Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Виды транспорта»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: закрепить знания детей о различных видах транспорта; закрепить правила поведения в общественном транспорте; воспитывать уважение к людям, работающим на транспорте.

Задачи

  • Образовательные: расширять представления детей о классификации видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения; продолжать формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный; закреплять знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами.
  • Воспитательные: воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважительное отношение к труду взрослых.
  • Развивающие: развивать мыслительную и речевую активность детей, совершенствовать логическое и ассоциативное мышление, внимание, память; развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ, синтез); развивать мелкую моторику пальцев рук.

Словарь: легковой автомобиль, грузовик, трамвай, экскаватор, поезд, троллейбус, дирижабль, вертолёт, подъёмный кран, яхта, плот, капитан, кондуктор, автомеханик, водитель, космонавт, наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт, специальный транспорт, пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина.

Предварительная работа:

  • рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», беседы по ним;
  • наблюдение за транспортом на прогулке;
  • НОД «Правила дорожные – правила надежные»;
  • подбор библиотечки и создание картотеки стихов и загадок о транспорте;
  • развивающие игры на тему «Транспорт»: пазлы, настольные игры («Собери машину или самолет», «Почини технику», «Что лишнее», разрезные картинки «Транспорт»).

Материалы и оборудование: сюжетные и предметные картинки из серий «Транспорт»; полотно «Небо, земля, вода»; пары картинок профессия-транспорт; разрезные картинки с изображением разных видов транспорта; незаконченные изображения транспорта; простые и цветные карандаши; «билеты», музыкальное сопровождение, кукла-«водитель».

 

Ход НОД

І. Вводная часть

Организационный момент

(Дети сидят за столами)

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Мы с вами сегодня отправимся в увлекательное путешествие. С помощью чего люди могут передвигаться на различные расстояния? (ответы детей). Как это можно назвать одним словом?

Дети: - Транспорт.

Воспитатель: - Предлагаю вам узнать, на каком транспорте мы отправимся в путь, отгадав загадку:

Дом по улице  идет,

на работу всех  везет.

Не на курьих ножках,

а в резиновых  сапожках.

Что это?

Дети: - Автобус.

Воспитатель: - Правильно, ребята, это автобус! Предлагаю вам поскорее занять свои места в автобусе и отправиться в путь.

Дети строятся парами в импровизированный автобус.

Воспитатель: - Дети, а кто водит автобус?

Дети: - Водитель.

Воспитатель: - Сегодня водителем у нас будет вот такой замечательный шофер Степа (показывает куклу в спецформе водителя). Кажется, мы что-то с вами забыли сделать перед поездкой … мы забыли купить…?

Дети: - Билеты!

Воспитатель: - Верно, проезд нужно оплачивать. Билеты можно купить в кассе или у водителя, как мы это сейчас и сделаем. Водитель, пожалуйста, раздайте билеты пассажирам (раздает с «водителем» билеты всем воспитанникам). А теперь – в путь!

Звучит веселая музыка, «автобус» совершает круг по группе, останавливается, дети садятся на места.

ІІ. Основная часть.

Воспитатель: -  Ребята, сегодня мы с вами поговорим о транспорте. Давайте вспомним, что такое транспорт?

Дети: - Это то, на чем можно передвигаться, перевозить грузы.

Воспитатель: - Правильно, дети.

Дидактическая игра «Летает, плавает, едет». (Игровая задача: закрепить представление детей о видах транспорта по среде передвижения.)

Воспитатель:- Сейчас я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Отгадки-картинки у вас на столах, нужно показать картинку, сказать, где передвигается этот вид транспорта, и прикрепить отгадку на полотно «Небо, земля, вода» (на доске).

(Воспитатель загадывает загадки про автобус, поезд, грузовик, метро, самолет, ракету, лодку, теплоход, подводную лодку. Дети выполняют задание.)

Воспитатель: - Итак, ребята, есть разные виды транспорта. Как называется транспорт, который движется по воде? (Водный транспорт).

- Что может плыть по воде кроме того, что мы прикрепили на полотно? (катер, яхта, парусник, корабль, плот и т.д.)

