Открытое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе№9 "Сказка" на тему6 Гуси-лебеди"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Теске Инна Алексеевна

знакомить с технологиями кейс; развивать интерес, любовь к окружающей природе,учить ее беречь;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_no2_otkrytoe_nod_2023.docx202.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5»

«АНТОШКА» П.ОКТЯБРЬСКОЕ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад№5» Антошка»

_____________Т.Я. Рудая

                                                                                      _____________      2023г

Конспект НОД по ознакомлению с природой

в подготовительной к школе группе №9 «Сказка»

на тему: «Гуси-лебеди»

                                C:\Users\Asus\Desktop\xzT7xuCrc3M.jpg

Теске Инна Алексеевна

Воспитатель

1 квалификационной категории

п. Октябрьское 2023 г

Цель: систематизировать знания детей по экологическому воспитанию. Охрана безопасности жизнедеятельности в природе.

Задачи:

Образовательные:

Обобщать знания детей о сезонных явлениях в природе (живая не живая);

Закреплять знания о лекарственных и заповедных растениях Крыма;

Формировать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;

Закрепить умения использования технологии Синквейн и Кейс;

Закреплять правила поведения в природе;

Закрепить проявление интереса к художественному творчеству –лепки; проявление творческих способностей и самостоятельности при работе с воздушным пластилином; готовность проявить свои знания и опыт;

Развивающие:

развивать грамматически правильную речь, обогащать словарный запас детей; развивать память, мышление, внимание;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным;

Словарь: сок движение, разрушать гнёзда, заповедные растения;

Предварительная работа: наблюдения, использование художественного слова разучивание стихотворений, загадок, примет, знакомство с Красной книгой и заповедными растениями Крыма, знакомство с технологией Синквейн, Кейс.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: деревья, гнездо, экологические знаки, речка, печка, использование ИКТ и т.д.

Раздаточный материал: доска, пластилин.

Ход занятия:

Дети заходят в зал. Встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте их поприветствуем

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: а теперь, давайте поприветствуем друг друга

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

 

1.Вводная часть

 

Воспитатель: У нас сегодня с вами необычное занятие.

Вы любите сказки?

Дети: да!

Воспитатель: послушайте загадку:

Утащили злые птицы

Кроху- братца у сестрицы

Но сестричка хоть мала

Всё же малыша спасла

Что за птицы в сказке были?

И кому они служили?

Дети: Гуси-лебеди

Воспитатель: молодцы, правильно!                             

Появляется слайд «Гуси- Лебеди»

Воспитатель:       Если сказка в дверь стучится

                                Ты скорей ее впусти

                                Потому что сказка птица

                                Чуть спугнешь и улетит.

Воспитатель: Вы готовы попасть в сказку и в сказочный лес?

Дети:               Да!

Воспитатель:    Ребята, а где мы с вами живём?

Дети:                  На полуострове Крым.

Воспитатель: Значит и отправимся мы в Крымский лес, по сказке Гуси – лебеди.

Воспитатель:        Вокруг себя покружись

                                В сказке ты очутись

                                1 и 2 и 3

                                Сердце свое для добра распахни!

Слайд «Крымский лес»

Воспитатель: Ну что за мной. Мы должны быть очень внимательными и осторожными.

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки

И неслышно так идём, в Крымский лес - осенний попадём.

Слайд «Крымский лес»

Воспитатель: Вот мы и в лесу.

Воспитатель: Ребята, а как нужно вести себя в лесу?

1.      Нельзя шуметь.

2.      Нельзя разводить костёр.

3.      Нельзя разбрасывать мусор.

4.      Нельзя ломать ветки, топтать траву, рвать редкие цветы.

5.      Нельзя брать из леса домой животных и птиц.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А давайте представим себя частью леса. Чего много в лесу?

Дети: В лесу много деревьев.

Воспитатель: Какие деревья растут в Крымском лесу?

Дети: В крымском лесу растут: дуб пушистый, клён, сосна обыкновенная, берёза, лиственница, кусты и деревья кизила.

Воспитатель: Давайте вспомним стихотворения:

 1 ребёнок: Деревья высокие, травы кусты

Не зная дороги заблудишься ты        

В лесу незнакомом внимательней будь

Тогда очень просто отыщется путь

2 ребёнок: а лес ещё может тебе подсказать

Где север где юг, тут не сложно узнать

И летом в лесу хорошо и зимой,

Здесь дышится легче, здесь воздух иной

Пройдёшься по лесу осенней порой

С лесными дарами вернёшься домой.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Я дерево»

 

Игра – медитация «Я дерево»

Я дерево. Я высокое, мои корни прочно сидят в земле. Мои ветки тянутся высоко к солнцу. Подул легкий ветер, мои ветви слегка покачиваются. Но вот подул сильный ветер и мои ветви сильно качаются. Листья, которые сидят на моих ветвях срываются и падают на землю.

