Методическая разработка "Птицы - наши друзья"
картотека по окружающему миру

Методическая разработка "Птицы наши друзья". Разработка состоит из картотеки наблюдений за птицами, картотеки мероприятий (занятия, викторины, развлечения, продуктивная деятельность) с детьми младшего дошкольного возраста

Методическая разработка "Птицы наши друзья" способствует обобщению знаний о жизни птиц. Данная разработка может быть использована педагогами дошкольного образования на занятиях в помещении,  на территории учреждения при наблюдении за птицами и в проведении развлечений в рамках экологического календаря( 12 ноября - Синичкин День, 9 января - День снегиря, 20 марта- день воробья, 1 апреля - Международный день Птиц).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_2_ml.gruppa.docx79.77 КБ
Файл kartoteka_nablyudeniy_za_ptitsami.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь.

Тема: Воробей.

Цель: Познакомить детей с птицами на примере воробья, их характерными особенностями (поют, кричат, прыгают, летают, чирикают).

Задачи: формировать знание детей о месте обитании птиц, их корме, окраске перьев. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать любовь к живой природе. Способствовать развитию координации движений.

Наглядный материал: картинка воробья, картинки с изображением разных птиц (5-6 штук).

Музыкальное сопровождение: запись «Чирикание воробья», Попатенко Т.А. «Маленькая птичка».

Ход занятия:

      Организационный момент

Воспитатель и дети подходят к птичьему городку под звуки пения птиц.

Воспитатель: Ребята вы слышите чьи то голоса?

Дети: да

Воспитатель: Ой, а кто это?

Дети: Птичка, птички!

Воспитатель: Дети! Эта птичка ВОРОБЕЙ! Ребята, а повторите как зовут птичку? (показывает картинку воробья)

Дети: Воробей.

Воспитатель: Молодцы!

      Рассматривание воробья

Воспитатель: А давайте рассмотрим птичку. Что это? (хвостик, клювик, перышки, крылышки, глазки, головка, лапки).

Рассматриваем птичку, дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: А кто знает, как поет воробушек?

Дети: ЧИК-ЧИРИК!

Воспитатель: Послушайте, как поет воробушек (включает запись).

      Песня «Маленькая птичка»

Воспитатель: Воробей спел свою песню, а теперь давайте мы споем песенку про маленькую птичку! А воробушек послушает! (ставит птичку на ветку)

Маленькая птичка прилетела к нам, (к нам, к нам)
Маленькой птичке зернышек я дам. (дам, дам)
Маленькая птичка зернышки клюет, (клюёт)
Маленькая птичка песенки поет.
Чик-чирик.

Дети вместе с воспитателем подпевают слова песенки, выполняя движения.

Воспитатель: Воробушек, понравилась ли тебе наша песня?

Воробей: Да, очень, хорошо поете.

      Дидактическая игра «Найди воробушка»

Воспитатель: Ребята посмотрите, что за волшебная коробочка у меня в руках? Давайте откроем ее. Что там?

Дети: картинки…птички…

Воспитатель: Найдите среди этих птичек воробушка. (Дети находят птичку) Молодцы! Правильно нашли!

Воспитатель: За то, что вы правильно нашли картинку, воробушек хочет научить нас игре.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».Воспитатель: Понравилась ли тебе, воробушек, игра?  

Воробей: Понравилась.

Воспитатель: Ребятки, воробышек по секрету сказал мне, что наигрался с нами и проголодался. Как нам воробышку помочь, чем угостить?

Дети: Семечками, булкой, зернышками.

Воспитатель: Правильно, давайте покормим зернышками птичек.

Дети вместе с воспитателем насыпают в кормушку зерен. Затем показывают воробушку, тот «благодарит» ребят и прощается.

      Подведение итогов

Воспитатель: О какой птичке мы сегодня узнали? В какую игру мы сегодня играли?

Дети отвечают.

Октябрь.  

Тема: Голубь.

 Цель: Познакомить детей с голубем.

 Задачи:

- учить детей узнавать, голубя на улице;

- формировать интерес и любознательность к птицам;

- воспитывать желание помогать птицам в трудный для них период;

- дать знания о том, чем питается голубь, где живет.

Ход Занятия:

     С детьми идем на улицу к птичьему городку. Там всегда бывает много голубей. С собой берем крошки хлеба, зерна риса и перловой крупы.  Останавливаемся, когда увидели стаю голубей.

Воспитатель: Посмотрите, кто это?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Да, это птицы, голуби. Скажем тихонько все вместе «голуби».

Что делают голуби?

Дети: Летают, прыгают, клюют.

Воспитатель: Как вы думаете, голуби боятся людей? Давайте подойдем к ним тихонько и посмотрим. (Подходят ближе к голубям. Они перелетают дальше).

Воспитатель: Видите, голуби боятся людей, поэтому не надо подходить к ним так близко и беспокоить их.

Воспитатель: Давайте мы с вами покормим голубей. Подходите поближе и кладите зерна, крошки хлеба. Они подлетят и будут клевать.

(Все вместе кладут корм для голубей и наблюдают).

Воспитатель: Чем клюют голуби?

Дети: Клювом.

Воспитатель: Да, птицы клюют корм клювом. Как голуби перелетают с места на место?

Ответы детей.

Воспитатель: Птицы летают с помощью крыльев.

Воспитатель: Посмотрите, воробей к ним прилетел, тоже клюет корм.

Воспитатель: Давайте рассмотрим птиц, они одинаковые?

Ответы детей.

Воспитатель: Чем отличается голубь от воробья?

Дети: Голубь большой, а воробей маленький.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Чем похожи?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! У них у всех есть голова, клюв, лапки, перышки.

Воспитатель: Как птицы подают голоса, давайте послушаем?

Все слушаютдети отвечают.

Воспитатель: Голубь  воркует - гррр, воробей чирикает – чик-чирик. Давайте повторим. Дети повторяют.

Пальчиковая игра

Птички прилетели,   (бег на месте)

Крыльями махали.  (машут руками)

Сели посидели -      (присели)

Дальше полетели.    (встали, машут руками)

Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, где живут голуби, воробьи?

Ответы детей.

Воспитатель: Эти птицы живут в городе в парке, под крышами домов. У них там есть гнезда.

Воспитатель: Скажите, нужны нам птицы? Как вы думаете, какую пользу они приносят людям?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, птицы летом будут клевать комаров, мух, которые так нам мешают. Еще они клюют насекомых, которые уничтожают на даче ягоды и овощи.  Значит, они нам помогают. А как  интересно за ними наблюдать, слушать их голоса, правда?

Ответы детей.

Воспитатель: Много написано про птиц стихотворений, я предлагаю вам послушать про голубя. Вы слушайте стихотворение и наблюдайте за голубем (читает).