- Как называется транспорт, который едет по земле, по асфальту, по дороге? (наземный транспорт). Назовите наземный транспорт, которого нет на полотне (велосипед, машина, мотоцикл, троллейбус, трамвай и т.д.).

- А как называется транспорт, что едет под землей? (подземный) Какой подземный транспорт расположен на нашем полотне? (метро)

- Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт) Что еще может летать, кроме того, что мы отгадали? (вертолет, аэроплан, дирижабль).

Воспитатель: - Давайте поиграем с вами в игру «Путаница». Если то, что я скажу, правильно, вы показываете вот так (большой палец) и говорите – да-да!, а если неверно – машете руками и говорите - нет-нет-нет!

Дидактическая игра «Путаница»

  • Транспорт воздушный мы полюбили,
  • Птиц всех быстрее летят автомобили.
  • На работу всех с утра нас развозят доктора.
  • К морю Черному мы в мае полетели на трамвае.
  • В детский сад сегодня нас привезли в автомобиле – просто класс!

(Дети руками показывают и хором отвечают: да-да……нет – нет)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, отлично справились с заданием! Ну что же, едем дальше. (дети становятся в «автобус», звучит музыка, «автобус» совершает круг по группе, ребята садятся на места).

Работа с иллюстрациями: профессии, связанные с транспортом, виды транспорта по назначению

Воспитатель: - Люди придумали транспорт не только для передвижения на большие расстояния, но и для облегчения своего труда. Чтобы работать на транспорте, нужно много знать. Перечислите, какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами?

Дети: - Водитель – водит машину, кондуктор – распространяет билеты за проезд, автомеханик - ремонтирует машины, таксист водит такси, тракторист работает на тракторе, крановщик на подъёмном кране и т.д.).

Воспитатель: - Посмотрите на доску. Давайте подберем с вами к каждому транспорту того, кто его водит, и назовем профессии, или наоборот – подберем транспорт к тому, кто им управляет.

(Доска разделена на две части с соответствующими изображениями людей и транспорта, воспитатель называет картинку, а дети подбирают к ней пару, проговаривая профессию или вид транспорта. Например: пилот водит … самолет, капитан управляет … кораблем, поезд ведет … машинист, велосипедом управляет … велосипедист и т.д.)

Воспитатель: - Ребята, а что может перевозить транспорт?

Дети: - Людей, грузы.

Воспитатель: - Да, ребята, транспорт бывает пассажирский и грузовой. А еще есть специальный, который помогает людям выполнять различные работы. Какой вы знаете пассажирский транспорт? (дети называют, воспитатель вывешивает картинки на доску).

- Пассажирским транспортом люди пользуются очень часто. Давайте вспомним, как себя нужно вести в нем.

Дети: - Не шуметь, вести себя вежливо, не отвлекать водителя, не бегать по салону транспорта, уступать место пожилым людям, приобретать вовремя билеты, не сорить, не пачкать других пассажиров, снимать объемные рюкзаки или сумки и т.д..

Воспитатель: - Посмотрите на эту картинку: какой транспорт здесь изображен? Для чего он предназначен? (демонстрирует картинку с изображением различного грузового транспорта – машины, поезда, самолета, корабля).

Дети: - Это грузовой транспорт, он перевозит различные грузы. (воспитатель просит привести пример, какие грузы может перевозить такой транспорт).

Воспитатель: - Как вы думаете, какой транспорт называют специальным? (ответы детей) Специальный транспорт нужен для очень ответственной работы, с которой обычные машины не справятся. Этот транспорт используют, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь (это может быть машина и вертолет), полицейская машина (вывешивает картинки). Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если случилось что-то неприятное, нехорошие люди хотят причинить кому-то вред? (ответы детей)

- Мы много узнали о транспорте, и время продолжить наше путешествие.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Воспитатель. - Наш водитель Стёпа немного устал. Пусть он передохнёт, а мы представим, что едем на другом транспорте.

Детям раздаются разрезанные на несколько частей изображения транспорта. Дети собирают картинку, называют и рассказывают об этом виде транспорта.

- Дети, давайте сейчас попробуем изобразить различные виды транспорта.

