Конспект занятия по окружающему миру "Старинные предания" для старших дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Плагова Ксения Анатольевна

Цель: Формирование патриотических чувств, основанных на знаниях культуры малой Родины.

Задачи:

Знакомить детей с особенностями устного народного творчества Сибири, показать взаимосвязь народного фольклора с особенностями родного края;

Расширять представления детей о старинных предметах быта, способах их применения;

Воспитывать интерес к русской культуре, истории и традиций сибирского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Старинные предания"794.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру на тему                                «Старинные предания» для старших дошкольников.

Цель: Формирование патриотических чувств, основанных на знаниях культуры малой Родины.

 

Задачи:

  1. Знакомить детей с особенностями устного народного творчества Сибири, показать взаимосвязь народного фольклора с особенностями родного края;
  2. Расширять представления детей о старинных предметах быта, способах их применения;
  3. Воспитывать интерес к русской культуре, истории и традиций сибирского народа.

 

Оборудование и методическое оснащение: MP3-плеер, аудиозаписи сибирских народных песен: «Прялочка» (исп. Сибирский народный хор), «Ай-ту-ту» (Сибирский народный хор), «Моя родина Сибирь» (Сибирский народный хор); мини-музей бытовой старины «Светёлка» с экспонатами: русская печь, прялка, изделия из бересты, кухонная утварь (самовар, чугунок, ложки, тарелки); картотека «Русские народные игры», иллюстрации изделий из бересты.

Ключевые слова: берёза, береста, предание, легенда, изба.

  

Ход занятия (форма экскурсии):

Воспитатель: - Ребята, милости просим в нашу избу!

Ребенок поет частушку:   Я курноса да пригожая собой,

                                             Не смотрите, что росточек небольшой.

                                             Меня матушка такою родила,

                                             Эх, Махонькою сибирской назвала.

                                             Ох, Махонька, ты Махонька моя,

                                             Ох, ты лапушка, ты махонькая!

 

Воспитатель: - Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? (ответы детей)

-  Славяне похоже на слово “слава”. А это значит, что славяне – это славный народ. А еще называли они себя словенами, т.е. понимающими слово, понятную речь. А как назывались коренные народы нашего края? (шорцы и телеуты.). У каждого народа есть свое творчество. Это и изделия народного промысла – береста, кухонная утварь (дети рассматривают экспонаты) мини-музея. Это и  устное народное творчество – игры, потешки, заклички и сказки. Что такое сказка знаете? (ответы детей). Но еще жители прошлых времен любили рассказывать предания, или по-другому, легенды. Это рассказ о людях или событиях, которые существовали в реальности, то есть герои преданий когда-то жили-были по-настоящему и с ними происходило что-то важное или необыкновенное.

     Ребята, вы уже знаете, что береста – это кора березы. А вы знаете почему береза имеет белый с черными пятнами ствол?

- Давайте мы с вами послушаем одно старинное предание о березе, которое передается коренными народами Сибири от поколения к поколению.

       Сибирская легенда рассказывает об отважной  девушке, которая не покорилась врагам. Давно это было. Тогда сибирские народы жили отдельными племенами. У одного из вождей такого племени была дочь. Была она не смуглая, как все, а светлокожая, и потому  называли ее  «Бледнолицая». Однажды неизвестно откуда напали враги на жилище этого народа. Враги знали, что все мужчины племени ушли в очередной поход для защиты родных земель.  Остались в стойбище  только девушки и потому враги надеялись  на легкую победу.

        Но девушки решили защищать свою жизнь и свои жилища. Отважно дрались они с врагами. Рассвирепели враги и стали метать в девушек стрелы. Щадили они только Бледнолицую, потому что она была не похожа на остальных. Наконец, все подруги Бледнолицей погибли. И только она продолжала истреблять ненавистных  врагов. Пуще прежнего разозлились враги и пустили в нее сразу сто стрел. Бледнолицая,  сраженная ими, упала замертво. В том месте, где она упала, выросло красивое белоствольное дерево. И только там, куда попадали стрелы врагов, зияли черные отметины.  

 

- Понравилась вам легенда о березе? Давайте рассмотрим поближе изделия из бересты, может увидим отметины на коре (дети рассматривают изделия из бересты).

У всех народов Сибири и у славян, в том числе, считалось, что оставленные на чердаке березовые ветки защищают дом от молнии, грома и града, а  воткнутые  в поле,  отгоняют от посевов  грызунов и птиц и обеспечивают хороший урожай.

В старину березу  называли деревом четырех дел.

 «Первое дело - мир освещать».

На протяжении столетий  крестьянские избы  России освещала березовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр.

H:\Краеведение ДОУ-14\коспекты по краеведению 2016-2017\конспекты для методички\стар гр, апрель\лучина.jpg

 «Второе дело - крик утишать».

В старину младенцев «от крику»,  чтобы  ночью  спали спокойно, а днем не капризничали,  поили  отваром из березовых почек.

H:\Краеведение ДОУ-14\коспекты по краеведению 2016-2017\конспекты для методички\стар гр, апрель\почки березы.jpg отвар.jpg

 «Третье дело - больных исцелять».  

Целебными свойствами обладают практически все части березы. По поверью береза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека.  Кpестьяне,  обpащаясь к березе с пpосьбой об исцелении, скpyчивали над больным беpезовые ветки, yгpожая не отпyскать  до тех поp, пока болезнь не отстyпит. Верили – если под корни березы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдет в землю.

береза.jpgсок березы.jpg

«Четвертое дело - чистоту соблюдать».

Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту.   На Троицу дом украшали ветками березы, которые, по старинным поверьям,  оберегали его от нечистой силы, а значит – помогали держать в чистоте.  

веник.jpg      метла.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

Конспект занятия по окружающему миру со старшими дошкольниками "Россия-матушка"

Цель: Формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как о родной стране.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государ...

Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников «Зимушка-Зима!»

Данный материал может быть использован на занятии по окружающему миру на зимнюю тематику воспитателями дошкольных учреждений....

Конспект занятия по окружающему миру для младших дошкольников Домашние животные и их детёныши

Представляю вашему вниманию конспект занятия по окружающему миру для воспитателей 2 младшей группы на тему "Домашние животные и их детёныши". Занятие рассчитано на детей 3-4 лет.Данное занят...

Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников на тему «Чудеса Азасской пещеры»

формирование первоначальных представлений детей об Азасской пещере как о чуде Кузбасса....