Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением на тему: «Друг познается в беде» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Парфенова Валентина Николаевна

Цель: Формирование у дошкольников нравственного сознания и поведения.                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_drug_poznaetsya_v_bede.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

   

Конспект занятия по ознакомлению с социальным                окружением на тему: «Друг познается в беде»

                                (старшая группа)

                                                                                  Подготовила и провела

                                                                                  Воспитатель старшей группы

                                                                                  Парфенова Валентина Николаевна

                                 г. Москва, г. Троицк

                                               2023г.

Цель: Формирование у дошкольников нравственного сознания и поведения.                                                                                   Задачи:                                                                                          

Обучающие: формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе; формировать умение осмысливать поступки литературных героев, понимать мотивы их поведения; учить давать моральную оценку поступкам героев; познакомить с новой пословицей о дружбе «Друг познается в беде», помочь понять её значение; формировать умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией; учить избегать ссор, исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях.                                          Развивающие: совершенствовать коммуникативные навыки; развивать умение высказывать свое мнение, делать простейшие выводы, вступать в диалог между воспитателем и детьми; продолжать развивать интерес к художественной литературе.                                                                                  Воспитательные: побуждать к доброжелательным отношениям с окружающими; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, отзывчивость, сочувствие, уважение друг к другу; воспитывать желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.            

 Предварительная работа: тематические беседы, чтение художественной литературы, обыгрывание проблемных ситуаций.                                                                                              Словарная работа: дружба, друзья, мирилка.          Оборудование: аудиозапись песни Т. Залужной «У друзей нет выходных», мяч, шкатулка, бумажные сердечки, ноутбук, видеопроектор.                                                            Организационно-мотивационный момент.

- Ребята, я очень рада сегодня видеть всех вас, давайте возьмёмся за руки и встанем в круг. (Дети становятся в круг).                      

Собрались все дети в круг                                                                           

 Я – твой друг, и ты – мой друг (жестом показывают друг на друга)                                                                                             Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)                                                

И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу)

- Мы друг другу улыбнулись, и на сердце сразу стало теплее. Сегодня я предлагаю отправиться в невидимую, но хорошо знакомую нам всем страну. Чтобы узнать, о какой стране идет речь, послушайте отрывок песни (звучит отрывок из песни Т. Залужной «У друзей нет выходных»).                                                                    -В какую страну мы с вами отправимся? (в страну под названием «Дружба»).                                                                                          - Улыбки, которые вы подарили друг другу - это первый знак дружбы, хорошего отношения к другу. В страну эту попадёт тот, кто ответит на мой вопрос.                                              

Проблемно-поисковый этап.                                                              

 Игра с мячом.                                                                              

(Воспитатель бросает мяч и задаёт вопрос, ребёнок, отвечая на вопрос, возвращает мяч воспитателю).                                                  

- Кто же такой, друг? (тот, кто делится игрушками, помогает…)      

- Что такое дружба? (дружба - это когда все играют вместе, делятся игрушками, друга не обижают, помогают в трудную минуту).                                                                                                          - Вот мы и оказались в стране под названием «Дружба».                                       Предлагаю поиграть в игру.                                                                                              Словесная игра «Кто такой друг?» (воспитатель читает стихотворение, дети произносят: «Да!», если считают, что так поступает настоящий друг, или говорят: «Нет!», если считают, что друг не должен так поступать)

Он в беде всегда со мной, +

Я за ним как за горой, +

Он всегда грязнее ночи. -

Он цветы на клумбе топчет -

Он у малышей забрал

Куклу, мишку, самосвал. -

Он утешит, если плачу, +

Он решит со мной задачу. +

Он дружбой нашей дорожит, +

Всегда на помощь мне спешит +

Он не будет задираться,

И дразнить, и обзываться. +

(Дети садятся на стулья)

- Я знаю такую поговорку «Друг познается в беде»

- Как вы её понимаете? 

- Предлагаю послушать историю, которая однажды произошла между товарищами.                                                              

(воспитатель читает рассказ В.Осеева «Три товарища».                        

Чтение рассказа:                                                                                                                                                      Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!                                                                                                      

Вопросы для беседы по рассказу:

- О ком этот рассказ?