Воспитатель: Ребята, посмотрите это же Алёнушка.

ГОЛОС:         Слайд «Грустная Аленушка»

Аленушка: Здравствуйте милые ребята. Гуси – Лебеди унесли моего братца Иванушку, помогите мне.

Алёнушка: Баба яга обещала его вернуть, если я выполню задания. Милые ребята, вы мне поможете?

Дети: Конечно!

Воспитатель: ребята, нам нужно спешить, пока еще сказочные гуси- лебеди не улетели в теплые края.

(Присаживайтесь на стулья полукругом.)

Слайд Бабы яги (карточки положить на модуль) 

Задание №1:

Воспитатель:      Какое сейчас время года?

Дети:                   Сейчас время года осень

Воспитатель:     Назовите осенние месяца?

Дети:                   Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:    Назовите признаки осени?

Дети: стало холодно, солнце греет мало, листья меняют цвет, становятся желтыми, красными, оранжевыми; деревья становятся голыми; часто идут дожди.

- почему деревья сбрасывают листву (прекращается сока движение)

- дуют холодные ветры;

- дни становятся короче, а ночи длиннее;

- исчезают насекомые;

- животные готовятся к зиме;

- перелётные птицы улетают в теплые края; и т.д.

Воспитатель:

 Какие осенние приметы вы знаете?

1. Осенью паутина на ясную погоду.

2. Гром в сентябре - теплая осень.

3. Много желудя на дубе - к лютой зиме.

4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

5. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

 Воспитатель: Молодцы, я предлагаю вам поиграть в игру:

но прежде чем начать в неё играть, давайте вспомним что такое неживая природа?

Дети: неживая природа это: воздух, камни, песок, вода, горы, осадки, солнце, небо, звёзды.

Воспитатель: а что такое живая природа?

Дети: это всё что растёт, дышит, питается, развивается.

Дети: человек, животные, насекомые, растения, птицы.

Игра «Вода. Земля. Воздух»

(Дети стоят в кругу. Воспитатель называет объекты живой природы, дети называют где обитает. )

Воробей – воздух, еж – земля, рыба – вода, дерево – земля, заяц – земля, цветы – земля, голубь – воздух, лягушка –вода, ящерица – земля, бабочка - воздухи т.д.

Воспитатель: Молодцы, с заданием вы справились.

 Но нам надо спешить. Гуси – лебеди могут улететь в любой момент, и Аленушка останется совсем одна.

Воспитатель: Мы должны быть очень внимательными и осторожными

Мы шагаем по дорожке

Поднимаем тихо ножки

И неслышно так идем -   в лес осенний попадем

Воспитатель: Ребята посмотрите, печка.

Задание№ 2

Слайд «Печка»

 Печка: Дети, здравствуйте я печь, попросила Баба яга- нужно, пирожки испечь.

Воспитатель: Смотрите, а в печке огонь. Огонь вреден или полезен? ОБЖ (Ответы детей)

 

Дидактическая игра «назови причину пожара»

(На мольберте висят картинки)

 Дети называют причину пожара:

1.      Разведение костров в лесу.

2.      Детские шалости со спичками в лесопарковой зоне.

3.      Сжигание мусора, сухой травы в непосредственной близости к лесу

4.      Попадание молнии на дерево

5.      Брошенный окурок.

6.      Попадание солнечных лучей на стекло приводит –к пожару.

      (Случайное фокусирование солнечных лучей бутылочным стеклом)

Воспитатель: Ребята вы готовы помочь печке испечь пирожки? Давайте приготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
 А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
 Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
 Сдобные ватрушки,
 Булочки и калачи –
 Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

 

«Пирожки»

Воспитатель: Проходите к столу приступаем к замешиванию теста… (для началам нам нужно в стаканчик с водой добавить одну ложечку соли и размешать…что происходит? (соль растворяется) теперь берем по одной ложечки сахара и добавляем в воду …

Что происходит? (сахар растворяется) ...теперь нам надо с вами замесить тесто.

