Дидактические игры экологического содержания
материал по окружающему миру

Крыжановская Ирина Леонидовна

Дидактические игры по экологии – занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Дети, участвуя в играх, учатся правильно себя вести на природе, получают базовые экологические знания и стремление применять их на практике.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дидактические игры21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83»

Дидактические игры экологического содержания.

1.Дидактические игры по экологии – занятия для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Дети, участвуя в играх, учатся правильно себя вести на природе, получают базовые экологические знания и стремление применять их на практике.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.

2.Цели и задачи дид игр:

  •  обеспечение возможности получения, отработки и закрепления естественно-научных представлений о природе
  • воспитание чуткого отношения к растениям и животным
  • создание стимула для проявления любознательности
  • формирование умения выделять отдельные признаки предметов или явлений, сравнивать и анализировать их 
  • воспитание сочувствия живым существам
  • развитие логического мышления 
  • тренировка памяти, наблюдательности
  • развитие речи 
  • дид. игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр)

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе.

Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.

В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и так далее.

3.В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

•        предметные;

•        настольно-печатные;

•        словесные.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок ( «Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр разнообразен, не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на улице, они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе, и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышления, гибкость и динамичность представлений. Умение использовать имеющие знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам: внимание, быстроту, реакцию. Например: «Закончи предложение». Воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец. «Белка осенью запасает корм………», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что………» или «Лимон жёлтый, а огурец……», «Ромашка белая, а василёк…» и т. д.

4.При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: 

1) опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2) следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
3) поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4) постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия и следить, чтобы каждый ребенок был активным участником игры, т к длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре;
5) конкретно и четко объяснять правила.

5.Дид игры по возрастам:

Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. Одна и та же игра может использоваться в каждой возрастной группе, но с усложнением. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?»«Изобрази животного»«Узнай по голосу», «Найди маму» и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?»«Помоги животному»«большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк»«Логические цепочки»«Придумай про животное загадку»«Путешествие в Африку».

 «Чудесный мешочек»

        В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто, чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

Или  игра «Летает, бегает, прыгает, плавает». В ясельной группе воспитатель показывает игрушку животного, ребенок показывает действие, все это идет с проговариванием…кто это? Мишка…Мишка как ходит? Показали…Это кто? Зайка..и т д В средней группе можно уже показывать картинки , а дети показывают действие, без проговаривания. В старшем возрасте можно классифицировать по группам: сделать схемы, перемешать картинки, и дети раскладывают по группам. Или сделать игру в кругу с мячом, водящий кидает мяч и говорит Птица, или даже конкретизирует, Чайка, ребенок отвечает, летает…Или же наоборот, Водящий говорит…Прыгает, кидает мяч, ребенок отвечает…кузнечик..лягушка…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: «Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста».

Дидактические игры экологи­ческого содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрос­лыми и сверстниками, у них формируется уме­ние слушать и понимать обращенную речь, под­держ...

Дидактическая игра экологического содержания "Птицы нашего края"

Представляю несколько вариантов игры, которые способствуют формированию представления у детей о птицах, обитающих на территории нашего края....

Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Дидактическая игра экологического содержания «Окно в природу: Птицы Волгоградской области» (авторская игра)

Данная игра предназначена для реализации образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель игры: Формиро...

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...