Голубь плавно приземлился,
Отряхнул все пёрышки,
И на месте закружился –
Собирая, зёрнышки.
И воркуя, и кружась
Он танцует венский вальс.

Т. Второва

Воспитатель: Понравилось вам наблюдать за птицами? За кем мы наблюдали? Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами познакомились с голубем. Узнали где он живем, чем питается, что его зимой надо подкармливать, а то может погибнуть. Вы  мне тоже все понравились, потому что хорошо отвечали. Давайте не будем мешать птицам, тревожить их и пойдем в детский сад.

     Все возвращаются в детский сад.

Ноябрь.

Тема: Развлечение «Синичкин день»

Программное содержание: сформировать у детей общее представление о синицах, об особенностях внешнего вида и поведения, об их пользе для человека.

Задачи:

- познакомить детей с синицей, с праздником «Синичкин день»;

- развивать познавательный интерес, внимание, способность соотносить изменения в природе с жизнью птиц;

- воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, понимание необходимости подкармливать птиц зимой.

Ход мероприятия.

Звучит музыка с записью голоса синицы.

Воспитатель. - Ребята, вы слышите голос птицы.

«Это маленькая птица называется синица.

Любит лес и огород, вредных гусениц клюет».

Воспитатель. Дети, сегодня мы отмечаем праздник, посвященный удивительной маленькой птичке синичке. Он так и называется «Синичкин день». По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. Люди готовили кормушки, угощенья для птиц, читали стихи про птиц, загадывали загадки.

- Синица - очень полезная птица. Круглый год она очищает леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.

Воспитатель. - Ребята, а вы знаете, чем питается эта птица? Ответ на этот вопрос мы узнаем, поиграв в дидактическую игру: «Накорми птиц».

Дидактическая игра: «Накорми птиц» (на столе на блюдцах – семечки, крошки хлеба, сало, крупа, дольки апельсина, конфеты, ягоды рябины).

 Цель: расширить представления детей о том, чем питаются птицы зимой.

Воспитатель. - Теперь все ребятки знают, чем же питаются птицы зимой. А куда же нам положить угощенья для птиц? (Ответы детей: в кормушку). Правильно, ребята, в кормушку. Давайте посмотрим, какие кормушки нам изготовили наши родители. (Дети рассматривают кормушки).

Воспитатель. - Молодцы, ребята, очень хорошие у вас кормушки. Птицы зимой будут радоваться и клевать семечки.

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким клювом. Бегать по земле синицы не умеют, зато, подобно воробьям, умеют скакать.

Воспитатель. Игра «Шустрые синички»

Скачет шустрая синичка, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ножке)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ножке)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку. (присели)

Почесала клювом грудку. (встали, наклоны головой)

И с дорожки – на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

 Художественное слово:

Прилетела робко птичка –
Желтогрудая синичка,
В клювик семечко взяла,
И проворно унесла.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. А какие это птицы, мы узнаем, когда поиграем в игру «Где, чей хвост?»

Воспитатель. - Молодцы ребята, все хвосты нашли.

 А теперь мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Птички в гнёздышках»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей или круги нарисованные на асфальте. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из  «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам (кругам) и становятся в любой свободный домик. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

Воспитатель. - Ребята, на этом наш праздник завершился.  Будем надеяться, что зимующим птицам будет легче пережить морозную зиму с нашей заботой.

Декабрь.

Тема: Занятие «Птицы наши друзья»

Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города.

Программное содержание:

  •  Продолжать знакомить детей с   зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица), с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;
  • Учить находить и называть внешние признаки сходства и различия птиц, различать их по размеру и окраске;
  • Активизировать словарь, развивать связную речь, обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него;
  •  Продолжать учить детей отгадывать загадки, воспитывать умение  слушать литературные произведения, следить за развитием действия, оценивать поступки героев;
  • Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний;
  • Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время, заботиться о них.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц;  беседы о птицах; рассматривание картинок,  иллюстраций; отгадывание загадок; чтение литературных произведений; просмотр мультфильмов «Снегирь», «Чем питаются птицы зимой».

Материал:

  • Предметные картинки:  воробей, ворона, голубь, снегирь, синица. Картина с изображением зимующих птиц на кормушке;
  • Пакетики  с крошками хлеба, кусочками сала, семечками, ягодами рябины;
  • Звукозапись «Пение птиц в лесу»;
  • Загадки о птицах. Стихотворения: Г. Ладонщикова «Наши друзья», М. Борина «Голуби»;

Ход мероприятия:

Воспитатель: ребята, мы с вами в птичьем городке и будем говорить про птиц. Скажите мне, каких птиц вы знаете, каких больше всех живёт в нашем городе?

Ответы детей: вороны, голуби, воробьи и др.

- А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, про какую птицу в ней говориться:  

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

 Как называется эта птица? (воробей).

- Послушайте стихотворение про воробья:

Воробьи – воробышки,

Серенькие пёрышки…

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить.

- А сейчас, внимательно посмотрите на воробья и скажите:

Какой он по размеру?

Какого цвета его пёрышки?

Сколько у воробушка лапок?

Для чего нужны воробью лапки?

Как передвигается воробушек?

Чем питаются воробьи?

- А теперь послушайте еще одну загадку:  

«Он живёт на площадях, на деревьях и ветвях.

Он воркует, не поёт. Бодро семечки клюёт.

Реагирует на свист и боится хищных птиц.

Символом свободы стал. Птицу эту кто узнал?».

Ответы детей: голубь.

- А какой голубь по размеру?

- Как передвигается голубь по земле?

- Послушайте стихотворение про голубя:

«Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути.
Это сизый голубок,
Только он не одинок.
Голубей здесь стайка,
Корма птичкам дай-ка.
Можно хлебных крошек, 
И зерна немножко.
Ждет тебя, иди скорей,
Стайка диких голубей.
Поклевали хлеба,
Улетели  в небо!»        

- А вот ещё одна загадка:  

«Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы,

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома

Как зовут её?... (ворона).

- Правильно, ребята ворона.

- А теперь давайте поиграем в словесную игру. Я буду начинать предложение, а вы его  продолжать:  ворона большая, а воробей… (маленький);  голуби  по земле хотят, а воробьи… (прыгают);  воробьи чирикают, а голуби… (воркуют), а вороны… (каркают).  

- Молодцы, ребята. Эти птицы живут у нас в городе и летом, и зимой. Но есть птицы, которые прилетают к нам зимовать. Давайте отгадаем, как зовут этих маленьких, красивых птичек. Послушайте загадку:

«В гости к нам зима пришла

Мало света и тепла

Но зато как фонари

На деревьях … (снегири).

Воспитатель выставляет картинку снегиря и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях его внешнего вида, о том, чем питается снегирь.

- А вот загадка про ещё одну зимующую у нас птичку:

«Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал её?... (синичка).

