Информационно-творческий проект «Перелетные и зимующие птицы»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Каргина Виктория Борисовна
В дошкольном возрасте очень важно сформировать у детей интерес к природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми нами было выявлено, что дети недостаточно знают о птицах родного края, путают перелетных и зимующих птиц, у многих детей не сформировано чувство заботы о птицах. Поэтому мы решили разработать проект для расширения знаний детей о зимующих и перелетных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pereletnye_i_zimuyushchie_ptitsy.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

                 Информационно-творческий проект

«Перелетные и зимующие птицы»

.

Подготовил воспитатель:  

Каргина В.Б.

МБДОУ №6 «Улыбка»

Г. Пролетарск, Ростовской области

Актуальность: Очень важно разбудить в детях познавательный интерес к природным обитателям, воспитывать любовь и желание заботиться о них, понимать роль человека в их жизни.

В холодное время года многие птицы слетаются поближе к жилью человека. Им очень трудно выжить в зимнее время, и они ищут корм в птичьих кормушках. Дети обращают внимание, как много птиц слетается у нас на участке. Естественно, корма становится меньше, а потребность в пище возрастает. Иногда корм для птиц становится недоступным, и они остаются голодными. Многие птицы по этой причине не доживают до весны. Именно зимой птицы особенно нуждаются в помощи людей. Но всегда ли наша помощь приносит пользу обитателям природы? Не обижаются ли на нас зимующие птицы за то, что мы подкармливаем их неправильной, не той пищей, которая нужна? Осенью насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной опять возвращаются в свои птичьи домики. Поселяются ли в наших домиках для птиц скворцы и синицы?

Наша задача – расширять знания о перелётных и зимующих птицах. Разбудить у детей и их родителей познавательный интерес к жизни природных обитателей, научить заботиться о них в любое время года, формировать практические природоохранительные умения.

Во время обсуждения с детьми темы «Перелётные и зимующие птицы» у детей возник ряд вопросов: почему птицы улетают на юг в разные периоды осени (одни раньше, другие позже)? Почему другие птицы остаются с нами зимовать? В результате проведения игры «Перелётные и зимующие птицы» выяснилось, что дети недостаточно хорошо знают птиц перелётных и зимующих, путают их названия.

Проблема: недостаточно сформированные знания детей о перелётных и зимующих птицах, их особенностях, бедный словарный запас по теме. Грамотно донести детям знания о перелётных и зимующих птицах,  заинтересовать их в понимании необходимости заботиться о птицах в любое время года.

Цель: создать условия для формирования представлений об особенностях жизни перелётных и зимующих птиц.

Задачи:         

- расширять представления детей об особенностях перелётных и зимующих птиц, закреплять знания об их внешнем виде;

- развивать память, зрительное восприятие, внимание;

- учить детей делать выводы, обобщать полученные знания;

- воспитывать чувство сострадания к зимующим птицам, формировать желание им помочь;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Участники проекта:воспитатель:  Каргина В.Б., дети, родители.

 Вид проекта:  Краткосрочный(20 .11.2023 -  24. 11.2023г.)

Тип проекта: информационно-творческий

Ожидаемые результаты проекта:

  • В процессе проекта у детей сформируется позитивное отношение к живой природе и в частности к птицам.
  • Классифицируют птиц на перелетных и зимующих.
  • Дети самостоятельно составляют небольшие рассказы о птицах.
  • Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).

Материалы и оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц, аудиозапись голосов и пения птиц, слайды, видеофильмы, книги и энциклопедии.

Конечный результат:

1) Выставки детских работ.

2). Изготовление кормушек для птиц.

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип учета возрастных особенностей;
  2. Принцип научности;
  3. Принцип доступности изучаемого материала;
  4. Принцип интегративности.

Методы и приемы:

  1. НОД, ООД;
  2. Игры (дидактические, подвижные).
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Целевые прогулки.
  5. Трудовая деятельность.
  6. Наблюдения.
  7. Беседы.

Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный (разработка проекта)

  1. определение проблемы и актуальности проекта;
  2. постановка цели и задач;
  3. определение технологий, форм и методов работы;
  4. сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
  5. работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;                       создание РППС.
  6. подбор картотеки дидактических игр по теме;
  7. подбор фонограмм с голосами птиц;                                                                             подбор художественной литературы по теме;
  8. изготовление дидактических пособий и атрибутов к играм по теме.