(дети имитируют движения в соответствии со словами физкультминутки)

Физкультминутка

Руки в стороны, в полет

отправляем самолет.

Левое крыло вперед,

правое крыло вперед,

Раз, два, три, четыре –

полетел наш самолет.

На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)

Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)

Чух-чух-чух-чух!

Весла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем.

К берегу пристала лодка

Мы на берег спрыгнем ловко.

И поскачем по лужайке

Будто зайки, будто зайки.

Дети садятся на места.

Игра «Незаконченные изображения».

Воспитатель: - Ребята, наш водитель Стёпа очень любит рисовать в свободное от работы время. Вот и сейчас, пока мы с вами летали, плавали и мчались на поезде, Степан нарисовал картинки с различными видами транспорта, но не успел их закончить. Здесь не хватает некоторых деталей. Давайте поможем ему дорисовать картинки.

(Воспитатель спрашивает каждого ребенка, что изображено на картинке и какой детали не хватает. Дети дорисовывают простым карандашом недостающие элементы на рисунках - машина без колес, самолет без крыла, вертолет без винта и т.д.).

Разукрашивание картинок с изображением транспорта

- Вы отлично справились с этим заданием, все детали на месте. Но наш Степа все равно грустит, ему не хватает цвета на этих рисунках. Чем мы можем помочь ему? (раскрасить).

Дети разукрашивают рисунки.

ІІІ. Подведение итогов.

Воспитатель: - Какой красивый, яркий транспорт у вас получился! Нашему водителю и мне очень нравится. А вам, ребята, понравилось наше путешествие?

 - Какие виды транспорта вы знаете? Кого перевозит пассажирский транспорт, а что перевозит грузовой? Какие профессии связаны с транспортом? Как правильно вести себя в общественном транспорте?

- Молодцы! Вы сегодня были дружными, собранными и отлично справились со всеми заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_vidy_transporta_2.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Виды транспорта»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: закрепить знания детей о различных видах транспорта; закрепить правила поведения в общественном транспорте; воспитывать уважение к людям, работающим на транспорте.

Задачи

  • Образовательные: расширять представления детей о классификации видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения; продолжать формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный; закреплять знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами.
  • Воспитательные: воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважительное отношение к труду взрослых.
  • Развивающие: развивать мыслительную и речевую активность детей, совершенствовать логическое и ассоциативное мышление, внимание, память; развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ, синтез); развивать мелкую моторику пальцев рук.

Словарь: легковой автомобиль, грузовик, трамвай, экскаватор, поезд, троллейбус, дирижабль, вертолёт, подъёмный кран, яхта, плот, капитан, кондуктор, автомеханик, водитель, космонавт, наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт, специальный транспорт, пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина.

Предварительная работа:

  • рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», беседы по ним;
  • наблюдение за транспортом на прогулке;
  • НОД «Правила дорожные – правила надежные»;
  • подбор библиотечки и создание картотеки стихов и загадок о транспорте;
  • развивающие игры на тему «Транспорт»: пазлы, настольные игры («Собери машину или самолет», «Почини технику», «Что лишнее», разрезные картинки «Транспорт»).

Материалы и оборудование: сюжетные и предметные картинки из серий «Транспорт»; полотно «Небо, земля, вода»; пары картинок профессия-транспорт; разрезные картинки с изображением разных видов транспорта; незаконченные изображения транспорта; простые и цветные карандаши; «билеты», музыкальное сопровождение, кукла-«водитель».

Ход НОД

І. Вводная часть

Организационный момент

(Дети сидят за столами)

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Мы с вами сегодня отправимся в увлекательное путешествие. С помощью чего люди могут передвигаться на различные расстояния? (ответы детей). Как это можно назвать одним словом?

Дети: - Транспорт.

Воспитатель: - Предлагаю вам узнать, на каком транспорте мы отправимся в путь, отгадав загадку:

Дом по улице идет,

на работу всех везет.

Не на курьих ножках,

а в резиновых сапожках.

Что это?

Дети: - Автобус.

Воспитатель: - Правильно, ребята, это автобус! Предлагаю вам поскорее занять свои места в автобусе и отправиться в путь.

Дети строятся парами в импровизированный автобус.

