Проект «Хлеб – всему голова»
проект (старшая группа)

Сычева Олеся Александровна

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы.

Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_starshey_gruppe-hleb_vsemu_golova.docx241.87 КБ

Предварительный просмотр:

                Проект «Хлеб – всему голова»

                      Старшая  группа № 9 «Пчёлки»

Паспорт проекта

1.Название проекта: «Хлеб – всему голова».

2.Вид проекта: познавательно-исследовательский.

3.Продолжительность проекта: краткосрочный (с 24.10 по 28.10.2022 г.).

4.Цель проекта: формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол.

5.Задачи проекта

- Образовательные:

• формирование представлений о выращивании хлеба;

• расширить знания у детей о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека;

• обратить внимание на содержание труда людей.

- Развивающие:

• развивать способность детей давать эстетические оценки и высказывать суждения;

• развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь. 

- Воспитательные:

• воспитывать у детей бережное отношение, уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Возраст участников проекта: дети от 5 до 6 лет.

Состав проектной группы: воспитатель, дети старшей группы № 9 родители воспитанников.

Задачи для педагога:

• составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности;

• оказывать детям помощь в выявление проблемы, в поиске ее решения.

Задачи для родителей:

• ознакомление детей с художественной литературой.

•изготовление хлебобулочных изделий для чаепития.

6. Разработка проекта:

•Довести до детей и их родителей важность проекта.

• Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу.

• Подобрать материал для игровой деятельности.

7. Актуальность проекта:

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы.

Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. Формированию представления у дошкольников о труде хлебороба, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым приготовлением

Предполагаемый результат: Обогащение знаний детей о том, как хлеб попадает на стол; кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его; знакомство с профессиями людей, участвующих в процессе изготовления хлебобулочных изделий; воспитывается бережное отношение к хлебу; понимание взаимосвязи «человек-природа».

Планируемые результаты: развития интегративных качеств дошкольника: проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх, отвечает на вопросы педагога, проявляет интерес к окружающим предметам разной формы, проявляет положительные эмоции при физической активности.

8.Формы реализации проекта:

беседы с детьми;

игровая деятельность;

выполнение работ занятия по познавательному развитию;

по художественно-эстетическому развитию.

Этапы работы над проектом:

1 этап. Подготовительный:

  • подбор и изучение методической литературы;
  • разработка конспектов и консультаций для родителей;
  • создание развивающей среды.

 2 этап. Практический:

  • проведение занятий;
  • организация деятельности детей.

3 этап. Заключительный: 

  • презентация проекта.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, - М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

-  Григорьева Г.Г. Играем с малышами.

- Гербова В.В. занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.

- Е.Трутнева «Дождик, дождик, поливай – будет хлеба каравай».

- К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка».

-Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».

 -И. Токмакова «Что такое хлеб».

-Сказки: «Колобок», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок».

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1.Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

2.Оформление папок – передвижек для родителей «Хлеб – всему голова».

3.Консультация: «Берегите хлеб».

4. Предложить родителям найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе вместе с детьми.

5. Занятие по лепке «Крендель».

6.Развлечение «Колобок румяный бок». Чаепитие с хлебобулочными изделиями.

ПЛАН реализации проекта

День недели

Тема

Цель

Понедельник

24.10

Комплекс утренней гимнастики «Зернышки» (приложение №1)

Конспект занятия по развитию речи «Хлеб — всему голова»

(приложение № 2)

Обогащать представления детей о процессах выращивания хлеба, о профессиях людей, выращивающих хлеб.

Учить образовывать прилагательные и родственные слова к слову «хлеб». Упражнять в умении произносить слова сложной слоговой структуры (комбайнер, тракторист, хлебопек). Побуждать детей отвечать на вопросы, пополняя словарный запас. Закреплять знания о продуктах питания. Обогащать и активизировать словарь.

Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов, бережному отношению к хлебу.

Вторник

25.10

Беседа «Хлеб – всему голова»

(Приложение № 3)

Рассматривание и сравнение зерен пшеницы, ржи, овса.

Дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знание о долгом   пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Среда

26.10

Занятие по рисованию «Колоски» (нетрадиционная техника рисования – ватными палочками)

(Приложение № 4)

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.

Четверг

27.10

Занятия по лепке из солёного теста «Крендель»

(Приложение №5).

Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

Пятница

28.10

Досуг «Колобок — румяный бок» (Приложение №6)

Презентация

Закрепить знания детей о последовательности героев, которых Колобок повстречал на своем пути;

Развивать речь детей, с помощью кукольного театра, совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;

Приложение 1

Утренняя гимнастика «Зернышки»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Доставить детям радость.Поднять эмоциональный и мышечный тонус.

