Опыт работы на тему «Занимательная наука: узнаем – познаем – развиваемся!» (опытно - исследовательская деятельность детей и детское экспериментирование, как возможность познания окружающего мира, стимулирующее творчество и активность детей)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Савинова Екатерина Михайловна

«Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтоб её подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как противоядие против скуки и разочарований последующих лет, бесплодных занятий с искусственными вещами, как независимый источник нашей силы…»

Рейчел Карсон. «Чувство удивления» 1956 г.

Введение.

         Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Актуальность проблемы.

Дошкольное детство–это начальный этап человеческой личности. Познание окружающей действительности должно идти через практическое получение и применение знаний, умений и навыков. Уже в дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в познании. 

Вместе с тем, детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко, что обусловлено следующими причинами:

  • недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования;
  • воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т.к. в имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.
  • Педагоги и психологи указывают, что для познавательного развития дошкольников, нужно использовать детское экспериментирование.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Г.М. Лямина, А.П. Усова и др.). Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

         В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афансьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…   А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». 

         Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. 

Цель и задачи организации проекта.

Цель проекта:

  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.
  • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

 Задачи:

  • Расширять представление детей о свойствах окружающего мира, формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • Знакомить с различными свойствами воды, песка, камней, почвы, воздуха, бумаги (неживой природы), расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • Учить детей делать выводы на основе опытов, поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
  • Участвовать в посильной практической деятельности, развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей).    

Технология организации проекта  

Методы и технологии реализации проекта:

- метод проекта;

- личностно-ориентированные технологии;

- познавательная деятельность и игры – эксперименты;

- беседы с детьми;

- продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

  • «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников», О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, 2010 г.
  • «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Т.П. Тугушева, А.Е. Чистякова, 2010 г.
  • «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова , 2011 г.

Материально-техническое:

- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

- разработка группового проекта, конспектов НОД и игр - экспериментов;

- подготовка оборудования, материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей;

- оформление «детской лаборатории» в группе.

Миссия  проекта: проект направлен на установление взаимодействия родителей,  детей,  педагогов  в  решении  проблемы развития поисковой деятельности и познавательной активности дошкольников, через детское экспериментирование.

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Сроки реализации: 1 год (февраль 2013г. – февраль 2014 г.)

Ожидаемые результаты.

Для детей.

- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагога.

- Обобщение педагогического опыта и новых форм работы по детскому экспериментированию.

- Повышение теоретического и профессионального уровня, через овладение методом проекта в работе с детьми.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

I этап. Начальный (констатирующий, информационно-накопительный) - предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня практических знаний детей.

1. Подготовка к работе педагога.

  • Анализ методической литературы.
  • Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование для дошкольников».
  • Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
  • Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Подготовительная работа с детьми.

- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

- Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

- Проведение элементарных опытов с объектами неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями и т.п.

3. Диагностика.

Результаты начальной диагностики знаний у детей среднего возраста (5 г.ж.):

в феврале 2013г. было мною обследовано 20 детей и выявлено: высокий уровень имеют  – 20% (4 человека); средний показатель – 35% (7 человек); ниже среднего – 45% (9человек). 

        Для выявления у детей знаний я использовала систему специально подобранных вопросов и набор дидактических игр. 

II этап. Основной (формирующий) - заключается в решении задач проблемы за счет применения цикла занятий по исследовательско – экспериментальной деятельности (предполагает  работу в течение 1 года).

I БЛОК: «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК» (цикл практических дел)

Наблюдая за детьми, я определила объекты, предметы и явления, которые вызвали наибольший познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень игр по экспериментированию по следующим разделам: 

  • жидкость, свойства воды;
  • воздух и его свойства;
  • твердое тело: песок, глина, бумага;
  • цвет: что такое радуга, смешение цветов;
  • звук;
  • магнетизм: магнит и его свойства;
  • увеличительное стекло.

Одними  из требований к содержанию применяемых мною игр – экспериментов является:

  • ориентация на интересы и потребности детей;
  • связь с жизненным опытом ребенка;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
  • субъективно  – объектные отношения, развитие коммуникативных навыков;
  • создание проблемного поля,  для активизации и мотивации деятельности детей, подведение детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;
  • способствовать развитию умения  обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

Специально – организованная образовательная деятельность.

Специально организованную образовательную деятельность с детьми по экспериментированию, я провожу на основе самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов.

НОД (игровые сеансы) проводятся с небольшими подгруппами (от 5 до 10 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка. Во время совместного экспериментирования мы - ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.

Чтобы поддержать у воспитанников интерес к экспериментированию, я предлагаю им проблемные ситуации, и интегрирую различные методы и приемы. Это дает возможность детям почувствовать свою значительность, что укрепляет в них позицию «Взрослого».

