Инфокарты для родителей воспитанников образовательного учреждения
методическая разработка по окружающему миру

Романова Вера Владимировна

Предварительный просмотр:

G:\G:\Инфографика и мнемотехника\



Предварительный просмотр:

G:\G:\Инфографика и мнемотехника\



Предварительный просмотр:

G:\G:\Инфографика и мнемотехника\



Предварительный просмотр:

G:\G:\Инфографика и мнемотехника\



Предварительный просмотр:

D:\Desktop\

Описание опыта работы

по теме : «Инфографика - как метод организации

образовательного процесса

по всестороннему развитию дошкольников»

Составитель: воспитатель МБДОУ №16

города Невинномысска

Романова Вера Владимировна

Каждую минуту в нашей жизни появляется немыслимое количество новой информации. Доступ к таким большим объемам данных открывает перед нами безграничные возможности. Позволяет более детально изучать окружающий мир и помогает прогнозировать будущее. Тем не менее, если использовать только традиционные способы работы с информацией, то человек физически не способен справиться с объемами и вынужден искать варианты решения проблемы. Согласно статистике, 90% информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии. При визуализации учебной информации средствами инфографики решается ряд педагогических задач.D:\Desktop\

Основатель метода инфографики —философ и математик Средневековья Николай Орем. На него часто ссылался Декарт. А это его самое первое изображение бар - чарта (то есть столбчатой диаграммы) — XIV век. Но, конечно, более известным человеком того времени был Леонардо да Винчи, который стал «основоположником PowerPoint». Для того чтобы презентовать свои изобретения, он не рисовал точные изображения, а делал схемы. Например, использовал «взрыв-схемы», столь популярные сегодня, особенно в видеоформате и в рекламе. Мы все привыкли воспринимать инфографику как статистику – цифры, проценты, анализ... Поэтому может возникнуть недоумение: каким образом связать инфографику с развитием дошкольников?

Инфографика - это наглядность. Именно наглядность выполняет функцию основного источника получения знаний. Дело в том, что принцип наглядности является одним из наиболее популярных и интуитивно понятных детям дошкольного возраста.

Она объединяет таблицы, схемы, рисунки с небольшими текстами, это способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала, активизируется познавательная деятельность.

Плюсами использования инфографики в работе с детьми можно назвать следующие моменты:

– простота в использовании – инфографику можно вывести с помощью проектора на доску или распечатать;

– богатый визуальный материал – яркие изображения явлений и процессов, фотографии и иллюстрации;

– индивидуальный подход позволяет организовать работу за персональным компьютером, планшетом или с распечаткой.

В чем развивающий потенциал инфографики?

–дети учатсяанализировать, обобщать информацию (диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации);

– у детей развивается критическое мышление;

– инфографика помогает детям интегрировать новые знания в опыт.

Также применение инфографики способствует развитию интегративных качеств дошкольника, таких как, активность, любознательность, и формирует универсальные предпосылки к учебной деятельности.D:\Desktop\

Существует достаточный опыт использования инфографики в школе, а в детском саду она в большинстве случаев представлена в качестве готового наглядного пособия для детей. Новизна моего опыта в том, что инфографику можно и нужно создавать совместно с детьми. И научить детей это делать самостоятельно.

С детьми подбираем и анализируем информацию, классифицируем ее на группы, создаем дидактические игры, таблицы, инфокарты при:

- изучении темы,

- проведении исследования .

Мы с детьми подбираем и анализируем информацию, классифицируем её на группы, создаем игры и таблицы, инфокарты.

В своей практике применяю разные виды инфографики в соответствии с их индивидуальным развитием и возрастом.

Начинаем работу с детьми со знакомства с символами. Малышам лучше предлагать картинки, иллюстрации, понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей развивается образное мышление, мы начинаем учиться совместно составлять не только схемы, но интеллект-карты, таблицы и инфокарты по теме или проблеме.

С детьми 6-7 лет необходимо обратить внимание на работу с тематическими картами. Применение инфографики позволяет проявить ребенку инициативу, мыслить критически, формулировать нестандартные идеи.Моя задача - мотивировать детей, помогать ставить проблемы, предлагать разные источники информации, находить ответы.

