Проект "Космос"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ганжа Ирина Васильевна

неделя бесед о космосе, космическом пространстве, планетах. Знакомство с профессией космонавт. Чтение стихотворений о космосе. Разгадывание загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект565.89 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Актуальность проекта: Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В XX веке все дети Советского Союза мечтали стать космонавтами, играли в космонавтов. В современное время полеты в космическое пространство стали повседневной действительностью, и поэтому интерес детей к космонавтике постепенно угасает. Необходимо заинтересовать современных детей, создавая для них такую проблемную игровую ситуацию, которую они захотят самостоятельно «прожить».
Вид проекта: краткосрочный, познавательно - информационный, групповой.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Сроки реализации: 1004.2023 - 14.04.2023

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к знаниям о Космосе; формирование познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
• способствовать формированию у детей понятий «Космос», «космонавт», «Космическое пространство»;
• способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли, и о роли человека в ее системе;
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к нашей Земле, как к космическому чуду;
• воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма;
• воспитывать желание быть сильным и смелым;
Развивающие:
• обогащать активный и пассивный словарь воспитанников;
• развивать психологические функции ребенка: речь, воображение, внимание, память, мышление, а также интерес к познанию, наблюдательность.

Предварительная работа:

• Изучение и подбор научно-методической и художественной литературы, наглядного материала и познавательной литературы.
• Чтение детям художественной литературы по теме «Космос»;
• Просмотр иллюстраций, картинок, карточек и энциклопедий по теме «Космос»;
• Оформить книжки-малышки «Космос».

Этапы проекта:

Этапы и сроки

Цель этапа

Содержание работы

       I этап подготовительный

с 10.04.2021

Определение проблемы и разработка этапов проектной деятельности

-определение цели, задачи и ожидаемых результатов

 -разработка перспективного плана

-подбор методической и художественной литературы, пособий, игр,

      II этап

 основной

с 10.04.2023 -14.04.2023 г.

Реализация работы по проекту.

- Беседа «Что такое Космос?» (конспект);
- Беседа «Знакомство с макетом Земли – глобусом» (конспект);
-  Сюжетно - ролевые игры «Космическое кафе»; «К нам прилетели пришельцы»;
- Дидактические игры: «Собери ракету», «Звездное небо»;
- НОД «Голубая планета - Земля», «На ракете полетим»;
-  Выставка поделок по теме;

- Изготовление книжек-малышек на тему «Космос»

III этап заключительный

14.04.2021 г

Анализ результативности поставленных задач. Обобщение опыта и определение результата

- подготовка видео к акции

«Поехали»;

-  Организация выставки совместного творчества руками детей и их родителей (выставка);
- Выставка поделок из пластилина: «На ракете полетим»;

Научно – методическая и художественная литература

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С. , М.А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Гербова В.В Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. – М.: Просвещение.
  3. Краснощекова Н.В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  4. Феданова Ю.В.  «Самая большая детская энциклопедия»

Перспективное планирование по реализации проектной   деятельности

Этапы

Сроки реализации

Содержание

Ответственный

I этап

10.04.2021

- Изучение научно – методической литературы

- разработка перспективного плана

- определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- подборка стихотворений, загадок о космосе

- обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;

- поиск различных средств достижения целей.

- предварительная работа с родителями; пригласить к участию в выставке поделок «Близкий и далекий космос

Воспитатели:

Ганжа И.В.

II – этап

С 10.04.2021 -14.04.2021 г.

Понедельник (12 апреля)

- Беседа «Что такое Космос?» (конспект);
(
Приложение 1)

 Игра «Собери картинку». (Приложение 2)

Чтение стихотворений о космосе (Приложение 3)

Вторник (13 апреля)

Чтение, обсуждение 

стихотворений о космосе (Приложение 3)

Сюжетно ролевая игра «Космическое кафе». Игра-ситуация «Накорми космонавта»

Подготовка листов для книжек - малышек

Среда (14 апреля)

 Разгадывание загадок о космосе (Приложение 4)

Просмотр видео на тему: «Космическое пространство» (Приложение 5) 

Оформление выставки поделок по теме

Четверг (15 апреля) 

НОД Лепка «На ракете полетим»

 Рассматривание книжек – малышек «Космос» (Приложение 5)

Чтение стихотворений о космосе (Приложение 3)

Сюжетно - ролевая игра  «К нам прилетели пришельцы»;

Воспитатели:

Ганжа И.В.

              Родители

III этап

14.04.2023 г.

Пятница (16 апреля)

НОД «Голубая планета - Земля»

Беседа «Знакомство с макетом Земли – глобусом» (Приложение 1)

 Выставка поделок из пластилина: «На ракете полетим»;

Организация выставки совместного творчества руками детей и их родителей

Воспитатели:

Ганжа И.В.

Предполагаемый результат:

Дети:
• Сформированность у младших дошкольников элементарных знаний по теме «Космос»;
• Сформированность нравственно-патриотических чувств, в процессе реализации проекта;
• Проявление познавательной активности детей: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду;
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Родители:
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.
• Становление партнерских отношений, родителей, детей и педагогов, в совместной организации жизни группы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект беседы на тему 

«Что такое космос?».

Цель: Познакомить детей с днем космонавтики. Расширять кругозор

детей. Пополнить словарный запас: планета, космонавт, скафандр.

Материал: картинки о космосе.