Воспитатель выставляет картинку синички и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях её внешнего вида, о том, чем питается синичка.

- А теперь давайте поиграем. Физкультминутка «Птички»:

«Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Прилетели птички,

Птички-невелички,

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зёрнышки клевали»

(Дети сидят на корточках, «разлетаются», машут руками, как крыльями, приседают, стучат пальчиками об пол).

Дети садятся на свои места, воспитатель проводит игру «Голоса птиц». Воспитатель показывает картинку, а дети произносят звуки, которые издаёт данная птица (ворона «кар-кар-кар»; воробей «чик-чирик, чив -чив-чив»; голубь «хку-хку, гу-гу-угу-угу»; синица «синь-синь-синь»; снегирь «фью-фью-фю-фю»).

- А хотите послушать, как весело поют птицы в лесу? Дети слушают звукозапись.

- Понравилось?  Но ребята так весело поют птицы, когда тепло и много корма. А с наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. И люди  делают для них что? (кормушки).

- Правильно, ребята «В зимний день среди ветвей

                 стол накрыли для гостей», это кормушка.

Воспитатель выставляет перед детьми сюжетную картину «Птицы на кормушке». Дети рассматривают картину, называют птиц, которые прилетели к кормушке.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Г. Ладонщикова «Наши друзья»:                               «Каждый день, когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетают к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут снегирь, чижи, синицы

И конечно, воробьи.

Все привыкли, не боятся,

Хоть руками их бери».

 - Что делают ребята каждое утро?... (кормят птиц).

- А они делают доброе дело или нет?

- А вот какой корм можно насыпать птицам в кормушку, я вам сейчас предлагаю отгадать.  Игра «Определи корм»: «У меня в мешочках насыпан корм, вы должны отгадать, что насыпано в мешочке и можно ли покормить таким кормом птиц зимой» (в пакетиках крошки хлеба, кусочки сала, семечки, ягоды рябины).

- Молодцы ребята. Но у меня для вас есть ещё одна игра, и называется она «Угадай, кто улетел». На ветках дерева размещаются птицы (ворона, голубь, воробей, синица, снегирь), дети их называют. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из птиц. Дети отгадывают, какая птица улетела. Игра повторяется 2-3 раза.

- Дети, вы сегодня хорошо работали на занятии, слушали, отвечали на мои вопросы, и я вам приготовила подарок, вот такие картинки – раскраски, на которых изображены птицы. Вы раскрасите их дома, вместе с мамами и расскажите им всё, что вы узнали сегодня о птицах.

Январь.

Тема: Зимующие птицы. Сорока.

Цель: учить детей различать сороку среди зимующих птиц. Знать место ее обитания, внешний вид, строение ее тела, повадки.

Задачи: - Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».

- Способствовать развитию внимания, памяти, целостного восприятия.

- Активизировать мелкую моторику пальцев рук.

- Формировать произвольность поведения на занятиях.

Материал: демонстрационный – иллюстрации с изображением птиц, схематические детали частей тела птицы, на подносе ягоды, семена, шиповник, блестящие предметы, шапочки.

Раздаточный материал: схематические детали частей птицы, карточки с изображением птиц для обводки по точкам.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, какой секрет я вам принесла. Что это? (правильно пёрышко). Кто его потерял?

Сегодня мы будем говорить о птицах. Я расскажу вам об удивительной птице.

Загадка:

Эта хищница болтлива Воровата, суетлива Стрекотунья – белобока. А зовут ее… (Сорока)

Сорока живет в лесу. Гнездо вьет высоко на дереве из веток. Летает сорока по лесу – стрекочет, а к гнезду подлетает – замолкает, никому его не показывает.

Сорока находит для себя разную пищу: она ест жуков, гусениц (картинка). Сорока находит корм в любое время года, не страшна ей зима.

Сорока – зимующая птица. Зимой жуки и личинки не показываются, прячутся от холода под корой деревьев, вот и летит сорока из леса поближе к людям.

- Кто из вас видел сороку?

- Что она делала?

Сорока корочку хлеба найдет и теплее ей становится, ведь сытой птице мороз не страшен.

Сороки – птицы очень любопытные. Всюду они поспевают, все новости в лесу первыми узнают, и друг другу рассказывают – быстро, быстро трещат, стрекочут: стрр, стрр (Дима повтори вместе со мной, как трещит сорока).

Любят сороки всякие яркие вещи собирать: обёртки от конфет, бусинки, бумажки, блестящие игрушки.

Как-то раз мне удалось заглянуть в сорочье гнездо.

- Что же я там увидела? (показываю детям коробочку, в ней лежат: блестящие обертки от конфет, ключик, заколка, мятые бумажки). Вместе с детьми называю эти предметы.

- Сороки птицы запасливые, все что найдут, все, что не съедят – они прячут, несут к себе в гнездо.

Сороки – птицы очень нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники клювом своим подбирают.

Сорока – не одна зимующая птица, давайте вспомним, каких еще зимующих птиц вы знаете? (картинки с изображением птиц, дети называют). Назовите их! (Ворона, воробей, синичка, голубь).

- Всё это птицы, какие? – зимующие.

Они никуда не улетают зимой. Находят себе корм в морозы.

- Что же они едят?

- Подойдите ко мне, посмотрите, где же видели эти семена и ягоды? Это рябина, а где растёт рябина, это шиповник, а где ты видел шиповник?

А это, что? (Семечки). Птицы любят семечки?

- Ребята, вы сразу узнали сороку среди других птиц. Какая она? (У сороки длинный черный хвост, белые бока, большой клюв, черные глазки-бусинки).

-Давайте сравним сороку и синичку?

В чем их отличие?

- У синички есть желтые и зеленые перышки, а у сороки только черные и белые; сорока большая, а синичка маленькая; у сороки хвост длинный, а у синицы короткий.

Физминутка

- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Вы сейчас будете сороками, и полетите в лес.

Встретите там… Кого сороки могут встретить в лесу? (зайца, лису).

Любопытные сороки по лесу летали

Белобокие сороки громко стрекотали

(дети летают, стрекочут)

По лесу летали – громко стрекотали

К гнезду подлетали – сразу замолкали

(дети подлетают к гнезду)

Сороки, сороки, где же вы летали?

Кого там повстречали?

Сорока приготовила нам еще один сюрприз. В этих пакетах лежат хвосты, туловища, крылья разных птиц. Все они разного цвета и разной формы.

-Давайте мы с вами выберем из них нужные и выложим из них сороку. (Дети выкладывают на столах сороку из деталей, воспитатель на фланелеграфе).

-У всех получилась такая сорока? Молодцы.

-Ребята, отгадайте загадку:

Громко клювом стучит

Деревья долбит,

Но их не калечит

А только лечит. (Дятел)

- Давайте покажем, как стучит дятел.

