Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Детская библиотека»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры

 «Детская библиотека»

Старшая и подготовительная группа

Подготовила воспитатель Макарова Елена Андреевна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры

 «Детская библиотека»

Старшая и подготовительная группа

Подготовила воспитатель Макарова Елена Андреевна

Цель: обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей по теме «Детская библиотека», развитие творческих способностей, формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Задачи:

  • Обогатить социально-игровой опыт детей по сюжету «Детская библиотека».
  • Учить самостоятельно организовывать игру; согласовывать тему; распределять роди; подготавливать необходимые условия: подбирать и создавать атрибуты для игры; договариваться о последовательности совместных действий.
  • Формировать умение развертывать сюжет по теме «Детская библиотека»
  • Активизировать ролевую речь детей, развивать способность облекать в слова игровые замыслы.
  • Совершенствовать организаторские способности, самостоятельность, активность, увлеченность, инициативу, воображение, творчество.
  • Воспитывать в совместной игре доброжелательные отношения друг к другу, умение налаживать и регулировать конфликты, договариваться, мириться, убеждать, действовать.

Актуальность:

Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В настоящее время учителя школ отмечают, что дети не стремятся посещать библиотеку и читать книги, не умеют анализировать произведения художественной литературы, испытывают трудности при написании сочинений. Необходимую информацию в готовом виде все чаще берут из интернета, не оценивая ее содержание.

Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем для нас стало приобщение детей к волшебному миру книг через организацию сюжетно – ролевой игры «Детская Библиотека».

           

             Примерный объем знаний по СРИ «Библиотека»        

Старшая группа

Подготовительная группа

В библиотеке много книг, они стоят на стеллажах. Библиотекарь выдает книги читателям, заполняет формуляр. Библиотекарь и читатель уважают друг друга, вежливо общаются. Книги надо беречь. В читательском зале читатель выбирает книги, библиотекарь выдает ему по читательскому билету.

В читательском зале библиотекарь выдает книги по читательскому билету, заполняет формуляр. Книги надо беречь. В читательском зале соблюдают тишину. В библиотеке много книг, библиотекарь заботится о том, чтобы читатели получили интересные книги. Выдает их на дом. Книги хранятся на стеллажах- полках.

Приемы и методы руководства СРИ «Библиотека»

Приемы прямого руководства.

- Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства.

- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

- создание предметно - игровой среды (тематические игровые уголки)

 - расположение разнообразного игрового материала

- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

- спланировать ход игры, последовательность действий, распределить роли, согласовать замысел,

- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

- наблюдение за игрой детей, направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

                            Предварительная работа.

  • Занятие по теме "Откуда пришла книга";
  • чтение сказок и рассказов по желанию детей из книжного уголка;
  • С. Жупанина «Я – библиотекарь»;
  • В. Берестова «Как хорошо уметь читать»;
  • выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений;
  • открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг;
  • викторины: по русским народным сказкам, по детским писателям;
  • рассматривание иллюстраций по известным произведениям;
  • анкета для родителей «Традиции семейного чтения»;

                                       Ожидаемые результаты:

  • - возникновение самостоятельной сюжетно – ролевой игры «Библиотека»;
  • - более широкий спектр игровых действий детей, полученных в результате личного опыта (в ходе экскурсий, наблюдений и др. работы, проведенной ранее).
  • - книжки – малышки;
  • - закладки для книг;
  • - альбом «Мы играем в сюжетно – ролевую игру «Библиотека»;
  • - рисунки детей на тему «Мой любимый сказочный герой»;

                                         Игровой материал:

  • Книги
  • Журналы
  • Книжки-малышки
  • Абонементы /формуляры читателей/
  • Билеты читателя
  • Компьютер детский
  • Портреты писателей
  • Модуль «Гардероб»
  • Вешалки для одежды
  • Картинки-номера для гардероба
  • Книжные формуляры
  • Кармашки для книг
  • Закладки для книг
  • Скотч, клей, бумага для ремонта книг.

                     Связь с другими сюжетно-ролевыми играми

         Игровые роли:

         Игровые действия:

Заведующая библиотекой

Заказ новых книг

Приём новых книг /с использованием детского компьютера/

          Гардеробщик

   Прием одежды, выдача номерков

          Водитель

СРИ «Транспорт», «Водители»

Доставка книг в библиотеку со склада, магазина.

