Тематический проект «Бархатцы-солнечные цветы»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Турьянская Наталья Сергеевна

Актуальность проекта:  Цветы – это часть живой природы. Дети испытывают потребность в общении с природой, они любят ухаживать за растениями, наблюдать за их ростом и  изучать их названия. Природа требует бережного отношения к себе, что необходимо воспитывать у людей с ранних лет.

Тип проекта:

По количеству участников -  групповой.

По целевой установке познавательно - исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: Дети подготовительной группы и воспитатель.

Возраст детей:  6-7 лет.

Цель проекта:

Вырастить цветы - «бархатцы» во дворе детского сада вместе с детьми подготовительной группы.

Задачи проекта:

  1. Воспитание бережного отношения к растениям, понимания необходимости их охраны;
  2. Закрепление представления о цветах, особенностях внешнего строения;
  3. формирование представления об основных потребностях семян цветов, условиях, которые необходимы для их роста (тепло, земля, вода, свет);
  4. Выработка навыков посадки семян цветов в землю;
  5. Выявление изменений, которые происходят во время роста;
  6. Формирование навыков исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_barhattsy_-_kopiya_wecompress.com_.docx441.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №38 «Колосок»

C:\Users\группа № 12\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\

Тематический проект

«Бархатцы-солнечные цветы»

Подготовительная группа

Автор проекта

Турьянская Н. С.

г.о. Солнечногорск

2023г.

Бархатные бархатцы –

Рыжие прически!

Надо б эти бархатцы

Расчесать расческой!

Клумбу в детском дворике

Ярко украшают,

Вечером нам с братиком

Тропку освещают.

Место проведения: МБДОУ детский сад №38 «Колосок»

Актуальность проекта: Цветы – это часть живой природы. Дети испытывают потребность в общении с природой, они любят ухаживать за растениями, наблюдать за их ростом и изучать их названия. Природа требует бережного отношения к себе, что необходимо воспитывать у людей с ранних лет.

Тип проекта:

По количеству участников - групповой.

По целевой установке познавательно - исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: Дети подготовительной группы и воспитатель.

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель проекта:

Вырастить цветы - «бархатцы» во дворе детского сада вместе с детьми подготовительной группы.

Задачи проекта:

  1. Воспитание бережного отношения к растениям, понимания необходимости их охраны;
  2. Закрепление представления о цветах, особенностях внешнего строения;
  3. формирование представления об основных потребностях семян цветов, условиях, которые необходимы для их роста (тепло, земля, вода, свет);
  4. Выработка навыков посадки семян цветов в землю;
  5. Выявление изменений, которые происходят во время роста;
  6. Формирование навыков исследовательской деятельности.

Продукты проекта:

Клумба с бархатцами во дворе детского сада.

Оборудование:

контейнеры под рассаду, земля, семена, инвентарь для посадки рассады, лейка.

Этапы проекта:

Подготовительный – подбор почвы, выбор растения, литературы.

Исследовательский – посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой, высадка в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом, составление букетов, сбор семян.

Заключительный – высадка в грунт (на постоянное место), игра-викторина.

Формы работы: рассматривание, сравнение, опыт, уход, полив, рыхление.

Предполагаемые результаты проекта:

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться рассмотреть красоту растительного мира.

2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях и на клумбе.

3. Сформируется бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.

В группе созданы необходимые условия для реализации проекта.

Реализация проекта:

1 Этап – подготовительный.

- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта.

- подобран материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности;

- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

-подобраны подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;

- беседы о цветах (приложение 1);

- работа с родителями: сбор загадок о цветах, сбор иллюстраций цветов, сбор иллюстраций бархатцев разных сортов, приобретение земли и контейнеров для реализации проекта;

- рассматривание иллюстраций цветов.

2. Этап – исследовательский.

1. В группе детского сада организовали огородик на подоконнике

C:\Users\группа № 12\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\ C:\Users\группа № 12\Desktop\цветкова н.с\фото проект бархатцы\

Рассмотрели семена цветов. Отметили, что семена бархатцев отличаются от семян других растений. Они похожи не на маленькие круглые семечки, а на волокнистые небольшие палочки.

2. Уход за растениями и полив.

3. Чтение художественной литературы:

- поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах (приложение 2);

- сказки о цветах:

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;

Анна Саксе. "Сказки о цветах";

Л. Гераскина. «Синий цветочек для мамы»;

А. Платонов. «Неизвестный цветок».

4. Опытно-экспериментальная деятельность:

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: солнце и растение, растения - земля, растения - вода, растения - человек.

«Условия, необходимые для жизни растений»

1. «Солнце и растение»

Цель: определить роль солнца в жизни растений.

Опыт: «Влияние солнечного света на рост растений».

Утром обратить внимание детей на то, что росточки тянутся к окну, т.е., к свету. Развернуть контейнер с рассадой так, чтоб ростки были наклонены в противоположную сторону. После тихого часа опять обратить внимание детей на ростки бархатцев. Что произошло? Они развернулись обратно к свету. Вывод: солнце необходимо для роста и развития растений.

