Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная сила магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сэротэтто Мария Олеговна

Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

Обучающие:

-сформировать конкретные представления о магните, его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_opytno-eksperimentalnoy_deyat.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности

Тема: «Волшебная сила магнита»

Интегрируемые образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие.

Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

Обучающие:

-сформировать конкретные представления о магните, его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность;

-познакомить со свойствами магнита: притягивать предмет на расстоянии; магниты притягиваются друг с другом.

- формировать умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, любознательность, память, мышление, воображение; желание участвовать в проведение опытов, экспериментов.

Воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;

- воспитывать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности;

- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова магнит, магнетические, притягивать, магнитить, опыты, эксперименты.

Техническое оснащение: ноутбук, магнитофон.

Оборудование и материалы:

- коробки с железными, пластмассовыми, резиновыми, деревянными и другими предметами; лист бумаги, ткань;

- магниты на каждого ребёнка; скрепки;

- подносы, пластмассовые тарелочки;

- стеклянные банки с водой;

-колокольчик, коробка с подарками.

Ход занятия:

Звучит музыка, дети заходят в группу.

Воспитатель:

В круг скорее соберемся,

Дружно за руки возьмемся.

Наши умные головки (руками взяться за голову,

Будут думать много, ловко (раскачивают головой вправо,влево).

Ушки будут слушать (руками взяться за ушки,

Ротик чётко говорить (чётко проговорить эти слова).

Ручки чудеса творить (хлопки руками,

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся (дети улыбаются друг,другу)

-Ребята, я приглашаю вас сегодня побывать в волшебной стране открытий и чудес, где мы немножко станем волшебниками. Нам будет помогать наш волшебный колокольчик, (дети садятся на коврик).

1,2,3 - волшебство скорей приди! (воспитатель звенит в колокольчик)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на столе появилась коробка. Может быть она волшебная! Что же там может быть! Как вы думаете? Послушайте загадку.

Загадка о магните.

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

Любой с ним непременно,

Найдет иголку в куче сена.

Ответ: Магнит

(Воспитатель с детьми открывает шкатулку).

Воспитатель: Ребята, а что это за предмет?

Дети: Магнит.

Воспитатель: Что такое магнит? Откуда он взялся? Садитесь на коврик, я расскажу вам одну старинную сказку- легенду. (показ слайдов)

В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света возле огромной горы Ида пас овец пастух по имени Магнис. Однажды он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «Камнем Магниса» или просто магнитом. Так и появилось название «Магнит».

В природе магнит выглядит как обычные черные камни (слайд, а в руках человека он изменился и стал таким (показ слайдов).

Воспитатель: Сегодня мы проверим и узнаем о чудесных и интересных свойствах магнита, сами покажем нашим гостям, что умеет магнит. А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, свои результаты покажем на фланелеграфе.

Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Мы специально надели для этого фартучки.

-Что делают в лаборатории (опыты, эксперименты). Как надо вести себя в лаборатории?

Дети: Не кричать, не трогать без разрешения оборудование, работать только на своих местах, быть осторожными.

Важное дело эксперимент-

В нем интересен каждый момент.

Воспитатель: Я позвоню в колокольчик, а вы пройдите в лабораторию и сядьте за столы по двое (звонок). Итак, волшебство начинается!

Воспитатель: (предлагает взять кусочек магнита в руки, который лежит на листе бумаги).

-Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

А для того , чтобы начать наше занятие мы немножко разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Магнит пальцами берем. На ладонь его кладем

По ладони покатали, пальчики свои размяли.

Мышцы напрягаем и расслабляем.

Много секретов сейчас мы узнаем.

-какой магнит наощупь (холодный, твердый, тяжелый).

-какой по форме (круглый, прямоугольный, в виде колечка).

Воспитатель: Нам надо узнать какие предметы притягивает к себе магнит?

Опыт №1. Игра «Кавардак».

-Перед вами лежат на столе разные предметы. Малыши-шалуны играли, все предметы разбросали. Нам магнитик помоги, все на место разложи.

Воспитатель: Возьмём магнит и поднесем его к каждому предмету. Ребята, те предметы, которые магнит притянул, положите в желтую тарелочку, а те, которые нет-в розовую пластмассовую тарелочку. Приступайте!

Воспитатель: Ребята, расскажите, что у вас получилось? Какие предметы притянул магнит? (ключик, булавку, гвоздик, монетку, ножницы, скрепка). Почему? Из чего они сделаны? (железа). Предметы какие? (железные).

Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул (Пуговицу, кусочек ткани, деревянный карандаш, ластик). Почему?

Дети: Они не железные

- Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются магнетические. Ребята повторите за мной ещё раз это слово – магнетические.

