Проект «ТехноМир: развитие без границ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Полякова Ирина Викторовна

В рамках этого проекта приняли участие в методическом марафоне «ТехноИдеи» от инновационной площадки «ТехноМир: развитие без границ» с докладом «Технологические процессы овощного цеха ООО «Искра» (на примере переработки капусты)», цель которого знакомство детей с технологическими процессами цеха ООО «Искра» на примере переработки капусты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Производство по засолке капусты

Задачи:

  1. Формировать представления детей о технологии засолки капусты разными способами.
  2. Закрепить умения детей действовать по схеме.
  3. Дать представление о труде людей, работающих на предприятии по засолке капусты. Воспитывать уважение к труду людей этих профессий.
  4. Формировать представление о пользе капусты для человека.
  5. Активизировать речевую деятельность детей. Развивать умение детей отвечать на вопросы распространенными предложениями.

Материалы и оборудование: свежая капуста, соль, сахар, морковь, терки разного вида, рассол, нож кухонный, разделочные доски, контейнера. 

Этапы технологии

Логическая взаимосвязь и введение нового понятия (слова)

1 день

Дети играют в игровом уголке в сюжетно-ролевую игру «Столовая». Повар готовит салат из капусты. Воспитатель спрашивает у детей:

- Ребята, вы знаете, что из капусты можно приготовить разные блюда. Капусту можно жарить, тушить, готовить суп, салаты, пекут пироги с капустой, а можно ее квасить. Знаете, как квасят капусту?

Рассказ воспитателя.

Капуста – очень полезна для нашего организма. Калий укрепляет наши мышцы и помогает работе сердца. Кальций делает наши кости крепкими. Когда к концу зимы количество витаминов в пище уменьшается, люди начинают болеть. Вот тут и приходит на выручку капуста, ведь она не переводится круглый год.

Введение нового понятия: «кочан», «квашение», «тёрка», «шинкование».

Но кочан капуста не сможет храниться всю зиму, поэтому его квасят.

Чтобы засолить капусту понадобится приправа (соль, сахар). Также в капусту еще добавляют морковь, клюкву, яблоки.

  • Перед тем, как начать солить, капусту надо порезать. Чем это можно сделать? (Ответы детей). Нож должен быть острый. Резать надо на разделочных досках.
  • Есть еще один бытовой предмет, помогающий крошить капусту быстрее, называется – тёрка. Сначала  кочан разрезается на части. Потом его надо нашинковать. Потом добавить все приправы и оставить  на несколько дней для засолки.
  • Хотите сами попробовать засолить капусту? (Ответы детей).

Схемы, карты, условные обозначения

2 день

Дети рассматривают алгоритм засолки капусты и определяют последовательность работы.

Стимулирование проговаривания мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений). Инженерная книга.

Воспитатель предлагает распределиться детям на группы, договориться между собой, кто каким способом будет засаливать капусту.

Воспитатель предлагает из предложенных условных обозначений выбрать те, которые понадобятся для их способа засолки капусты и вклеить в инженерную книгу. Выбрать инструменты (ножи, терки), которые понадобятся для разрезания и шинкования капусты и моркови.

Техника безопасности

  • Давайте, вспомним меры безопасности обращения с ножом. Нож – острый режущий предмет, обращаться с ним надо как? … осторожно. Размахивать можно? Нельзя, можно порезаться, или ранить соседа. У ножа есть ручка и лезвие. Держать нож надо за ручку, лезвием от себя.

Правила безопасности при работе с теркой:

  • Плотно удерживать овощи, не натирать слишком маленькие кусочки, не касаться режущей поверхности руками.

Экспериментальная деятельность/Конструирование + стимулирование

Дети, разделившись на группы, приступают к экспериментированию.

Они на разных видах терки нашинковывают капусту и морковь.

  • 1 вариант засолки  (с морковью).

Смешать капусту и морковь. Добавить соль, сахар, помять ее руками. Капуста должна выделить сок. Сверху надо положить гнет, используем для этого пластмассовую тарелку, а чтобы наша капуста вся была покрыта соком, на  гнет положим груз. Используем для этого стеклянную банку, наполненную водой. 

  • 2 вариант засолки (с клюквой)

Нашинкованную капусту пересыпать солью и сахаром, помять ее. Далее добавить клюкву и все перемешать. Наверх положить пластмассовую тарелку и поставить  гнет.

  • 3 вариант засолки (с яблоком)

Подготовим яблоко. Помоем его, удалим семена, нарежем на дольки. Смешиваем подготовленные овощи с яблоками, добавляем соль, сахар, все перемешиваем.  Наверх положить пластмассовую тарелку и поставить  гнет.

  • 4 вариант засолки (кусочками)

Капусту нарезаем на крупные кусочки. Нам потребуется маринад. Маринад мы попросили сделать родителей. (Для маринада кипятим воду вместе с солью и сахаром. Сюда же погружаем специи, вливаем уксус. Варим содержимое несколько минут).

Овощи плотно уложили в контейнер, заливаем все маринадом, закрываем крышкой и оставляем мариноваться.

После того, как капуста была засолена разными способами, оставляем ее в теплом месте на 3 дня.

 

Обсуждение построек. Оценка деятельности (что хотели сделать - что получилось)

Воспитатель предлагает каждой группе детей рассказать другим процесс засолки капусты.

Фотографирование деятельно - сти и объектов

Воспитатель в ходе процесса засолки капусты детьми фотографирует их деятельность.

Подведение итогов экспериментальной деятельности

3 день

Прошло 3 дня. Как вы думаете, что мы сейчас будем с ней делать? (предположения детей)

Мы сейчас попробуем, что получилось.

- Приятного аппетита!

Вкусная получилась капуста? Теперь вы знаете и умеете готовить старинное русское блюдо – «капуста квашеная». Вам понравилось? Дети делятся своим мнением, кому какой способ засолки капусты  понравился больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевое взаимодействие как ресурс инновационного развития ДОО ПРОЕКТ «Детский сад без границ»

В последние годы  словосочетание «сетевое взаимодействие» стало таким же модным, как «инновация» или «нанотехнологии». Однако реальных прецедентов организации действующей модели сетевого взаимоде...

Проект «Театр мир без границ»

Проект«Театр мир без границ»...

Инновационная площадка федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по проекту «ТехноМир: развитие без границ» на период с 2022 по 2024 годы

В 2022-2023 учебном году нашему детскому саду был присвоен статус инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" по направлению &qu...

Инновационная площадка федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по проекту «ТехноМир: развитие без границ» на период с 2022 по 2024 годы

Основная цель инновационных площадок — это реализация инновационных форм работы в дошкольном образовании и содействие внедрению результатов совместной деятельности научных работников и педагогов...

Инновационная площадка федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по проекту «ТехноМир: развитие без границ» на период с 2022 по 2024 годы

Нашему детскому саду был присвоен статус инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" по направлению "ТехноМир: развитие без...

Инновационная площадка федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по проекту «ТехноМир: развитие без границ» (2022г.-2024г.)

В 2022-2023 учебном году нашему детскому саду был присвоен статус инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" по направлению &qu...

Реализация проекта «Красмаш» в рамках реализации федерального проекта «ТехноМир: развитие без границ».

Вид проекта:Информационно- практико-ориентированный проект Участники проекта: воспитатели (специалисты), дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).Цель проекта: Создан...