Познавательно-исследовательский проект "Кому нужна вода?" в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

Рощина Лариса Николаевна

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и направлен на получение и углубление знаний и представлений детей о значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komu_nuzhna_voda.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Кому нужна вода?

Авторы: дети старшей группы №9

Руководители проекта: воспитатели

Рощина Л.Н., Орлова О.В.

Москва,2023г

Описание проектной деятельности:

Тема проекта: «Кому нужна вода?»

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

Сроки реализации:13.11.2023 – 24.11.2023

Участники проекта: дети старшей группы №9, воспитатели, родители

Руководители проекта: воспитатели Рощина Л.Н., Орлова О.В.

Введение.

Формирование экологической культуры предполагает воспитание правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, способности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться.  

Актуальность:

Ребенок – это самый любознательный человек на свете. В дошкольном возрасте он активно познает окружающий мир и свойства предметов, стремится экспериментировать, самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и направлен на получение и углубление знаний и представлений детей о значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.

Поставлен вопрос:

Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека?

Проблема: 

Дети имеют недостаточное представление о значении воды в жизни живых существ.

Объект исследования: вода

Предмет исследования: значение воды для жизни человека, животных, растений.

Цель:

Формирование элементарных естественно-научных представлений детей об объектах неживой природы.

Формирование знаний о значении воды для всего живого.

Задачи:

Создавать условия для реализации детьми исследовательских проектов.

Развивать познавательно-исследовательский интерес, умение понимать познавательную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать).

Создавать условия для детского экспериментирования.

Учить наблюдать, развивать любознательность.

Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его

исследования.

Гипотеза:

Действительно ли всем живым существам на Земле нужна вода?

Методы исследования: наблюдение, сбор информации, исследование, экспериментирование

Предполагаемые результаты:

Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности путем экспериментирования.

Выводы: 

Реализация проекта «Кому нужна вода?» осуществлялась в процессе организации совместной деятельности родителей, педагогов и детей. Опытно - экспериментальная деятельность проходила в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствовало развитию у детей познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умения доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.

Во время работы над проектом дети с помощью родителей и педагогов смогли ответить на вопрос:

Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека?

В ходе проекта дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. Так же значительно обогатился словарь, сформировались некоторые опытно-исследовательские навыки.

Проект научил приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения, делать выводы.

В ходе работы над проектом выяснилось, что ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

Подтвердилась гипотеза о том, что всем живым существам на Земле нужна вода.

Детьми сделаны следующие выводы:

Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи, для полива и выращивания растений, мытья посуды, уборки, ухода за животными, умывания. Вода необходима всему живому на Земле.

Работа над проектом помогла детям понять, что вода необходима всем живым существам – людям, животным, птицам, насекомым, растениям.

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.Подготовительный.

1.Выявление

проблемы.

2. Определение целей, задач, содержания проекта

1.Чтение экологической сказки «Все живое нуждается в воде» (Приложение 1)

2. Беседа с детьми на тему «Кому и для чего нужна вода?»

3. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.

Обсуждение. Необходимость проверить опытным путем, нужна ли вода для жизни растений.

Дети предлагают провести опыт с букетами цветов, чтобы убедиться действительно ли без воды букет завянет.

1. Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека?

2. Что бы вы хотели узнать о воде?

II.Организация работы над проектом.

1.Беседа с детьми о том, где можно найти информацию.

Подбор стихов, сказок, игр

Подбор материалов для экспериментальной деятельности с детьми

2.Задание детям совместно с родителями сделать фото «Как мы используем воду дома?»

Рекомендации детям и родителям по работе над проектом.

Предлагают пути поиска решения проблемы:

-спросить у родителей, бабушек, дедушек;

-найти информацию в книгах, энциклопедиях;

- в интернете

Рассматривание и обсуждение фотографий.

III. Практическая деятельность по решению проблемы.

1.Работа над проектом:

Рассматривание иллюстраций в книгах и энциклопедиях,  просмотр слайдов.

Чтение художественной литературы, загадки, пословицы и поговорки о воде.

Опыты и эксперименты с водой.

Эксперименты с водой.

Наблюдение за растениями в емкостях с водой и без воды. Выводы.

Подготовка к презентации проекта.

IV. Презентация проекта

1. Деятельность детей по подготовке к презентации.

Формулировка вывода о решении проблемы.