Пальчиковая гимнастика с проговариванием.

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук

Он деревья не калечит

Он деревья клювом лечит.

А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Кого не стало?»

Вы закроете глаза, а я уберу одну из картинок. Вы должны сказать, кого я спрятала?

Итог. О ком мы сегодня говорили? (о птицах). О каких птицах? (о зимующих). О какой птичке говорили больше? (о сороке).

- Ребята, нам из леса пришло письмо.

«Посылаем Вам свои фотографии, их рисовал дятел своим клювом. Соедините точки и узнаете, кто вам их прислал».

Игра малой подвижности «Где спрятался воробей? »

Педагог заранее прячет игрушку - воробья на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него.

Скачет шустрый воробей

Все быстрей, быстрей, быстрей!

Крошки хлеба поклевал,

Над землею полетал,

На березе посидел.

Кыш. Куда-то улетел!

Вас прошу, мои друзья,

Вы найдите воробья!

После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.

Февраль.

Тема: Птичьи следы на снегу

Программное содержание: способствовать развитию представлений о зимующих птицах, помочь детям узнавать птиц по следу, какой птице он принадлежит; воспитывать наблюдательность и внимание.

Ход занятия:

Давайте подойдем к нашим кормушкам и посмотрим, есть ли около неё следы на снегу. Ребята, загадаю вам загадку, отгадайте кто это:

Кто прошелся по дорожке

И оставил здесь свой след?

Это птица белобока,

А зовут её… (сорока)

- Как вы думаете, чьи это следы : животных или птиц? (птиц, кормушка ведь для птиц)

- Ребята, а что такое след? (отпечаток, оставшийся на снегу)

Ребята даже самая маленькая птичка имеет вес. След получается потому, что под тяжестью птички снежинки уплотняются. Снег из пушистого превращается в плотный твердый. Рассматриваем снежный слепок – отпечаток нашей обуви.

Художественное слово

Кто расхаживал по снегу? 
Догадайся-ка по следу! 
Каждый снежный птичий след 
Затаил в себе секрет. 
Вот трёхзубчатые вилы — 
Это голуби ходили. 
Мелких строчек вереница — 
Это прыгала синица. 
Каждый снежный птичий след 
Рассказал мне свой секрет.

                                        С. Мурабаев

Воспитатель: Опытные охотники и лесники умеют читать следы животных и птиц, читая их, они узнают много нового. Вот, например, по следу можно узнать направление движения птицы, быстро ли она передвигалась, делала ли остановки, а может её кто-то спугнул и она взлетела на дерево. А иногда бывает так, что птичка нашла корм и прилетела с ним в другое место и съела его на снегу, если мы найдем такое место, то узнаем, что кушала птичка на обед.
Я предлагаю вам сейчас стать следопытами и попробовать угадать, что делали птицы на нашем участке.
Кем вы сейчас будете? (Следопытами). Будьте очень внимательны, не затопчите птичьи следы. А если кто-то  узнает что-то интересное, обязательно расскажите мне и ребятам. Договорились?

Сейчас я вам раздам карточки с изображением следов вороны, воробья, синички. И вы попробуете найти похожие следы на снегу. Кто найдет след, зовите всех, мы рассмотрим его и определим, соответствует ли след – следу, изображенному на карточке. (Дети ищут следы на снегу, затем мы рассматриваем те следы, которые нашли ребята)

Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.

Воробушки и кот»

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Описание. Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

Март.

Тема: Птицы весной.

Цель: продолжать знакомить детей с характерными признаками весны, с особенностями жизни птиц весной.

Задачи:

Образовательная:

1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, чаще светит солнце)

2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период (вьют гнезда, высиживают птенцов).

3. Расширять представление об особенностях внешнего вида (есть перья, крылья, хвостик, две ноги, клюв, повадках птиц.

Развивающая.

1. Развивать интерес к жизни птиц.

2. Развивать речь детей, обогащать их словарь; активизировать словарь: "гнездо",

"скворечник", "грач", "чирикают", "щебечут", "ласточка"; "стайки воробьев".

3. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Воспитательная.

1. Воспитывать чувство любви к родной природе;

2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям (не пугать птиц, кормить крошками);

3. Воспитывать любознательность, сочувствие.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за птицами во время прогулок.

2. Чтение художественной литературы: С. Городецкий "Как птицы учились строить гнезда", А. Шевченко "Гнезда", Т. Нужина " Воробьи", "Ласточка" и др.

3. Прослушивание аудиокассет "Наедине с природой", "Звуки окружающего мира", "Природа, птицы и животные".

4. Загадывание загадок.

5. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

6. Дидактические игры "Назови птичку, которой не стало", "Угадай, какой наш дом", "Угадай по описанию", "Чьи детки" и др.

7. Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Кто, где живет" и др.

Материал к занятию.

1. Демонстрационный материал "Птицы".

2. Звуковая фонограмма с записью голосов птиц, запись песни «Автобус».

3. Скворечник, макет птичьего гнезда с перепелиными яйцами.

4. Корм для птиц.

5. Макет солнца.

6. Картонные «шапочки» на голову с изображением птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад сегодня утром приходил почтальон и принес конверт. А в нем письмо:

-Вот конверт. Большой и жёлтый.

Как же нас, конверт, нашёл ты?

Как попал ты в руки нашы?

Разберёмся! Ой, постой…

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

Пишет солнышко! Ждёт в гости!

Приходите в лес весенний.

Надо птичек покормить,

В лес обратно возвратить!

-Ребята, поедем в гости к Солнышку на весёлом автобусе?

(Едем под песенку «Автобус», имитируем движения).

-Здравствуй, Солнышко! Какое ты красивое, как весело светишь! Благодаря тебе весна наступила, как мы узнали об этом?

(Дети называют приметы весны: бегут ручьи, тает снег, тает лед на реках, ярко светит солнышко, прилетают птицы из теплых стран, погода становится теплее, листья появляются на деревьях)

-Да, весна наступила, но в лесу еще холодно, совсем недавно здесь лежал снег, земля еще не прогрелась. Вот и птички в лес еще не вернулись и песенок Солнышку не поют. Мы, Солнышко, тебе поможем! Мы с тобой сейчас поиграем, а наши ребята превратятся в птичек.

-Раз, два, три! (хлопнуть в ладоши)

На одной ножке повернись (вокруг себя,

И быстро в птичек превратись!

(Смотрим на деревья, где представлены изображения птиц- воробей, ласточка, скворец, ворона, синица, сова, дятел).

Отгадываем загадки о птичках и рассказываем о них.

Ворона:

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее?

Сорока: Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Сова: Днем спит, ночью летает,

Ухает, людей пугает,

В темноте горят глаза,

Всем мышам она гроза.

Голубь: Эта птица сизокрылая

Любит семечки клевать

И тихонько ворковать.