Для организации работы по данному проекту, я разработала и использовала на практике систему перспективного тематического планирования для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Совместная с детьми деятельность.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь организованной образовательной деятельностью. В совместной с детьми  деятельности так же происходит  практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов и явлений. При этом дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных объектов, проблемных ситуаций. Возникает проблема - и мы превращаемся в исследователей, а может даже и в волшебников, которые раскрывают тайны окружающего мира. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.

В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества:

  • уметь договариваться,
  • отстаивать свое мнение,
  • рассуждать в диалоге с другими детьми;
  • учитывать мнение других,
  • слушать друг друга,
  • более активным детям помочь застенчивым.

Самостоятельная опытно – исследовательская (экспериментальная) деятельность детей.

Для детей я подбираю простые по выполнения опыты, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто (бумага, картон, пластиковые бутылки, краски и другое). А вот специальные инструменты и простейшие приборы, собраны силами родителей и друзей детского сада, в центре экспериментирования  «Хочу все знать!». Данный центр - своего рода «лаборатория детских исследований». 

          В  группе так же созданы разнообразные центры активности, детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д.

          Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка, а виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю маленькую лабораторию и центры активности, в соответствии с возрастом детей, их возможностями и интересами. Не все материалы находятся там одновременно. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы, толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

II БЛОК: « ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Дошкольное учреждение - важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей, мною систематически проводятся консультации, разрабатываются памятки по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к опытно – исследовательской деятельности, я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности, регулярно привлекаю родителей к оформлению центра экспериментирования в группе.

Было проведено анкетирование.. Многие родители считали, что проще ответить на детский вопрос, или просто отмахнуться, нежели заниматься наблюдением или экспериментом. Необходимо было объяснить, что преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, наблюдения дети развивают волю, терпение, и способность отстаивать своё собственное мнение.

После проведения собраний и консультаций, родители вместе с детьми стали проводить опыты в домашних условиях. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются ко мне за помощью, делятся своими впечатлениями.

III этап. Заключительный (контрольный) – осуществляется проверка успешности выбранной  технологии для решения возникшего противоречия, анализ результатов работы, диагностику (выявление уровня полученных естественнонаучных знаний детей).

БЛОК – «ДИАГНОСТИКА» (продукты проекта)

Этапы развития детской экспериментальной деятельности.

В средней и старшей группе у детей продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. Дети практически осваивали свойства и качества различных материалов, активно участвовали в исследованиях и преобразованиях различных проблемных ситуаций, учились фиксировать полученные результаты. Эксперименты помогали дошкольникам выявить причины отдельных явлений, исследовать и сравнить свойства предметов (объектов), узнавать и расширять свои знания и представления. Во время совместного экспериментирования мы ставили цель, выдвигали гипотезы, совместно определяли этапы работы, делали выводы.

Я старалась научить детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?

Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность, творчество и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.

В итоге: дети стали активнее участвовать в предложенных экспериментах, самостоятельно действуют с предметами, выявляют их особенности, проявляют желание экспериментировать дома (самостоятельно и вместе с родителями).

Диагностика показала, что в результате работы по реализации проекта, у детей значительно повысился уровень знаний о свойствах  и качествах предметов и объектов окружающего мира, дети овладели определенными навыками в исследовательско – экспериментальной деятельности.

Мною было обследовано 20 детей: высокий уровень показали – 40% (8 человек); средний показатель –  55% (11 человек); ниже среднего – 5% (1человек).  

Результативность. Выводы.

В результате организации детского экспериментирования и исследовательско – опытной деятельности, я пришла к выводу, что у детей:

  • развивается познавательная активность;
  • появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;
  • расширяется кругозор, в частности обогащаются знания об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах;
  • обогащаются знания о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.);
  • уточняются знания о применении их человеком в своей деятельности;
  • появляются навыки планирования своей деятельности, а так же умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы;
  • развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность, толерантность и целеустремленность;
  • формируется интерес к исследованию, а это стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Разработанная и апробированная на практике система мероприятий по реализации познавательно - творческого проекта по развитию детской исследовательско - экспериментальной деятельности в процессе совместной деятельности родителей, педагогов и детей доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

•    Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

•    Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

•    Развивается речь.

•    Происходит накопление фонда умственных умений.

•  Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

•    Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Рекомендации.

В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов:

  • Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
  • Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
  • Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).
  • Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло.

Перспективы

  • Разработать перспективный план работы с детьми 6 – 7 лет  и родителями с учётом интеграции образовательных областей ООП ДО, в соответствии с ФГОС;
  • Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов;
  • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации познавательной активности детей;
  •  Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
  •  Пополнять предметно – развивающую среду;
  • Систематизировать  дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Таким образом, творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Библиографический список:

  1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.:  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
  1. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  1. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  1. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005.
  1. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006.
  1. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
  1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
  1.  Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
  1. Мониторинг  в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка.
  1. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
  1. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  1. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  1. Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира

Рождаясь ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Возраст пятилетних детей называют «почемучками». Сам...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...

Проектная деятельность "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

Цель проекта: Развитие познавательного интереса у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности....