Конспект занятия "Синичкин день"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Трошина Татьяна Ивановна

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию "Синичкин день"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinichkin_den.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия “Синичкин день” в старшей группе.

Тема:Экология.

         

Цель :  формирование у воспитанников  ценностного представления  о зимующих птицах родного края. 

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с зимующими птицами, с разными видами синиц; расширить представления детей о всероссийских праздниках.

Развивающие: способствовать развитию и коррекции связной устной речи; вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.

Форма проведения: экологическое занятие.

Условия для проведения: группа.

Оборудование: вывеска на дверь группы «Синичкин день» , флешка с голосом разных птиц, иллюстрации зимующих птиц; иллюстрации различных видов кормушек,  блюдца с кормом для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, несоленое сало, пшено), конфеты, чипсы, два обруча, перышки птиц.

Предварительная работа: наблюдения во время прогулки. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Ход мероприятия

На входной двери расположена табличка «Синичкин день»

Веселая синица морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять

Любит песни распевать.

Воспитатель: Послушайте и попробуйте догадаться, о ком сегодня мы будем вести речь.

Небольшая и пёстрая птица,

Не боится зимой простудиться,

Угощение наше ей снится,

Прилетает к нам часто …(Синица).

Да, вы угадали. Это синичка. И сегодня наше занятие будет посвящено ей и другим зимующим птицам.

 С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается «Синичкин день»- день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города на зимовку.

Почему именно «Синичкин день»? Да потому, что на Руси, синица – божья птица, считается, раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то, будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, почему синичку так назвали?

Дети: Название «синица», возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперении этих птиц часть перьев имеет сине-голубую окраску

Индивид работа  Д/И «Найди синичку»

Нужно ребенку найти среди других птиц- синичку.

Игра –загадка «Перышки»

Воспитатель: Птичья стая пролетела, перышки здесь разбросала.

Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, а какие, вы узнаете, отгадав загадки.

1.На окне дремала птица:

«Галка-галка, что вам снится?»

Отвечала птица сонно:

«Я не галка, я….(Ворона)

  1. В серой шубке перовой.

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает.

Под карнизом обитает… (Воробей)

  1. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (Дятел)

  1. Верещунья, белобока, а зовут её…(Сорока)
  2. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит.(голубь)
  3. Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день

Суетится, суетится

Целый день звенит «тень- тень»!

Угадайте что за птица?

То весёлая ….(синица)

  1. Стойкий, стужам не подвластный

Песней славит он зарю,

Знать не даром, галстук красный дан с рожденья… ( снегирю)

  1. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым-лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

  1. Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки! (Свиристели)

Игра на внимание «Перелет птиц»

Я сейчас буду называть только птиц, но могу и ошибиться. Если вы услышите ошибку, то будите топать. Начинаем:

Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают.

В: Что не правильно?

Д: мухи!

В: А мухи – это кто?

Д: Насекомые.

В: продолжаем:

Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Дети топают.

В: Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…

Д: топают.

В: Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, черные грачи, лебеди, скворцы…

Молодцы! Замечательно!

Игра «Зимующие и перелетные птицы»                                                             Воспитатель каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.По команде воспитателя зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют (два обруча)

Муз.пауза  «Слушание птичьих голосов»

С песней праздник веселее,

Без нее нам жить нельзя,

Вот послушать птичьи песни

Приглашаю Вас друзья!

Воспитатель: У каждой птички своя песня, давайте послушаем, как же они поют  флешка с записью голоса птиц)

Пальчиковая гимнастика «Дятел»:

Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, (раскрытая ладонь-дерево, указательный палец)

Червячка добыть хочу( указ. палец другой руки клюв дятла.

 На каждую строчку)

Хоть он скрылся под корой, (четыре удара пальцами по ладони)

Все равно он будет мой.

Игра «Отбери корм для птиц».

Детям предлагается отобрать корм для птиц (семечки, пшено, хлеб, сало, конфеты, чипсы, пшено и т.д.), что можно, а что нельзя класть в кормушку.

Воспитатель: Всё верно. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, салом, пшеном. Нельзя давать птицам жареные семечки и черный хлеб. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.

Игра на внимание «Столовая»

Вот забавная задачка ожидает смельчаков:

Пожелаю Вам удачи, отвечайте кто готов!

Вот задачка от меня такова:

Сосчитайте сколько птичек прилетело к нам друзья!

Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости первый день недели

К нам синицы прилетели

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Кто внимательный? Ответьте на мои вопросы.

1.Какие птицы прилетели на кормушку? (воробей, снегирь, синицы, вороны, голубь, сороки)

2.В какой день недели прилетели вороны?(среда)

3.Чем лакомился голубь на кормушке ?(кашей)

4.Сколько было сорок? (семь)

5.Чем лакомились сороки? (пирог)

Молодцы, и с этим заданием справились!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Вы много знаете о птицах. И, конечно, вы знаете, что птицам надо помогать, заботиться о них, особенно в зимнее время. А как мы будем помогать птицам?

Дети: Сделаем кормушки, приготовим подкормку.

Воспитатель: Конечно же, люди готовят для пернатых подкормку, делают кормушки. Кормушки можно сделать из любых подручных средств. Посмотрите, какие могут быть кормушки (Иллюстрация различных видов кормушек).

Воспитатель: Чем можно подкармливать птиц?

Дети: Птицы любят семечки, пшено, крошки хлеба…

Подведение итогов

Воспитатель: Наше мероприятие подходит к концу. Обобщим:

О каком дне мы сегодня узнали?

Почему так называют синиц?

Почему люди заботятся о птицах зимой?

Что они для этого делают?

Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, у окна каждую зиму будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей.  И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки, будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. 

Спасибо всем за участие!

 (для закрепления материала можно провести творческую работу по  рисованию «Синичка на ветке»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Тема: День рожденье куклы Кати

Тема: День рожденье куклы КатиЗадачи: в совместной с воспитателем игре закрепить умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, обогащать содержание ...

Конспект праздника "День города"

В  сентябре 2011 наш город отмечал 55-летие. Воспитанники детского сада принимали участие в праздновании юбилея ....

Конспект занятия "День России"

Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие "Родина"....

Конспект «Этот День Победы» (в рамках краткосрочного проекта «День Победы»)

Цель:Закрепить знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.Отвечать на вопросы полным предложением, употреблять в речи синони...

Конспект занятия "День знаний - День Мира!"

Занятие в непринуждённой форме поможет узнать детям о празднике "День знаний" и сформировать первые понятия о мире и согласие....

Конспект развлечения "День Семьи, Любви и Верности" (день памяти св. Петра и Февроньи)

Конспект развлечения "День Семьи, Любви и Верности" (день памяти св. Петра и Февроньи)...

Конспект НОД «День Святого Николая, день добра»

19 декабря - день памяти Николая Угодника. Ему посвещвется отдельное занятие.  Предлагаю конспект для проведения....