Применение интерактивной инфографики активизирует дошкольников, мобилизует их внимание и делает занятие интересным, привлекательным, красочным.

Таким образом инфографика служит инструментом развития познавательной активностив разных видах деятельности по направлениям развития ребенка.

Эффективно использовать инфографику с детьми в индивидуальной работе. Схемы и алгоритмы помогают быстрее запоминать материал и воспроизводить его при повторении.

Разработанные совместно с детьми алгоритмы направлены на формирование культурно-гигиенических навыков, разучивание и закрепление правил в играх, для самостоятельной познавательной деятельности.

Методическим потенциалом использования инфографики являются:

- ознакомление с новым материалом;

- закрепление знаний;

- организация работы в парах, мини-группах, в режимных моментах, в различных видах детской деятельности. D:\Desktop\

- представление результатов исследовательской или проектной деятельности (например, при создании постера, где отражаются все этапы исследования).

Современному родителю проще воспринимать краткую и визуализированную информацию. Поэтому инфографика удобна в целях просвещения родителей, которые имеют не так много времени на ознакомление с информацией, а также это отличный способ привлечь их внимание.В моей практике уже стало традиционным создание памяток и информационных брошюр в виде инфографики. Родители отзываются об этой форме информирования положительно, так как информация сжата, структурирована и актуальна именно по конкретной проблеме.

Приёмы и методы использования инфографики во всестороннем развитии дошкольников стали новшеством, которое привлекло внимание педагогов. Своими методическими разработками делюсь с коллегами на педагогических часах, открытых занятиях.

Результаты моих наблюдений позволяют сделать вывод, что инфографика является эффективным методом во всестороннем развитии дошкольников и он помогает формировать предпосылки к развитию у детей информационной грамотности.

Перед современным воспитателем стоит важная задача – подготовить ребенка к разумному потреблению информации, умению искать, анализировать, обобщать, делать выводы.

И именно инфографика поможет ему в этом.



Предварительный просмотр:

G:\

Консультация для педагогов на тему:

«Использование метода «Инфографика» в образовательном процессе ДОУ по речевому развитию дошкольников»

Составитель: воспитатель МБДОУ №16

города Невинномысска

Романова В.В.

В программах дошкольного образования основной задачей образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений определяют задачу овладения детьми речью как средством общения и культуры.G:\

Обучение языку, развитию речи ребенка рассматривается:

  • В лингвистической сфере – как овладение ребенком языковыми навыками – лексическими, грамматическими, фонетическими.
  • В сфере формирования общения друг с другом, со взрослыми – овладение коммуникативными навыками

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Поэтому актуальной становится проблема формирования навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Сделать обучение наглядным - это не только создать зрительные образы, но включить ребенка непосредственно в практическую деятельность. На занятиях по развитию речи в детском саду воспитатель, в зависимости от дидактических задач, использует разнообразные средства наглядности. Однако самой плодотворной в организации внимания дошкольников, их речевой и мыслительной активности будет работа с дидактическим материалом, содержащим познавательную задачу; ребенок уже при этом ставится перед необходимостью решать ее самостоятельно. И помочь в этом может использование инфографики.

Уважаемые коллеги, что же такое инфографика?

Инфографика, визуализация данных –технология подачи информации в виде визуальных образов.

Она появилась более 25 лет назад на страницах зарубежных массовых периодических изданий. От переизбытка информации в современном образовании появилась потребность кратко и интересно излагать материал. Инфографика способствует лучшему запоминанию информации, так как основывается на визуальном восприятии.

Актуальность инфографики для дошкольников обусловлена преобладанием у детей дошкольного возраста наглядно-образной памяти, запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Какие же задачи можно решить с помощью использования инфографики в образовательном процессе?

Задачи:G:\

Обучающие:

  1. Совершенствование процесса восприятия информации;
  2. Формирование умения передачи данных в кратком и необычном виде;
  3. Формирование умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

Развивающие:

  1. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  2. Обогащение и расширение чувственного опыта детей, структурирование их представления;
  3. Развитие творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  4. Развитие связной речи, расширение и обогащение словарного запаса детей;

Воспитательные:

  1. Развитие интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
  2. Развитие умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
  3. Совершенствование коммуникативных навыков, умения составлять рассказ с опорой на схематический рисунок.

