Проект "Часы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Останина Виктория Александровна

Проект "Часы"
Познакомит ребят с понятием вре мя, с историей происхождения чсов и их разновидностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasy_proekt.docx148.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Росток»

структурное подразделение детский сад «Серебряное копытце»

Проект «Часы»

                                                                               Автор: Воспитатель ВКК

                                                               Останина В. А.

                                                                 

  

Нижняя Салда

Проект «Часы»

Тип проекта: 

По виду деятельности- познавательный, творческий, исследовательский;

По продолжительности- краткосрочный – 2 недели;

По количеству участников – групповой.

Автор проекта: Останина Виктория Александровна.

Участники проекта: дети, родители и воспитатели подготовительной к школе группы.

Актуальность:  Часы! Так близки нам и так не понятны.  Часы окружаю нас везде: они у мамы на руке, они в кухне на стене, они в спальне на тумбочке, и в группе детского сада они тоже нас встречают каждый день. Вот вроде они все делают одно и то же – показывают время, но они такие разные – и маленькие и большие и порой даже огромные, они пластмассовые и железные, и круглые и квадратные. Но объединяет их наличие циферблата и стрелочек. Без часов в нашем современном мире не прожить. В садик нужно прийти строго в определённое время, маме на работу тоже нельзя опаздывать и нужно контролировать время. Даже играть дома и то нельзя бесконечно, в определённое время чистить зубы и ложиться спать. Как же подружиться дошкольнику с этим самым временем? Как научится определять его по часам и уверенно в нём ориентироваться?

Цель: дать детям представление о понятии времени.

Задачи: - познакомить детей с историей часов;

- показать ребятам разнообразие часов;

-Закрепить знания о принципе работы часов;

- развивать любознательность детей, познавательный интерес, воображение, творческие способности.

Прогнозируемый результат:

- дети получат представление о часах, их разнообразии и истории их возникновения;

- научатся определять время с помощью часов. 

Этапы работы над проектом:

1 этап. Подготовительный.

Цель: Определение основных направлений работы, подготовка к успешной реализации проекта.

  1. Подбор литературы по теме проекта.
  2. Подбор наглядных материалов для успешной реализации проекта.
  3. Подготовка атрибутов для игровой деятельности.
  4. Знакомство участников проекта с темой и важностью проекта.
  5. Работа с родителями:
  1. Привлечение родителей к созданию мини- музея.
  2. Помощь в активизации интереса детей к часам и необходимости уметь определять время по часам в домашних условиях.

2 этап. Основной.

Цель: проведение мероприятий по реализации проекта.

Циклограмма деятельности по реализации проекта.

Понедельник.

Поговорим о часах.

- Беседа «Такие разные часы»;

- Физкультминутка «Тик-Так». (Приложение 4)

Вторник.

Литературная гостиная.

- Чтение стихотворений Е. Горбовская «Там, на мамином комоде», О. Анофриев «Тик- Так», В.  Берестов «Приятная весть». (Приложение 1)

- Подвижная игра «Часы пробили ровно час» (Приложение 2)

Среда.

Творческая мастерская.

- Лепка «Весёлый будильник».

Четверг.

Подумаем, поиграем.

- Решение проблемной ситуации «Что будет, если все часы в мире остановятся!»

- Дидактическая игра «Изучаем время».

Пятница.

Творческая мастерская.

- Аппликация «Настенные часы»

- Оформление Мини-музея «Мир удивительных часов»

Понедельник.

Поговорим о времени.

- Беседа «Что такое время?»

- Физкультминутка «Мы идём» (Приложение 4)

Вторник.

Литературная гостиная.

- Чтение Мирошникова Ирина « Песочные часы», Н. Астахова «Учу свои часы ходить»,  Т. Вишнякова. «Шли часы через дорогу». (Приложение 1)

- Подвижная игра «Часы» (Приложение 2)

Среда.

Творческая мастерская.

- Рисование «Такие разные часы».

Четверг.

Подумаем, поиграем.

- Рассказ «Часы без стрелок»

- Дидактическая игра «Помощник- Будильник» (Приложение 2)

Пятница.

Творческая мастерская.

- Аппликация «Сделаем будильник сами!»

- Оформление альбома «Удивительный мир часов»

Работа с родителями.