2 этап: практический (реализация проекта)

Образовательная область

Вид деятельности

Форма организации

Физическое развитие

Двигательная

  1. Подвижныеигры:

«Воробьи и кот»,

«Гуси-лебеди»,        

    «Совушка»

  1. Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка», «Птичья кормушка»

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

1.Дидактические игры:

«Кто лишний?»

«Раздели птиц на перелетных и зимующих»

«Составь картинку»

(разрезные картинки птиц)

«Улетает-не улетает» (игра с мячом)

2.Игры-загадки

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

«Покорми птиц»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

  1. Рисование птиц с использованием трафаретов.
  2. Обрывная аппликация «Синица»  
  3. Пластилинография                     «Синицы на ветке»

Музыкально-художественная

Прослушивание фонограмм: «Пение птиц», «Птичьи голоса»

Восприятие художественной литературы и фольклора

  1. Чтение художественной литературы
  2. Разучивание стихотворения

Конструирование

Конструирование «Кормушка для птиц»(из счетных палочек)

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская

1. Образовательная деятельность (ФЦКМ) «Перелетные и зимующие птицы»

Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями птиц.

Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных и зимующих птиц.

Рассматривание пера птицы через лупу.

Просмотр презентаций «Перелетные и зимующие птицы»

Речевое развитие

Коммуникативная

Беседы:

1. «Чем птицы отличаются от животных»

2. «Зимующие и перелетные птицы. Почему птицы улетают в теплые края?»

3. «Кто заботиться о птицах зимой? Чем питаются птицы»

Словесные игры:

1. «Назови ласково»

2. «Назови детеныша»

3. «Один- много»

4.«Узнай по описанию»  (использованиемнемотаблиц)

Работа с родителями:

Познакомить родителей с темой проекта

Привлечь родителей:

  • к совместной работе с детьми и воспитателем.
  • к изготовлению кормушек для зимующих

Закрепить знания детей о птицах

Предложить поиграть с детьми в игру «Назови птицу» (по дороге домой или с использованием картинок)

Пропагандировать родителей к заботливому отношению к птицам

Консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

3 этап: заключительный (обобщающий)

Планируемые результаты достигнуты.

Продукт проекта:

  1. По результатам работы совместно с детьми оформить альбомы перелетные и зимующие птицы.
  2. Оформление выставка кормушек «Поможем птицам зимой»

Заключение

Знания детей о птицах расширились. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих, умеют их классифицировать.

На протяжении реализации проекта «Зимующие и перелетные птицы» у детей сформировался активный словарь по данной теме. Дошкольники умеют описывать и рассказывать о внешнем виде птиц, их повадках, места обитания. Пользуются грамматически правильной речью.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, культура межличностного общения. Дошкольники стремились поделиться полученной информации.

                         Список используемой литературы

  1. Беме Р.Л., Динец В.Л., Флинт В.Е., Черенков А.Е. Птицы. Энциклопедия природы России. М.: ABF, 1998. С. 126.
  2. Зверева-Адреевская Е.Г., Монтазери О.Н., Игошина М.А. , «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г.
  3. Киреева Л.Г., Бережнова С.В.  «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель» , Волгоград 2008г.
  4. Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.
  6. Фесюкова Л.Б., Григорьева О.О. «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.
  7. "Энциклопедия для детей", изд. "Аванта+", Москва, 2010 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Перелетные и зимующие птицы»

Долгосрочный проект по познавательному развитию....

Проект информационно-творческий для детей старшей группы. «Зимующие птицы»

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недост...

Экологический проект «Перелетные и зимующие птицы»

Расширение представлений детей о птицах, зимующих в нашей местности, а также о птицах, которые улетают из нашего города....

Проект "Перелетные и зимующие птицы" для детей с ОВЗ

Краткосрочный проект "Перелетные и зимующие птицы" для детей с ОВЗ...

Проект "Перелетные и зимующие птицы"

Наша задача – расширять представления детей о птицах, зимующих в нашей местности, а также о птицах, которые улетают из нашего поселка, с их видами и особенностями; воспитывать жел...

Проект "Перелетные и зимующие птицы"

Проект. Перелетные и зимующие птицы...

Проект "Перелетные и зимующие птицы"

Проект "Перелетные и зимующие птицы" подготовительная группа...