрибуты для игровой, продуктивной и опытно – исследовательской деятельности и др.

3. Разработка перспективного плана мероприятий по проекту.

4. Доведение до участников проекта важности проведения работы по проекту.

Список литературы:   

Рабочая программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336

О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада.  2010 © «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2010

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средне группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. Соломенникова О.А

Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика- Синтез, 2010.

План работы:

Дата

Тема

Образовательная область

Цель:

Участники

17.01.2022

Таяние снега

 

Беседа: «Почему тает снег?»

Знакомство со свойствами снега.

Воспитатель, дети

Опыт: «Зависимость свойства снега от температуры».

Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости для снега.

 

Воспитатель, дети

Наблюдение на прогулке (в группе) за изменением свойства снега.

 

 

Воспитатель, дети

18.01.2022

Цветные льдинки.

Беседа: «Состояние воды».

Познакомить   с   двумя состояниями   воды- жидким и твердым.

Воспитатель, дети

Опыт: «Льдинки»

Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

 

 

 

 

Воспитатель, дети

Наблюдение за изменением состояния, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю.

 

 

Воспитатель, дети

19.01.2022

Замерзший шар

Беседа: «Из чего надувной мыльный пузырь?» 

При надувании шара он медленно замерзает, и на нем появляется рисунок. Привлечь внимание и интерес к изменению состояния.

 

Воспитатель, дети

Опыт: «Надувание мыльных пузырей на морозе».

Возьмите мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки.

 

 

 

 

 

Воспитатель, дети

Наблюдение за солнечной погодой, за тем как изменился надувной мыльный пузырь.

Воспитатель, дети

20.01.2022

Теплый сугроб

 

Беседа: «Нужен ли растениям зимой снег?»

Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности

 

 

Воспитатель, дети

Опыт: «Спрячем в снег»

Выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую -под снег на время прогулки.

 

Воспитатель, дети

Наблюдение: «Что произошло?» проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега - могут замерзнуть и погибнуть корешки). 

 

 

Воспитатель, дети

21.01.2022

Легкий снег

Беседа: «Почему снег мягкий?»

Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

 

Воспитатель, дети

Опыт: «Разглядим под лупой»

Рассматривать хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

 

 

 

Воспитатель, дети

Наблюдение: Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

 

 

Воспитатель, дети

 

Заключительный этап:

Понедельник 17.01.2022

Опыт: «Зависимость свойства снега от температуры».

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости для снега.

     

Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с

разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними

и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).

 

Вторник 18.01.2022

Опыт: «Льдинки»

Цель: Познакомить   с   двумя   агрегатными   состояниями   воды    -   жидким   и

твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.

 

Среда 19.01.2022

Опыт: «Надувание мыльных пузырей на морозе».

Возьмем мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки.

Четверг 20.01.2022

Опыт: «Спрячем в снег»

Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности

 Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую -под снег на время прогулки. Взрослый проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега - могут замерзнуть и погибнуть корешки). Дети высказывают предположения, зарисовывают их. Взрослый вместе с детьми находит место, где снег выдувается, обозначает его условным значком: «нет снега». Весной можно наблюдать за появлением растительности на разных участках с привлечением зарисовок. Делают вывод о необходимости снега растениям зимой.

 

Пятница 21.01.2022

Опыт: «Разглядим под лупой»

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

 Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "Зимние волшебства"

Сценарий новогоднего праздника подготовлен на основе болгарской сказки Ц. Петрова "Подарок Деду Морозу". Сказка переработана и адаптирована Г.Т. Холоповой для дошкольников средней и старшей групп. Зан...

Сценарий новогоднего утренника "Зимнее волшебство"

Сценарий новогоднего утренника для детей средней группы, главными героями которого являются Фея, Гномик, Снеговик, Дед Мороз и Снегурочка и, конечно же, ребята!...

НОД по познавательному развитию, тема "Зимнее волшебство"

Занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Материал будет полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности, а также для педагогов ДОУ....

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми младшего возраста "Зимнее волшебство"

В конспекте реализуются все задачи по развитию общих речевых навыков,развитию словарного запаса,грамматического строя речи у детей второй младшей группы...

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми младшего дошкольного возраста "Зимнее волшебство"

В конспекте реализуются все задачи по развитию общих речевых навыков,развитию словарного запаса,грамматического строя речи у детей второй младшей группы...

Проект - экспериментирование " Зимнее волшебство"

Проект-экспериментирование с детьми раннего возраста «Зимнее волшебство»Цель: Приобщение детей раннего возраста к  природе.Задачи:Образовательная• Учить детей употреблять прилагательные (холодный...

"На встречу к зимнему волшебству"

АннотацияАктуальность      Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость...