Информационно-познавательный проект «Как звери и птицы к зиме готовятся»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Жаркова Елена Владимировна

Живая природа - это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

С наступлением осени на улице становится холоднее, приближается зима, и люди начинают к ней готовиться: покупают тёплые вещи, утепляют свои дома, приготавливают на зиму заготовки. У детей возник вопрос: «А как же животные и птицы готовятся к зиме? Чем они питаются? И как мы можем помочь животным и птицам справиться с зимними холодами?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_zveri_i_ptitsy_k_zime_gotovyatsya.docx391.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

общеразвивающего вида детский сад №45

город Новороссийск

                                         

                                           

                                                                                           

                                                                                             Воспитатели: Жаркова Е.В.

                                                                       Калашникова Н. И.                                              

                                       г. Новороссийск, 2023год

Маршрутный лист проекта

Полное название проекта – «Как звери и птицы к зиме готовятся»

Автор проекта– воспитатели Жаркова Е. В., Калашникова Н.И.

Продолжительность проекта – 1 неделя

Тип проекта – информационно-познавательный.

Участники проекта- дети средней группы, воспитатели и родители.

Возраст детей – 4-5 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: 

Живая природа - это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

С наступлением осени на улице становится холоднее, приближается зима, и люди начинают к ней готовиться: покупают тёплые вещи, утепляют свои дома, приготавливают на зиму заготовки. У детей возник вопрос: «А как же животные и птицы готовятся к зиме? Чем они питаются? И как мы можем помочь животным и птицам справиться с зимними холодами?»

Гипотеза: если дети узнают больше о животных и птицах, местах их обитания, подготовке их к зимним холодам, через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, как уязвимы животные и птицы у детей появится желание им помогать и оберегать.

Модель трех вопросов:

Перед началом проекта для определения степени знаний у детей о местах обитания животных и птиц, их подготовке к зиме, мы воспользовались методом «Трёх вопросов». Цель его – выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировали ответы в таблице. Далее поинтересовались, что бы они хотели узнать? Ответы также зафиксировали. Предложили детям подумать, как можно найти ответы на вопросы? Дети решили спросить у взрослых, прочитать в книгах, узнать из телепередач и интернета.

Что мы знаем о подготовке животных и птиц к зиме?

Птицы улетают в теплые края

Медведь спит в берлоге

Насекомые прячутся под землей

Белка делает запасы грибов

Что хотим узнать?

Почему медведь спит?

Кто еще из животных ложится в спячку?

Животным не холодно зимой без одежды?

Почему не все птицы улетают в теплые края?

Как узнать?

- Спросить у мамы, бабушки.

- Посмотреть в детской энциклопедии, интернете.

-Посмотреть развивающие фильмы

Цель проекта: Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц.

Детская цель: Узнать, как животные и птицы готовятся к зиме?

 Задачи проекта:

- для детей:

- Формировать и совершенствовать знания детей о зимующих и перелетных птицах.

- Дать представления о диких животных России, их образе жизни, питании зверей в зимнем лесу, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

- Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).

- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.

-Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

 для педагогов:

- подобрать и изучить литературу о подготовке животных и птиц к зимним холодам;

- понаблюдать за птицами в природе;

- определить значение животных и птиц в природе и в жизни человека;

- составить и написать памятку «Птицы- наши друзья!»;

- создать папку творческих и литературных работ о животных и птицах;

- Оформить презентацию по экологическому воспитанию детей «Как звери и птицы к зиме готовятся»

- для родителей:

- Помочь детям сделать кормушки для птиц.

- Вызвать интерес к совместной деятельности.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение.

Название итогового мероприятия проекта: «Зимовье зверей»

Продукты проекта

для детей: Альбом «Дикие животные и птицы зимой»; презентация «Как звери и птицы к зиме готовятся», коллективная аппликация «Птицы у кормушки», кормушки для птиц; изготовление шапочек птиц и зверей к подвижным и сюжетно-ролевым играм.

для педагогов: презентация проекта на педсовете; данные материалы могут быть использованы по ознакомлению детей с окружающим миром.

для родителей: Памятка «Птицы-наши друзья!»

Ожидаемые результаты по проекту: 

для детей:

- Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

- сформированы представления о птицах и животных, их подготовке к зиме;

-Умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

-Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

-Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

для педагогов

- Повысится педагогическое мастерство по формированию у детей представлений о подготовке животных и птиц к зиме, по применению в работе метода проектов, видеть желание ребят быть активными участниками на протяжении всего проекта

- для родителей

- Повышение компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.

II. Краткое содержание проекта

Этапы проекта:

1.Постановка проблемы

Прогнозирование результатов/ продуктов проекта: в ходе работы над проектом выяснить, зачем птицы и дикие животные готовятся к зиме.

1.Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»).

2.Обсуждение возможных решений, ситуации, выбор приоритетных решений

Деятельность педагога: мотивация детей к проектной деятельности; раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию.

1.Создает проблемную ситуацию и описывает ее (использует модель 3-х вопросов).

2.Формулирует проблемные вопросы.

3.Определяет задачи.

4.Разрабатывает содержания образовательно–воспитательного процесса по центрам активности.

5.Подбирает методическую и художественную литературу по теме.

6.Привлекает к сотрудничеству членов семьи.

Планируемая деятельность детей: осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию. Дети учатся видеть проблему, формулируют важные вопросы.

Деятельность родителей:

1.Вхождение родителей в тему проекта.

2.Ознакомление родителей с содержанием проекта.

3.Помогают собирать литературу о птицах нашего края и их гнездовании.