Воспитатель: - Дети, а кто водит автобус?

Дети: - Водитель.

Воспитатель: - Сегодня водителем у нас будет вот такой замечательный шофер Степа (показывает куклу в спецформе водителя). Кажется, мы что-то с вами забыли сделать перед поездкой … мы забыли купить…?

Дети: - Билеты!

Воспитатель: - Верно, проезд нужно оплачивать. Билеты можно купить в кассе или у водителя, как мы это сейчас и сделаем. Водитель, пожалуйста, раздайте билеты пассажирам (раздает с «водителем» билеты всем воспитанникам). А теперь – в путь!

Звучит веселая музыка, «автобус» совершает круг по группе, останавливается, дети садятся на места.

ІІ. Основная часть.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о транспорте. Давайте вспомним, что такое транспорт?

Дети: - Это то, на чем можно передвигаться, перевозить грузы.

Воспитатель: - Правильно, дети.

Дидактическая игра «Летает, плавает, едет». (Игровая задача: закрепить представление детей о видах транспорта по среде передвижения.)

Воспитатель:- Сейчас я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Отгадки-картинки у вас на столах, нужно показать картинку, сказать, где передвигается этот вид транспорта, и прикрепить отгадку на полотно «Небо, земля, вода» (на доске).

(Воспитатель загадывает загадки про автобус, поезд, грузовик, метро, самолет, ракету, лодку, теплоход, подводную лодку. Дети выполняют задание.)

Воспитатель: - Итак, ребята, есть разные виды транспорта. Как называется транспорт, который движется по воде? (Водный транспорт).

- Что может плыть по воде кроме того, что мы прикрепили на полотно? (катер, яхта, парусник, корабль, плот и т.д.)

- Как называется транспорт, который едет по земле, по асфальту, по дороге? (наземный транспорт). Назовите наземный транспорт, которого нет на полотне (велосипед, машина, мотоцикл, троллейбус, трамвай и т.д.).

- А как называется транспорт, что едет под землей? (подземный) Какой подземный транспорт расположен на нашем полотне? (метро)

- Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт) Что еще может летать, кроме того, что мы отгадали? (вертолет, аэроплан, дирижабль).

Воспитатель: - Давайте поиграем с вами в игру «Путаница». Если то, что я скажу, правильно, вы показываете вот так (большой палец) и говорите – да-да!, а если неверно – машете руками и говорите - нет-нет-нет!

Дидактическая игра «Путаница»

  • Транспорт воздушный мы полюбили,
  • Птиц всех быстрее летят автомобили.
  • На работу всех с утра нас развозят доктора.
  • К морю Черному мы в мае полетели на трамвае.
  • В детский сад сегодня нас привезли в автомобиле – просто класс!

(Дети руками показывают и хором отвечают: да-да……нет – нет)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, отлично справились с заданием! Ну что же, едем дальше. (дети становятся в «автобус», звучит музыка, «автобус» совершает круг по группе, ребята садятся на места).

Работа с иллюстрациями: профессии, связанные с транспортом, виды транспорта по назначению

Воспитатель: - Люди придумали транспорт не только для передвижения на большие расстояния, но и для облегчения своего труда. Чтобы работать на транспорте, нужно много знать. Перечислите, какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами?

Дети: - Водитель – водит машину, кондуктор – распространяет билеты за проезд, автомеханик - ремонтирует машины, таксист водит такси, тракторист работает на тракторе, крановщик на подъёмном кране и т.д.).

Воспитатель: - Посмотрите на доску. Давайте подберем с вами к каждому транспорту того, кто его водит, и назовем профессии, или наоборот – подберем транспорт к тому, кто им управляет.

(Доска разделена на две части с соответствующими изображениями людей и транспорта, воспитатель называет картинку, а дети подбирают к ней пару, проговаривая профессию или вид транспорта. Например: пилот водит … самолет, капитан управляет … кораблем, поезд ведет … машинист, велосипедом управляет … велосипедист и т.д.)

Воспитатель: - Ребята, а что может перевозить транспорт?

Дети: - Людей, грузы.