- Подбор часов для мини-музея «Мир удивительных часов»

- Консультация для родителей «Как научить ребёнка определять время»

3 этап. Заключительный.

Цель: подведение итогов проведённой работы.

Продукты проектной деятельности:

- Мини-музей «Мир удивительных часов»

- Альбом детских рисунков «Такие разные часы»

Используемая литература.

1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001

2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991

3. Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995

4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14

5. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006

Приложение 1.

Произведения о часах.

Е. Горбовская

Там, на мамином комоде

Там, на мамином комоде,

Каждой ночью кто-то ходит!

Слышен лёгкий быстрый шаг

В тишине: тик-так, тик-так

Я к Пушку: «Ну что ты спишь!

Может это всё же мышь?!»

Но зевает кот в усы:

«Это тикают часы!»

О.Анофриев

Тик- Так.

Есть часы во всех домах,

Тик-Так, Тик-Так.

Стрелки ходят на часах,

Тик-Так, Тик-Так.

Очень всем часы нужны,

Тик-Так, Тик-Так.

Мы их слушаться должны, —

Только так.

Ночью спать часы велят,

Тик-Так, Тик-Так.

Утром будят в детский сад, —

Тик-Так, Тик-Так.

Значит, им нельзя стоять,

Тик-Так, Тик-Так.

Ни спешить, ни отставать, —

Ну, никак!

Чтобы нас не подвести,

Тик-Так, Тик-Так,

День и ночь они в пути:

Тик-Так, Тик-Так.

Понимать часы учись, —

Тик-Так, Тик-Так.

Без часов не обойтись, —

Ну, никак!

Валентин Берестов.

Приятная весть.

— Вез четверти шесть!

Без пятнадцати шесть!

Хотите услышать

Приятную весть?

— Так что же случилось

Без четверти шесть?

Какая такая

Приятная весть?

— А то, что я сам,

Понимаете, САМ

Умею часы

Узнавать по часам!

Песочные часы

Мирошникова Ирина

Песочные часы не ходят и не бьют,

Не будят по утрам, не тикают беспечно.

В изящной простоте - гармония,уют,

Не убегают и не отстают,

Напоминая – время быстротечно.

Стоят тихонечко на полке в уголке.

И подчиняются лишь мне, моей руке.

Но стоит лишь часы перевернуть,

Теченье времени мгновенно станет зримым.

Текут песчинки, сокращая путь…

Их не остановить и не вернуть…

Ах, Время, Время! Ты неуловимо!

Тебя не спрятать в колбе из стекла.

Едва оглянешься – и молодость прошла….

Н. Астахова

Учу свои часы ходить

Учу свои часы ходить:

-С утра вам лучше не спешить.

Ведь люди так хотят поспать,

А вы: «Вставать пора, вставать!»

Вот удеру тайком на пляж –

Крутите стрелки-усики,

Пожалуйста, помедленней,

Чтоб высох чуб и трусики.

Зато, когда я в школе –

Вы побыстрей бегите!

А то на вас посмотришь,

А вы как будто спите.

А если вдруг накажут

За что-нибудь меня –

Пусть стрелки так мелькают,

Как искорки огня.

Чтоб я покинул угол

Как можно поскорей

И смог еще с ребятами

Успеть сыграть в хоккей.

Т. Вишнякова.

Шли часы через дорогу.

Шли часы через дорогу,

На свиданье к носорогу,

А навстречу шли часы

За батоном колбасы.

Шли часы в библиотеку,

Шли на поезд и в аптеку,

Шли часы на самолет,

И с коньками шли на лед.

Шли часы на именины,

Шли в музей смотреть картины,

Шли в кино и на футбол,

Шли купить красивый стол.

Шли часы на одеяле,

Шли на башне на вокзале,

Шли, чирикая в кармане,

Кукарекая в тумане,

Шли часы по всей стране,

Шли кукуя на стене,

Под подушкой у меня,

Шли заливисто звеня!

Приложение 2.

Игры.

Дидактическая игра «Изучаем время»

Цель: Учимся понимать время на часах со стрелками.

Задание: Найдите на часах со стрелками точно такое же время, как на электронном табло в руках у детей.