Загадка о скворце:

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет:

Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.

Воробей:

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка ...

-Какие птички живут в лесу, а какие в городе (Ответы детей)

-Сколько у птичек лапок? А глазок, крылышек? Давайте посчитаем.

-Лапка, раз! (выдвинуть одну ногу)

Лапка, два! (выдвинуть другую ногу)

Скок-скок-скок! (прыжки на обеих ногах)

Крылышко, раз! (одну руку в сторону)

Крылышко, два! (другую руку в сторону)

Хлоп-хлоп-хлоп! (машем руками, как крыльями)

Глазик, раз! Глазик, два! (закрываем ладошкой по очереди глаза)

Клювик есть! (потрогать нос)

А хвостик здесь! (повилять)

Вот какие птички, птички-невилички! (кулачки сжать)

Весело скакали, (скачут)

Зёрнышки клевали, (стучать пальчиками по полу)

И быстро улетали. (бегают, машут крыльями)

Дети садятся на стульчики.

-Ребята, посмотрите, что тут под деревом? (показать гнездо)

-А кто его сделал?

(Это гнездо. Его выстроила-свила птица свои клювом.)

-Из чего оно?

Ответы детей: здесь и соломинки, и тонкие веточки, и глина).

-Верно. Вот такая птица-мастерица.

- А что лежит в гнезде у птички? ( Ответы детей: в гнезде лежат яички, из них вылупятся маленькие птенчики)

-Ребята, а если мы нашли в лесу гнездо, можно ли нам его трогать и разорять? ( Ответы детей: Нет, если мы потрогаем гнездо, то птица на него не сядет больше, и птенцы не вылупятся)

-Отгадайте, что за птица построила это гнёздо?

Загадка: Угадайте, что за птичка?

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ответы детей) Это ласточка. (Показать изображение)

-К нам в гости прилетела настоящая ласточка! 

Художественное слово:

Где ты, где ты, ласточка,

Целый день летала?

-Солнцу золотому

Косу заплетала.

-Где ты, где ты, ласточка,

Ночь пропадала?

- Месяцу седому

Двор подметала.

-Вот какая ласточка трудолюбивая: и гнездо свила, и солнцу помогла, и месяцу. Давайте послушаем, как щебечет ласточка? (Прослушивание аудио-записи)

-Давайте сейчас поиграем в игру «Пальчики-птички». (Пальчиковая игра «Птички»)

-Этот пальчик-Воробей.

Этот пальчик-Соловей.

Этот пальчик-Совушка, Сонная головушка.

Этот-Зяблик,

Этот-Стриж,

Этот-развеселый Чиж.

Этот пальчик-Скворушка, серенькое пёрышко.

Этот пальчик-Свиристель,

Этот пальчик-Коростель.

Ну, а этот-злой Орлан!

Птички, птички, по домам!

-Посмотрите, что еще есть в лесу? (Показать кормушку-скворечник) Что это?

( Ответы: Это скворечник-дом скворца.)

Показать изображение птицы скворец. Прослушивание аудио-записи- щебетание скворца.

-Скворец сам его построил? Ответы: Его построили люди.) У скворечника есть крыша, стены, и круглое отверстие-вход в скворечник).

-Из чего сделан скворечник? Ответы: Из деревянных досточек)

-А для чего люди строят скворечники скворцам? (Для того, чтобы у птицы был дом, когда она вернется весной из теплых стран).

-Тише, тише, еще одна птичка к нам прилетела.

Прослушивание аудио-записи-щебетание воробья.

-Узнали, кто это весело чирикает? (показать картинку на фланелеграфе).

-Посмотрите, вот он, воробушек, к нам прилетел! 

Художественное слово:

Скачет, скачет Воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою.

-Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень,

Буду петь вам целый день!

-Чик-чирик!

Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех птичек поиграть!

-Вот ворона важная шагает, (ходьба с высоко поднятыми коленями)

Лапы высоко поднимает.

Вот воробей скачет, (прыжки на двух ногах)

Крошки ищет.

Ласточка идёт, (туловище вперёд, руки назад)

С лапки на лапку переваливается.

Сорока затрещала, (все убегают на стулья)

Всех напугала.

-Вот в каких чудесных птичек мы поиграли.

-Ребята, а какую пользу приносят птицы? ( Ответы детей: Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые губят растения-жуков, гусениц. А еще птицы нас радуют своими песнями.)

-Ну что же, Солнышко, погостили мы у тебя в лесу, и отправляемся на нашем автобусе обратно в садик. Превращаемся из птичек обратно в ребят:

-Наши птички покружились

И в ребяток превратились!

-А чтобы, Солнышко, твои птички обратно в лес вернулись и стали петь тебе песенки, мы приготовили для них вкусное угощение. (Насыпаем в кормушку семечки, пшено, крошим хлеб).

-До свидания, Солнышко!

-Ребята, Солнышко очень благодарно нам за помощь, и вместе с письмом прислало нам еще посылку. А что же в ней лежит? Давайте посмотрим (Дети открывают посылку и угощаются конфетами).

 –Спасибо, Солнышко!

-Дети, вам понравилось в весеннем лесу? А что понравилось больше всего? Понравилось ли вам пение птичек? И вы тоже, ребята, очень понравились Солнышку. Мы еще обязательно побываем у Солнышка в гостях.

Апрель.

Тема: Викторина «Что мы знаем о птицах?» к международному дню птиц (1 апреля)

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…  весна.

Воспитатель: сегодня мы поговорим о птицах, потому что 1 апреля отмечается Международный праздник птиц. С наступлением весны птицы возвращаются на родину. Скоро их весеннее пение мы услышим во всех концах нашей страны.

Кто же такие птицы? Ответы детей

Воспитатель делит детей на две команды, чтобы участников было поровну. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

1 тур «Кто это?»

Я буду загадывать загадки про птиц, а вы должны отгадать и назвать эту птицу.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки. (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

 Он поет. (Соловей)

В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку—ку» она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

«Ку—ку» то там то тут,

Как птицу эту зовут? — (Кукушка)

Нам в хозяйстве помогает,

Дом охотно заселяет

Свой, похожий на дворец,

Наш весёлый друг — … . (Скворец)

Подводятся итоги первого тура, выигравшая команда получает фишку.

2 тур «Кто больше»

Многие птицы на юг улетают,

Многие – зиму у нас коротают.

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

Кто больше назовет птиц за 1 минуту.

1 команда: дети называют зимующих птиц.

2 команда: дети называют перелётных птиц.

Подводятся итоги второго тура, команда, которая назвала больше птиц получает фишку.

