Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников с ОВЗ
методическая разработка по окружающему миру

Роль экспериментальной деятельности во всестороннем развитии детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников с ОВЗ

Гаин И.В.

 

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания у населения планеты.

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое воспитание детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Не нужно забывать, что дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов и родителей.

При работе с детьми с ОВЗ по экологическому воспитанию педагоги большую роль отводят рассматриванию и обсуждению картин, чтению художественной литературы, дидактическим играм экологического содержания, но всего этого недостаточно. Необходимо использовать реальные предметы окружающего мира, которые будут способствовать работе всех анализаторов: зрительного, слухового, вкусового и тактильного, что обеспечит более высокий уровень усвоения воспитанниками программного материала. Одним из самых эффективных средств всестороннего сенсорного развития детей с ОВЗ является экспериментальная деятельность. Экспериментальная деятельность вызывает у детей эмоциональный интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

При этом перед педагогами стоит задача поиска нестандартных форм взаимодействия с детьми с ОВЗ. Как показывает практика, одной из форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей, является проектная деятельность.

Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности педагогами МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек» проводится непрерывно, а благодаря методу проектов охватывает все сферы деятельности детей.

Так в ходе экспериментальной деятельности нами были реализованы следующие проекты: «Сыпучие пески», «Удивительные магниты», «Свет и тень», «Что такое воздух» и многие другие.  

Рассмотрим более подробно проект, который нашел глубокий отклик в душе наших детей «Волшебница вода».

Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (3 недели).

Участники проекта: дети группы комбинированной направленности от 4 до 5 лет, родители, педагоги.

Цель проекта: формировать у детей представления о воде.

Задачи:

- Расширить знания детей о воде и её свойствах (запах, вкус, цвет).

- Познакомить детей с состоянием воды (пар, лёд, снег, жидкая форма).

- Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

- Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- Развивать у детей интерес к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем.

- Обеспечить развитие исследовательской активности детей в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования.  

Охватываемые образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Предполагаемый результат:

- У детей продолжат формироваться элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений.

- В процессе практических опытов дети узнают свойства и физические состояния воды.

- У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой.

Этапы реализации проекта:

- подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.

- практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).

- итоговый: завершение проекта: игровая обучающая ситуация «Ледниковый период».

План реализации проекта:

Беседы: «Что мы знаем о воде», «Важность воды для всех живых организмов», «Откуда берётся вода?», «Что такое осадки», «Интересные факты о воде», «Круговорот воды в природе», «Зачем человеку вода?», «Бережем воду вместе».

Опытно – экспериментальная деятельность: Опыты: «Вода – это жидкость», «Вода прозрачная», «Вода меняет цвет», «Вода – растворитель», «Лёд – твёрдая вода», «Снег- это тоже вода», «Пар – это тоже вода», «Круговорот воды в природе», «Мыльные пузыри», «Плавает – тонет», «Цветные льдинки».

Игровая деятельность:

Игры с водой: «Кораблики», «Ловим рыбку», «Тоне – не тонет».

Дидактические игры и упражнения: игра –забава с водой «Здравствуй, водичка!», «Какой бывает вода?», «Собери картинку», «Доскажи словечко», «Кто больше назовет», «Кто живет в воде», «Кому нужна вода, а кому полянка», «Небо. Земля. Вода»

Сюжетно-ролевые игры: «По морям, по волнам», «Путешествие в подводное царство».

Подвижные игры: «Ручеёк», «Солнышко и дождик», «Капельки разбежались», «Море волнуется», «Водяной».

Художественная литература: «Родник» Т.А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»), «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»), «Жила-была река» Н.А. Рыжова (экологическая сказка), «Королева – вода» Н.А. Рыжова (экологическая сказка); «Что случилось с рекой?» Б. Заходер, «Сказка о ручейке» Эстер Адам. Стихотворения: «Я по воде могу ходить» С. Олегова, «Ручеек и речка» С. Олегова, «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова, «Берегите воду» С. Олегова, «Ручеек» Т. Жиброва, «Дождик» В. Минькова, «Какой дождь» О. Григорьев. Загадки, половицы и поговорки о воде.

Продуктивная деятельность:  

Аппликация: «Кораблик плывет по волнам»

Конструирование: «Необычные кораблики»

Рисование: «Деревья в снегу», «Путешествие капельки».

Итоговые мероприятия: игровая обучающая ситуация «Ледниковый период».

Практика показывает, что такой интегрированный подход к изучаемому предмету, который реализуется в процессе проектной деятельности посредством экспериментальной исследовательской работы, способствует не только усилению эффективности усвоения материала, но и расширению чувственного, эмоционального опыта ребёнка, формированию у детей умения взглянуть на один и тот же предмет с разных точек зрения, обогащению активного словарного запаса и коррекции имеющихся недостатков в речевом, психическом и интеллектуальном развитии детей с ОВЗ.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующий вывод: главное достоинство применения метода экспериментирования в работе с детьми с ОВЗ заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;  развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155] – М.: Центр педагогического образования, 2014. –32 с.

2. Букина В.О. и др. Пространство детского сад: познание, экология / Букина В. О., Головина М.Ф., Журавлева Л.И. и др. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.

3. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной - М.: ТЦ Сфера, 2014г.

4. Николаева, С.Н. Юный эколог: Парциальная программа экологического воспитания: Для работы с детьми 3 – 7 лет / С.Н. Николаева. — М.:  МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2022. - 96 с.

5. Толстикова, О.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. / О.В. Толстикова [и др.]– Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....

Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность -  это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...

Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная   деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников. Опытничество – активный способ изучения окружающей природы, т.к. позволяет изучать явлен...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

консультация для молодых специалистов на тему "Опытно- эксперментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...