Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для подготовительной группы "Огород на окне"

Во время реализации данного проекта для подготовительной группы ДОУ о растениях «Огород на окне» планируется расширить знания детей о выращивании огородных культур, об особенностях роста растений и их строении. Также, воспитанники подготовительной группы детского сада развивают трудолюбие, ухаживая за растениями на подоконнике.

Долгосрочный проект в детском саду (ДОУ) «Огород на окне» развивает у воспитанников ДОУ ответственность, уважение к своему и чужому труду, трудолюбие, расширяет интеллектуальные и творческие навыки детей. Воспитанники узнают о строении растений, о способах выращивания и ухода за ними.

Паспорт проекта

Тема проекта

«Степашкин огород»

Вид и тип проекта

Групповой, среднесрочный, исследовательско–творческий.

Срок реализации проекта

27.02.2023г. – 09.06.2023г.

Участники проекта

Дети подготовительной группы, родители

Цель проекта

Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях

Задачи проекта

1. Расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
2. Формировать умение наблюдать, ухаживать за огородными культурами (вовремя полить, рыхлить почву, прополка сорняков, прореживание);
3. Развивать речь детей, активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр;
4. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
5. Развивать творческие способности через написание сказок о растениях «
Степашкиного огорода»;
6. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Предполагаемый результат

1. Знать строение растений и их многообразие, способы ухода за растениями;
2. Уметь делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений, осваивать трудовые навыки по уходу за культурами;
3. Проявлять устойчивый интерес и бережное отношение к растениям;
4. Речь детей обогатится новыми словами;
5. В группе появится книга с авторскими сказками и рисунками «
Сказки о Степашкином огороде»

Этапы работы над проектом и распределение деятельности по этапам

Этап проекта

Деятельность по реализации проекта

I Этап Проблематизация (введение в проектную деятельность)

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации

В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем вырастить самим, дети не имеют представления о том, какой посадочный материал используется, как выращиваются огородные культуры, сколько времени потребуется от момента посадки до сбора урожая, какой рабочий инвентарь для этого необходим.

II Этап Целеполагание

Методы и приемы реализации проекта:беседы, чтение и выставка художественной литературы, загадки, пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин; игры экологического содержания; словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; инсценировки, изготовление масок огородных культур для игр-драматизаций; наблюдения; выставка детских рисунков.

III Этап Планирование

Подготовительный этап:

1-я неделя (27.02.2023г.-03.03.2023г.):

  • Изучение методической литературы по данной теме;
  • Проведение первичной диагностики;
  • Составление плана по реализации проекта;
  • Подготовка предметной среды для осуществления проекта;
  • Обсуждение с родителями плана реализации проекта;
  • Привлечь родителей к созданию условий для реализации проекта.

О
2-я неделя (06.03.2023г.-10.03.2023г.):

  • Знакомство детей с художественной литературой по теме;
  • Опыт «Помещение семян гороха и огурцов во влажную среду с целью прорастания»;
  • Ежедневные наблюдения за набуханием семян;
  • Рассматривание иллюстраций «Труд людей весной в огороде или на приусадебном участке»;
  • Труд «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать» (посадка огурцов, гороха, редиса, капусты, лука, петрушки, укропа и петуньи)

3-я неделя (13.03.2023г.-17.03.2023г.):

  • Беседа с детьми на тему: «Как будем растить огород?»;
  • Наблюдения «Как растут наши растения?»;
  • Труд в «Степашкином огороде»;
  • Зарисовка всходов;
  • Заучивание стихотворения Ю.Тувима «Овощи»
  • 4-я неделя (20.03.2023г.-24.03.2023г.):
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Сельские профессии»;
  • Чтение сказки «Вершки и корешки»;
  • Наблюдение «Хорошо ли нашим растениям в группе?»;
  • Труд: организация дежурства в «Степашкином огороде»;
  • Настольная игра «Во саду ли, в огороде»

5-я неделя (27.03.2023г.-31.03.2023г.):

  • Беседа «О пользе витаминов»;
  • Рассказывание русской народной сказки «Репка» по серии картин;
  • Наблюдения «Чем отличаются растения в нашем огороде?»;
  • Труд: организация коллективных и индивидуальных трудовых поручений в «Степашкином огороде»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Повара»

6-я неделя (03.04.2023г.-07.04.2023г.)