Воспитатель: Я думаю, что наши команды немного устали, и им необходимо размяться. Я права? Тогда давайте поиграем в подвижную игру под названием «Скворечники» и проверим, какие вы ловкие и быстрые. Я разложу вот такие «скворечники» (обручи, украшенные шишками и листьями). В каждом скворечнике помещается одна пара скворцов. Вы будете изображать скворцов, которые под музыку «летают» в разных направлениях. По моему сигналу «скворцы прилетели», вы должны занять свое место в «скворечнике». Но т. к. «скворечников» меньше, чем играющих, то кому-то из вас места не хватит. Всем понятны правила? Давайте начнем игру.

3 тур «Вопрос-ответ»

  1. Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова.)
  2. Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки.)
  3. Какую птицу называют сплетницей? (Сороку.)
  4. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает (Сова.)

Подводятся итоги третьего тура, выигравшая команда получает фишку.

4 тур  «Птицы в сказках и мультфильмах».

  1. Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко?
  2. Какая птица помогла Дюймовочке спастись от крота?
  3.  В какую птицу превратился гадкий утёнок?
  4. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок)

Подводятся итоги четвертого тура, выигравшая команда получает фишку.

Воспитатель: Наконец пришло время подвести итог викторины.

Все ребята молодцы!

Все ребята удальцы!

Соревновались и играли дружно

И победила дружба.

Спасибо всем командам - за интересную и познавательную викторину.

Лесу, полям и всему урожаю

Множество всяких врагов угрожают.

Птицы спасут нас от этаких бед:

Птицы возьмут врагов на обед.

Птицы помочь тебе очень хотят.

Ты помоги им. Они прилетят!

Если скворечник я сделать смогу,

Значит природу я сберегу!

Май.

Тема: Досуг с детьми «Птицы»

Программное содержание:
 Способствовать обогащению и уточнению представлений о природе, предметном мире;
 Учить задавать вопрос с вопросительной интонацией и придумывать ответ, основываясь на своем опыте;
 Формировать культуру общения, закрепить умение обращаться с просьбой;
 Способствовать обогащению детского словаря.

 

Ход досуга:

 А давайте с вами отправимся  в лес.

Так тихо в лесу, что кажется, никого нет.

– Но посмотрите, кто это сидит на дереве и кричит?

Вот сова сидит на еловом суку,
кричит и ворчит: “Ух, ух, уууу!”
 (Дети произносят звукоподражание).

- А сова – это кто? А как вы узнали, что сова – это птица? (У совы есть крылья, клюв, перья, две лапы, хвост). Какая птица сова – домашняя или дикая? (Сова – дикая птица). Почему она дикая птица? (Потому что живет в лесу, на воле).

- Сова не питается, как другие птицы, жучками и червячками, а ловит мелких животных: мышей, может поймать и маленького зайчика. У совы огромные глаза, крепкий загнутый клюв, на лапах большие острые когти. Перья у совы пестрые: рыжие, серые, темные. Сова лучше видит добычу ночью, чем днем, поэтому она охотится всегда ночью.

Давайте поиграем в «Кто птица, кто не птица?»

Скажите какие слова не относятся к птицам, а помогать вам будут картинки.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: стрижи, голуби, комары, кукушки.

Прилетели птицы: аисты, кукушки, совы и ватрушки.

Какие вы молодцы! А сейчас мы с вами превратимся в птичек и полетаем. Согласны? Покружись, покружись, в птичек малых превратись!

Дидактическая игра «Птичья столовая»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Птичья столовая». Вы будете птенчиками, какими захотите, выбирайте себе картинку. (Предлагается набор маленьких картинок с изображением птиц по числу детей.) Узнайте и назовите, кто нарисован на вашей картинке…

А вот здесь (показывает) будет кормушка для птиц, но всем лететь не надо, я буду читать стих, а когда вы услышите свое название птицы, тогда смело летите к кормушке. Проводится игра, сопровождается стихом:

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли,

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели. (В центр выходят дети - синицы.)

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири. (В центр выходят дети - снегири.)

А вороны были в среду.

Прилетели все к обеду. (Выходят дети - вороны.)

А в четверг со всех краев

Стая смелых воробьев. (Выходят дети - воробьи.)

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей. (Дети - голуби.)

А в субботу белобока

Прилетела к нам сорока. (Выходят дети - сороки.)

В воскресенье, воскресенье

Было общее веселье! (Выходят все дети - птицы.)

Физкультминутка «Птички»

Птички прыгают, летают, (Дети прыгают, имитируют движения крыльев)
Птички песенки поют. (Поют «Чик-чирик»)

Крошки птички собирают, («Клюют» крошки)
Птички зернышки клюют. («Клюют»)

Пёрышки почистили, (Имитация движений птиц)

Клювики почистили.  (Имитация движений)

Дальше полетели (Имитация движений)

И на место сели   (Садятся на места)

Подвижная игра «Вороны и собачка»

Цель: научить детей подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.

Выбирается «собачка», остальные дети - «вороны».

Возле ёлочки зелёной                                         Дети прыгают,

Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»    изображая ворону.

Тут собачка прибежала                                      Дети убегают от

И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»           «собачки».

Игра повторяется 2-3 раза.

Психогимнастика

А теперь представьте, что птичка – это ваш маленький друг. Прижмите ее к своей груди, пусть она послушает, как бьется ваше сердце, сердце друга. Скажите птичке самые нежные, ласковые слова. (Ты такая маленькая! У тебя такие красивые перышки! Ты так хорошо поешь песенки. Ты мне очень нравишься!)

Педагог помогает в подборе ласковых слов для птички.

- Вот какие вы молодцы! Помогли птичке согреться. Птичке стало тепло, она расправила свои крылья и полетела. (Дети отпускают вверх свою придуманную птичку)

Воспитатель: Очень много мы играли:
Мы снежинки сдували,
Птичек мы изображали,
Птичкам мы помогали.
Очень весело зимой,
Но пора идти домой.

До свидания, зимний лес,
Полный сказочных чудес.

Июнь.

Тема: наблюдение за птицами 

Программное содержание: помочь детям узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Вопросы:

Какие птицы прилетают к нам на участок?

Какого они размера?

Какая у них окраска?

Чем питаются?

Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

Как птицы заботятся о своем потомстве?

Как вы помогаете птицам?

Какую пользу приносят птицы?

Каких еще птиц вы знаете?

Загадки:

В серой шубке меховой, И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится, Не орел, но все же птица.(Воробей.)

Окраской — сероватая, Повадка — вороватая,

 Крикунья хрипловатая –Известная персона.(Ворона.)

Не сидит она на месте —На хвосте разносит вести.(Сорока.)

Дидактическая игра “Кто улетел? Кого не стало?”.

Поклевали птички корм и улетели, но не вместе, а друг за другом.

Дети отворачиваются, затем по сигналу (звон колокола) поворачиваются и называют, кто улетел, кого не стало. (Улетели снегири. Не стало снегирей. Улетели воробьи. Не стало воробьев. Улетели синицы. Не стало синиц. Улетели вороны. Не стало ворон).