2. «Вода и растение»

Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.

Опыт: «Растения «пьют» воду».

Предложить выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода). Что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость).

Через 5 дней, у цветка (традесканции), который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтели. Вывод: растение без воды жить не может.

Дальше продолжать этот опыт дети наотрез отказались, испугались, что растение погибнет. Долили воды погибающему растению.

4. Растение и тепло.

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Опыт: «В тепле и в холоде». Спросить у детей, почему на ветках на улице нет листьев (на улице холодно, деревья «спят»). Предлагает внести ветки в помещение. Дети наблюдают за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), за появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев).

Вывод: для жизни и роста растениям нужно тепло.

5. Проводились дидактические, развивающие, подвижные игры, продуктивная деятельность.

Дидактические игры (приложение 3):

1. «Отгадай!».

2. «Собери цветок».

3. «Собери букет».

4. «Назови ласково».

Развивающие игры:

1. «Выросли цветы».

2. «Пчелки и жуки».

3. «Подуй на одуванчик».

Подвижные игры (приложение 4):

1. «Где звенит колокольчик?»

2. «Бабочки на цветах».

Продукты проекта:

1. Тематический альбом «Цветы».

2. Картотека опытов и наблюдений.

3. Альбом стихотворений, загадок о цветах.

4. Конспект игры-викторины.

5. Коллаж «Это бархатцы-цветочки – золотистые комочки».

3 Этап – заключительный.

C:\Users\группа № 12\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\C:\Users\группа № 12\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\

  1. Высадка рассады семян бархатцев в грунт.

Цель: Уточнить представления детей о том, что растения (бархатцы) выращивают из семян; познакомить со способами посева; вызвать у детей интерес и желание вырастить цветущие растения.

Дидактические игры: «Магазин цветов», «Сложи цветок», «Собери цветы в вазу», «Садовник» и т. д.

3 Этап – заключительный.

• Высаживание рассады цветов (бархатцы) на участок в клумбу.

• Полив и рыхление почвы, сбор семян цветов.

• Наблюдение за цветами.

• Подведение итогов по реализации проекта.

• Обобщение опыта работы по проекту и предъявление его на педсовете.

Вывод: В процессе реализации проекта дети научились сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт исследовательской деятельности. В процессе работы дошкольники рассматривали рост семян цветов, отметили роль цветов в жизни человека; узнали полезные свойства цветов для здоровья человека. У детей расширился кругозор.

Приложение 1.

Беседа: «Какие бывают цветы».

Цель: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания и представления о цветах, прививать ребенку внимательное и бережное отношение к живой природе.

Беседа: «Все о бархатцах».

Цель: познакомить с цветами – бархатцами, их строением, с условиями их выращивания, с пользой бархатцев для человека.

Бархатцы – это наши гости с далекого североамериканского континента. Они теплолюбивы, неприхотливы и быстро растут. И мелкие «карлики» обладающие тонким листом, и отклоненные «середнячки» и прямостоячие великолепные «гиганты» прекрасно будут смотреться в любом из цветников, как на солнечном месте, так и в полутени.

Вырастить рассаду бархатцев не составляет особого труда. Они способны перенести пересадку даже в период своего цветения. Их семена можно сеять непосредственно в подготовленную почву. Начиная с июня, и до самых морозов, бархатцы будут радовать хозяев своими красно-коричневыми, желтыми, оранжевыми, полосатыми и махровыми цветками. Срезанные соцветия способны прекрасно дополнить букет. В срезанном виде они достаточно долго сохраняются. Достаточно просто поставить их в воду.

Поскольку в соцветиях бархатцев содержится достаточно много эфирного масла и витаминов, их сушеные цветки постоянно применяют как специи при солении и мариновании. А полученной при их переработке желтой краской подвергают окрашиванию сыр и различные кулинарные изделия.

Если бархатцы посадить вблизи роз, земляники, флоксов, или просто в междурядье на овощных грядках, то они отпугнут всех вредителей.

Приложение 2.

Загадки о цветах.

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

(Цветы).

***

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

(Ромашка).

***

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник).

***

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

(Мак).

***

Вырос он под солнцем жгучим

Толстым, сочным и колючим.

(Кактус).

***

Золотое решето,

черных домиков полно.

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух).

***

Над лугом парашютики,

Качаются на прутике.

(Одуванчики).

***

Много нежных лепесточков,

У красивеньких цветочков,

Запах ароматный-

Не для всех приятный.

Лепесточек бархатный, У цветов - ( Бархатцев).

Приложение 2.

Стихи о бархатцах

Посмотри, какое диво!

Удивительно красиво!

Будто солнышко разбилось,

И на землю покатились

Золотые шарики.

Засветились, заискрились

Жёлтые фонарики!