Давайте представим, что мы зернышки

Зернышко какое? (маленькое) Покажите (показ руками)

Мы тоже маленькие (приседаем)

Зернышко посадили в землю (показ руками)

Садим в землю зернышко

Зернышко растет медленно

Выше, выше, выше (приподнимаемся), встаём.

Вот какие колоски высокие (тянем руки вверх).

Колоски тянут ручки к солнышку

Подул на колосочек ветер (машем руками),

Ветер дует нам в лицо (качаемся).

Закачался колосок

Ветер тише, тише, тише (встаем на носочки).

Колосок всё выше, выше, выше

Приезжали комбайны (показать движения).

И срезали колоски

Приехали машины

Повезли зерно на мельницу

Зерна мелют на муку

Получилось много муки

Из муки пекарь печёт пироги.

Приложение 2

Беседа «Хлеб всему голова»

Цель: дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знание о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

 Задачи:

Образовательные:

- Уточнить представление о хлебе, продолжать обогащать представление детей о профессиях.

Развивающие:

-  Развивать любознательность детей, мышление, мелкую моторику.

Речевые: 

- Обогащать словарь: хлеборобы, агроном, тракторист, комбайнер, грузчик, мукомол, пекарь.

Воспитательные: 

- Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить.

Демонстрационный материал: Иллюстрации, изображающие пахоту, сев, хлеб растет, жатва, помол зерна, приготовление теста, в печи, на прилавках.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстраций и беседа с ним, физкультминутка «Печём пироги»,

анализ, подведение итога.

Ход беседы

Воспитатель. Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в чудесный магазин «Колос».

Посмотрите, как много хлебобулочных изделий!  Давайте, назовём их. (Ответы детей)

-Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зёрна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, из муки месить тесто.

Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользовался почётом и уважением. Даже пословицы сложили. Всем нам знакомые слова: «Хлеб - всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб на столе, как и стол - престол, а хлеба ни куска, то и стол - доска».

— Раньше, дети, хлеб пекли только ржаной (чёрный). Люди говорили: «Ржаной хлебушка - калачу дедушка».

                                               

«Каравай»

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Чёрный хлеб на столе-

Нет вкусней на земле.

(Погореловский.)

-Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы и т.д.  И такой хлебушек давали по маленькому кусочку (125г) на весь день. Люди понимали, что хлеб — это их жизнь.

— Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь хлеб прошёл долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А вы знаете, дети, кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)

«ХЛЕБ».

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Я.Аким.)

-На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом.

— Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба.

 Агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.

— Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберёт сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.

                                   Руки человека

                        Я помню, как руки трудились упорно,

                       Чтоб в землю посеять янтарные зёрна.

                                                                 (Я. Дягутите.)

— Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца. Растут всё лето под привольным ветром всё лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжёлыми. Новые заботы у хлебороба, как бы колосья не сломались и не полегли.

-С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время, осыплется зерно, пропадёт урожай. От комбайнёров тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

 -Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, комбайнёра, шофёра, мельника, пекаря, продавца и т. Д.)

— Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь? А вы помогали им? А сейчас, дети, мы с вами испечём пироги своими руками и заодно отдохнём.

 Физминутка «ПЕЧЁМ ПИРОГИ»

Засучили рукава - всыпали муку - налили воду - добавили соль - взбили яйцо- перемешали - побили тесто- раскатали- нарезали- налепили пирожков- разложили на противень- поставили печь- испекли- понюхали- взяли все по пирожку- съели.

Воспитатель: Ребята, что вы узнали сегодня?

Дети: узнали, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, почему хлеб – всему голова.

                                                                                                               

                                                                                                                Приложение 3

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

 «Хлеб — всему голова»

Цель: обогащать представления детей о процессах выращивания хлеба, о профессиях людей, выращивающих хлеб.

Задачи: учить образовывать прилагательные и родственные слова к слову «хлеб». Упражнять в умении произносить слова сложной слоговой структуры (комбайнер, тракторист, хлебопек). Побуждать детей отвечать на вопросы, пополняя словарный запас. Закреплять знания о продуктах питания. Обогащать и активизировать словарь.

Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов, бережному отношению к хлебу.

Материалы: корзинка с хлебобулочными изделиями, картинки с изображением людей и машин, участвующих в процессе выращивания и изготовления хлеба, магнитная доска, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе стоит корзина. А вы знаете, что в ней? Может будут какие-то предположения, что там может быть (Ответы детей). Я предлагаю вам закрыть глаза и понюхать то, что там лежит. (Воспитатель подносит кусочек хлеба к носикам детей) Чем пахнет? Давайте проверим. (Дети открывают глаза и убеждаются, что это хлеб)

Вот он – хлебушек душистый,

Вот он – теплый, золотистый,

В нем здоровье, наша сила,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло. (С. Погореловский)

Воспитатель: посмотрите, в корзине ещё что- то лежит. Что это? (Дети перечисляют) Одним словом все это называется хлебобулочные изделия.

