Конспект НОД для детей дошкольного возраста 6-7 лет на тему: «Народы России».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сидягина Ирина Владимировна

Цель занятия: Формирование представлений о народах, проживающих на территории России.

Задачи:

  • Закреплять и расширять представление о России.
  • Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России, об их традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России.
  • Активизировать в речи детей слова, обозначающие название элементов одежды.

Используемый наглядный материал: презентация, кукла в русском национальном костюме, хохломская посуда, матрешки, свистульки.Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей, их традициям и обычаям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей дошкольного возраста 6-7 лет

на тему: «Народы России».

Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №410»

Ленинского района г. Нижнего Новгорода

                                                                                     Сидягина Ирина Владимировна

Цель: Формирование представлений о народах, проживающих на территории России.

Задачи:

  • Закреплять и расширять представление о России.
  • Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России, об их традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России.
  • Активизировать в речи детей слова, обозначающие название элементов одежды.
  • Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей, их традициям и обычаям.

Наглядный материал: презентация, кукла в русском национальном костюме, хохломская посуда, матрешки, свистульки.

Ход занятия: (на экран выводится презентация, слайд 1)

- Ребята, сегодня мы поговорим о нашей необъятной стране, в которой мы все с вами живем. Предлагаю вам послушать замечательное стихотворение «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Задаю вопросы:

– Ребята, а как называется наша страна?

– Россия.

-Правильно, молодцы. Давайте найдем нашу Родину на карте (рассматривание карты мира) (слайд2).

А давайте поиграем с вами в игру «Я начну, а вы продолжите…»

1. Наша страна называется … (Россия).

2. Наша страна очень … (большая, огромная).

3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

– Все верно наша страна очень большая, богатая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Но помимо русских в ней живет много народов, больше 190. Все мы очень дружны и в этом наша сила.

– А чем народы отличаются друг от друга?

– Внешностью, обычаями, традициями, языком.

Сегодня я предлагаю вам побывать в разных уголках нашей огромной страны и познакомиться с некоторыми народами, проживающими в ней. (демонстрация слайда 3)

- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя и приглашает вас отправиться в путешествие по нашей стране.

– итак мы отправляемся в путешествие (звучит музыка). Мы проезжаем среднюю полосу России. Здесь живут многие народы. Например: русские, чуваши, мордва, башкиры, татары. Мы с вами сегодня поговорим о русском народе.

Давайте рассмотрим русский национальный костюм. (слайд 4) 

У мужчины – это рубаха. У женщины – это сарафан. Сарафаны богато декорировались вышивкой, кружевами, пуговицами. Под сарафан обязательно надевалась рубаха. Головной убор – кокошник.

Ребята, посмотрите, а на нашей Кате тоже русский национальный костюм. Ребята, кто сможет назвать детали костюма, которые мы только что видел на экране (ответы детей).

- молодцы, верно.

– Все верно! А какой праздник мы недавно с вами отмечали?

– Масленица.

-А что обычно пекут на Масленицу?

-Блины.

-Правильно, блины - одно из любимых национальных блюд русского народа. (слайд 5)

А теперь давайте вспомним, какие русские народные промыслы вы знаете?(слайд 6)

– Дымковские, филимоновские, каргопольские, богородские игрушки, хохломская посуда, матрёшки (воспитатель демонстрирует предметы русского народного промысла)

Физкульт.минутка. Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

А теперь мы с вами отправляемся в Татарстан – здесь живут татары (звучит музыка).(слайд 7).

Давайте рассмотрим их костюмы. (слайд 8)

Женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку.

На ногах и женщины и мужчины носили ичиги – сапоги, сшитые из мягкой кожи. Ичиги украшались кожаной мозаикой.

У татарского народа есть традиция отмечать веселый праздник «Сабантуй». Этот праздник проводили после завершения весеннего сева. (слайды 9, 10)

Чтение стихотворения «Здравствуй, праздник Сабантуй».

Зазвенел теплом июнь

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днем

Мы станцуем и споем

Быстрый конь летит, как вихрь.

Управляет им джигит.

Традиционными промыслами татар являются кожаная мозаика, тамбурная вышивка, художественное ткачество, деревообработка и резьба по дереву, ювелирное искусство. (слайд 11)

Одно из любимых блюд татар, например чак чак – это мучное печенье из обжаренных во фритюре кусочков теста, перемешанных с медовым сиропом.(слайд 12)

Татарская народная игра «Серый волк».

А мы продолжаем путешествие по России. И теперь мы отправляемся на Крайний Север нашей страны.

На Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые народы – ненцы, коми, ханты, якуты, чукчи.

Ребята, мы с вами рассмотрим одежду чукч. (слайд 13)

Одежда у них очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка, унты, рукавицы – кокколо. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

Основное занятие – оленеводство и охота. (слайд 14)

Чукчи до сих пор свято чтут традиции предков, ежегодно празднуя Тиркык – праздник Встречи Солнца. Ни один праздник не обходится у них без этого инструмента (показ бубна). Бубен – это музыкальный инструмент народов Севера.(слайд 15)

Чукотские народные умельцы занимаются резьбой по кости. Основная пища чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.(слайд 16)

А теперь мы отправимся на юг России. Здесь также проживают множество народов: осетины, ингуши, чеченцы.

Посмотрите, какой красивый чеченский костюм.(слайд 17)

Мужской костюм состоял из: башмета – это полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги из кожи ниже колен. На голове папаха.

У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка.

Чеченские женщины носили ожерелья, кольца, браслеты, броши из серебра или бронзы.

Народный праздник в Чечне – Новруз переводится как «новый день». (слайд 18).

Этот день был важным весенним праздником, отмечали его 22 марта в день весеннего равноденствия.

Народные промыслы чеченского народа: изготовление прекрасной посуды из глины и металла, красивых войлочных ковров, оружия - кинжалов. (слайд 19)

Традиционное блюдо кавказской кухни-хинкал, одно из наиболее популярных и в наши дни. Оно представляет собой вареные в мясном бульоне кусочки теста (собственно «хинкалины»), подаваемые

с бульоном, варёным мясом и соусом. Также чеченцы любят сладости. (слайд 20)

-Ребята, сегодня мы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. (финальный слайд 21).

А теперь мы с вами возвращаемся в наш любимый детский сад. Кукле Кате очень понравилось путешествовать вместе с вами, она приготовила для вас угощение. (блины)

Вот и мы с вами будет дружить и уважать друг друга. А теперь приглашаю вас всех на дружеское чаепитие с блинами. И не забудьте поблагодарить нашу Катю за угощение.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народа Финляндии"

Презентация на тему:"Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народа Финляндии"...

Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа»

Доклад на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре мордовского народа» из опыта работы...

Тема по самообразованию: «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»

Тема по самообразованию:  «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста  посредством ознакомления с народными промыслами России»...

Доклад тема Приобщение детей дошкольного возраста к традициями и культуре народов мордовии

В дошкольном возрасте важно приобщение к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинает развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим нар...

«Приобщение детей младшего возраста к истокам культурного наследия народов России».

Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о н...

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект "Народы России".

Исторически сложилось так, что наша Родина – многонациональная страна. Издавна на её территории проживает много разных народов, каждый из которых по - своему самобытен и имеет богатые традиции. ...