  • Беседа «Все начинается с семечки»;
  • Чтение сказки «Колосок» с последующей драматизацией»;
  • Зарисовки: «Как подросли наши растения в огороде?»;
  • Наблюдение «Не тесно ли нашим растениям?»;
  • Д/и «Что сначала, что потом?»;
  • Загадывание загадок об овощах.

7-я неделя (10.04.2023г.-14.04.2023г.):

  • Беседа «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»;
  • Разучивание пословиц и поговорок о труде взрослых;
  • Опыт «Пахнут ли корешки у растений?»;
  • Труд: организация дежурства в «Степашкином огороде»;
  • Чтение произведения Дж.Родари «Чиполино;
  • Д/и «В суп или в компот?»

8-я неделя (17.04.2023г.-21.04.2023г.):

  • Беседа «Что мы знаем об овощах»;
  • Чтение белорусской народной сказки «Пых»;
  • Наблюдение «Как растет наш огород?»;
  • Труд: организация дежурства в «Степашкином огороде»;
  • Д/и «Чудесный мешочек»;
  • Сюжетно-ролевая игра «В деревне у бабушки»

9-я неделя (24.04.2023г.-28.04.2023г.):

  • Составление рассказа «Как мы ухаживаем за огородом»;
  • Наблюдение «Все ли вырастет в «Степашкином огороде?»;
  • Труд в «Степашкином огороде»;
  • Д/и «Овощи-фрукты»

10-я неделя (01.05.2023г.-05.05.2023г.):

  • Беседа «О пользе петрушки и укропа»;
  • Чтение авторской сказки «Сказка о том, как овощи воевали»;
  • Наблюдение «Какие изменения произошли не нашем огороде?»;
  • Труд: организация коллективных и индивидуальных трудовых поручений в «Степашкином огороде»;
  • Д/и «Четвертый лишний»

11-я неделя (08.05.2023г.-12.05.2023г.):

  • Беседа «Что мы знаем про горох?»;
  • Чтение авторской сказки «Как капуста Кружевная Мозаика стала принцессой огорода»;
  • Наблюдение «Как вырос горошек на огороде»;
  • Труд: организация дежурства в «Степашкином огороде»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

12-я неделя (15.05.2023г.-19.05.2023г.):

  • Беседа «Какие бывают огурцы?»;
  • Чтение авторской сказки Лучок Белое Перо и Петрушка отправились в путешествие»;
  • Наблюдение за огурцами в «Степашкином огороде»;
  • Труд в «Степашкином огороде»;
  • Д/и «Определи на вкус»

13 неделя (22.05.2023г.-26.05.2023г.):

  • Беседа «Что мы знаем о капусте?»;
  • Чтение авторской сказки «Бал на грядке»;
  • Наблюдение за капустой в «Степашкином огороде»;
  • Труд: организация коллективных и индивидуальных трудовых поручений в «Степашкином огороде»;
  • Д/и «Определи по запаху»

14 неделя (29.05.2023г.-02.06.2023г.):

  • Беседа «Что мы знаем о луке?»;
  • Чтение авторской сказки «Спор овощей»;
  • Наблюдение за луком в «Степашкином огороде»;
  • Труд: организация дежурства в «Степашкином огороде»;
  • П/и «Сбор урожая»

З

15 неделя (05.06.2023г.-09.06.2023г.):

  • Проведение итоговой диагностики;
  • Итоговая беседа «Вот и вырос огород»;
  • Создание и презентация книги «Сказки о Степашкином огороде»

IV Этап Реализация проекта

Совместное движение взрослых и детей к результату.