4.Беседуют с детьми о птицах и диких животных, помогают им в решении проблемной ситуации.

2.Определение цели деятельности и конкретного замысла

Деятельность педагога: помогает детям сформулировать цель проекта и определить замысел ее реализации.

Планируемая деятельность детей: обозначают цель деятельности. Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных.

3.Планирование

Деятельность педагога: фиксирует ответы детей и помогает составить план реализации проекта.

Планируемая деятельность детей: перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций.

4.Реализация проекта и постоянная рефлексия

Непосредственная деятельность по проекту:

1. Беседы с детьми: «Дикие животные русского леса», «Зимующие птицы средней полосы России»; «Как звери к зиме готовятся»

2.Рассматривание иллюстраций книг, фотографий, сюжетных картинок о диких животных.

3.Чтение детям сказок, рассказов, пословиц, народных примет в которых рассказывается о птицах и диких животных, разучивание стихотворений.

  • Рассказ    Е. Чарушина "Воробей".;  
  • Отрывок из сказки Г. Скребицкого "Всяк по своему" о том, как звери готовятся к зиме.  
  • С. Воронин «Трусишка»;
  • В. Степанов «Рукавицы для лисицы»;
  • В. Бианки из книги «Лесная газета»: «Лесной колобок – колючий бок», «Прячутся», «Готовятся к зиме», «Белкина сушильня»;
  • Русская народная сказка «Зимовье»;
  • Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Как заяц зимой живет», «Как белочка зимует»;
  • Е.Благинина «Улетели журавли»

4.Коллективная работа по аппликации на тему «Птицы у кормушки»,

5.Слушание аудиозаписей «Голоса животных и птиц»

6.Изготовление экологических кормушек.

7.Придумывание стихов, загадок, небольших рассказов о птицах и животных (словотворчество).

8. Просмотр мультфильма «Кто как к зиме готовится» Г.Скребицкий.

9. Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.

10. Опытная деятельность «Зачем зайчику другая шубка», «Кто улетит, а кто останется», «Как звери меняют шубку», «Почему птицы летают». Работа в лаборатории - исследование пера голубя, петуха

11. Сюжетно-ролевая игра «Птичья семья», «Ветеринарная лечебница», «Птицы в гнезде – семья», «Лесная столовая», «Теремок», «Воробьиха и воробушки».

12.Лепка из пластилина и семечек «Ёжик»

13. Рисование «Птичка из ладошки»; аппликация «Белочка»

14. Речевые игры: «Птицы и птенчики», «Назови ласково», «Чьё перо?», «Что делает птица?», «Чья картинка?», «Доскажи словечко», «Прилетели птицы…», «Сравни», «Скажи ласково».

15. Физкультминутка: «Весело в лесу», «Лесные звери», «Стая птиц летит на юг», «Скачет шустрая лисица».

- Подвижные игры: народная "Медвежья берлога", «Скворечники», «Коршун и наседка», «Гуси-Лебеди», «Зайцы и волк». «У медведя во бору», «Лиса в курятнике» 

- Дыхательная гимнастика: «Сердитый еж», «Ворона», «Птицы улетают».

- Гимнастика для глаз: «Птичка», «Белка», «Мишка».

Деятельность педагога:

1.Оформление выставки детских работ.

2.Разрабатывание сценария итогового развлечения.

3.Оформление информационных стендов для родителей,

4.Помощь в изготовлении атрибутов и игровых пособий детям и родителям.

5.Разучивание с детьми стихи, чтение сказок и рассказов.

6. Контролирует развитие проектной деятельности детей.

7. Оказывание дифференцированной помощи детям при проведении проектной деятельности.

Планируемая деятельность детей: участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя.

Деятельность родителей:

1.Помощь детям в оформлении альбома «Дикие животные и птицы зимой»,

2.Изготовление кормушек для птиц.

3.Совместная деятельность по развешиванию кормушек на территории детского сада.

4.Памятка для родителей «Берегите птиц!».

5.Анализ результатов

Деятельность педагога: помогает детям презентовать результаты проекта. Оказание помощи в оформлении проекта.

Обсуждение результата проектной деятельности, выяснение причины успехов и неудач.

Проведение итогового развлечения «Зимовье зверей»

Оформление и подборка наглядного и практического материала для детей.

Подведение итогов работы над проектом.

Помощь в организации выставки кормушек и развешивании их на территории детского сада.

Деятельность детей: рассказывают об итогах своей деятельности, достигнута ли поставленная цель, были ли какие-то трудности в реализации проекта. Презентуют свой проект.

III. Планирование (системная паутинка) по проекту «Как звери и птицы к зиме готовятся»

IV. Методическое обеспечение проекта:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как звери и птицы к зиме готовятся.

прививать заботу и любовь к животным и птицам. Зимой кормить птиц,знать зимующих и перелётных птиц....

Информационно-познавательно педагогический проект «Зимующие птицы»

Проект предназначен для  детей 2- ой младшей группы...

Информационно-познавательный творческий проект в первой младшей группе "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

Тип проекта: информационно-познавательный творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочный, две недели 11.01.2021 – 23.01.2021Участники: дети 1 младшей группы...

Проект "Как звери и насекомые к зиме готовятся".

Цель:Формирование у детей знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных и насекомых....

Презентация на тему: "Как звери и птицы к зиме готовятся"

Познакомить детей с тем как звери и птицы готовятся к зиме....

Презентация "Как звери и птицы к зиме Готовятся"

Презентация " Как звери и птицы к зиме готовятся"...

Проект "Как звери и птицы к зиме готовятся"

Проект "Как звери и птицы к зиме готовятся"...