Воспитатель: - Да, ребята, транспорт бывает пассажирский и грузовой. А еще есть специальный, который помогает людям выполнять различные работы. Какой вы знаете пассажирский транспорт? (дети называют, воспитатель вывешивает картинки на доску).

- Пассажирским транспортом люди пользуются очень часто. Давайте вспомним, как себя нужно вести в нем.

Дети: - Не шуметь, вести себя вежливо, не отвлекать водителя, не бегать по салону транспорта, уступать место пожилым людям, приобретать вовремя билеты, не сорить, не пачкать других пассажиров, снимать объемные рюкзаки или сумки и т.д..

Воспитатель: - Посмотрите на эту картинку: какой транспорт здесь изображен? Для чего он предназначен? (демонстрирует картинку с изображением различного грузового транспорта – машины, поезда, самолета, корабля).

Дети: - Это грузовой транспорт, он перевозит различные грузы. (воспитатель просит привести пример, какие грузы может перевозить такой транспорт).

Воспитатель: - Как вы думаете, какой транспорт называют специальным? (ответы детей) Специальный транспорт нужен для очень ответственной работы, с которой обычные машины не справятся. Этот транспорт используют, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь (это может быть машина и вертолет), полицейская машина (вывешивает картинки). Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если случилось что-то неприятное, нехорошие люди хотят причинить кому-то вред? (ответы детей)

- Мы много узнали о транспорте, и время продолжить наше путешествие.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Воспитатель. - Наш водитель Стёпа немного устал. Пусть он передохнёт, а мы представим, что едем на другом транспорте.

Детям раздаются разрезанные на несколько частей изображения транспорта. Дети собирают картинку, называют и рассказывают об этом виде транспорта.

- Дети, давайте сейчас попробуем изобразить различные виды транспорта.

(дети имитируют движения в соответствии со словами физкультминутки)

Физкультминутка

Руки в стороны, в полет

отправляем самолет.

Левое крыло вперед,

правое крыло вперед,

Раз, два, три, четыре –

полетел наш самолет.

На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)

Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)

Чух-чух-чух-чух!

Весла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем.

К берегу пристала лодка

Мы на берег спрыгнем ловко.

И поскачем по лужайке

Будто зайки, будто зайки.

Дети садятся на места.

Игра «Незаконченные изображения».

Воспитатель: - Ребята, наш водитель Стёпа очень любит рисовать в свободное от работы время. Вот и сейчас, пока мы с вами летали, плавали и мчались на поезде, Степан нарисовал картинки с различными видами транспорта, но не успел их закончить. Здесь не хватает некоторых деталей. Давайте поможем ему дорисовать картинки.

(Воспитатель спрашивает каждого ребенка, что изображено на картинке и какой детали не хватает. Дети дорисовывают простым карандашом недостающие элементы на рисунках - машина без колес, самолет без крыла, вертолет без винта и т.д.).

Разукрашивание картинок с изображением транспорта

- Вы отлично справились с этим заданием, все детали на месте. Но наш Степа все равно грустит, ему не хватает цвета на этих рисунках. Чем мы можем помочь ему? (раскрасить).

Дети разукрашивают рисунки.

ІІІ. Подведение итогов.

Воспитатель: - Какой красивый, яркий транспорт у вас получился! Нашему водителю и мне очень нравится. А вам, ребята, понравилось наше путешествие?

- Какие виды транспорта вы знаете? Кого перевозит пассажирский транспорт, а что перевозит грузовой? Какие профессии связаны с транспортом? Как правильно вести себя в общественном транспорте?

- Молодцы! Вы сегодня были дружными, собранными и отлично справились со всеми заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Песня колокольчика».

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Песня колокольчика»....

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Виды транспорта»

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Виды транспорта»...

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Виды транспорта"

Цель: закрепить знания детей о различных видах транспорта; закрепить правила поведения в общественном транспорте; воспитывать уважение к людям, работающим на транспорте.ЗадачиОбразовательные: расширят...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Виды транспорта».

Конспект может быть использован на занятиях в подготовительной группе...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Домашние и дикие животные зимой"

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие,  физическое  развитие.Цель: Обобщить знания детей о домашних и диких животных, их особенностях.Зада...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Весенняя страда»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Весенняя страда»...