Консультация для педагогов "Бумажное путешествие": игровая деятельность с детьми вместо занятий.
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Катаева Оксана Леонидовна

Методика «Бумажное путешествие» позволит воспитателям обучать детей в игровой форме весь год, а летом поможет с пользой провести время в группе в плохую погоду. В статье – рекомендации, как педагогу включаться в детскую игру, чтобы она была продуктивной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

на тему

«Бумажное путешествие»: игровая деятельность с детьми вместо занятий»

образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие,    познавательное развитие, речевое развитие»

Подготовила:

Катаева Оксана Леонидовна,

воспитатель

город Рубцовск, 2022 г.

Цель: ознакомление педагогов с. методикой «Бумажное путешествие».

Игра для дошкольников – самая эффективная форма образовательной деятельности. При этом ее эффективность во многом зависит от участия в ней педагогов. Многие испытывают с этим трудности. Одним сложно принять на себя роль партнера в игре с детьми, другие не оставляют на нее в плане времени, чтобы успеть решить обучающие задачи. Методика «Бумажное путешествие» поможет педагогам включиться в игру и реализовать образовательную деятельность с детьми в игровой форме. Дети освоят в игре новые знания и после основной части продолжат играть самостоятельно.

Учитывайте особенности детской игры

Чтобы проводить игру с детьми, педагогам необходимо понимать, как сами дети видят ее, и настраиваться на свою роль партнера, а не лидера.

Как игру воспринимают дети

Во время игры для детей существуют только игровые роли, игровая ситуация, игровое пространство и игроки – остальное для них неважно. Они верят в правдивость того, что происходит в игре. Они эмоционально проживают чувства персонажей, в которых играют.

Еще одна особенность – дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача. Обстановку вокруг дети воспринимают как часть игрового пространства, достраивают ее в воображении: группа может быть и морем, и лесом – все зависит от сюжета игры.

Как педагогу включаться в детскую игру

Важно, чтобы дети играли, потому что им интересно, а не потому, что их заставили. Поэтому педагог должен только направлять игру детей – давать им возможность самим принимать игровые решения и действовать. При этом педагог должен быть включенным в игру. Включенность выражается не только в активных действиях, но и в положительных эмоциях. Дети быстро считывают эмоции взрослых, и именно эмоционально положительный настрой педагога – основа эффективного взаимодействия с ребенком в игре.

Если педагогам трудно включаться в игру с детьми, предложите им карту с вопросами для самоанализа. Ответы на вопросы помогут педагогам выявить проблемы с активностью и вовлеченностью в игры дошкольников и проработать их.

Организуйте игру по методике «Бумажное путешествие»

 Методика «Бумажное путешествие» подходит для работы с детьми от 4 до 8 лет. Она объединяет игру на бумаге, режиссерскую игру и изобразительную деятельность. Методика подразумевает игру в двух пространствах: плоском и объемном – и дает возможность научиться переносить объем на плоскость. Традиционно выделяют три компонента игровой среды: предметный, деятельностный, эмоциональный. Методика «Бумажное путешествие» позволяет создать полноценную трехкомпонентную игровую среду

Какие задачи решает методика

Методика позволяет соединять разные виды деятельности и решать задачи из разных образовательных областей параллельно. Игра будет развивать образное мышление, воображение и интерес дошкольников к творчеству, их инициативность и любознательность. Во время игры по такой методике можно отработать и закрепить с детьми представления об окружающем мире от форм и цветов с младшей группой до причин и следствий с подготовительной. Дошкольники смогут закрепить навыки совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми, обогатят словарный запас. Полезным будет и навык двигаться по схеме.

В этой игровой методике ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя, говорит от его лица, представляет себе определенное пространство, может менять игровую ситуацию по ходу действий. В роль вживаются и воспитанник, и педагог. Все это важные признаки игры.

Педагог получит возможность не только обучить воспитанников чему-то новому или повторить материал, но и провести небольшую диагностику детей. Скорее всего, выбор персонажа и его характера покажет психоэмоциональное состояние воспитанников, желание проиграть какую-то ситуацию из жизни. Поведение каждого ребенка во время игры, его рисунки также могут показать, все ли у дошкольника благополучно, не нужна ли ему помощь.

Чтобы игра состоялась, фигурок персонажей, карандашей, фломастеров, мелков должно быть больше, чем детей в группе

Какое оборудование использовать

Чтобы организовать игру по методике «Бумажное путешествие», не нужны финансовые затраты. Воспитателям понадобятся:  крафтовая бумага, которую можно заменить обоями или ватманом, цветные карандаши, фломастеры, мелки, пластилин или его аналог, клей, ножницы, картон, маленькие фигурки животных и человечков, домики и детали из конструктора.

