Викторина "Земля - наш дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дмитриева Ксения Вячеславовна

Викторина для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktoina_zemlya_nash_dom.docx340.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш», г. Данилова, Ярославской области

Викторина на тему:

«Земля – наш дом»

Подготовила: воспитатель группы «Ромашка»

Дмитриева К.В.

2023 год

Тема: «Земля – наш дом»

Цель: совершенствование представлений о животном и растительном мире

Образовательные задачи:

  • Систематизировать представления детей об окружающем мире.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы; 

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательный интерес к миру природы; 
  • Развивать связную речь и активный словарь»;
  • Совершенствовать способность работать в команде. 

Возраст детей: 5-6 лет;

Время проведения: 25-30 минут.

Материал: презентация, значки для команд, мяч, медали.

Ход мероприятия

Воспитатель: сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть в замечательную игру - викторину.

Вы хотите узнать, о чём будет викторина? Тогда послушайте стихотворение:

                                   Бесценна российского леса краса,

                                   Зелёное золото наши леса.

                                   Богатство лесов охраняй, карауль,

                                   Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!

                                   Дерево, трава, цветок и птица

                                   Не всегда умеют защититься.

                                   Если будут уничтожены они,

                                   На планете мы останемся одни.   (В. Берестов)

Воспитатель: Как вы думаете о чем будет наша викторина? (варианты детей) Сегодня наша викторина – о природе.

Наша с вами Земля – прекрасный дом, полный чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут не только люди, но и огромное разнообразие других форм жизни, и всем им должно быть хорошо на нашей планете. Люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению

человек, не всегда замечает красоту окружающего мира, не заботится о природе и, что еще хуже, наносит ей непоправимый вред! 

В этой игре, мы вспомним, всё что знаем о природе и постараемся доказать, что являемся настоящими друзьями природы.  

Вы готовы? Будете внимательными? (ответы детей)

Игра-разминка «Если мы пойдем в лесок»

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Воспитатель:

Итак, начнем нашу викторину. Разделитесь на две команды: (жеребьёвка по цвету: голубой и зеленый). Придумайте название своей команде и выберите капитана. Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать баллы. Та команда, у которой окажется большее количество баллов выигрывает. 

Воспитатель:
Начнем викторину с разминки команд.

На вопросы нужно отвечать быстро.

-  Что такое лес, как вы это понимаете?

- Какие деревья растут в наших лесах?

- Для чего люди ходят в лес?

- Приносит ли лес пользу людям?

- Как нужно вести себя в лесу?  

- Как надо относиться к лесным обитателям?  (Не губить растения, не обижать обитателей леса)

- Как вы думаете, что нельзя делать в лесу?  (Нельзя жечь костры, нельзя бросать мусор, нельзя шуметь.)

Воспитатель:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи. (Собака)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?"

(Кукушка)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (Корова)

Я на озере гость частый.

Лапки у меня, как ласты.

А вразвалочку пройдусь,

Вслед мне скажут: «Это.» (гусь)

Птица пестрая стрекочет,

Замолчать на миг не хочет.

С ней у нас одна морока.

Птицу как зовут? (Сорока)

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Посмотрите-ка, какая —

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Воспитатель: Ребята вы устали? (ответ детей) Давайте немножко отдохнём.

На лужайке поутру

мы затеяли игру.

Ты — ромашка, я — вьюнок.

Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг,

раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу)

А теперь мы — ручейки,

Побежим вперегонки, (Бег по кругу.)

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим. (Ходьба по кругу.)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Становитесь в круг играть.

Мы — веселые лучи.

Мы — резвы и горячи. (Прыжки на месте.)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Раз, два — вперед нагнуться! (Наклоны вперед

Три, четыре — быстрей чуть-чуть!

Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх.)

Глубоко потом вдохнуть.

Раз, два — назад прогнуться,

Не сгибать колен ничуть.

Раз, два, три, четыре,

Взмах руками, ноги шире! (Махи руками.)

Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте.)

Стали бегать и скакать!

Воспитатель:

А теперь посмотрите на экран

3 слайд

Вопрос к командам:

1. «Какое из этих животных является хищником?  Почему их так называют?»

2. «Какая из этих птиц улетает на зиму на юг? Назовите остальных птиц?»    

3. Какая из этих птиц не является водоплавающей? Где она живёт?

4. «Какое из этих животных нельзя назвать насекомым? Почему?» 

5. «Какую из этих рыб можно назвать хищницей? Перечислите остальных рыб?»

6. «Какая ягода растёт на болоте? Перечислите остальные ягоды?»

7. «С какого дерева осенью опадает хвоя? У какого дерева в шишках есть вкусные орехи?»

8. «Какое дерево не растёт в наших лесах? Где оно растёт?»

Воспитатель: Вот для вас еще задание «С какого дерева плоды».

1. Яблоко

2. Желудь

3. Семена клена

1. Шишка

2. Рябина

3. Сережки с березы

Воспитатель: Наша викторина закончилась, и пока идёт подсчёт баллов, мы с вами сыграем в игру «Воздух, земля, вода»

Представители животного мира имеют огромное значение для всей планеты: они участвуют в круговороте веществ в природе, опыляют растения, являются распространителями плодов семян. Хищники выступают естественными санитарами. Огромное значение имеют животные для людей: они дают людям мясо, молоко и яйца. Животные населяют все среды жизни: в воде обитают рыбы, раки, киты, медузы, на земле и в воздухе проживают насекомые, бабочки, звери и птицы, а в почве – дождевые черви, кроты и медведки. Животный мир разнообразен и уникален.

Цель: закреплять умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по их среде обитания; развивать ловкость, внимание, сосредоточенность на выполнении задания.

Оборудование: мяч

Ход игры: Играющие становятся в круг, у одного игрока мяч, он–ведущий. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий сказал «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух!» - названием птиц. При слове «огонь!» игрок, поймавший мяч, быстро передаёт его соседу, тот – следующему и т. д., пока мяч не возвращается водящему.

Слово жюри
Есть одна планета-сад …
В этом космосе холодном. 
Только здесь леса шумят, 
Птиц скликая перелётных, 
Лишь на ней одной цветут, 
Ландыши в траве зелёной, 
И стрекозы только тут 
В речку смотрят удивлённо. 
Береги свою планету – 
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
 

Воспитатель: Наша планета как большой и красивый дом. Давайте будем заботиться о нём, и живущих в нём обитателях. Вы сегодня большие молодцы, постарались и сыграли на отлично, и мы верим, что природа в надёжных руках.