06.09.2023 Картотека опытов «Свет»
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Селиванова Наталья Михайловна
Картотека опытов 
«Свет»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_svet.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт №1 «Источники света»

Оборудование: карточки с изображением источников света.

Проведение опыта: Рассмотрите карточки, назовите источники света, изображенные на карточках. Подумайте, какие еще бывают источники света.

Опыт №2 «Свет распространяется прямолинейно».

Оборудование: фонарик, экран с щелью, лист  белой бумаги.

Проведение опыта: Положите на стол лист белой бумаги. Установите на него экран со щелью. Включите фонарик и с расстояния вытянутой руки осветите щель. На листе бумаги за щелью будет прямая полоска света.

Опыт №3 «Образование тени».

Оборудование: предмет-стойка, фонарик, лист белой бумаги, различные мелкие предметы.

Проведение опыта: Установите на лист белой бумаги предмет-стойку. Осветите его светом фонарика с расстояния вытянутой руки сверху, меняя высоту фонарика. Обратите внимание на изменение формы и размера тени.

Проделайте то же самое с другими предметами.

Опыт №4 «Отражение».

Оборудование: зеркало, подставка под зеркало, экран со щелью, фонарик, лист белой бумаги и предмет-стойка.

Проведение опыта: Установите зеркало в подставку и поставьте его на лист белой бумаги.

А) Поставьте перед зеркалом экран со щелью и осветите щель светом фонарика так, чтобы было видно отражение полоски света на листе бумаги. Поворачивайте слегка зеркало и наблюдайте, как меняется положение отраженного луча света. Теперь, не трогая зеркала, поворачивайте экран и наблюдайте изменение положения отраженного луча.

Б) Перед зеркалом поставьте предмет-стойку так, чтобы видно было его отражение. Слегка поворачивайте зеркало и наблюдайте, как меняется положение изображения. Теперь, не трогая зеркала, слегка перемешайте предмет-стойку относительно зеркала и наблюдайте, как меняется положение изображения.

Опыт №5 «Преломление».

Оборудование: маленькая прямоугольная кювета, лазерная указка, стакан с водой и немного молока.

Проведение опыта:  Налейте  в маленькую кювету воды и каплю молока так, чтобы вода стала мутной, но совсем чуть-чуть. Это нужно для того, чтобы луч от лазерной указки, проходящий через воду, был видимым.

Посветите сверху лазерной указкой и посмотрите, что луч проходит прямо. Посветите наклонно к поверхности воды и наблюдайте, как луч света как будто ломается на границе с водой (преломляется).

Опыт №6 «Оптическое приподнимание предметов»

Оборудование:  плоская кювета, палочка и стакан с водой.

Проведение опыта: Налейте в кювету воды почти доверху. Опустите палочку вертикально, а затем наклонно. Глядя сверху, наблюдайте, как меняется вид той части палочки, которая под водой,- она как будто приподнимается.

Опыт №7 «Поглощение».

Оборудование: черная и белая пластины, фонарик и коробочка с отверстием.

Проведение опыта:

А) Положите на стол белую и черную пластины. Посветите фонариком сначала на одну, потом на другую. Обратите внимание на разницу в яркости светового пятна и сделайте вывод о том, что больше поглощает свет.

Б) Возьмите коробочку с отверстием. Посмотрите, какого она цвета. Обратите внимание на то, что отверстие всегда выглядит черным. Сравните

с цветом черной пластины, приложив ее к коробочке рядом с отверстием.

Опыт №8 «Рассеяние».

Оборудование: фонарик, лазерная указка, лист белой бумаги и матовая пластина.

Проведение опыта: 

А) Посветите фонариком на лист белой бумаги. Теперь приложите к фонарику матовую пластину и посветите сквозь нее. Обратите внимание на то, как изменилось световое пятно на бумаге.

Б) Сделайте то же самое с лазерной указкой.

В) Обратите внимание на разницу цвета неба ночью и днем. Днем солнечный свет рассеивается в воздухе, а ночью его нет. На планетах, где нет воздуха (например, Меркурий) днем небо черное.

Опыт №9 «Частокол».

Оборудование: расческа, подставка, фонарик, лазерная указка, лист белой бумаги и кусочек тюлевой ткани.

Проведение опыта: 

А) Установите расческу в подставку на лист бумаги. Посветите сбоку фонариком сквозь зубцы расчески. Обратите внимание на то, как расходятся лучи света за расческой.

Б) Посветите на стену лазерной указкой. Возьмите кусочек тюлевой ткани и посветите сквозь него лазерной указкой на стену. Обратите внимание, как изменилось пятно на стене.

Опыт №10 «Радуга».

Оборудование: призма и мыльные пузыри.

Проведение опыта: 

А) Возьмите призму в руку и посмотрите сквозь нее, как щель, вокруг. Обратите внимание на радужные полоски.

Б) Выдуйте несколько мыльных пузырей и , пока они летят, обратите внимание на их радужную оболочку.

В) Вспомните, когда в небе бывает радуга.

Опыт №11 «Увеличение с помощью лупы».

Оборудование: лупа и два маленьких одинаковых предмета, например, резиновые подставки.

Проведение опыта: Положите на небольшом расстоянии друг от друга две резиновые подставки. Теперь посмотрите на одну из них сквозь лупу. Обратите внимание, как изменился ее размер по сравнению с такой же, рядом лежащей.

Опыт №12 «Получение изображения».

Оборудование:  лупа, линзы, свеча, белый экран, лампа на потолке, лист белой бумаги.

Проведение опыта: 

А) Положите на стол лист белой бумаги так, чтобы над ним на потолке была лампа. Поднимите лупу на высоту вытянутой руки над истом и медленно опускайте ее до тех пор, пока на листе не появится четкое изображение лампы.

Б) Вставьте белую пластину и линзу в подставки. Установите на одной линии на столе пластину, линзу и зажженную свечу. Двигая линзу между пластиной и свечой, подберите такое ее положение, при котором изображение будет перевернутым и увеличенным.

Опыт №13 «Солнечные часы».

Оборудование: модель солнечных часов.

Проведение опыта:  Соберите солнечные часы, вставив в отверстие основания стержень. Выйдите на освещенную солнцем площадку и установите на ней солнечные часы. Обратите внимание на то, как меняется тень от стержня в течение дня.

   Опыт №14 «Передача солнечного зайчика»

Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов "Свет повсюду"

Картотека опытов со светом...

14.01.2023 Картотека игр и упражнений по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни в первой младшей группе

Дидактические игры и упражнения по ЗОЖ предназначены для родителей и педагогов, заботящихся о благополучии детей. Одна из ключевых педагогических задач – сохранение физического здоровья нового п...

Февраль. 2023. Картотека прогулка февраль.

МБДОУ «Красномаяковский детский сад» Воспитатель высшей категории:Анисимова Жанна Сергеевна  Февраль. 2023...

ФПМ-2023. Картотека подвижных игр с использованием нестандартного оборудования.

Подвижные игры с использованием нестандартного оборудования....