День Народного единства
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Якуба Рина Ивановна

Конспект занятия ко Дню Народного единства. На этом занятии я постаралась детям на доступном языке рассказать историю о тревожных временах, когда польские захватчики хотели завоевать нашу Родину, как два мудрые, храбрые герои Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский собрали народ и вместе освободили нашу столицу - Москву. Очень важно детям раскрыть смысл слова "единство". В этом мне помог метод эксперимента с листьями бумаги. Все мы знаем, в нашей стране проживает много национальностей и мы все едины. Я постаралась на своем примере своей национальности (марийка) показать колорит других народов (национальный язык, костюм, национальные инструменты, музыка), как народы отличаются друг от друга, а всех нас объединяет русский язык  и наша страна Россия - она единая для всех!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл День Народного единства25.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 «СОЛОВУШКА»

ГОРОДА КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «День народного единства»

Автор: Якуба Рина Ивановна

Курчатов, 2023

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «День Народного единства»

Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.

Задачи:

-расширить представление детей о государственном празднике «День народного единства», о гражданском подвиге в отечественной истории, о силе помощи Богородицы в освобождении родной земли от захватчиков; обогащать представления детей о культурных и национальных традициях народов России;

- развивать память, внимание, речь, способность рассуждать, делать выводы; продолжать развивать интерес к окружающему миру.

- воспитывать уважительное отношение к людям других национальностей, носителям культурных традиций своего народа.

Оборудование: цветные плакаты, листья бумаги, видеопрезентация, ноутбук,телевизор, 4 пазла, сувениры.

Ход занятия.

1. Организационный момент 

- Добрый день, ребята!

-Добрый день, гости званые, да желанные!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Основная часть.

-Во все времена русский народ любил свою Родину. Слагал о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной страны совершал подвиги и придумывал праздники.

Вот и 4 ноября вся наша страна отмечала праздник, который называется «День Народного Единства». Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России.

- Ребята, а вы хотите узнать, с чего началось празднование «Дня Народного Единства

Дети:

- Да.

- Сейчас мы с вами отправимся в историческое путешествие в прошлое нашей России.

Раньше Россия называлась великим словом Русь.

Не сразу Россия стала сильным, могущественным государством. Были в России трудные, тяжелые времена.

Польские враги хотели завоевать нашу Родину. Они напали на нашу страну. Захватили Москву и главную крепость столицы – Кремль. Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы.

Но среди русского народа нашлись два мудрых человека. Они подняли и возглавили войска для победы над врагом. Один из них был из простого народа, имя его Кузьма Минин, другой князь Дмитрий Пожарский. (на доску вывешиваю портреты К. Минина и Д. Пожарского).

Обратились они ко всему русскому народу с призывом: «Друзья, братья! Русь святая гибнет. Поможем Родине святой!». Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России - Москву и главную крепость – Кремль.

После долгих, кровопролитных боев победил русский народ лютого, польского врага.

В Москве в честь победы над врагом, за героизм, мужество и отвагу на Красной площади установлен памятник, сделана надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия»(показываю картинку с изображением памятника Минину и Пожарскому) Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

И это событие положило основу праздника «День народного единства». Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.

- Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все люди вместе) 

Экспериментирование: предлагается одному ребенку разорвать стопку бумаги напополам (у ребенка не получается разорвать бумагу), затем предлагается каждому ребенку по одному листу бумаги порвать на две части. Воспитатель проводит аналогию: когда мы все вместе, дружны и едины, нас нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то победить нас будет легко.

- А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту)

-Ребята мы не должны забывать, что Россия только тогда сильна, когда она едина. (показываю картинку с изображением разных народов России)

-Все эти народы живут в России, у нас многонациональная семья, в ней живут русские, татары, башкиры, марийцы, мордовцы, буряты и т. д.

У нас очень большая и дружная семья.

- А как вы думаете, что значит дружная семья?

- А давайте возьмемся за руки и покажем, какая у нас большая и дружная семья. (Дети, взявшись за руки, встают в хоровод. Звучит песня «Шире круг» 2 куплета. Дети под музыку выполняют движения по показу воспитателя)

Дети садятся на стульчики

- Ребята, я для вас приготовила сюрприз.

Воспитатель поет на марийском языке песню

- Понравилась вам моя песня?

- А вам было понятно, о чем поется в моей песне? А почему?

- Потому, что я  спела вам на незнакомом марийском языке

-Это мой родной язык, потому что я родилась в Республике Марий Эл.

-А сейчас на каком языке я с вами говорю? (на русском).

-Поэтому вы меня хорошо понимаете.

- Русский язык подружил все народы, которые живут в России.

У марийцев есть свои национальные музыкальные инструменты.

