Картотека прогулок. Май
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Прокопьева Наталия Николаевна

Картотека прогулок. Май

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_may.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Май

Прогулка №1

Наблюдение за одуванчиком.

Цель:

— уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения);

— формировать умение и желание  беречь и защищать природу;

— закреплять знания о лекарственных растениях.

Ход наблюдения

Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель — стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка — корзиночка, наполненная мелкими цветами. Каждый цветок —- это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок. Если, нюхая одуванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то выпачкаешься в ярко-желтой пыльце. Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком. Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато-бурые продолговатые плоды-семена.

Много прозвищ у одуванчика: «подойничек» (потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко) и «придорожь» (потому что любит расти у дороги), но самое смешное название этого цветка — «плешивец» (ветер дунет — семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка).

Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.  

Е. Серова

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как выглядит одуванчик?

♦ В какое время можно им любоваться?

♦ Какие прозвища есть у одуванчика?

♦ Почему одуванчик относят к лекарственным растениям?

        Дидактическая игра «Закончи предложение»

      Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

 

Трудовая деятельность

Уборка участка от мусора и сухих веток.

Цель: учить видеть результат своего труда.

Подвижные игры

«Найди свой бутон».

Цели:

— упражнять в беге;

— развивать наблюдательность.

«Попрыгунчик».

Цель: развивать двигательную активность, уметь прыгать в длину.

Индивидуальная работа

«Полоса препятствий»

Цель: упражнять в перепрыгивании через предметы;

развивать силовые качества.

Самостоятельная деятельность детей

СРИ «МЧС» - спасатели

 Цель: закрепить знания детей с трудной и почетной профессией                   спасателя, научить в случае необходимости действовать четко и слаженно.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игры с МАФ

Выносной материал:   атрибуты к  СРИ «МЧС» (фонарики, рация, мобильные телефоны), грабли.

Прогулка №2

Наблюдение за насекомыми.

Цель: расширение представлений детей об особенностях  внешнего вида и строения насекомых.

Ход наблюдения

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

Воспитатель загадывает детям загадки, проводит беседу, предлагает ответить на вопросы.

Худ да тонок,

Голосом звонок,

Летит — распевает,

Сидит — кусает.

Кто его убьет —

Свою кровь прольет. (Комар.)

 

На ромашку у ворот

Опустился вертолет —

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза.)

 

На большой цветной ковер

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки.)

♦ Как одним словом называются отгадки? (Насекомые.)

♦ Каких еще насекомых вы знаете?

Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.

♦ Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)

♦ Какие изменения происходят в жизни насекомых весной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.)

♦ Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоемов.)

♦ Как защищаться от насекомых?

♦ Чем питаются насекомые?

♦ Как они передвигаются?

♦ Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую жидкость.)

♦ Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-шелкопряд, муравьи.)

♦ Какие изменения происходят в жизни насекомых осенью? (Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму.)

♦ Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?

♦ Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подружку.)

♦ Почему комаров называют вредными насекомыми? (Они разносчики опасных болезней.)

Дидактическая игра «Один- много»

Цель:  упражнять в образовании множественного числа имен существительных

Трудовая деятельность

Очистка участка от мусора.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры

«Перелет пчел», «Мыши в кладовой».

       Цель: развивать ловкость.

       Индивидуальная работа 

    Игровое упражнение «Перебежки»

Цель: улучшать технику бега.

Самостоятельная деятельность детей

СРИ «Скорая помощь»

Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игры с МАФ

Выносной материал: флажки, предметные картинки с изображением насекомых,  чемоданчик скорой помощи.

Прогулка №3

Наблюдение за погодой.

Цель: обобщить представления о сезонных изменениях в неживой природе весной.

Ход наблюдения

Хорошо весной, поле чистое,

Муравой-травой ты украшено.

Да цветочками все душистыми

В утро майское принаряжено.

С. Дрожжин

Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.

♦ Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)

♦ Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)

♦ Что произошло со снегом? (Он растаял.)

♦ Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)

♦ Каким стало небо? (Ярко-синим.)

♦ Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)

♦ Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)

♦ Какая была температура воздуха, когда шел снег?

♦ При какой температуре идет дождь?

♦ Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.)

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: развивать умение соотносить описание природы в стихотворном тексте с определением времени года.

Трудовая деятельность

Уборка участка от  мусора.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры

«Мы — капельки», «Живой лабиринт».

Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.

Индивидуальная работа

 Игровые упражнения с мячом «Точно в цель», «Не урони»

Цели:

— упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном направлении;

— развивать координацию движений.

Самостоятельные игры с выносным материалом, игры с МАФ

СРИ «Зоопарк»

Цель: расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.