У меня есть волшебное ведерко выливайте в ведерко воду, берите стаканчики с мукой и высыпаем в ведерко, а теперь закрываем глаза и говорим волшебные слова…раз, два, три тесто появись (воспитатель меняет ведерки)

Воспитатель: открывайте глаза, посмотрите, что получилось у нас (тесто).

Убирайте стаканчики в сторону будем с вами пирожки лепить, сначала катаем тесто в руках, затем положите шарик на доску прижмем его ладошкой, чтобы получилась лепешечка, теперь берем ложечки или можно руками? и кладём начинку в серединку нашего пирожка, защипываем края.

С чем у нас будут пирожки? (с изюм) наши пирожки положим на разнос и поставим в печку печься. Берем салфеточки и вытираем руки.

Воспитатель: Молодцы, пора идти дальше.

Физкультурная минутка:

Мы в лесу осеннем целый день гуляли

(шагают по кругу, друг за другом)

Любовались травкой

(наклоняясь трогают травку)

Воздухом дышали

(машут на себя руками)

Под ногами листьями выслана земля

(идут на носочках, руки на поясе)

Идем на носочках, ступаем слегка

Вот деревья встали у нас на пути

(бег змейкой)

Обежать их надо или обойти

Тучка невеличка

Дождь принесла нам

(дети перемещаются свободно по группе)

Побежим под дерево

Спрячемся мы там

(один ребенок встает посередине, на корточках дети вокруг него).

Садятся на стулья

Воспитатель: Вот мы подошли к яблоне. Посмотрите ребята, что это?

Дети: Это упало гнездо.

Воспитатель: Как вы думаете, почему оно упало?

Дети: кто-то потрусил дерево

 Кейс – технология «почему нельзя разорять птичьи гнезда» Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Задание №3

Вопрос от Бабы яги: Правильно ли повел себя человек, потрусив дерево, потрогав гнездо или взяв яйцо из гнезда в руки. Что может произойти и к чему может привести, если яйцо принести домой? Как правильно поступить в этой ситуации?

 

Обсуждение детьми данной проблемы:

1.      Если птица увидит, что трогают гнездо, она испугается и больше не прилетит к этому месту. Найдет себе более укромное место.

2.      Если трогать яйцо, птица улетит и птенцы, которые должны вылупиться, просто погибнут внутри скорлупы

3.      Трогая птичьи гнёзда, они становятся видимыми для хищников.

Воспитатель: Молодцы! Совершенно, верно вы ответили на вопрос.

Воспитатель: посмотрите какая красивая яблонька, что вы можете сказать о ней?

Дети: Она пушистая, на ней много урожая, яблок.

Воспитатель: Какие яблоки?

Дети: яблоки бывают: дикие, домашние, лесные, кислые, сладкие, маленькие, большие, зеленые, красные, жёлтые, румяные.

Воспитатель: Вот сколько много вы знаете. Предлагаю поиграть в игру.

Синквейн с яблоком

(показываю схему)

Воспитатель: Ребята, скажите, что за схема у нас?

Дети: синквейн

Воспитатель: Что такое синквейн?

Дети: это стих без рифмы

Воспитатель: правильно

Воспитатель: Никита, скажи, сколько строчек у синквейна?

Дети: (ребёнок) у синквейна 5 строк

Воспитатель: верно, молодец.

Воспитатель: на первой строчке у нас слово –предмет. На какой вопрос отвечает это слово?

Дети: (ребёнок) что? Кто?

Воспитатель: на второй строчке у нас слово признак. На какой вопрос отвечает?

Дети: (ребёнок) какой, какая?

Воспитатель: на третьей строчке?

Дети: (ребёнок) слово действия. Что делать?

Воспитатель: на четвёртой строчке, что мы должны сделать?

Дети: (ребёнок) составить предложения.

Воспитатель: в начале предложения, что у нас?

Дети: (ребёнок) большая буква

Воспитатель: а в конце?

Дети (ребёнок) точка.

Воспитатель: а пятая строчка, что означает?

Дети: (ребёнок) –ассоциация, с чем это связано.

Воспитатель: правильно, ассоциация.

Воспитатель: послушайте загадку:

Сочное, налитое на дереве висит,
съесть его, скорее, нам оно велит.
Назвать его совсем легко,
ведь это наше ... (яблоко)

(яблоко)

(вкусное, румяное)

(Срывают, угощают, едят,)

(яблоко растёт на дереве)

(фрукт)

Воспитатель: кто хочет прочитать, что у нас получилось?

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ну что, идем дальше?

Мы шагаем по дорожке

Поднимаем тихо ножки

И неслышно так идем

И к речке дружно попадем.