Дидактическая игра «Помощник-Будильник»

Цели и задачи игры:

1)Уточнять представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днём, вечером, ночью.

2)Развивать зрительное восприятие, память, речь.

3)Формировать умение различать цвета.

4)Развивать умение отгадывать загадки.

5)Развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево и право, низ и верх.

Материал для игры: самодельные будильники с цветными кружками и движущейся стрелкой ( на циферблате кружки обозначают: голубой - утро, синий - день, фиолетовый - вечер, чёрный - ночь);

Загадки:

1) Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

2) Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идём,

Песни весело поём (День)

3) Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора (Вечер)

4)В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Нашим деткам спать велит. (Ночь)

Ход игры:

Ведущий читает загадку, например, про утро, а дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий утро (говорят цвет кружка, и где он находится - слева). И так далее, ведущий загадывает загадку о каждой части суток.

Волшебный будильник помогает детям закреплять знания о частях суток.

Подвижная игра «Часы пробили»

Материалы для игры: длинная верёвка или две скакалки, скрепленные между собой.

Правила игры:  Два игрока берут в руки верёвку - ведущие. Первый участник встаёт посередине между двумя игроками- ведущими. Ведущие начинают раскручивать верёвку и говорят: «Часы пробили ровно час!». Задача игрока перепрыгнуть через верёвку. В начале следующего круга ведущие говорят: "Часы пробили ровно два!». Игрок снова перепрыгивает.

И так до тех пор, пока игрок не запнётся о верёвку. Тогда в игру вступаем следующий игрок. Побеждает тот участник игры, который смог перепрыгнуть через верёвку большее количество раз.

  В конце игры все игроки встают вкруг, образуя циферблат, отмечая, каких цифр-часов не хватает на циферблате.

Подвижная игра «Часы»

Материалы для игры: Скакалка.

Правила игры: Ведущий выполняет роль стрелок, дети – цифры на часах.

Дети встают по кругу, ведущий со скакалкой в центре. Ведёщий начинает вращать скакалку близко к полу.Задача ребят  перепрыгнуть через скакалку и назвать цифру, который час они обозначают, стоя в кругу-циферблате.

В идеальном варианте игры – участников – 12. Столько, сколько циферок на циферблате часов. Если ребят больше, то всем следующим игрокам присваивается следующая цифра по порядку – 13, 14,15….

Сбившийся, или не перепрыгнувший участник выбывает из игры.

 

Приложение 3.

Загадки о часах и времени

Хоть и сладок утром сон,

Но упорно этот звон

Каждый раз торопит в школу.

Как, скажи, зовётся он? (Будильник)

***

Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять… (Часы)

***

Одна нога — короче,

Одна нога — длиннее,

При этом, между прочим,

В двенадцать раз быстрее!

Но не смотря на это,

Они идут куда-то

С заката до рассвета,

С рассвета до заката…

А что это, ребята? (Часы)

***

Под шляпой — крышей ходим-бродим,

Но никуда мы не уходим.

Подскажем боем

Время городское. (Часы)

***

Ходят в доме, на стене.

Любопытно даже мне.

Им положено ходить.

И нас вовремя будить. (Часы)

***

Ходят кругом

Друг за другом. (Стрелки часов)

***

Живут на стенке,

Подтянув коленки.

Идут, стучат –

Никогда не молчат.

(Настенные часы)

***

На блестящем циферблате

Три Бегуна спешат куда-то.

Бегут и день, бегут и ночь

И убегают сутки прочь. (Часы)

***

Две девицы, две подруги

Ходят вместе, друг за другом

Только та, что подлиннее

Ходит чуточку быстрее

А другая, покороче,

Словно двигаться не хочет

Так и ходят круг за кругом

Две девицы, две подруги

И встречаясь каждый раз

Говорят который час. (Часы)

***

Знаем всё – когда  вам  спать

И когда пора вставать.

Это только к слову – так,

Мы спешим, тик-так, тик-так.

Ходим  ночью, ходим  днём,

Никогда  не  устаём. (Часы)

***

Ведь кукушки гнезд не вьют,

В дуплах тоже не живут,

А у нас на кухне птичка

Прямо как арифметичка —

В своем домике живет,

Часам-минутам счет ведет.

Все «ку-ку» «ку-ку» «ку-ку».