Какой сделаем вывод? Предметы из какого материала притягивает магнит?

Вывод: Магнит притягивает только железные предметы. (показываем на схеме).

И так ребята идем дальше

Опыт №2. Действие магнита через разные материалы.

Воспитатель: (звенит в колокольчик)- Как вы думаете, сможет ли магнит притянуть предметы через бумагу? (рассуждения детей). Я вам предлагаю, положить на железные предметы лист бумаги и поднести к нему магнит. Что произошло?

Дети: Железные предметы магнитятся через бумагу.

Воспитатель:А еще ребята, давайте с вами накроем железные предметы кусочком ткани. Притянет или нет? Что произошло?

Дети: Железные предметы магнитятся через ткань.

Возьмите коричневый пластмассовый подносик. Положите на него скрепку, а снизу поводите магнитом. Что происходит?

Вывод: магнит действует через пластмассу, бумагу, ткань. (на схеме).

-Делать такие чудеса дело не из легких, поэтому в волшебных лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Воспитатель (звенит в колокольчик).

-Наш волшебный колокольчик говорит, что нам пора в лабораторию узнать немного больше о магните, его свойствах? (дети садятся за столы).

-Наши волшебные чудеса продолжаются. Я предлагаю с помощью магнита провести еще один опыт, узнаем, действует ли магнитная сила в воде.

(на столах стеклянные стаканы с водой, скрепки, магнит).

Опыт №4 Игра «Достань ключик»

- Буратино из сказки просит помочь ему достать ключик со дна озера. Нужно бросить скрепку-«ключик» в стакан с водой и достать ее с помощью магнита. Как это можно сделать?

-Делаем вместе со мной. Надо двигать магнит по стенке баночки вверх. Что мы видим? Скрепка-«ключик» следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.

Что мы узнали? Магнитная сила может действовать через стекло и воду. Поэтому мы легко достали скрепку из воды.

Вывод: Магнитные свойства сохраняются в воде. (на схеме показываем вывод).

Опыт №4 (скрепка на нитке и большой магнит).

«Порхание бабочки»

Воспитатель: Ребята магнит обладает магнетической силой. У маленьких магнитов она небольшая, а вот у больших магнитов большая. Давайте проверим. Я покажу вам чудо с большим магнитом.

Воспитатель держит пальцем нитку, к которой привязана «бабочка» со скрепкой и начинает магнитом поднимать «бабочку», она порхает над цветочками (полянка –аппликация из цветов).

Поднесите свои скрепки к моему магниту. Что происходит? Скрепки «прыгают» на магнит. Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнит может притягивать на расстоянии. (показать на схеме).

Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если соединить два магнита? (рассуждения детей). Попробуйте соединить два магнита друг с другом. Что происходит? (притягиваются). А теперь соедините их другой стороной. (отталкиваются).

Вывод: Магниты притягиваются друг к другу и отталкиваются друг от друга (схема).

Воспитатель: (звенит в колокольчик). С магнитом можно не только проводить опыты, но играть в веселые игры.

Я предлагаю вам игру «Магнитные гонки». Для этого мы разделимся на пары. Пара-это сколько? (двое). (Дети выходят на ковер).

Игра «Найди себе пару».

Под звенящий бубен дети двигаются в разных направлениях. На удар бубна быстро находят себе пару.

Вывод: Магнит оказывает свое волшебное действие не только через стекло, но и через более плотные предметы, картон коробки, и выяснили, что магниты притягиваются друг к другу.

Воспитатель -А где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?

Дети: (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитные фигуры. магнитный конструктор, магниты-держатели, игра «Рыбалка»).

Воспитатель: Молодцы! Вы были прекрасными волшебниками, делали настоящие чудеса с магнитом и узнали новое о магните.

-Ребята, мы совсем забыли про нашу волшебную коробочку. Заглянем? В нашей волшебной коробке для вас есть сюрпризы. Это игра «Рыбалка» и «Магнитный конструктор». Играть в них помогает магнит. Новые игры останутся у нас в группе, и мы обязательно проверим свойства магнита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его свойства» (старшая группа)

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Детское экспер...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его удивительными свойствами» (с использованием метода экспериментирования)

Конспект НОД, способствующий формированию у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы; Занятие объясняет детям через какие материалы воздействует магнит, знакомит их с мет...

Конспект НОД познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: "Сила тяготения"

Конспект НОД по познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет №8 «Мозаика» Сидорова Диана Алек...

Конспект оод по опытно - экспериментальной деятельности "Удивительные свойства магнита"

данный конспект разработан для педагогов старших группп по эспериментальной деятельности...