- Как зовут героев этого рассказа?

- Кто из героев рассказа поступил правильно? Что он сделал?

- А как вы бы поступили на месте Володи?

Физминутка                                                                                      

Игра «Дружба»   

Дружат в нашей группе                                                                                          

Девочки и мальчики.                                                                                                                                         (пальцы рук соединяют в замок (несколько раз)         

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять                                              

Начинаем мы считать.                                                                                                                        

 (пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.                                                                                                            

 (Руки вниз, встряхивают кистями)                                                              

Обыгрывание ситуации

-А теперь представьте такую ситуацию: два мальчика, два друга идут по лесу. Вдруг неожиданно начинается гроза. У одного из мальчиков есть зонт, у другого с собой ничего нет. Как вы думаете, как в такой ситуации поступит настоящий друг? Что он скажет?                                                                                                      - Как вы думаете, что можно сказать про поступок Володи, он какой? (добрый).                                                                                        

- Как вы считаете, легко, или трудно совершать добрые поступки и добрые дела?                                                              

Просмотр видеоролика                                                                                          

- Мне кажется, что добрые дела совсем не трудно совершать, просто нужно быть внимательными к окружающим.                            

- Предлагаю посмотреть мультфильм, который так и называется «Добрые поступки» и запомнить добрые поступки, о которых рассказывают в этом мультфильме герои.                                                                                              

  - Какие добрые поступки детей запомнили?                                                                                 - Бывает такое, что друзья ссорятся?                                                            

 -Что нужно делать, чтобы не ссориться? (делиться игрушками, не драться, уступать друг другу в игре, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать…)                                                           Мирилка                                                                                                                  

- Если вы хотите, чтобы у вас были друзья, то и сами должны стать хорошими друзьями. Но, если, по какой-то случайной ошибке, вы поссоритесь с другом, вам обязательно нужно помириться.                                                                                              Давайте встанем в круг и выучим мирилку жителей страны «Дружба».                                                                                             «Хватит нам уже сердиться, (движения указательным пальцем в правую и левую сторону)
Веселятся все вокруг! (повороты в право и влево, с распахнутыми руками)
Поскорей давай мириться: (обе руки вытянуты вперёд)
- Ты мне друг! (протянуть руку соседу справа)
- И ты мне друг! (протянуть руку соседу слева)
Мы обиды все забудем (махнуть рукой)
И дружить как прежде будем» (обняться за плечи всем кругом)                                                                           Упражнение «Сердечко»                                                                                    

- Чтобы дружба между вами была крепкой и настоящей, предлагаю каждому из вас взять сердечко и положить его в шкатулку со своими пожеланиями о дружбе. Это пожелание о том, какими надо быть, чтобы появились друзья (добрые, внимательные, заботливые…)                                                        Рефлексия                                                                                          

- Кому было трудно, или может кто-то устал во время нашего путешествия по стране «Дружба», потопайте ногами. Почему ты потопал?                                                                                                     - Кому сегодня было легко и интересно – похлопайте руками. Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Друг познается в беде" (старшая группа)

Обогащать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую активность детей; учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией; закладывать нравственные основы личности в проце...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» во второй младшей группе

Здравствуйте! Прошу прочитать и разместить на сайте составленный мною конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением "Мой родной город" во второй младшей группе. К конспекту прилаг...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» во второй младшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» во второй младшей группе...

Конспект занятия по Ознакомление с социальным миром (краеведение) + приобщение к художественной литературе в старшей группе «Моя малая Родина»

Обобщать, систематизировать и расширять знания детей о городе; формировать у детей интерес к своей малой родине, чувства любви,патриотизма....

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением «Мой родной город» в младшей группе

Цель:Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине – городе Красногорске и своей семье.Задачи:1. Формировать патриотические чувства.2. Знакомить с достопримечательностями...

Конспект занятия по ознакомлению с социальным окружением в подготовительной к школе группе с применением элементов технологии «Сотрудничество»

В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества, главная цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистическог...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением на тему «Посуда» (старшая логопедическая группа)

Цель: Закрепить познания детей о посуде.Задачи:- уточнить, расширить и систематизировать знания детей о посуде;- формировать умение классифицировать предметы посуды по их назначению...