Будто в роще на суку. (Ходики)

***

Что может в одно и тоже время

(загадка уму не бремя!)

Висеть и ходить,

Стоять, и ходить,

Ходить, и лежать.

А иногда и врать! (Часы)

***

Час за часом, день за днём

Мы минуткам счёт ведём. (Часы)

***

Сестра сестру обогнала,

А через час — гляди! —

Её отставшая сестра

Маячит впереди.   (Стрелки часов)

***

Ежедневно в семь утра

Я трещу: «Вставать пора!» (Будильник)

***

Чего нельзя купить

Ни за какие сокровища? (Времени)

***

Хвост на месте лежит,

Голова вокруг бежит. (Стрелка часов)

***

В квартире на стенке загадка висит,

И целыми днями она говорит,

Когда мне гулять,  пить кефир, танцевать,

Смотреть телевизор, компьютер включать.

Могу я крутить у загадки усы.

Ну, вы догадались, что это?

(Настенные часы)

***

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его. (Время)

***

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом:

Коротышка – только раз,

Та, что выше – каждый час.

(Стрелки часов)

***

Скажешь: «Ох!» —

И нет её.

Скажешь: «Ах!» —

И нет её.

И от этих «ох» и «ах»

Ходят стрелки на часах. (Секунда)

***

Что может в одно и то же время;

Стоять и ходить; висеть и стоять,

Ходить и лежать? (Часы)

Приложение 4.

Физкультминутки.

Физкультминутка «Тик-так»

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,           (Хлопки в ладоши)

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.     (Приседаем)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Закрываем и открываем лицо ладонями)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Наклоны влево-вправо)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Наклоны вперёд-назад)

А часы идут, идут,           (Ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают.    (Замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!    (Бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают.     (Останавливаются)

Физкультминутка «Мы идём»

О. Подтуркина. Часы.

Мы идём, тик-так , идём           (Идём  на месте)

Стрелки крутим день за днём,  (Махи руками по кругу)

Чтобы вы не опоздали,

Чтобы раньше всех вставали!   (Идём  на месте)

Прозвоним мы в нужный час -

Позовём на завтрак вас!             (Хлопки в ладоши)

Мы идём, тик-так, идём,

Но лентяев мы не ждём!             (Идём на месте)

Приложение 5.

Консультация для родителей.

Консультация для родителей

« Как научить ребенка определять время».

    Как научить ребенка разбираться с часами и определять время?

Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у дошкольников наглядно-образное), с трудом оперируют абстрактными понятиями. Время относится именно к этой категории — его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее все мы ощущаем его ход.

      Как же научить дошкольника определять время? И возможно ли это?

Даже маленькому ребенку необходимо самостоятельно учиться планировать свое время и ориентироваться в нем. Тем не менее, и для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по стрелкам часов. У маленьких детей восприятие времени очень субъективно, впрочем, и взрослым известен этот момент — когда мы заняты интересным и приятным занятием (для ребенка это, конечно же, игра или интересная прогулка), время ускоряется, проходит быстро — малышу может казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а на самом деле прошло уже несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его заберут из детского сада или занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут могут показаться несколькими часами.

      С чего же начать обучение ребенка определению времени?

Последовательность событий.

Совсем не обязательно и даже не нужно при объяснять ребенку, где на часах какая стрелка и что она означает. Начинать обучение ребенка определению времени следует с самого простого и понятного дошкольнику — с последовательности событий, что легко сделать в процессе игр и повседневных занятий. Ребенок видит что за днем наступает вечер, потом ночь (надо ложиться спать), утром вставать и идти в детский сад, за утром следует день. Так малыша формируется первичное представление о времени, как о некой последовательности событий. Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на любую последовательность событий, например в сказках - сначала мама испекла пирожки, потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала Серого волка.

Знакомим с прошлым, настоящим и будущим.

Следующий шаг в ознакомлении ребенка со времени - понятия прошлого, настоящего и будущего.