Л. Карнаухова.

В нежный бархат все цветы

Солнышком одеты,

Капли утренней росы

Словно самоцветы,

На листочках их горят.

Радужно сверкая,

Изумрудный свой наряд

Долго не теряя.

Сильный очень аромат

Бархатцы имеют,

И на клумбах их наряд

До зимы алеет.

Ярким солнечным букетом

Предо мною – бархатцы.

Расцветают ранним летом.

Я смеюсь от радости!

Пусть просты, зато нарядны.

Пышным кустиком горят.

Запах горький, но приятный,

И лучистый добрый взгляд.

Даже осенью дождливой

Будут радовать они.

Но особенно игривы

Утром в солнечные дни.

С. Лосева.

Приложение 3

Пословицы и поговорки.

В плохой бригаде все беда: сажают кукурузу, а растет лебеда.

Все, что цветет, неизбежно увянет.

Вянет и красный цвет.

Где цветы, там и бабочки.

Если любишь плоды дерева — оберегай его цветы.

Если человек захочет — и на голой вершине цветы зацветут.

Завистника соседская роза, как шип, колет.

Из шипов выходят розы.

Красен, как маков цвет, а глуп, как горелый пень.

Красна девка в хороводе, что маков цвет в огороде.

Кто найдет в цветках лишний лепесток — к счастью.

Лиха крапива, а мороз ее губит.

Люди рады лету, а пчела — цвету.

На вкус, на цвет товарища нет.

Нет цветов — нет уюта.

Одна роза весны не делает.

Одни поддельные цветы дождя боятся.

Оставь полевые цветы в полях.

От дождя травы расцветают, от песни — душа.

Печаль не красит, горе не цветит.

Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.

Про ягоду говорит, а и цвету не видал.

Розу не ценят там, где она растет.

Сегодня в цветах, а завтра в слезах.

У красивого цветка жизнь обычно коротка.

Цветы что дети, уход любят.

Чем красивее роза, тем длиннее у нее шипы.

Шмель на аромат цветка летит.

Это были цветочки, теперь пойдут ягодки.

Приложение 4.

Дидактические игры для детей

1. Дидактическая игра: «Отгадай!».

Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.

2. Дидактическая игра: «Собери цветок».

Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.

Воспитатель: - Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.

Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: - Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк. Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

3 . Дидактическая игра: «Собери букет».

Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете. Например: - У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.

4 . Дидактическая игра: «Назови ласково».

Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково». Например: - Цветы – цветочки.

Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты и т. д.

Приложение 5.

Подвижные игры

1. Подвижная игра «Где звенит колокольчик?»

Цель: развивать глазомер, слуховую ориентацию, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры:

Дети стоят на одной стороне зала. Воспитатель просит их отвернуться. В это время другой взрослый спрятавшись звенит колокольчиком. Детям предлагают послушать, где звенит колокольчик и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук. Звонить в колокольчик нужно сначала громко, затем понижать звук.

2. Подвижная игра «Бабочки на цветах».

Цель: развивать умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, координацию движений; развивать цветовосприятие, внимание, быстроту реакции; развивать память и речь.

Литература:

1. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом»., М., 2001г.

2. В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.

3. Л.В Ковинько «Секреты природы – это так интересно», М. 2004г.

4. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г.

5. Л.Г Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи», М., 2006г.

6. «Практическое руководство по выращиванию и уходу за растениями», М. 2005г.

7. Рассказы о цветах: )

8. Саксе Анна. Сказки о цветах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по теме «Цветы луговые, садовые, комнатные растения. Труд в природе».

Комплексно-тематическое планирование по теме «Цветы луговые, садовые, комнатные растения. Труд в природе». Старший дошкольный возраст. Амплеева Татьяна Николаевна...

Методическая разработка. Тематический день Тема: "День цветов"

Методическая разработка Тематический день по теме "День цветов"МАЙ...

Тематическое планирование на тему "Цветы"

Цель: Формировать представления детей о комнатных растенияхЗадачи:- Знакомить детей с комнатными растениями: бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, фиалка и т.д.- Расширять представления ...

календарный тематический план на тему "Цветы"

Предложенный календарный план предназначен для воспитателей в работе с детьми. здесь представлены темы бесед, презентаций, развлечений, художественная литература. Желаю успеха....

Тематическая неделя ОД "Красивые цветы в подарок маме"

Планирование образовательной деятельности...

Календарно - тематическое планирование по теме "Цветы на лугу" с детьми старшей логопедической группы

Тема недели «Цветы на лугу»Цель: закреплять представление детей о растениях на лугу.Задачи: систематизировать знания детей о растениях луга. Расширять и активизировать словаря по теме &laq...

Конспект тематического дня «В мире цветов» в младшей группе.

Задачи:Учить детей видеть и воспринимать красоту цветов и окружающего мира, прививать бережное отношение к природе.Воспитывать уважение к труду людей, посадивших цветы на территории детского сада и шк...