Выносной материал: сюжетные картины по теме «Времена года»,  фигурки животных.

Прогулка №4

Наблюдение за шмелем.

Цель: Расширять знания детей о внешнем виде шмеля и его значении.

1.Художественное слово
Отправляясь в свой полёт,
Он гудит, как самолёт!
Пролетая над полями,
Над душистыми цветами,
Собирает с них пыльцу
И несёт её к крыльцу.
Быстро в норку заползает
И на время затихает...
Кто же этот странный зверь?
Это наш мохнатый...
Понаблюдать, как красиво, жужжа, порхает над цветами шмель.
Предложить рассмотреть внешний вид шмеля, части тела, узнать, чем он питается, какую пользу приносит растениям.
Сказать детям, что шмель, перелетая с цветка на цветок, переносит цветочную пыльцу.
Загадать детям загадку:
На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий ....(шмель)
Вопросы к детям:
- Какую пользу шмель приносит растениям?
- Что делает шмель, перелетая с цветка на цветок?
 Беседа о пользе насекомых в природе.

Дидактическая игра «Кто как передвигается?»

Цель: закреплять знания о способах передвижения насекомых.

Труд в природе.
Сбор  мусора   на участке.
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Привлекать детей к уборке детского сада и заботе об окружающей природе.

Индивидуальная работа с детьми: «Классики»
Цель: Упражнять детей в прыжках на двух ногах,  с продвижением вперед.

С/ ролевая игра «Семья»

Цель: развитие игрового опыта между детьми по сюжету.

Подвижные игры: «Салочки»,   «Бездомный заяц»
Цель:   Развивать внимание, скорость, ловкость.

Самостоятельная деятельность детей, игры с МАФ

Выносной материал: атрибуты к с/р игре «Семья», песочные наборы, мешки для мусора

Прогулка №5

Наблюдение за воронами.

Цель: Расширять знания детей о птицах семейства врановых.

Художественное слово
Высоко на кроне клена
Спеть готовилась ворона,
Показала певчий дар,
Прокричала громко «кар-р-р-р».
Понаблюдать с детьми за воронами, посмотреть как они летают.
Рассматривание ворон: части тела, внешний вид, окраску.
Загадка
Две болтливые соседки
Разговор вели на ветке.
Очень важные персоны
Эти черные…(вороны).
Вопросы к детям: - Чем питаются вороны?
- Какой внешний вид у ворон?
- Чем вороны полезны?

Д/ игра «Четвёртый лишний»

Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.

Труд в природе.
Сбор  мусора на участке.
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Привлекать детей к  заботе об окружающей среде.

Индивидуальная работа с детьми: «Школа мяча».
Цель:  упражнять в подбрасывании мяча   вверх и  ловле его двумя руками.

 Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Цель:  
расширение представлений у детей  о труде работников больницы.
Помочь детям распределить роли и обеспечить необходимым оборудованием.

Подвижные игры: «Мышеловка», «Третий лишний».
Цель: Упражнять детей в беге по кругу. Воспитывать чувство дружбы. Развивать внимание, ловкость, быстроту.

Самостоятельная деятельность детей, игры с МАФ

Выносной материал: атрибуты к сюжетной игре «Больница», мячи, песочные наборы.

 

Прогулка №6

 Наблюдение за солнцем.

Цель: Расширять представления детей о значении солнца в жизни людей, растений и животных.

Ход прогулки:

Художественное слово
Прочитать детям стихотворение про солнце:
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Г. Бойко
Обратить внимание детей, что в полдень солнце находится высоко.  Предложить детям потрогать камни и металлические предметы утром и днем. Объяснить, почему камни так нагреваются к вечеру.
Обратить внимание детей на растения цветника: утром они свежие, упругие, днем поникшие. Предложить детям потрогать почву утром, днем и вечером, чтобы они сказали, когда она теплее.
Загадать детям загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все…(солнце).

Вопросы к детям:
- Когда сильнее всего печет солнце: утром, днем или вечером?
- Когда почва в цветнике теплее: утром, днем или вечером?
- Почему на солнце нельзя быть без панамы?

Д/ игра «Воздух, земля, вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы.

 Труд в природе.
Полить растения в цветнике.
Цель: Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Индивидуальная работа с детьми: «Школа мяча».
Цель:  упражнять в отбивании  мяча о землю с продвижением вперед попеременно- то правой, то левой рукой.

 Сюжетно-ролевая игра  «Путешествие»

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры.

Подвижные игры:
 
«Мы веселые ребята»

Цель: учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

«Сделай фигуру»

Цель:   развивать равновесие, умение сохранять неподвижную позу.

