План самообразования. "Экологический календарь как методический конструктор"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Инна Игоревна Радченко

календарь – это измеритель времени, привычный атрибут повседневной жизни, который напоминает нам о буднях, праздниках, исторических датах и других событиях. Но календарь не только помогает планировать и организовывать свою деятельность, он помогает помнить о том, что важно для людей, о наших ценностях. Ценности неповторимой природы и ее красоты, экологически чистой и безопасной окружающей среды – основа экологического календаря. С давних времен человек следил за природой, подмечал те или иные явления, характерные признаки ее сезонных изменений, которые влияли на замедление, позволяли предугадывать природу. Так появлялись народные приметы, которые передавались из поколения в поколение и составляли народный календарь. Народный календарь природы – неотъемлемая часть нашей культуры. Становление основ экологической культуры как базового духовно-нравственного качества личности происходит именно в младшем дошкольном возрасте. Дети обладают эмоциональной восприимчивостью, непосредственностью. У них активно развиваются интеллектуальные способности, формируются нравственные установки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Экологический календарь как методический конструктор. Старшая группа».

Цель: формирование экологической культуры как духовно-нравственной основы общей культуры человека.  

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе родного края, ответственность за совершаемые поступки.
  2. Развивать творческие способности детей, фантазию, самостоятельную деятельность детей.

Прогнозируемый результат: дети проявляют сопереживание, сочувствие к растениям, животным, как к партнерам и друзьям; происходит положительный эмоциональный настрой, проявление осторожности и заботы о себе и других людях; умеют показать эстетическую ценность природы.

Актуальность: календарь – это измеритель времени, привычный атрибут повседневной жизни, который напоминает нам о буднях, праздниках, исторических датах и других событиях. Но календарь не только помогает планировать и организовывать свою деятельность, он помогает помнить о том, что важно для людей, о наших ценностях. Ценности неповторимой природы и ее красоты, экологически чистой и безопасной окружающей среды – основа экологического календаря. С давних времен человек следил за природой, подмечал те или иные явления, характерные признаки ее сезонных изменений, которые влияли на замедление, позволяли предугадывать природу. Так появлялись народные приметы, которые передавались из поколения в поколение и составляли народный календарь. Народный календарь природы – неотъемлемая часть нашей культуры. Становление основ экологической культуры как базового духовно-нравственного качества личности происходит именно в младшем дошкольном возрасте. Дети обладают эмоциональной восприимчивостью, непосредственностью. У них активно развиваются интеллектуальные способности, формируются нравственные установки.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Экологический календарь как методический конструктор. Старшая группа»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Экологический календарь как методический конструктор. Старшая группа»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

Экологический календарь представлен в виде методического конструктора по нескольким модулям: «Лес и его обитатели», «Нам не тесно вместе», «Вода – волшебница».  

Методический конструктор экологического календаря:

  • Экологические игры – игры объединяют дух игры и экологическое содержание и направляют игровой опыт детей на нравственное развитие, заботу об окружающей среде, своем здоровье, здоровье и безопасности окружающих.
  • Экологическое творчество – изготовление поделок из природного материала, творческое представление природ, растений, животных – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в которой он создает нечто новое для себя и других, средство развития эстетического чувства.
  • Экологический театр – театрализованная деятельность детей направлена на развитие их чувств и эмоций, мышления и воображения, внимания и памяти, коммуникативных и двигательных умений и навыков.

3 этап (практический)

Работа с детьми

Модуль «Лес и его обитатели».

Октябрь

«Экологические игры».

1. Игра-пантомима «Кто в лесу бегает, прыгает, ползает, летает?».

Цель: развитие умения классифицировать животных леса по способу передвижения, развитие воображения, памяти, координации движений.

2. Игра «Совы и вороны».

Цель: закрепление знаний о листьях, развитие внимания, координации движений.

3. Игра «Грибная поляна».

Цель: закрепление знаний о съедобных и ядовитых грибах, формирование безопасного поведения в лесу.

4. Игра-соревнование «Что ни шаг, то птица».

Цель: формирование представлений о зимующих птицах, развитие внимания, умение работать в команде.

Ноябрь

«Экологическое творчество».

1. Из шишек и желудей.

2. Из засушенных листьев.

3. Из бросовых материалов.

Цель: развитие творческих способностей детей, фантазии.

Декабрь

«Экологический театр».

1. Инсценировка «Зеленая больница».

Цель: формирование представлений о лекарственных растениях леса, развитие артистических способностей.

2. Инсценировка «Поучительная история».

Цель: формирование безопасного поведения в лесу; развитие артистических способностей.

3. Агитбригада «Книга леса».

Цель: привлечение внимания к экологическим проблемам; воспитание бережного отношения к природе родного края, ответственность за совершаемые поступки.

«Нам не тесно вместе».

Январь

«Экологические игры».

1. Игра-викторина «Узнайте знаменитостей».

Цель: вспомнить «знаменитостей» из мира домашних животных, которые хорошо знакомы по мультфильмам и книгам, а также прославились хорошими делами; развитие внимания, формирование умения работать в команде.

2. Игра «Что едят наши друзья?».

Цель: закрепление знаний о домашних животных (как выглядят, что едят), формирование гуманного отношения к ним.