    Опять же, необходимо использовать повседневные занятия и игры, сопровождая их беседами и примерами. Например, сейчас вы гуляете, на улице светло, день — это настоящее. Вечером в гости приедет бабушка — это будущее. Спросите ребенка, что наступит, когда зима закончится. Рассматривая семейный фотоальбом, покажите ребенку, каким маленьким он был раньше — это прошлое. Какими раньше были папа, мама, бабушка, дедушка — это тоже прошлое. Планируя что-либо совместно с ребенком (летний отдых, поход в театр, в гости), обращайте его внимание, что это будет в будущем. Вчера вы ходили в цирк — это прошлое.

Определяем времена года.

    Важно не только рассказать ребенку, сколько в году сезонов и месяцев, но объяснить на наглядных примерах, что меняется в природе весной, летом, осенью, зимой. Также обратите внимание, что люди зимой и летом по-разному одеты. Загадайте малышу загадки - «зимой белый, летом серый» и т. д.

И, наконец, учим ребенка определять время по часам.

   Когда малыш понял, что такое временная последовательность событий, что события и явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена времен года, можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее. Познакомьте ребенка сначала с часовой стрелкой. Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает - на картинке изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изобра-жением утреннего подъема. Для начала достаточно будет 4 — 5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах. Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной — на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в определенное время) и изображения часов как с часовой, так и с минутной стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во сколько ложится спать и т. д.

Как знакомить детей со временем.

    Время летит незаметно, когда все хорошо и все счастливы, но каждый из нас знает, как долго тянутся минуты, когда мы чего-то ждем. И если вы хоть раз пытались объяснить нетерпеливому крохе, что его день рождения только через неделю, вы понимаете, как нелегко объяснить и освоить понятие времени в этом возрасте. Обучение различать дни недели и месяца в году является стандартной процедурой в дошкольных учебных программах, но что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку усвоить это сложное понятие дома?

    Время относится к той категории понятий, которую дети не могут потрогать, пощупать и изучить. Без способности ощутимо взаимодействовать со временем детям очень сложно сразу начать координироваться в нем. Час на детской площадке может пролететь для них как пять минут, в то время месяца между днями рождения тянутся, как 100 лет! Начинайте постепенно приучать ребенка к понятию времени. Во-первых, с первых дней жизни необходимо придерживаться определенного режима, напоминая малышу, например, что уже поздно и пора ложиться спать, или что настало утро и надо умываться и завтракать. Дети также скоро запоминают дни недели, если с ними что-то связано в расписании крохи. Например, по вторникам вы ходите в гости к бабушке, а в субботу и воскресенье папа остается дома, и вы ходите всей семьей гулять и за покупками.

    Воспользуйтесь также некоторыми простыми идеями, предложенными ниже, чтобы поближе познакомить ребенка со временем дома.  

    Создайте календарь. Купите календарь специально для вашего ребенка и повесьте его на видное место в его комнате. Вы можете использовать специальные наклейки, чтобы отметить дни рождения и праздники. Перед особо важными мероприятиями покажите ребенку, как отмечать прошедшие дни с помощью «X», прежде чем он ложится спать. Это позволит ему легче считать дни до долгожданного события. При этом малыш будет не только учиться считать, но и держать карандаш в руке и писать простые символы.

     Используйте «своевременные» слова. Используйте слова для обозначения времени, такие как вчера, сегодня и завтра, когда вы говорите с вашим ребенком. Когда эти слова употребляются в контексте, особенно в сочетании с календарем, это помогает сделать понятие времени более конкретным. Говорите с ребенком о своем еженедельном графике (например, «Мы идем в секцию по плаванию в среду, т.е. завтра»), а затем покажите ему этот день в календаре. Понимание длительных промежутков времени, таких как «в следующем году» становится все труднее для дошкольника, потому что это слишком долго для ожидания ребенка

     Сделайте вместе с ребенком цепочку «Обратный отсчет» для тех самых особенных дней, таких как дни рождения и праздники. С ее помощью вы можете сделать визуальный отсчет звеньев цепи, чтобы помочь времени пролететь быстрее! Просто нарежьте цветную бумагу на полоски и помогите ребенку создать цепочку. Сделайте одну петлю на каждый день и оформите звено, соответствующее «главному дню», по-особенному, украшая его наклейками или блеском. Повесьте цепочку на видном месте и помогайте своему ребенку рвать или отрезать петли в конце каждого дня. Ваш ребенок будет в восторге, когда цепочка будет становиться все короче, и важный день будет все ближе.