Доставка читателей в библиотеку и из библиотеки

       Библиотекари

Оформление формуляров

Приём библиотекарем заявок на книги

Подбор и выдача книг читателям

Работа с картотекой читателей

Систематизация новых книг по темам

Оформление книжных выставок.

           Читатели

Посещение читательского зала /просмотр журналов; рисование картинок по прочитанных книгам/

      Продавец магазина, склада

              СРИ «Магазин»

Договаривается о продаже книг, предлагает новые книги

                 Члены семьи

                 СРИ «Семья»

Подготовка в семье к посещению библиотеки, совместный поход в библиотеку с членами семьи

                                             

                                     

                                       

                                       Словарь терминов.



Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее книги для общего пользования.
Библиотекарь-работник библиотеки.
Читатель- посетитель библиотеки, тот кто занят чтением каких-либо произведений.
Книга –произведение печати в виде переплетённых листов бумаги с каким-нибудь текстом.
Писатель- человек, который пишет (повествует, рассказывает) художественно-литературное произведение.
Поэт-автор поэтических произведений, соблюдающий правила написания стихов (рифма: мышка-шишка-крышка…)
Художник-иллюстратор - (рисунки, картинки) произведений.
Типография-предприятие где производится набор и печатание изданий.
Сказочники–рассказчики народных сказок, былин, с элементами волшебства, фантастики.
Рассказы- изложение каких либо событий.
Книжка-панорама-яркие иллюстрации с движущимися деталями-фигурками.
Книжка-раскладушка, книжка-игрушка, книжка-раскраска.
Книжка-вырубка-обрезана по контуру того предмета, о котором идёт речь.
Формуляр-документ, удостоверяющий дату и факт выдачи читателю книг.
Читатель(какой)- внимательный ,любознательный, аккуратный, вежливый, бережный.
Записаться (в библиотеку), выбрать, сдать, прочитать… (книги)

                             

                                     Взаимодействие с родителями.

  • Изготовление книжек- малышек
  • Посещение детской библиотеки
  • Прочтение дома с ребёнком книги, принесённой из детского сада
  • Рисование картинок по прочитанных книгам с записью родителями на обороте впечатления ребёнка от книги
  • Запись родителями рассказа детей на тему «О чем мне прочитала мама»

                                         

                                              Памятка для родителей:

  • Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день, читайте с

выражением.

  • Хвалите ребенка за то, что он слушал внимательно.
  • До или во время чтения книги поясняйте значения трудных или

непонятных слов.

  • Поговорите о прочитанной книге.
  • Дети должны видеть родителей читающими.
  • В доме обязательно должна быть детская библиотека, которая

периодически пополняется.

Анкета для родителей.

«Традиции семейного чтения»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

 1. На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?

2. По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить)

  – литература, интересующая всех членов семьи или ее части;

 – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью:

 – чтение вслух для всех членов семьи;

 – книги для каждого члена семьи отдельно;

 – когда все члены семьи заняты чтением;

 4. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают вслух?

 5. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?

 6. В состоянии ли он рассказать историю, описать какой- либо случай, произошедший с ним?

7. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?

 8. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.

 9. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему почитать?

10. Какие детские книги, вызывают у Вас протест и негодование, недоумение, которые читает ваш ребенок?

 11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)  

12. Последняя книга, купленная Вами

 Благодарим Вас за помощь. Ваши ответы помогут в педагогической работе по приобщению детей к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сюжетно ролевой игры «Театр»

Учить детей отображать в игре полученные знания о труде работников театра.Закрепить умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в игре - драматизации Развивать речевое общение...

Методическая разработка сюжетно- ролевой игры для детей подготовительной к школе группы "Туристическое агентство" - презентация

Познавательный интерес моих воспитанников к традициям празднования Рождества и Нового года в других странах, заинтересванность родителей, вызвали у меня желание создать проект сюжетно-ролевой игры "Ту...

Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры«Космос»

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Космонавты»

Материал разработан для использования в работе с детьми от младшей до подготовительной группы.В каждой возрастной группе работа разбита на кварталы и поставлены задачи...

Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры "Космос"

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Методическая разработка "Сюжетно-ролевая игра" во 2-й младшей группе

Методическая разработка "Сюжетно-ролевая игра" во 2-й младшей группе-Игровые ситуации-обогащение игрового опыта-Обогащение игровой среды...

Методическая разработка сюжетно - ролевой игры "Театр"

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети,...