-Хотите узнать какие? (показ слайдов)

- Этот инструмент называется …………

- Какой инструмент он вам напоминает? гармошка

- А это шувыр,

- Какой инструмент он вам напоминает?

- А это кусле

- Какой инструмент он вам напоминает?

- А это (тумыр)

Какой инструмент вам напоминает?

А чем на нем играют?(палочками)

-  А вы хотите услышать, как эти инструменты звучат?

 У каждого народа свои национальные традиции, обычаи, песни, игры, свой язык.

Все народы дружат друг с другом, желают друг другу добра, счастья.

У каждого народа свои национальные костюмы и мы сейчас вам их рассмотрим…

Но, кто-то испортил наши картинки… ребята, давайте попробуем исправить это обстоятельство и соберем картинки (дети собирают пазлы с костюмами).

Русский народный костюм.

Женский народный костюм состоит из блузки, расшитой узорами, сарафана и кокошника, который украшали золотыми серебряными нитями. Мужской костюм – это штаны и рубаха, которая отличается скромностью узоров. На голове картуз с козырьком.

Татарский костюм

Сейчас перед вами татарский национальный костюм. У женщин платье и сверху надета жилетка, которая по-татарски называется камзол. На голову женщины одевали калфак. У мужчин – рубаха, камзол (безрукавка) и штаны. Головной убор у мужчин- тюбетейка. Вся одежда из ярких дорогих тканей. Всё расшито красивыми узорами, который включает в себя (цветы, листья, веточки). На ногах и женщины и мужчины носили сапоги сшитые из мягкой кожи.

Осетинский костюм.

Женский национальный костюм состоит из: длинного платья, нагрудника, корсета, пояса, мягких «чувяков», платка и шапочки «худ»Основными составляющими мужского костюма являются: черкеска, бешмет, шаровары, ноговицы, папаха, бурка, узкий пояс «рон», кинжал.

Чукчи

Далеко на севере, где всегда холодно живет народ Чукчей. Там всегда очень холодно, поэтому одежду шьют из меха. Мужчины и женщины носят меховую рубаху, меховые штаны, также меховые чулки и сапоги. На этих нарядах зачастую встречается красивая вышивка.

А сейчас я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине. Кто вспомнит, поднимайте руку, мы с удовольствием вас послушаем.

Дети: Ответы детей…

-Тот герой кто за Родину горой.

-Сам погибай, а товарища выручай.

-Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

-Если дружба велика, будет Родина крепка.

- Родина любимая, что мать, родимая.

- На чужой стороне, что соловей без песни.

- Жить - Родине служить.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Родина - мать, умей за неё постоять.

Воспитатель: Замечательно! Много пословиц и поговорок мы сегодня услышали. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и забывать обиды.

Рефлексия:

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, взять в руки флаг (флажок) России и, передавая его из рук в руки, вспомнить и назвать те моменты мероприятия, которые им наиболее понравились и запомнились, и почему.


- Молодцы ребята, вы много знаете о нашей родине России. Сегодня вы больше узнали о празднике «Дне Народного Единства». Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими делами.

Текст песни

Шире круг, шире круг, музыка зовет,
Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод.

Дружат пчелка и цветок,
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.

Шире круг, шире круг, музыка зовет,
Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод.

Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан
Дружат люди разных стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "День народного единства. История празднования Дня народного единства"

День народного единстваИстория празднования Дня народного единства «И было тогда такое лютое время Божия гнева, что люди не чаяли впредь спасения себе;чуть не вся земля Русская опустел...

Презентация " День народного единства", конспект НОД в подготовительной группе " День народного единства"

Оснавная образовательная область: "Познавательное развитие".Задачи: закреплять представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия;расширять представление...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА ТЕМА: «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Тема: «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»Цель: Познакомить детей с праздником - «День народного единства», расширять представление детей о родном крае, стране, в которой мы живем.Задачи:...

Статья к Дню народного единства «День народного единства-праздник силы, торжества!»+ фотоотчет

4 ноября наша страна, и мы- крымчане, отмечаем исторический праздник-День народного единства. Национальный праздник утвержден в честь освобождения в 1612 году Москвы от польских интервентов. Этот пра...

Презентация "День народного единства" 4 ноября - День народного единства...

Выполнила воспитатель подготовительной логопедической группыМаслова Елена ВячеславовнаСлайд 1 4 ноября вся наша страна отмечает праздник "День народного единства".Сегодня мы с вами узна...

Сценарий Праздника, посвященному Дню Народного Единство «4 ноября -День Народного Единства» для разновозрастной группы

Цель:  нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игровых технологий и художественного слова.Задачи:расширять знания детей о стране, государственных праздниках.прививать любов...