Современные информационные технологии в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяют методы представления информации. Информационные технологии позволяют создать увлекательное познавательное занятие

Цифровизация образования – неизбежное явление нашего времени. Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотноситься в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения.

Современный демонстрационный материал обойдется гораздо дешевле бумажных носителей. Стоит только единожды приобрести устройство воспроизведения, а сами слайды можно вполне найти в интернете, и совершенно бесплатно. К тому же, бумажные и другие носители имеют способность устаревать физически, а вероятность порчи информационных файлов ничтожно мала, к тому же они могут быть легко восстановлены.

Раньше сам поиск иллюстраций отнимал много времени у педагогов. Сейчас практически любую иллюстрацию, даже самую редкую, можно найти в интернете, причем времени с современными поисковиками это занимает совсем немного.

Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты, одним из которых является инфографика.G:\

По способу отображения инфографика подразделяется на следующие виды:

  • Статичная инфографика— одиночные изображения без элементов анимации;
  • Динамическая инфографика— инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации.

Технология инфографика основывается на известных технологиях- мнемотехника, пиктограммы, интеллект-карты которая способствует быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций. Выбрав вид мнемотехник (квадраты, дорожки, таблицы, круговые диаграммы) мы с помощью знакомой программы или сервиса можем создать удобное дидактическое пособие, причем абсолютно бесплатно.

Основной принцип инфографики – она должна быть проста и понятна.

В настоящее время есть много программ и сервисов для создания инфографики.

Медиа-ресурсы для создания инфографики:

  1. PowerPoint – простой и удобный интсрумент для создания инфографики.
  2. Hohli Builder — онлайновый сервис для создания красивых диаграмм и графиков.
  1. Сreately — сервис, который предоставляет возможность подставить свои данные в готовый шаблон и получить красивую, профессиональную инфографику.
  2. — простой и удобный инструмент для создания интерактивной инфографики.
  3. Piktochart — несколько бесплатных настраиваемых тем для создания собственной инфографики.
  4. — сервис, предоставляющий ряд бесплатных тем для создания инфографики.
  5. Google Charts — сервис для создания красивых и легко настраиваемых графиков и диаграмм из данных.
  6. — сервис, превращающий резюме в инфографику.
  7. Google Public Data Explorer — поиск по открытым статистическим данным со всего мира. Ищем, забираем, трансформируем в инфографику.
  8. Wordle — сервис для создания эффективных словесных визуализаций.
  9. Capsidea — сервис, предоставляющий визуализацию потоковых данных в режиме реального времени.
  10. Visage — онлайн-инструмент для построения графиков и диаграмм с возможность добавления собственного фона, текста и цвета.
  11. Tagxedo - сервис, превращает слова в облака слов, оказывающие визуальное воздействие на пользователя.G:\
  12. Cacoo – онлайн инструмент для рисования, который делает возможным создание разных видов инфографики, включая карты сайта, схемы страниц, UML.
  13. — сервис для конструирования красивой инфографики онлайн без знаний основ графических редакторов.

Использование этого метода в ДОУ помогает организовать интересную непосредственно образовательную деятельность, а также повышает уровень мотивации дошкольников к выполнения конкретных учебных заданий. При помощи инфографики, к примеру, один большой рассказ можно легко отразить в одном графическом рисунке. Этот уникальный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание детей и способствовать быстрому запоминанию дидактического материала.

Каким же образом мы можем использовать инфографику для речевого развития дошкольников?

Рассмотрим 3 направления.

  1. Сбор материала об объекте и предмете. Можно рассматривать 1 предмет и составлять инфокарту по 1 предмету. Выполняя задачи развиваются активный и пассивный словарь, процесс мышления: анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально.
  2. Работая по лексическим темам можно сделать инфокарту как итоговое мероприятие. Выполняя данные задачи у детей развиваются умение выделять главную мысль, припоминают изученный материал, педагог выявляет уровень знаний у детей, формируется умение составлять и распространять предложения.
  3. Это развитие связной речи. Инфографику можно использовать для составления рассказов, заучивания стихотворений. Можно составлять рассказы не только по лексическим темам, но и по сказкам, прочитанным рассказам, чтобы облегчить процесс пересказа. Выполняя данные задачи, дети учатся самостоятельно, последовательно излагать свои мысли, становятся более активны при разговоре, формируется умение правильно отвечать на вопросы, словарь точен и разнообразен.