Как играть

Чтобы начать игру, педагог раскладывает на полу бумагу длиной 3–5 метров, в зависимости от количества детей. Затем посередине рисует основную дорогу, по которой будут идти персонажи, и важные исходные элементы для игровой ситуации. Каждый ребенок, как и воспитатель, выбирает себе одну фигурку и действует в игре от лица этого персонажа.

После того как педагог разложит листы и нарисует на них основные элементы для игры, а дети выберут себе фигурки, которыми будут ходить, все располагаются вокруг листа и представляются от лица персонажа: кто они, что они любят. Например, я – мальчик, люблю играть в мяч и читать книжки.

Затем педагог приглашает детей в путешествие. По дороге персонажи попадают в разные ситуации, узнают что-то новое и применяют свои знания, чтобы решить определенные задачи.

Воспитатель описывает то, что происходит в мире игры: например, если игра проходит летом, педагог говорит, что все вокруг зеленое, цветут цветы, поют птички – и предлагает детям нарисовать это. Воспитатель проводит детей по сюжету, предлагает дополнять игровой мир поделками, например, из пластилина, прятать персонажей в их домики, ходить в гости. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить высказывать догадки или пожелания, что будет ждать их дальше «по дороге».

Таким образом, в ходе «бумажного путешествия» важно задавать детям вопросы, комментировать действия персонажей, предлагать детям высказывать мнение, как они могут решить ту или иную ситуацию.

Какие игровые кейсы использовать

Чтобы реализовать методику «Бумажное путешествие» лучше предлагать детям такие игровые кейсы, которые отражают ситуацию вокруг них в данный момент. Например, брать за основу текущее время года. Детям легче будет воспроизвести игровую ситуацию, а педагог сможет актуализировать их знания о сезонных явлениях. Во время одной из игр можно вспомнить с детьми правила поведения во время дождя и грозы, свойства мокрого песка.

Одновременно с игрой дети будут развивать навыки изобразительной деятельности. Рисование привлечет даже тех детей, которым оно не нравиться, ведь это часть игры

Пример игрового кейса

Игра начинается в солнечный день на пляже. Дети рисуют пляж и солнце и отправляются в путешествие по побережью. Вдруг начинается гроза – педагог рисует тучи и дождь цветными карандашами, дети подключаются и тоже рисуют. Педагог спрашивает: «А что же с животными? Нарисуйте домики для них и спрячьте их там!». И персонажи бегут пережидать грозу в своих домиках. Дети вспоминают правило – во время грозы опасно находиться рядом с водоемом. Затем начинается звуковая мини-игра: дети воспроизводят шум дождя, раскаты грома. Можно предложить им физминутку и «поволноваться», как море. Гроза заканчивается. Чтобы показать, что дождь закончился, педагог предлагает детям превратить капли дождя в солнечные лучи: закрасить их мелками или фломастерами. После дождя все персонажи выходят играть с песком и строить песочный замок – дети могут нарисовать его, сделать из конструктора или слепить из пластилина. Затем они заселяют своих персонажей в замок и продолжают играть.

Во время «бумажного путешествия» дети легче запоминают информацию, потому что они ее визуализируют и проживают. Любая деятельность в этот момент вызывает у них интерес, потому что она существует не сама по себе, а вместе с игрой. Педагоги могут сами разработать подобные игровые кейсы или использовать сюжеты сказок и историй, которые хорошо знают дети.

Источник:

Комарова О. «Авторская методика «Бумажное путешествие»: игровая деятельность с детьми вместо занятий» [Текст] / Комарова О // «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»– 2021 – № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Двигательно-игровая деятельность с детьми вне занятий»

Движение – это жизнь. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологически...

Консультация для педагогов. Двигательно-игровая деятельность с детьми вне занятий.

Двигательно-игровая деятельность с детьми вне занятий...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Двигательно-игровая деятельность с детьми вне занятий»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Двигательно-игровая деятельность с детьми вне занятий»...

Консультация для педагогов Авторская методика «Бумажное путешествие»: игровая деятельность с детьми.

1. Особенности детской игры2. Как игру воспринимают дети3. Как педагогу включаться в детскую игру4. Игра по методике "Бумажное путешествие"5. Какие задачи решает методика6. Какое оборудовани...