3. Игра «Что хорошо и что плохо для домашнего любимца?».

Цель: формирование знаний и навыка грамотного ухода за домашним животным и общения с ними, развитие внимания.

4. Игра «Любимцы разных народов».

Цель: формирование представления о многообразии домашних животных, условиях их обитания и тесной связи с людьми, их культурой и образом жизни.

Февраль

«Экологическое творчество».

1. Аппликация «Барашек в траве».

2. «Картонно-бумажная фантазия».

3. «Вторая жизнь компакт-дисков».

Цель: развитие творческих способностей детей, фантазии, самостоятельной деятельности детей.

 Март

«Экологический театр».

1. Инсценировка «О тех, кто лает».

Цель: формирование представления о разных породах собак и их особенностях, эмпатии, гуманного отношения, чувства личной ответственности за домашних животных; развитие артистических способностей.

2. «Инсценировка «Про котенка».

Цель: прививание любви и привязанности к животным; развитие чувства сопереживания попавшим в беду домашним животным, артистических способностей.

3. Агитбригада «Мы в ответе за тех, кого приручаем».

Цель: формирование чувства ответственности за домашних животных; развитие артистических способностей.

«Вода – волшебница».

Апрель

«Экологические игры».

1. Подвижная игра «Для чего нужна вода?».

Цель: расширение представлений детей об использовании воды, формирование находчивости, внимания.

2. Игра-викторина «Вода – источник жизни».

Цель: расширение представлений о воде и ее свойствах, развитие внимания, формирование умения работать в команде.

«Экологическое творчество».

3. «Из бросовых материалов».

4. «Вторая жизнь компакт-дисков».

Цель: развитие творческих способностей детей, фантазии, самостоятельной деятельности детей.

Май

«Экологический театр».

1. Инсценировка «Откуда пришла вода?».

Цель: формирование понимания роли воды в природе и жизни человека.

2. Театрализованные зарисовки «Нефтяные истории».

Цель: формирование понимания о загрязнении воды различными отходами, мусором, нефтью и экологических последствиях загрязнения воды.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Работа с родителями:

Порекомендовать провести экологические исследования с детьми по модулю «Лес и его обитатели».

  • Исследование «Лужок на окне». Цель: провести наблюдение за прорастанием злаков, формирование представлений об условиях прорастания семян растений и исследовательских умений. воспитание бережного отношения к природе родного края, ответственность за совершаемые поступки.
  • Исследование «Наблюдение за птицами на кормушке». Цель: экспериментальным путем определить видовой состав, пищевые предпочтения и особенности поведения зимующих птиц, воспитание желания заботиться о пернатых друзьях, формирование исследовательских умений.
  • Исследование «Фенологические наблюдения». Цель: проведение наблюдений за различными сезонными изменениями в природе (за растениями, птицами и др.), развитие памяти, логического мышления.

Порекомендовать провести экологические исследования с детьми по модулю «Нам не тесно вместе»:

  • Исследование «Домашние животные в наших семьях». Цель: определение, во многих ли семьях содержатся животные, и какие именно; выявление отношения детей (и взрослых) к домашним животным. Исследовательский метод: анкетный порос.
  • Исследование «Мой домашний любимец». Цель: исследование строения, особенностей поведения и образа жизни домашнего животного, формирование исследовательских умений.
  • Исследование «Любимая еда моей кошки». Цель: экспериментальным путем определить, какая еда больше всего нравится кошке; формирование исследовательских умений, наблюдательности, ответственного отношения к своему домашнему питомцу.

Порекомендовать провести экологические исследования с детьми по модулю «Вода - волшебница»:

  • Эксперимент «Кверху дном». Цель: формирование представлений о физических свойствах воды и воздуха, развитие исследовательских умений.
  • Эксперимент «Мыло с сахаром». Цель: формирование представлений о свойствах воды и водных растворов, развитие исследовательских умений.
  • Опыт «Повелитель цветов». Цель: формирование представлений о свойствах воды, развитие исследовательских умений.

Изучение литературы по теме:

  1. Александрова Ю.Н. «Юный эколог: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации».
  2. Андрус Дж., Найтон К. «100 занимательных экспериментов».
  3. Анистратова А.А., Гришина Н.И. «Поделки их природных материалов».
  4. Бударина В.А. «Вода – чудесный дар природный».
  5. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Поделки из бросового материала».
  6. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. «Воспитание экологической культуры у детей».
  7. Жуков М.Н. «Подвижные игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

План самообразования «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

План самообразования "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

План самообразования "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

План самообразования "Экологическое воспитание дошкольников"

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация...

План самообразования "Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности"

Индивидуальный план по самообразованию предусматривает пополнение знаний педагога для организации деятельности по экологическому воспитанию детей. ...

Самообразование "Экологический календарь как методический конструктор "

Формирование экологической культуры как духовно-нравственной основы общей культуры человека....

План самообразования педагога по теме: «Экологический календарь как методический конструктор. Старшая группа».

Актуальность: календарь – это измеритель времени, привычный атрибут повседневной жизни, который напоминает нам о буднях, праздниках, исторических датах и других событиях. Но календарь не только ...

"Экологический календарь как методический конструктор"

Цель: формирование экологической культуры как духовно-нравственной основы общей культуры человека....