Как любая работа, инфографика строится от простого к сложному. Ее можно разделить на три этапа:

I этап (3-5лет): самая востребованная техника инфографики – мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций. Эту технику мы применяем у детей младшего дошкольного возраста. Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе педагог предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.G:\

  1. этап (5-6лет): Знакомство детей с инфографикой – более усовершенствованный вид мнемотехники, начинается в старшей группе. Сначала предлагаем ребятам символы для обозначения формы, величины, действия с предметом. На этом этапе дети составляют рассказ по схемам из 5-6 символов, кодируют информацию вместе с педагогом. Затем подключаем их к самостоятельному созданию символов, предлагаем помочь «спрятать» слово в картинку. Такое своеобразное кодирование вызывает эмоциональный отклик и способствует лучшему запоминанию информации. Например: при описании предметов детям предлагается символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. На этом этапе педагог кодирует информацию вместе с детьми.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно подключать их к работе над символами. Я обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку.

Например: как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например,

«гантеля».

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

  • «Подскажи словечко»;
  • «Скажу по – другому» (синонимы);
  • «Скажи наоборот» (антонимы).

  1. этап (6-7лет): В подготовительной к школе группе начинается работа с тематическими картами. В центре карты размещается изображение по обсуждаемой теме, а дети перекодируют запомнившуюся информацию, с помощью графических символов.

Инфокарта может стать итогом цикла занятий или тематической недели. Например, в течение недели дети узнают новую информацию, рисуют, лепят, слушают произведения художественной литературы по конкретной теме. Такая разнообразная деятельность повышает их интерес к изучаемой теме, побуждает к мыслительной активности и формирует внутреннюю мотивацию узнать еще больше.

В конце тематической недели, когда у детей уже будут представления о предмете изучения, предложите им вместе составить инфографику по изучаемой теме и затем составить рассказ о том, что мы узнали за неделю.

Первую карту составляйте со всеми воспитанниками группы. Работу организуйте поэтапно.G:\

  1. й этап. Определите ключевое понятие по теме недели, по которой будете составлять карту. Например, «Зима» или «Дикие животные». Если дети не смогут самостоятельно назвать ключевое понятие, задайте им наводящие и уточняющие вопросы.
  2. й этап. Предложите детям материалы для творчества: цветные карандаши, фломастеры, картинки по теме, клей, ножницы, картинки с изображениями и символами и другие необходимые предметы. Напомните правила безопасности перед началом работы.
  3. й этап. В центре бумажного листа обозначьте тему с помощью рисунка или картинки. Затем организуйте с детьми диалог. Задавайте вопросы и зарисовывайте на карте информацию, которую они вспомнят по теме. Это своего рода мозговой штурм – подбор слов-ассоциаций по теме и соответствующих им признаков. В ходе обсуждения предлагайте детям по очереди дополнять инфокарту карту новым рисунком или картинкой.

Графический образ играет большую роль, особенно для ребенка старшего дошкольного возраста, мышление которого наглядно-образное. Рисунок или картинка формирует ассоциации и способствует тому, что ребенок лучше понимает и запоминает тему. Важно, что, добавляя в карту новые образы, дошкольник видит и то, что он или другой воспитанник зафиксировал ранее. Благодаря этому он вспоминает предыдущий материал, видит направление своей дальнейшей деятельности. У дошкольника включаются процессы предварительного обдумывания и повышается мыслительная активность.

Дети работают с большим количеством информации, и сами решают, какой символ лучше отображает информацию. Происходит развитие их способностей к визуальному мышлению, обработке информации.

При создании общей тематической карты развиваются навыки взаимодействия и сотрудничества – договариваясь, дети приходят к общему мнению, чтобы карта была понятна всем. Ребенок может сам, с опорой на тематическую карту, раскрыть тему или понятие.

