Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для подготовительной группы "Огород на окне"

Во время реализации данного проекта для подготовительной группы ДОУ о растениях «Огород на окне» планируется расширить знания детей о выращивании огородных культур, об особенностях роста растений и их строении. Также, воспитанники подготовительной группы детского сада развивают трудолюбие, ухаживая за растениями на подоконнике.

Долгосрочный проект в детском саду (ДОУ) «Огород на окне» развивает у воспитанников ДОУ ответственность, уважение к своему и чужому труду, трудолюбие, расширяет интеллектуальные и творческие навыки детей. Воспитанники узнают о строении растений, о способах выращивания и ухода за ними.

Паспорт проекта

Тема проекта

«Степашкин огород»

Вид и тип проекта

Групповой, среднесрочный, исследовательско–творческий.

Срок реализации проекта

27.02.2023г. – 09.06.2023г.

Участники проекта

Дети подготовительной группы, родители

Цель проекта

Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях

Задачи проекта

1. Расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
2. Формировать умение наблюдать, ухаживать за огородными культурами (вовремя полить, рыхлить почву, прополка сорняков, прореживание);
3. Развивать речь детей, активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр;
4. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
5. Развивать творческие способности через написание сказок о растениях «
Степашкиного огорода»;
6. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Предполагаемый результат

1. Знать строение растений и их многообразие, способы ухода за растениями;
2. Уметь делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений, осваивать трудовые навыки по уходу за культурами;
3. Проявлять устойчивый интерес и бережное отношение к растениям;
4. Речь детей обогатится новыми словами;
5. В группе появится книга с авторскими сказками и рисунками «
Сказки о Степашкином огороде»

Этапы работы над проектом и распределение деятельности по этапам

Этап проекта

Деятельность по реализации проекта

I Этап Проблематизация (введение в проектную деятельность)

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации

В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем вырастить самим, дети не имеют представления о том, какой посадочный материал используется, как выращиваются огородные культуры, сколько времени потребуется от момента посадки до сбора урожая, какой рабочий инвентарь для этого необходим.

II Этап Целеполагание

Методы и приемы реализации проекта:беседы, чтение и выставка художественной литературы, загадки, пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин; игры экологического содержания; словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; инсценировки, изготовление масок огородных культур для игр-драматизаций; наблюдения; выставка детских рисунков.

III Этап Планирование

Подготовительный этап:

1-я неделя (27.02.2023г.-03.03.2023г.):

  • Изучение методической литературы по данной теме;
  • Проведение первичной диагностики;
  • Составление плана по реализации проекта;
  • Подготовка предметной среды для осуществления проекта;
  • Обсуждение с родителями плана реализации проекта;
  • Привлечь родителей к созданию условий для реализации проекта.

О
2-я неделя (06.03.2023г.-10.03.2023г.):

  • Знакомство детей с художественной литературой по теме;
  • Опыт «Помещение семян гороха и огурцов во влажную среду с целью прорастания»;
  • Ежедневные наблюдения за набуханием семян;
  • Рассматривание иллюстраций «Труд людей весной в огороде или на приусадебном участке»;
  • Труд «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать» (посадка огурцов, гороха, редиса, капусты, лука, петрушки, укропа и петуньи)

3-я неделя (13.03.2023г.-17.03.2023г.):

  • Беседа с детьми на тему: «Как будем растить огород?»;
  • Наблюдения «Как растут наши растения?»;
  • Труд в «Степашкином огороде»;
  • Зарисовка всходов;
  • Заучивание стихотворения Ю.Тувима «Овощи»
  • 4-я неделя (20.03.2023г.-24.03.2023г.):
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Сельские профессии»;
  • Чтение сказки «Вершки и корешки»;
  • Наблюдение «Хорошо ли нашим растениям в группе?»;
  • Труд: организация дежурства в «Степашкином огороде»;
  • Настольная игра «Во саду ли, в огороде»

5-я неделя (27.03.2023г.-31.03.2023г.):

  • Беседа «О пользе витаминов»;
  • Рассказывание русской народной сказки «Репка» по серии картин;
  • Наблюдения «Чем отличаются растения в нашем огороде?»;
  • Труд: организация коллективных и индивидуальных трудовых поручений в «Степашкином огороде»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Повара»

6-я неделя (03.04.2023г.-07.04.2023г.)

  • Беседа «Все начинается с семечки»;
  • Чтение сказки «Колосок» с последующей драматизацией»;
  • Зарисовки: «Как подросли наши растения в огороде?»;
  • Наблюдение «Не тесно ли нашим растениям?»;
  • Д/и «Что сначала, что потом?»;
  • Загадывание загадок об овощах.

7-я неделя (10.04.2023г.-14.04.2023г.):

  • Беседа «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»;
  • Разучивание пословиц и поговорок о труде взрослых;
  • Опыт «Пахнут ли корешки у растений?»;
  • Труд: организация дежурства в «Степашкином огороде»;
  • Чтение произведения Дж.Родари «Чиполино;
  • Д/и «В суп или в компот?»