Задание№ 4

Воспитатель: нас кто-то здесь встречает

(ребёнок в шапочке дятла)

Лесом можем мы гордиться:

Лес – зелёная больница,

Лес – как сказочное царство,

Тут кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки.

Воспитатель: Здравствуй, лесной доктор! Скажи, вот ты лечишь деревья, а зверям ты можешь помочь?

Дятел: Могу!

Воспитатель: На полянке как-то раз

                        Зайчик лапку ранил

(заяц подходит к дятлу, просит)

(ребёнок в шапочке Зайца): Помоги! Вдруг останусь без ноги!

Дятел:                      Лапку вылечить не сложно,

                                   Мой совет вам от души:

                                   К свежей ранке подорожник

                                   Осторожно приложи!

(показывает всем подорожник, отдаёт зайчику. Зайчик прикладывает листочек к ноге и благодарит)

Воспитатель: наши дети часто болеют, кашляют, простужаются…

Дятел:                      Вот сосновые почки,

                                  Не лекарство – просто чудо!

                                  Вмиг пройдёт у вас простуда!

Дети и воспитатель: Спасибо тебе лесной доктор.

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Воспитатель: А вот и речка. Посмотрите, и здесь Баба-яга приготовила нам задания (вопрос ответ КВН):

1) Что такое экология? (дети: это наука о природе, об охране природы)

2) какие цветы расцветают в Крыму первыми?

3) что будет если исчезнут все растения?

4) какие лекарственные травы лечат простуду (подорожник, мята, ромашка, душица, мать – мачеха, сансевиерия (щучий хвост) –тёплый сок из листьев закапывают в уши для устранения боли, отвар применяют против чесотки и зуда, дым от горящих листьев снимает головную боль)

Следующая карточка с заданием

? 5) стреляющие растения нашего края? («Бешенный огурец» -растёт в окрестностях Инкермана, кислица, мышиный горошек, анютины глазки)

6) какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным?

7) почему растения относятся к живой природе?

8) почему растения называют зелёным другом?

9) назовите заповедные растения Крыма? (ночная фиалка, тюльпан, крокус крымский, майский ландыш, подснежник, пион крымский, пион тонколистный)

Воспитатель: Вы такие молодцы! А где Гуси – Лебеди спрятали Иванушку? Конечно, в избушке Бабы – Яги. Но она не отдаст брата, если мы не ответим на вопросы

 

Слайд «Баба - Яга»

Мини – викторина «Экология в сказках» загадки:

1) мух ловил под потолком

Ездил на печи потом

Щуку он реке поймал

Слово хитрое узнал   (Емеля)

2) этот сказочный герой

С хвостиком усатый

В шляпе у него перо

Сам весь полосатый

Ходит он на двух ногах

В ярко красных сапогах  (кот в сапогах)

3) мышка дом себе нашла

Мышка добрая была

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов

4) и в пути он песню пел

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От неё уйти не смог

Что за сказка…  (колобок)

1).      С давних времен люди считали, что многие болезни передаются через воду, поэтому даже в сказках предостерегали не пить грязную воду из открытых источников. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

2).      В какой сказке животные медведь, заяц, петух просят не убивать их и пожалеть их деток. (Кощей бессмертный)

3).      В какой сказке большой лесной зверь нарушил мирную жизнь других животных? (Теремок)

4).      В какой сказке показаны различия строении птиц и животных, что помогает им есть свою пищу? (Лиса и журавль)

5).      В какой сказке хозяину надоел кот, и он выбросил его в лес? (Кот и лиса)

6).      Героиня какой сказки растаяла и превратилась в облако, потому что была из воды? (Снегурочка)

 

Воспитатель: Молодцы баба – яга вернула нам брата.

 

Слайд «Иванушка»

 

Воспитатель: Мы помогли сестре вернуть брата. Справились со всеми экологическими заданиями. Пора возвращаться в детский сад

1,2,3, повернись

В детсаду ты очутись

 

Рефлексия -цель: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

1. что понравилось

2. что не понравилось

3. какие задания вызвали у вас затруднения

 

Спасибо всем за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе с элементами экологии по мотивам сказки"Гуси-Лебеди"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 76» г. Сургута          Конспект открытогозанятия в старшей группена...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе № 12 МБДОУ №1 «Колокольчик» Тема: «Мой любимый город Азнакаево»

Занятие позволяет обобщить и закрепить знания детей по изученной теме. Учит детей любить свой город, видеть красоту....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»...