Июль.

Тема: Наблюдение за сорокой и вороной.

Программное содержание: способствовать формированию конкретных представлений о птицах (сорока) признаках живых организмов у отдельных представителей (двигается, питается), воспитанию бережного отношения к птицам, интереса к изучению объектов живой природы.

Ход наблюдения:

Загадка:    Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Повернулась — и в лес.(Сорока.)

Загадка:    Носит серенький жилет.

Но у крыльев -черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат :

- Карр! Карр! Карр!  (Ворона)

Вопросы:

Почему птицы, такие как сороки, вороны, не прилетают к кормушке?

Чем они сейчас питаются?

Нужна ли наша помощь птицам в эту пору осени?

Посмотрите на эту картинку. На ней нарисована сорока?

Опишите ее внешний вид.

Чем покрыты туловище и голова сороки и вороны?

Что помогает птицам перелетать с места на место?

Сколько у них лапок?

Чем они питаются в лесу?

 А почему про сороку говорят, что она постоянно трещит?

Дидактическая задача: Способствовать развитию  правильного произношения звука «р».

Правила игры: Все движения необходимо выполнять только в соответствии с стихотворением; слова «кар-кар-кар» произносить по – разному: когда вороны летают – громко, когда засыпают – тихо.

Ход игры:

- Мы с вами будем  изображать ворон, будем выполнять движения в соответствии с текстом. слова «кар-кар-кар» дети произносят в соответствии с образом.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!»

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!»

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!»                                                  

Громко

Громко

Тихо

Усложнения: Имитация вороньего крика произносится в разном темпе, с увеличением и уменьшением силы и высоты голоса.

Между вопросами физкультминутка «Птички»

Птички прыгают, летают, (Дети прыгают, имитируют движения крыльев)
Птички песенки поют. 
(Поют «Чик-чирик»)

Крошки птички собирают, («Клюют» крошки)
Птички зернышки клюют. 
(«Клюют»)

Пёрышки почистили, (Имитация движений птиц)

Клювики почистили.  (Имитация движений)

Дальше полетели (Имитация движений)

И на место сели   (Садятся на места)

Художественное слово:                           Вороны

Две проворные вороны
Утащили макароны.
Примеряли, как короны,
Их на головы вороны.

Говорливые вороны
Уронили макароны.
Оказались непроворны
Неуклюжие вороны.

Подвижная игра: «Ветер и птицы»

Педагог распределяет детей на группы: одна группа – птички, друга – ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребёнок будет бегать при повторении игры, но если он окажется не внимательным, флажок передается новому победителю



Предварительный просмотр:

Осень                                                                          Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за птицами

Программное содержание: отметить особенности внешнего вида, их поведения, способствовать проявлению любознательности; заботливого отношения к птицам.

Вопросы:

- Какие птицы к нам сегодня прилетели?

- Как они выглядят?

- Что делают?

- Издают ли звуки? Какие? (На что они похожи?)

- Рады ли птицы наступлению весны? Как вы догадались?

Художественное слово

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

«Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: Чик-чирик!»

Предложить покормить птиц.

Осень                                                                           Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за птицами (голубь, воробей)

Программное содержание: способствовать формированию представлений о поведении и повадках птиц, закреплению признаков живых организмов (движение, питание); способствовать формированию умения различать голубя и воробья; воспитанию желания оказывать помощь живым объектам.

Вопросы

  - Кто прилетел к кормушке?

- Чем клюют птицы зерна?

- Какая птица большая, какая маленькая?

- Какого цвета голубь, какого цвета воробей?

- Как мы заботимся о птицах?

Художественное слово:

Воробей над кормом

Важно рядышком гуляли,


Прыгает, кружится,

 Меж собою ворковали

Перышки взъерошены, 

Все вели свою беседу,

Хвостик распушился.

Чтоб еще найти к обеду.

Осень                                                                           Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за сорокой

Программное содержание: способствовать формированию конкретных представлений о птицах (сорока) признаках живых организмов у отдельных представителей (двигается, питается), воспитанию бережного отношения к птицам, интереса к изучению объектов живой природы.

Загадка:

Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Повернулась — и в лес.(Сорока.)

Вопросы:

Почему птицы, такие как сороки, вороны, не прилетают к кормушке?

Чем они сейчас питаются?

Нужна ли наша помощь птицам в эту пору осени?

Посмотрите на эту картинку. На ней нарисована сорока?

Опишите ее внешний вид.

Чем покрыты туловище и голова сороки?

Что помогает сороке перелетать с места на место?

Сколько у нее лапок?

Чем она питается в лесу?

 А почему про сороку говорят, что она постоянно трещит?

Осень                                                                           Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за вороной

Программное содержание: обратить внимание на внешние особенности, питание, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.

Загадка

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

И зовут ее ...(ворона).

Вопросы:

  • Какие у вороны клюв, хвост, крылья?
  • Эта птица улетает в теплые края или нет?
  • Чем питается?
  • Как высиживает птенцов? Где?
  • Где живет?
  • Есть ли у нее враги?

Зима                                                                            Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за зимующими птицами

Программное содержание: способствовать представлению о зимующих птицах, которые остаются на зимовку (воробьи, голуби, синицы, снегири), отметить внешние особенности, повадки, питание птиц, воспитанию детей заботиться о птицах зимой.

Вопросы:

  -Какие птицы прилетели?

- Как они выглядят?

- Что делают?

- Как вы думаете, зачем они сюда прилетели?

- Что мы можем сделать хорошего для воробьев? (Покормить крошками)

- Чем они еще любят питаться?

- Чего боятся воробьи? Кто может их испугать?

- Можно ли их пугать? Почему?

Художественное слово:

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.

Зима                                                                             Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за синицей

Программное содержание: способствовать формированию представлений о поведении и повадках синицы, закреплению признаков живых организмов (движение, питание); развивать наблюдательность и интерес к жизни объектов природы; воспитанию доброжелательности и осторожности в играх и поведении вблизи живых объектов.

Вопросы

- Какие птицы прилетели?

- Как они выглядят?

- Что делают?

- Как вы думаете, зачем они сюда прилетели?

- Что мы можем сделать хорошего для синиц? (Покормить крошками)

- Чем они еще любят питаться?

- Чего боятся синички? Кто может их испугать?

- Можно ли их пугать? Почему?

Художественное слово:

Прилетела робко птичка –
Желтогрудая синичка,
В клювик семечко взяла,
И проворно унесла.

Зима                                                                             Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за воробьями

Программное содержание: отметить особенности внешнего вида, способствовать формированию представлений о поведении и повадках воробья, закреплению признаков живых организмов (движение, питание); повышать интерес к жизни объектов природы; способствовать любознательности и умению наблюдать.