8-я неделя (17.04.2023г.-21.04.2023г.):

  • Беседа «Что мы знаем об овощах»;
  • Чтение белорусской народной сказки «Пых»;
  • Наблюдение «Как растет наш огород?»;
  • Труд: организация дежурства в «Степашкином огороде»;
  • Д/и «Чудесный мешочек»;
  • Сюжетно-ролевая игра «В деревне у бабушки»

9-я неделя (24.04.2023г.-28.04.2023г.):

  • Составление рассказа «Как мы ухаживаем за огородом»;
  • Наблюдение «Все ли вырастет в «Степашкином огороде?»;
  • Труд в «Степашкином огороде»;
  • Д/и «Овощи-фрукты»

10-я неделя (01.05.2023г.-05.05.2023г.):

  • Беседа «О пользе петрушки и укропа»;
  • Чтение авторской сказки «Сказка о том, как овощи воевали»;
  • Наблюдение «Какие изменения произошли не нашем огороде?»;
  • Труд: организация коллективных и индивидуальных трудовых поручений в «Степашкином огороде»;
  • Д/и «Четвертый лишний»

11-я неделя (08.05.2023г.-12.05.2023г.):

  • Беседа «Что мы знаем про горох?»;
  • Чтение авторской сказки «Как капуста Кружевная Мозаика стала принцессой огорода»;
  • Наблюдение «Как вырос горошек на огороде»;
  • Труд: организация дежурства в «Степашкином огороде»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

12-я неделя (15.05.2023г.-19.05.2023г.):

  • Беседа «Какие бывают огурцы?»;
  • Чтение авторской сказки Лучок Белое Перо и Петрушка отправились в путешествие»;
  • Наблюдение за огурцами в «Степашкином огороде»;
  • Труд в «Степашкином огороде»;
  • Д/и «Определи на вкус»

13 неделя (22.05.2023г.-26.05.2023г.):

  • Беседа «Что мы знаем о капусте?»;
  • Чтение авторской сказки «Бал на грядке»;
  • Наблюдение за капустой в «Степашкином огороде»;
  • Труд: организация коллективных и индивидуальных трудовых поручений в «Степашкином огороде»;
  • Д/и «Определи по запаху»

14 неделя (29.05.2023г.-02.06.2023г.):

  • Беседа «Что мы знаем о луке?»;
  • Чтение авторской сказки «Спор овощей»;
  • Наблюдение за луком в «Степашкином огороде»;
  • Труд: организация дежурства в «Степашкином огороде»;
  • П/и «Сбор урожая»

З

15 неделя (05.06.2023г.-09.06.2023г.):

  • Проведение итоговой диагностики;
  • Итоговая беседа «Вот и вырос огород»;
  • Создание и презентация книги «Сказки о Степашкином огороде»

IV Этап Реализация проекта

Совместное движение взрослых и детей к результату.

Методы и приемы работы с детьми (план реализации).

  • Практические: сбор материала, трудовые поручения, труд в уголке природы.
  • Исследовательско-познавательные: чтение, наблюдения, беседы, фиксация результатов, занятия, совместная деятельность.
  • Продуктивные: рисование, аппликация, изготовление иллюстрированной книжки-самоделки совместно с родителями и т.д

V Этап Презентация проекта

Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику определения уровня интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания огородных культур в «Степашкином огороде». Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта.

Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, ниже среднего. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.

Создав «Степашкин огород», мы вырастили горох, огурцы, петрушку, укроп, петунью. В группе появилась книга с авторскими сказками и рисунками «Сказки о Степашкином огороде».

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Приложение 1

Диагностика определения уровня интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания огородных культур в подготовительной группе «Степашка», 2023 г.

Уровни:

Высокий

Средний

Ниже среднего

Критерии:

Месяцы проведения

март

июнь

март

июнь

март

июнь

1. Проявляет интерес к растительным культурам

5% 1 р.

30% 6 д.

55% 11д.

70% 14 д.

40% 8 д.

-

2. Знает и называет несколько овощных культур

35% 7р.

65% 13 д.

55% 11д.

35% 7 д.

10% 2 д.

-

3. Различает и называет строение овощных культур

15% 3 р.

35% 7 д.

55% 11 д.

65% 13 д.

30% 6 д.

-

4. Знает условия роста растений

10% 2 р.

40% 8 д.

40% 8 д.

60% 12 д.

50% 10 д.

-

5. Знает, сколько времени потребуется для выращивания огородных культур

10% 2 р.

35% 7 д.

50% 10 д.

65% 13 д.

40% 8 д.

-

6. Умеет подбирать рабочий инвентарь для посадки и ухода за растительными культурами

20% 4 р

40% 8 д.

45% 9 д.

60% 12 д.

35% 7 д.

-

Итого:

15% 3 р.

40% 8 д.

50% 10 д.

60% 12 д.

35% 7 д.

-

Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 5-6 растений, их основные части.
Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Знает, сколько времени потребуется для выращивания огородных культур. Активно проявляет желание участвовать в уходе за ними. Умеет подбирать рабочий инвентарь для посадки и ухода за растительными культурами.

Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а также затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает.

Затрудняется ответить, сколько времени потребуется для выращивания огородных культур. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет. Путается в подборе рабочего инвентаря для посадки и ухода за растительными культурами.

Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Не знает, сколько времени потребуется для выращивания огородных культур. Желания, ухаживать за растениями, нет. Не умеет подбирать рабочий инвентарь для посадки и ухода за растительными культурами.

Результаты повторной диагностики, как мы и ожидали, были выше, что позволило нам сделать вывод о том, что уровень интереса детей подготовительной группы к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям как правильно это делать.

Дети узнали, сколько времени потребуется для выращивания определенных огородных культур (петрушки, укропа, лука, горошка, огурцов). Они научились подбирать рабочий инвентарь для посадки и ухода за растительными культурами.

Литература

  1. Соломенникова О.С. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика Синтез, 2010
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – 2-е изд., исп. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2013.
  3. Иванова А.И. Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. – М.: Мир растений, 2005.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А.К.Бондаренко – 2-е изд., дор. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа/С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.:Гном и Д., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....