1.Презентация проекта

2. Что нового узнали? Какая работа проведена, чтобы мы могли ответить на поставленные вопросы?

3.Выводы.

Методическая литература: 

1. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском салу». Пособие для работников дошкольных учреждений – МТЦ Сфера, 2003 г.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Мозаика-Синтез, 2010-112с.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников- М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Николаева С.Н. «Юный эколог»: программа воспитания экологической культуры детей. – Новая школа, 1999г.

5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». 2001г. – Волгоград, Учитель,2010г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Все живое нуждается в воде». 

Экологическая сказка

Жил-был Заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь. Но Зайцу это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет Заяц и вдруг, ему навстречу Ёжик-ни головы-ни ножек.

- Здравствуй, Ёжик! Ты что такой грустный?

- Здравствуй, Зайчик! А чему радоваться? Посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное.

- Ёжик, представь, что было бы. Если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце?

- Было бы здорово гулять, петь песни, веселиться!

- Ага, Ёжик, как бы не так! Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое погибнет!

- Да ну, Заяц! Я тебе нем верю!

- А давай проверим?

- И как это мы будем проверять?

- Очень просто. Вот держи, Ёжик, букет цветов. Это тебе подарок от меня.

- Ой, спасибо, Зайчик! Ты настоящий друг!

- Ёжик и ты мне цветы подари.

- Да запросто. Вот держи!

- А теперь, Ёжик, пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты, Ёжик, тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай.

- Хорошо, Заяц. До свидания.

Прошло три дня. Заяц как обычно, вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет Зайчик и вдруг на встречу ему Ёжик-ни головы-ни ножек.

- Ёжик, ты опять грустишь? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться.

- Да чему, Зайчик, радоваться? Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок!

- Ёжик, а ты понял, почему они засохли?

- Конечно, понял. Я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды.

- Да, Ёжик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения, деревья. Поэтому нужно радоваться всему: и солнышку и дождику.

- Зайчик, я все понял! Спасибо тебе! Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Презентация проекта (сценарий).

СЛАЙД 1, 2: Старшая группа №9 представляет познавательно-исследовательский проект  «Кому нужна вода?»

СЛАЙД 3: Наши воспитатели прочитали нам сказку «Все живое нуждается в воде». В сказке Заяц и Ёжик подарили друг другу букеты цветов и договорились, что Заяц поставит свой букет в воду, а Ёжик оставит букет без воды. И что же тогда будет?

Нам тоже захотелось провести такой эксперимент.

Мы поставили один букет в воду, а другой в пустой стакан. И наблюдали. Через 3 дня букет без воды завял.

СЛАЙД 4: Так же без воды завяли отростки хлорофитума.

СЛАЙД 5: С луковицей в стакане без воды ничего не происходит.

А луковица в воде ожила: сначала появились корни, а потом ростки.

СЛАЙД 6: Дома мы тоже поливаем цветы, чтобы они не погибли.

Растениям вода нужна для жизни и роста.

СЛАЙД 7: Дома мы все пользуемся водой: пьем воду, умываемся, купаемся. Мама готовит пищу, моет посуду, стирает белье.

Значит, человеку тоже нужна вода.

СЛАЙД 8: Вода нужна для ухода за домашними животными.

СЛАЙД 9: Животные не только пьют воду и плавают в ней, некоторые из них живут в воде постоянно.

СЛАЙД 10:

Мы сделали вывод: Вода нужна всем живым существам — людям, животным, птицам, насекомым, растениям.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми ЗПР (старшая группа)

.Развивать познавательный интерес, желание включаться в исследовательскую деятельность, направленную на выявление причинно-следственных связей  предметов и явлений....

Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"

«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...

Конспект НОД познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в старшей группе

Продолжать учить детей конструировать разнообразные постройки...

Непосредственная образовательная деятельность Познавательно исследовательская деятельность "Экологический брейн-ринг" Старшая группа

Цели НОД: систематизировать знания детей о животных.Задачи:Развивающие:Развивать речевое логическое мышление.Развивать связную монологическую и диалогическую речь.Образовательные:уточнить назван...

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФЭМП В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У МОРОЗА ИВАНОВИЧА"

Да хороши забавы зимние! А вечерами, когда крепчают морозы и зимние вечера становятся длиннее, чтобы скоротать время, народ придумывал и рассказывал сказки. Какие русские народные сказки про зиму вы з...