Вопросы

- Что это за птица?

- Как выглядит и какого она цвета?

- Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

- Чем питается синица?

- Как люди заботятся о них?

Художественное слово:

Прыг да скок, ну что за птица,
Все на месте не сидится.
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет воробей.

Зима                                                                             Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за голубями

Программное содержание: отметить особенности внешнего вида, продолжать наблюдение за их повадками, сравнить воробья и голубя; способствовать любознательности и умению наблюдать.

Вопросы:

- Какие птицы прилетели?

- Как они выглядят?

- Что делают?

- Как вы думаете, зачем они сюда прилетели?

- Чем они любят питаться?

- Чего боятся голуби? Кто может их испугать?

- Можно ли их пугать? Почему?

Художественное слово:

Важно рядышком гуляли,
Меж собою ворковали,
Все вели свою беседу,
Чтоб еще найти к обеду.

Зима                                                                             Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за сорокой

Программное содержание: вызывать интерес к окружающему миру; помочь детям узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает (стрекотание), и описывать ее; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Загадки:

Верещунья белобока, а зовут ее ...(сорока).

Кто летает, кто стрекочет,

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Вопросы:

  • Что это за птица?
  • Как она выглядит?
  • Как люди говорят про сороку?
  • Чем питается сорока?
  • Это зимующая или перелетная птица?
  • Чем заняты птицы весной?
  • Где строят свои гнезда сороки? Зачем им гнезда?
  • Кто появляется у сороки? (Птенцы сорочата.)
  • Как птицы заботятся о птенцах?

Зима                                                                             Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за снегирями

Программное содержание: отметить внешние особенности, повадки снегирей. Стимулировать эмоциональную отзывчивость, интерес к живому объекту.

Художественное слово:

Подойду поближе к ней —

И глазам не верится.

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Вопросы:

  • Опишите, как выглядит снегирь.
  • Где живут снегири осенью?
  • Чем питается снегирь?
  • Какие звуки он издает?

Зима                                                                         Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за птичьими следами на снегу

Программное содержание: способствовать развитию представлений о зимующих птицах, помочь детям узнавать птиц по следу, какой птице он принадлежит; воспитывать наблюдательность и внимание.

Вопросы:

  • Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам — воробью или синичке.
  • А эти побольше? Как вы думаете, кто мог оставить такие вот следы? Ну, конечно же, они принадлежат сороке - белобоке.
  • А эти большие? Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился.

Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.

Художественное слово:

Кто расхаживал по снегу? 
Догадайся-ка по следу! 
Каждый снежный птичий след 
Затаил в себе секрет. 
Вот трёхзубчатые вилы — 
Это голуби ходили. 
Мелких строчек вереница — 
Это прыгала синица. 
Каждый снежный птичий след 
Рассказал мне свой секрет.                           С. Мурабаев

Зима                                                                Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за птицами

Программное содержание: подвести к пониманию заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела).

Вопросы:

  • Как называется птичка с красной грудкой?
  • Какую песенку она поет? Прислушайтесь. Они между собой переговариваются, наверное, очень рады, что появились у них друзья, которые о них позаботятся.
  • Какого цвета перышки на крыльях у сороки?

Зима                                                                        Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за вороной

Программное содержание: отметить особенности внешнего вида, закреплению признаков живых организмов (движение, питание); развивать наблюдательность и интерес к жизни объектов природы.  

Вопросы:

- Как зовут эту птицу?

- Назовите особенности её внешнего вида.

- Чем она питается?

- Есть ли у неё враги?

Художественное слово:

Вот ворона. Эта птица
Меньше всех людей боится.
Громко каркает в гнезде,
Длинный нос суёт везде!

Весна                                                                       Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за птицами весной (грач)

Программное содержание: познакомить с жизнью птиц весной; воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

 С приближением весны к кормушке больше не прилетают синички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.

Художественное слово:

Капли падают с крыши, всюду пахнет весной.

Небо кажется выше, звонче воздух лесной.

В поле снег синеватый подмывает вода.

Грач — разведчик крылатый — теребит провода.

Весна                                                                       Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: Наблюдение за птицами весной

Программное содержание: способствовать развитию умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости от сезона; проявлению любознательности; формированию представлений о поведении и повадках птиц, закреплению признаков живых организмов (движение, питание); воспитанию заботливого отношения к птицам.

Вопросы:

- Какие птицы к нам сегодня прилетели?

- Как они выглядят?

- Что делают?

- Издают ли звуки? Какие? (На что они похожи?)

- Рады ли птицы наступлению весны? Как вы догадались?

Предложить покормить птиц.

Художественное слово:

Весело на воле

Пташечке летать,

Над цветами в поле

Песни распевать;

А на гибкой ветке,

В сумраке лесном,

Ждут певунью детки

В гнездышке родном.

Весна                                                                       Карточка №_____

Возраст: младший возраст

Тема: наблюдение за птицами на участке детского сада

Программное содержание: помочь детям узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Вопросы:

  • Какие птицы прилетают к нам на участок?
  • Какого они размера?
  • Какая у них окраска?
  • Чем питаются?
  • Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
  • Как птицы заботятся о своем потомстве?
  • Как вы помогаете птицам?
  • Какую пользу приносят птицы?
  • Каких еще птиц вы знаете?

Загадки:

В серой шубке меховой, И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится, Не орел, но все же птица.(Воробей.)

Окраской — сероватая, Повадка — вороватая,

 Крикунья хрипловатая –Известная персона.(Ворона.)

Не сидит она на месте —На хвосте разносит вести.(Сорока.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронно - методическая разработка по теме: "Безопасность на дороге". Правила дорожного движения для дошкольников в играх "Наши друзья-дорожные знаки"

Данная работа сделана, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме безопасноно поведения детей на дороге и в транспорте. Используя предложенные в работе игры, родители  могут знакомить детей с п...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия "Лекарственные растения - наши друзья"

В данной методической разработке, используя современные педагогические технологии в интересной игровой форме , закрепляла представление детей о лекарственных растениях родного края. В конспекте я испо...

Методическая разработка "Витамины-наши друзья"

Цель: охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья.Задачи:1. Образовательные:- Дать представление о  преимуществах здорового образа жизни.- Расширять представление о важных компон...

Методическая разработка : "Проект "Наши друзья - игрушки"

Паспорт проекта "Наши друзья - игрушки". Игровой,краткосрочный,групповой....

Методическая разработка НОД на тему: "Птицы - наши друзья!"

Методическая разработка НОД на тему: "Птицы - наши друзья!"...

Методический материал "Птицы - наши друзья"

Птицы являются неотъемлемой частью нашей природы. Они окружают людей, а поэтому будет интересно узнать факты о птицах. Кукушки, орлы, канарейки – каждая из этих птиц заманчива по-своему. Интерес...