Универсальность технологии в том, что мы можем ее реализовывать во всех образовательных областях.

Применение инфографики не только облегчает процесс запоминания и воспроизведения информации, но и способствует формированию метапредметных связей, необходимых на новой ступени обучения.

Просто представьте рисунок, который разговаривает с ребенком тысячью слов, — это будет лучшей визуальной метафорой инфографики. Инфографика выступает визуальной опорой, иллюстрируя то, о чем идет речь в непосредственно образовательной деятельности.

При помощи инфографики, к примеру, один большой рассказ можно легко отразить в одном графическом рисунке. Этот уникальный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание детей и способствовать быстрому запоминанию дидактического материала.G:\

После того как ваши воспитанники научатся составлять инфокарту вместе с вами, учите их делать это в парах и мини-группах, самостоятельно. При этом не делите детей по уровню сформированных у них навыков. Участвовать должны дети с разными навыками.

В ходе коллективной работы над картой дети будут учиться слышать и слушать друг друга, договариваться, распределять обязанности. Например, кто-то из них хорошо рисует, знает буквы и может написать нужные слова на карте. Кто-то может взять на себя роль лидера и координировать работу остальных детей. Также совместная деятельность научит детей планировать свои действия, проявлять инициативу, самостоятельность и нести ответственность за конечный результат. Это и есть навыки и умения, которые характерны для полноценного социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Как использовать инфографику в работе с детьми

Готовую инфографику обязательно размещайте в приемной для родителей, чтобы они видели, чем дети занимаются в детском саду. Также вы можете использовать их как один из вариантов детско-родительских проектов. Предложите родителям составить инфографику дома с ребенком по теме недели в детском саду или теме, которой интересуется дошкольник. Например, «Насекомые», «Вода». Затем по готовой карте в группе воспитанник расскажет другим детям, что он знает о доисторических пресмыкающихся или планетах.

Инфокарт по одной теме может быть несколько. Например, одна карта – это продукт совместной деятельности родителей и детей, другая – воспитателей, третья - самих воспитанников, без участия взрослого. Затем вы можете проанализировать эти карты с детьми и соединить в одну – итоговую.

В процессе работы над инфокартой дети высказывают свое мнение, рассуждают, знакомятся с новыми понятиями, обогащают словарный запас, тем самым речь детей развивается.

Таким образом, применение в работе инфографики способствует увеличению у детей знаний об окружающем мире, вызывает желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов, обогащается словарный запас дошкольников. Дети улучшают словарный запас, развивают связную речь, развивают фантазию. Также дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Применение инфографики активизирует дошкольников, возбуждает их внимание и делает занятие более интересным.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя инфокарты, тем лучше подготовим их к школе, так

как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.G:\

В заключении своего выступления я хочу отметить: От мастерства, педагога, уважаемые коллеги, зависит каким «выпорхнет» ребенок из детского сада: и я верю, он будет творческим, любознательным, мыслящим человеком, готовым осознано делать выбор и нести ответственность за него. Все в наших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Сочетанные диагнозы не являются препятствием на пути к освоению общеобразовательных и коррекционных  программ обучения, однако,требуют определенной корр...

Возможности использования информационно-коммуникативных технологий во взаимодействии с семьями воспитанников образовательного учреждения

Сегодня большинство родителей заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вы...

Развитие монологической речи у учащихся и воспитанников образовательных учреждений при изучении отечественной истории.

Данная работа будет интересна учителям-логопедам, педагогам центров образования, историкам.В ней раскрываются основные аспекты развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста через ...

«ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно – образовательный процесс дошкольных учреждений. Последнее время компьютерные техн...

Сценарий Фестиваля семейного творчества «Минута славы» среди воспитанников и их родителей дошкольных образовательных учреждений

Фестиваль семейного творчества  "Минута славы" прошел  легко и непринужденно в  доброжелательной  атмосфере, где каждая семья раскрыла свои таланты, показала свои ...

Электронно - образовательные ресурсы для педагогов, родителей, воспитанников дошкольного учреждения

Электронно - образовательные ресурсы - это перечень ссылок на образовательные ресурсы, которые можно использовать в образовательном процессе, для совместной работы педагогов, родителей, воспитанников....