Занятие по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью с детьми старшего дошкольного возраста «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Никитина Юлия Александровна

Углубить знания и представления детей о Родине – о России. Познакомить детей с историей возникновения страны, ее символикой. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii._simvolika_strany_-_flag_gerb_gimn.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью с детьми старшего дошкольного возраста

«История России. Символика страны – герб, флаг, гимн»

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о природе России.
  2. Углубить знания и представления детей о Родине – о России.
  3. Познакомить детей с историей возникновения страны, ее символикой.
  4. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.
  5.  Развивать познавательный интерес, память, внимание.

Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории возникновения Москвы, знакомство с портретами древнерусских князей, разучивание русской народной подвижной игры «У дедушки Трифона».

Обогащение словаря: предки, славяне, князь, княжество, государство, герб, корона, царь,  посох, жезл, скипетр, держава, гимн, символ.

Материал и оборудование: карта России, интерактивная доска, слайдовая презентация «Древняя Русь», иллюстрация с изображением герба и флага России, аудиозапись Гимна России.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на карту России, которую они рассматривали раньше.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карту. Кто сможет показать границы нашего государства, нашей страны России. (Предлагает двум-трем детям обвести границу России).

Воспитатель: Вы уже знаете, что карта может многое рассказать о стране. Давайте вспомним, что мы узнали о России, когда рассматривали эту карту? (ответы детей -  Россия – большое государство, в ней много городов, морей, рек, лесов, полезных ископаемых).

Воспитатель: Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те древние времена не было городов, домов, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домишки по берегам рек, в которых жили наши предки – восточные славяне. Они жили возле рек Ока, Днепр, Волхов. (Показать на карте).

Воспитатель: Славяне были очень гостеприимными: когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо угощали. Этот обычай остался до сих пор. Когда к вам приходят гости, ваша мама обязательно готовит что-нибудь вкусненькое.(слайд презентации).

Воспитатель: Жили славяне в небольших избушках. Самым главным у них был князь. (слайд презентации).        

Воспитатель: Много княжеств было в Древней Руси – так называлась тогда Россия. Князья очень часто ссорились между собой, захватывали друг у друга земли. Но когда на них нападали враги их других стран, то князья объединялись вместе, и побеждали своих врагов. Наконец князья поняли, что если они объединятся навсегда, а не только на время войн, то они будут намного сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда их никто не сможет победить.(слайд презентации).

Воспитатель: Князья объединились, а самым главным стал князь Иван III, все остальные князья стали ему подчиняться и образовалось Русское государство. Оно было большим и сильным.(слайд презентации).

Воспитатель: Раньше у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей оставались, но у нового Русского государства появился свой герб, новый. Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим. (Показывает крупное изображение герба России).

Воспитатель: Но прежде, чем более детально рассмотреть герб России, приглашаю вас на физкультминутку.

Физкультминутка (в парах) «Будем мир мы защищать»

Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно соединяют пальчики обеих рук). 
Будем мир мы защищать! (
Жмут руки друг другу)
На границе встанем, (
Прямые руки вытягивают вперёд)
Всех врагов достанем. (
Шаг, выпад вперёд). 
Будем чаще улыбаться, (Повороты в стороны, улыбаются друг другу). 
А не ссориться и драться! (
Обнимаются друг с другом). 

Воспитатель:  Отдохнули немного, а теперь предлагаю вам подробно рассмотреть герб. Что вы видите в центре герба? (ответы детей). Расскажите об орле, какой он? (Ответы детей).

Воспитатель:  Почему же на гербе России изображен орел? (ответы детей)

Воспитатель:  Орел на гербе обозначает «силу», это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое. Россия в то время была таким государство.

Воспитатель:  Но почему у орла две головы? (ответы детей).

Воспитатель:  Русское государство очень большое и голова орла смотрит и на запад и восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. Воспитатель:  А что вы видите еще на гербе?(Ответы детей)

Воспитатель:  Как вы думаете, что обозначает корона? (ответы детей).

Воспитатель:  Корона обозначает, что в России главный – это царь.

Воспитатель:  А что в лапах у орла? (ответы детей).

Воспитатель:  Правильно, в одной лапе посох или жезл, а еще его называют – скипетр. Это символ царской власти. А в другой лапе у орла - шар, или его называют – держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.

Воспитатель:  Российскому гербу много-много лет. Конечно, сейчас царей уже нет. Но корона, скипетр, и держава напоминают нам о том, что наша Россия очень древняя, что возникла она очень давно.

Воспитатель:  У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.

Воспитатель:  У России флаг трехцветный, три полосы – белая, синяя, красная. Что они обозначают? (ответы детей)

Воспитатель:  Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.  Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину. Вот как много могут рассказать о стране ее герб и флаг.

Воспитатель:  У каждого государства есть обязательно и гимн. Гимн – это торжественная песня, ее исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна страны все обязательно встают, а мужчины снимают головной убор. Предлагаю, так же, торжественно, стоя, прослушать гимн России. (Воспитатель включает аудиозапись).

Воспитатель: Сегодня мы поговорили о символах нашей страны: флаге, гербе и гимне. Ко всем символам государства надо относиться с уважением, чтить их как память прошлого и достояние современности. Мы с вами - граждане большой, красивой и сильной страны.  Мы гордимся ее заслугами и достижениями. Переживаем вместе с ней горе и радости. Мы будем стараться сделать Россию еще богаче и сильнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа об осени. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Педагог на занятии демонстрирует, как благодаря глубокой и вдумчивой работе по экологии и развитию речи обогащаются не только знания, но и чувства детей, культура их речи, выразительность языка, пробу...

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

Рассказ-беседа: «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн»

Закрепить знания детей о природе России. Познакомить детей с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну...

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной доски по ознакомлению с природным и социальным окружением с детьми старшего дошкольного возраста: «Пришла весна».

Использование ИКТ позволяет  проводить занятия в интересной и разнообразной форме, поддерживать мотивацию и активность детей во время организации образовательной деятельности....

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной доски по ознакомлению с природным и социальным окружением с детьми старшего дошкольного возраста "Пришла весна".

Использование ИКТ позволяет проводить занятия в интересной и разнообразной форме, поддерживать мотивацию и активность детей во время организации образовательной деятельности....