Ход беседы:

Ребята, вы смотрели когда-нибудь на небо? Что вы там видели? (ответы детей) Люди давно смотрят на небо и любуются звездами. Им очень интересно узнать какие они. А вы хотите узнать о звездах? Чтобы узнать о звездах, люди построили космическую ракету. И первыми отправили в космос собак: Белку и Стрелку, а когда они вернулись, люди тоже захотели приблизиться к звездам. Следующий посмотреть на звезды отправился Ю. А. Гагарин – это первый космонавт. В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек там не сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел в космос, одели вот такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человек может дышать – он снабжает человека воздухом. Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК! ». Ракета взлетела, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо. Она поднималась все выше и выше. И вот ракета оказалась в открытом космосе. Посмотрите, что увидел космонавт, когда в нем оказался. Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Как видишь – она круглая и похожа на большой мяч. Наша планета – очень и очень большая. Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться над землей высоко-высоко – то из космоса мы ее увидим такой, как на этой картинке. Посмотрите, какая красивая наша планета! Как вы думаете, что на нашей планете синего цвета? (ответы детей).

А что зеленого? Коричневого? (ответы детей) Посмотрите, а это небольшой шарик около земли – луна. Луна намного меньше земли и в космосе она выглядит тоже как шар. А вот таким космонавты увидели наше Солнце. Огромный светящийся огненный шар. Но подлететь близко к Солнцу космонавты не смогли – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко – то можно вообще сгореть. А еще космонавты увидели другие планеты, которые вращались вокруг солнца. Посмотри, на этой картинке изображены все планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Обрати внимание, какое огромное наше Солнышко! Оно больше всех остальных планет! А наша планета Земля – вот она – третья от Солнца – совсем небольшая по сравнению с другими планетами. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца по своей орбите. На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – очень жарко! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальних планетах – которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому что солнечные лучи туда плохо долетают. На этой картинке вы можете увидеть какие разные по размеру бывают планеты и какое большое оказывается наше Солнце. С Земли Солнце нам кажется не таким большим, потому что оно очень далеко от нас. На самом деле – вот какое оно огромное! А вокруг планет космонавты увидели маленькие светящиеся шарики, похожие на маленькие солнышки, это были звезды. Давайте и мы с вами полюбуемся ими. Вот сколько интересного узнали космонавты о космосе.

 Конспект беседы на тему 

«Знакомство с макетом Земли – глобусом»

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к знаниям о Космосе; формирование познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей.

Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.

Земля - это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар (рассмотреть с детьми глобус). Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша - это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.

Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.

Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, астероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы – Галактики. Солнечную систему образуют девять больших планет со спутниками и единственная звезда - Солнце, около которой обращаются все тела системы.

«Почему Луна превращается в месяц?»

Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет». Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны (рассматривание иллюстраций с изображением луны, месяца).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
https://wiki.udmteach.ru/images/4/4d/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.jpg

https://main-cdn.goods.ru/hlr-system/1484948/100023710206b0.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Стихи о космосе

Автор: Ю.Синицын
- Все,- сказал я твердо дома, -
Буду только астрономом!
Необыкновенная
Вокруг Земли Вселенная!
Как заманчиво
Стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать черные дыры
И трактат сочинить непременно -
«Изучайте глубины Вселенной!»

Млечный Путь
Черный бархат неба
Звездами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звездную систему
Свою, так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далекий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Звезды
Автор: Римма Алдонина

Что такое звезды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскаленный газ.
И еще добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
Созвездия
Автор: Василий Лепилов

Звезды, звезды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчании долгом
Человек в простор ночной -
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, -
Водолей,
Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.

Созвездия
Над Землею ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звезды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землею ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землею ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звезды:
Рядом кажутся они.

Забавная астрономия для малышей
(фрагмент)
Автор: Римма Алдонина

Встали в круг и славно пляшут
С Козерогом Водолей,
Рыбы плавниками машут,
Овен в круг спешит скорей.
И Телец с ним будет рядом,
Он чечетку лихо бьет.
Будет пляска до упада,
Добрым будет хоровод.
Близнецы кружатся в танце,
Пятится за ними Рак:
«Это что ж за странный танец?
Круг иль пояс?» - Зодиак!
Лев и Дева подружились,
В хороводе закружились,
Прихватив с собой Весы
Удивительной красы.
Скорпион вприсядку пляшет
И Стрельцу клешнею машет.
Этот славный хоровод
Солнце обойдет за год.
Их двенадцать в хороводе,
А на небе больше вроде?
«Сколько ж всех созвездий?» - спросим!
«Ровно восемьдесят восемь!»

Созвездия Большой и Малой Медведиц
Автор: Г.Сапгир

Вот Медведица Большая
Кашу звездную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки.

Большая Медведица
Автор: В. Орлов

У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды - и все подряд,
Как алмазные, горят!
Среди звезд, больших и ярких,
Чуть видна еще одна:
В середине рукоятки
Приютилась она.
Ты получше приглядись,
Видишь, две звезды слились?
Та, которая крупнее,
Называется Конем.
А малышка рядом с нею -
Всадник, скачущий на нем.
Замечательный наездник,
Этот звездный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.

«Космонавт»
Когда последний закруглен виток.
Так хорошо сойти на Землю снова,
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо, всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
Летит, летит ракета вокруг земного света,
а в ней сидит Гагарин - простой советский парень!

«Летит корабль»
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Все видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!

Астрономическая считалка.
На Луне жил Звездочет
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун.
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не видит – выйди вон.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Загадки о Космосе:

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… 
(телескоп)

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)


Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна,
В небе полная … 
(луна)

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … 
(ракета)

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … 
(космонавт)

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете —
На орбите как назло
Появилось … 
(НЛО)

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … 
(гуманоид)

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость… 
(света)



Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты -… 
(кометам)

Все комета облетела,
Все на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора —
Это черная … 
(дыра)

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … 
(звездолет)

Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … 
(галактики)

Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица)

Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит 
(солнце)

В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит 
(солнце)

У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут 
(месяц)