Краткосрочный исследовательский проект в 1 младшей группе: «Чудеса, фокусы, эксперименты».
проект по окружающему миру (младшая группа)

Сташкова Мария Николаевна

Проект, рассчитанный на неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_issledovat.docx12.56 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный исследовательский  проект

в 1 младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты».

Паспорт проекта:

1. Вид проекта: исследовательско – творческий.

2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели

3. Автор проекта: воспитатель Сташкова Мария Николаевна

4. Участники проекта: дети первой группы раннего возраста  А «Вишенки»

5. Проблема: Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

6. Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования

экологической культуры и развития познавательного интереса детей.

7. Задачи проекта:

- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому

экспериментированию с объектами.

- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе

познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

- учить объяснять наблюдаемое.

8. Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;

- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.

План реализации проекта в первой группе раннего возраста  А «Вишенки».

Подготовительный этап проекта (1-я неделя):

1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;

2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.

3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.

4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.

5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.

6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

Исследовательский этап проекта (2-я неделя)

Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

1-й день «Чудеса в природе – солнышко»

Чтение художественной литературы: стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания.

Выполнение упражнений: пальчиковая игра «Солнышко, солнышко». Способствовать развитию моторики рук.

Художественное творчество: рисование: «Светит солнышко в окошко». Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру.

Беседа: «Учимся радоваться солнышку и природе». Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы.

Игра-ситуация: «Солнечные зайчики». Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.

Тематическая прогулка: «У солнышка в гостях». Учить наблюдать за солнышком.

2-й день «Воздушные чудеса»

Беседа: «О свойствах воздуха». Знакомить детей с воздухом.

Опыт: «Игры с соломинкой». Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух.

Исследование: «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену». Подвести к выводу о том, что мыло пенится.

Экспериментирование: «Игры с воздушным шариком». Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.

Игра: «Пускание мыльных пузырей». Стимулировать двигательную активность.

Наблюдение и беседа: «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность.

Экспериментирование: «Что в пакете». Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве.

3-й день «Фокусы с песком»

Рисование на мокром песке:«Чудесное превращение круга и квадрата». Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей.

Проблемная ситуация, игра: «Юные кладоискатели». Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке.

Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком: «Пирожки для мишки». Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы.

Беседа: «О свойствах мокрого и сухого песка». Развивать познавательную и речевую деятельность детей.

Игра с песком: «Постройка зоопарка». Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений.

4-й день «Вода – чудо природы»

Игры-опыты: «Прятки с водой». Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.

Экспериментирование: «Переливание воды». Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному.

Беседа: «Свойства воды». Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.

Аппликация:«Красивые чашки для волшебницы-воды». Учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности.

5-й день «Свойства мыла и воздуха»

Чтение художественной литературы: рассказ «Как Костя не умывался». Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания.

Эксперимент: «Мыло-фокусник». Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.

Подвижные игры: «С султанчиками и вертушками». Формирование самостоятельной двигательной активности.

Наблюдение: «Наблюдение за ветром». Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку.

Эксперимент:«Послушный ветерок». Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу.

Дыхательное упражнение: «Легкий ветерок».Учить остужать еду, слегка подув на нее.

Литература:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под

редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.

2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского

сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред.

Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.

Приложение:

Эксперименты, исследования и опыты:

1. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.

2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух,

подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью

соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются

пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт

самим.

3. "Что в пакете". Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает

открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает,

чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый

обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему

кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

4. "Послушный ветерок". Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что

происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет

быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик

движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).

5. "Мыло-фокусник". Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.)Обследуют

воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде

появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким

оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что

происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони

трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.)Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь,

переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на

поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при

намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются

мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.

6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-

разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет,

что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в

сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если

воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше,

если ее отлить.

7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает

детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы:

мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.

8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и

спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что

наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и

спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не

виден.) Вывод: вода может изменять цвет.

Игры:

1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

Хлопают ладонями

Сгибают и разгибают ладони

Показывают волну.

Машут руками.

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Опускают руки вниз.

Поднимают руки вверх.

2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного

зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить

зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать.

Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.

3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри

пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а

остальные дети ловят их.

4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его

свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок

пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.

5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить

его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и

строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что

получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).

6. Подвижная игра: «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как

можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и

вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге

вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По

сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.

7. Рисование на мокром песке: «Чудесное превращение круга и квадрата». На прогулке

воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их,

выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч,

колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д.

Дети рисуют на песке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный исследовательско - творческий проект в средней группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Краткосрочный исследовательско - творческий проект в средней группе«Чудеса, фокусы, эксперименты»...

Краткосрочный исследовательско-творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Проек включает в себя эксперементирование с детьми младшего возраста.Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес длоя детей.Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они удивляют маленьких ис...

Краткосрочный исследовательско - творческий проект в первой младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты».

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жа...

Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?&raq...

Краткосрочный исследовательский творческий проект в первой младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Краткосрочный исследовательский  творческий проектв первой младшей группе«Чудеса, фокусы, эксперименты»    Что я слышу – забываю.Что я вижу – я помню.Ч...

Краткосрочный исследовательско-творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Краткосрочный исследовательско-творческийп роект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»...

Краткосрочный исследовательской-творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главн...