Самостоятельная деятельность детей, игры с МАФ

Выносной материал: мячи, атрибуты  к сюжетной игре  «Путешествие», лейки, песочные наборы

 

Прогулка №7

 Наблюдение за облаками

Цель:  уточнить представления детей о разнообразии облаков; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Рассмотреть облака. Обратить внимание на разнообразие их форм, изменчивость движения. Вспомнить, каким было небо в разное время года и в разное время суток.

Художественное слово «НА что похожи облака?»

На что похожи облака? На кусочки ваты!

Их несет вперед река и не вернет обратно.

Облака – друзья чудес, возникают, тают,

Среди голубых небес просто вырастают.

Может кем угодно быть облако большое:

Кораблем по небу плыть, стать дедом с бородою…

Может и медведем стать, зайцем, крокодилом,

По лугу конем скакать – все облаку по силам!

На что похожи облака?..

Давным–давно, много лет тому назад жило-было Царство облаков. И жили в нём 3 семейства: Кучевые, Перистые, Слоистые облака. И вот, однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор.

- Мы красивее всех! - закричали Кучевые облака. Мы появляемся на высоте 2-6 км. Мы состоим из капелек воды и напоминаем большие горы.

  Нет! - закричали Перистые облака. Это мы красивее всех. Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 6-10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево.

  - Зато мы можем затянуть все небо,   - возразили Слоистые облака.

- Через нас ничего не будет видно! Мы живем не выше 2 км.

        Услышала спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам:

 -  Разнести Облака в разные стороны! Слоистые ближе к земле, кучевые повыше, перистые на самый верх!

-О каких видах  облаков говорится в сказке? ( кучевые, слоистые, перистые)

Трудовая деятельность: расчистка участка от мелкого мусора.  

Цель: формирование навыков коллективного труда.

Индивидуальная работа с детьми:

Д / и  «Что за птица?»

Цель: развивать умение  узнавать птиц по описанию.

Подвижные игры: «Салки», «Прятки»

Цель: учить детей соблюдать правила игры, следить за соответствием своих действий правилам игры, развивать ловкость, быстроту реакции.

Сюжетно-ролевая игра «Гости»

Цель: закрепление культурных навыков.

Самостоятельная деятельность детей, игры с МАФ.

Выносной материал:  иллюстрации «Виды облаков»,  атрибуты  к сюжетной игре  «Гости »,  песочные наборы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогулка №8

 Наблюдение за грозой (громом).

Цель: продолжить знакомство  детей с природными явлениями (гром); закрепить правила   безопасного поведения во время грозы.

Ход наблюдения:

Художественное слово:

«Загремел на небе гром,
Сотрясается весь дом,
Ведь на улице гроза.
Я зажмурила глаза.
Молнии сверкают ярко,
Утром было очень жарко.
Не могу совсем я спать,
Лучше спрячусь под кровать.
Нет, совсем я не трусиха!
Просто посижу там тихо»

Н. Котикова

  Молния – это гигантская электрическая искра. Молния нагревает окружающий воздух. Горячий воздух сталкивается с более холодным, и раздается гром. Молния во время грозы очень опасна. Очень часто попадает в высокие, одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки дерево и устроить пожар. Нельзя стоять под деревом во время грозы.

Д/ игра «Опасные предметы»

Цель: формирование и закрепление знаний о том, какие предметы потенциально опасны для человека, как с ними обращаться.

Трудовая деятельность Подметание дорожки.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца.

Индивидуальная работа с детьми:

 Игровое задание  «Не сбей флажок».

Цель: упражнять в ходьбе  змейкой между предметами, не сбивая их.

Подвижные игры:  

 «Палочка-выручалочка».

Цель: развить быстроту, ловкость, внимание.

«Чье звено скорее соберется».

Цель:   развивать умение детей  быстро строиться.

Сюжетно- ролевая  игра «Ждем гостей»

Цель: закрепление культурных навыков, воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Самостоятельная деятельность детей, игры с МАФ

Выносной материал:  метлы, атрибуты для п/ игр.

Прогулка №9

 Наблюдение за цветочной клумбой.

Цель: закрепить знания, как надо ухаживать за посадками  на цветочной клумбе.

Ход наблюдения:

Мне не нужен огород, ягода клубника —
Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.
Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.
Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку.
Первый опыт у меня не совсем удачен,
Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче!
Быть садовником хочу, когда стану взрослым,
Буду разводить цветы, хоть это и непросто.

 Обратить внимание на то, что за растениями  на цветочной клумбе надо ухаживать: рыхлить землю, поливать. Проследить, как изменяются в росте и развиваются растения, спросить: "Зачем нужно полоть и прореживать растения? Какие растения,  где растут?"