Методы и приемы работы с детьми (план реализации).

  • Практические: сбор материала, трудовые поручения, труд в уголке природы.
  • Исследовательско-познавательные: чтение, наблюдения, беседы, фиксация результатов, занятия, совместная деятельность.
  • Продуктивные: рисование, аппликация, изготовление иллюстрированной книжки-самоделки совместно с родителями и т.д

V Этап Презентация проекта

Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику определения уровня интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания огородных культур в «Степашкином огороде». Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта.

Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, ниже среднего. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.

Создав «Степашкин огород», мы вырастили горох, огурцы, петрушку, укроп, петунью. В группе появилась книга с авторскими сказками и рисунками «Сказки о Степашкином огороде».

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Приложение 1

Диагностика определения уровня интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания огородных культур в подготовительной группе «Степашка», 2023 г.

Уровни:

Высокий

Средний

Ниже среднего

Критерии:

Месяцы проведения

март

июнь

март

июнь

март

июнь

1. Проявляет интерес к растительным культурам

5% 1 р.

30% 6 д.

55% 11д.

70% 14 д.

40% 8 д.

-

2. Знает и называет несколько овощных культур

35% 7р.

65% 13 д.

55% 11д.

35% 7 д.

10% 2 д.

-

3. Различает и называет строение овощных культур

15% 3 р.

35% 7 д.

55% 11 д.

65% 13 д.

30% 6 д.

-

4. Знает условия роста растений

10% 2 р.

40% 8 д.

40% 8 д.

60% 12 д.

50% 10 д.

-

5. Знает, сколько времени потребуется для выращивания огородных культур

10% 2 р.

35% 7 д.

50% 10 д.

65% 13 д.

40% 8 д.

-

6. Умеет подбирать рабочий инвентарь для посадки и ухода за растительными культурами

20% 4 р

40% 8 д.

45% 9 д.

60% 12 д.

35% 7 д.

-

Итого:

15% 3 р.

40% 8 д.

50% 10 д.

60% 12 д.

35% 7 д.

-

Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 5-6 растений, их основные части.
Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Знает, сколько времени потребуется для выращивания огородных культур. Активно проявляет желание участвовать в уходе за ними. Умеет подбирать рабочий инвентарь для посадки и ухода за растительными культурами.

Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а также затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает.

Затрудняется ответить, сколько времени потребуется для выращивания огородных культур. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет. Путается в подборе рабочего инвентаря для посадки и ухода за растительными культурами.

Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Не знает, сколько времени потребуется для выращивания огородных культур. Желания, ухаживать за растениями, нет. Не умеет подбирать рабочий инвентарь для посадки и ухода за растительными культурами.

Результаты повторной диагностики, как мы и ожидали, были выше, что позволило нам сделать вывод о том, что уровень интереса детей подготовительной группы к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям как правильно это делать.

Дети узнали, сколько времени потребуется для выращивания определенных огородных культур (петрушки, укропа, лука, горошка, огурцов). Они научились подбирать рабочий инвентарь для посадки и ухода за растительными культурами.

Литература

  1. Соломенникова О.С. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика Синтез, 2010
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – 2-е изд., исп. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2013.
  3. Иванова А.И. Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. – М.: Мир растений, 2005.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А.К.Бондаренко – 2-е изд., дор. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа/С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.:Гном и Д., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Интегрированное занятие "Мир в твоем окне"

  В процессе занятия дети создадут  большое декоративное панно - изображение многоэтажного дома с окнами -рисунками детей.  Каждое окно в этом доме - мир одного человека, его л...

Многофункциональное пособие "Окно в волшебный мир"

Данное пособие многофункционально при замене одной страницы на другую перед детьми ставятся новые задачи.Оно развивает логическое мышление, память, внимание, речь, ориентировку в пространстве, с...

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...