 Д/ и «Кто больше назовет действий»  

Цель: активизировать словарный запас глаголами.

Трудовая деятельность: Смести мусор со скамеек, столов.

Цель: прививать любовь к чистоте и порядку, воспитывать желание трудиться.

Индивидуальная работа с детьми прыжки через скакалку

Цель: упражнять в прыжках через скакалку.

Подвижные  игры:  

«Великаны и гномы»

Цель: развивать умение действовать по сигналу.

«Гуси – Лебеди»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием.

Сюжетно- ролевая  игра «Магазин»

Цель: продолжить знакомить детей с деятельностью продавца, кассира.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом, игры с МАФ

Выносной материал: Скакалки, метлы, песочные наборы, атрибуты для  сюжетной игры  «Магазин»

Прогулка №10

Наблюдение за ветром

Цель: продолжать знакомить детей с явлениями природы, с ветром; способствовать развитию наблюдательности, любознательности ; познакомить с правилами безопасности в ветреную погоду.

Загадка

Неизвестно, где живет,

налетит – деревья гнет.

Засвистит- по речке дрожь,

озорник, а не уймешь! (Ветер)

-Что такое ветер?

Ветер приносит большую пользу: опыляет растения, разносит семена, приводит в движение парусные яхты, помогает деревьям осенью освободиться от старой листвы, иначе не сбросив листья, они погибли бы под тяжестью снега. Но ветер может приносить и вред: сильные ураганы вырывают с корнем деревья, разрушают жилые дома.

 Действия при сильном ветре

   Если предупреждение о сильном ветре застало вас на улице, стоит немедленно укрыться в подъезде или любом другом помещении.

Находясь в дачном доме или в квартире:

 • закройте все окна, проверьте надёжность их закрытия;

• включите радио или другие средства, позволяющие вам быть в курсе событий; 

• по возможности выключите электричество и газ, перекройте водопровод. Помните:

• подходить к розеткам, трубам и проводам крайне нежелательно;

• самые безопасные места – места удалённые от окон;

• при выходе на улицу после прекращения бури будьте внимательными, не подходите к оборванным проводам, к раскачивающимся вывескам, к косо стоящим столбам и другим сооружениям, вызывающим у вас сомнение.

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?»

Цель: упражнять в подборе прилагательных.

Трудовая деятельность

Сбор  сухих веток.

Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

Индивидуальная работа с детьми: «Классики»
Цель: Упражнять детей в прыжках на двух ногах,  с продвижением вперед, попеременно на правой и левой ноге.

Подвижные игры 

«Выше ноги от  земли»

Цель: развить ловкость, быстроту реакции на сигнал.

«Ловишка»

 Цель :упражнять детей в беге с увертыванием, ориентироваться в пространстве.

 Сюжетно- ролевая  игра «Туристы»

Цель: побуждать детей отражать в игре разнообразные сюжеты из личного опыта.

Самостоятельная деятельность детей, игры с МАФ

Выносной материал:  атрибуты для  сюжетной игры  «Туристы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок. 2-ая мл. гр. - ЗИМА

Картотека  прогулок  на зимнее время года для второй младшей  группы. В карточках нет индивидуальной работы с детьми,т.к. это мы планируем сами на основании пройденного материала на зан...

"Картотека прогулок " 2-ая мл. гр.- ОСЕНЬ

Картотека полностью готова для проведения прогулок с детьми . Мы в своих планах указываем лишь только номер прогулки и всё. УДОБНО,ПРОСТО И ПРАКТИЧНО (не надо много писать в планах)...

Картотека прогулок "Осень" в младшей - средней группе с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)

Карточки проведения прогулок с детьми, с подвижными играми.  Материал дополнен художественными произведениями, народными играми, загадками, потешками. Здесь только неучтена индивидуальная работа ...

Картотека прогулок " Зима" 1 младшая группа

Картотека удобна при написании планов. К каждому структурному компоненту продуманы три цели. Указаны образовательные области. Прописано содержание подвижных игр....

картотека прогулок 2-ая мл.гр.- ЛЕТО

картотека прогулок  для второй младшей группы лето...

картотека прогулок на осень -старший возраст

В последнее время издано много пособий, с помощью которых можно отлично спланировать проведение прогулок.Но все же при календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что з...

картотека прогулок - зима /старший возраст/

Значение прогулки в воспитании здоровых и всесторонне развитых детей подробно раскрыто во многих методических источниках.Правильно организованная прогулка способствует физическому развитию дошкольнико...