Хлеб, батон, пирог и булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют. (П. Качанов)

Воспитатель: чтобы попасть на стол, хлеб проделывает большой путь. Много людей трудится в поле и помогают им машины-помощники, которыми управляет человек.

На комбайне работает (кто)- комбайнер.

На тракторе работает (кто)- тракторист.

На грузовой машине работает (кто)- шофер.

На мельнице работает (кто) -мельник.

На пекарне работает (кто) -пекарь.

А одним словом, их всех можно назвать -хлеборобы.

Пальчиковая гимнастика «Откуда хлеб пришел».

К Жене гости прибежали, Пальцы бегут по воздуху.

Все друг другу руки жали. Рукопожатие.

- Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди здороваются с

- Здравствуй, Жанна! большими пальцами обеих рук.

- Рад, Серёжа!

-Рад, Снежана!

- Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить пирожок.

- Может, коржик? Показать раскрытые ладони.

- Иль, рожок? Пальцы сложить в виде рожка.

Вот драже вам на ладошку, постучать по ладони одной руки

кончиками пальцев другой руки,

Всё берите понемножку. Двумя пальцами – большим и

указательным, большим и средним и

С ручек все стряхнули крошки энергично встряхнуть кистями рук.

И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.

Воспитатель: и только потом хлебобулочные изделия попадают в магазин.

Ребята, в магазин привозят одну булку? (Нет). А сколько? (Много)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Один- много»

Одна булка, а много -булок.

Один торт, а много- тортов.

Один бублик, а много -бубликов.

Один сухарь, а много -сухарей.

Одна ватрушка, а много -ватрушек.

Один блин, а много -блинов.

Один пирог, а много -пирогов.

Одна сушка, а много -сушек.

Один калач, а много -калачей.

Один батон, а много –батонов.

Один колос, а много –колосьев.

Воспитатель: предлагаю вам произнести чистоговорки о хлебе.

Артикуляционная гимнастика.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

Жок-жок-жок — это пирожок.

Шки-шки-шки - мы любим пирожки.

Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.

Воспитатель: Хлеб бывает разный. Это зависит от того, из какой крупы он выпечен.

Дидактическая игра “Какой?”

Из пшеницы хлеб (какой) – пшеничный.

Из кукурузы хлеб (какой) – кукурузный.

Из ржи хлеб (какой) – ржаной.

Из овса хлеб (какой) – овсяный.

Из гречки хлеб (какой) – гречишный.

Воспитатель: Ребята, опишите хлеб.

Хлеб (какой)- мягкий, свежий, пышный, ароматный, душистый, тёплый, вкусный, чёрный, белый.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам превратиться в колоски.

Физкультминутка.

В землю зёрнышко попало, (Приседают)

Прорастать на солнце стало (Руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (Медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И, красавцем обернулся. (Делают поворот)

Воспитатель: у слова «хлеб» много родственных слов. Я предлагаю вам поиграть.

Игра с мячом. (Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю).

Назови хлеб ласково (хлебушек)

Крошки хлеба какие? (хлебные)

Квас из хлеба как называется? (хлебный)

Прибор для резки хлеба? (хлеборезка)

Посуда для хлеба? (хлебница)

Кто выращивает хлеб? (хлебороб)

Кто печет хлеб? (хлебопек)

Назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)

Как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия)

Воспитатель: Ребята, помогите мне выложить картинки по порядку и объяснить, что было сначала, что – потом, составить рассказ.

Дидактическая игра «Что сначала – что потом».

На столе лежат картинки -зерно, тракторист пашет землю, колосья, комбайн, мельница, печка, каравай.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А у меня для вас вкусный сюрприз. (Вносит поднос с пирожками)

Пироги же - хлеб особый,

Их на праздник подают,

А готовят всё со сдобой

И с начинкою пекут.

Позову же я ребят,

По пирожку пусть всё съедят! (И. Коньков)

                                                                                                                                                Приложение 4

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию ватными палочками в средней группе на тему «Колоски»


Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - ватными палочками.
Задачи:
Образовательные:

- Знакомить с нетрадиционной техникой - рисование ватными палочками,
формировать чувство композиции;

- закреплять знание цветов;

- расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать.
Развивающие:
- Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге,

- развивать мелкую моторику рук,

- развивать внимание и мышление.

Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.

Предварительная работа: рассматривание колосков, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: альбомный лист, ватные палочки, гуашь жёлтого цвета, салфетки, игрушка – петушок.

Ход занятия

- Ой, ребята, кто-то к нам стучится? И кто же к нам пришёл в гости? (дети отвечают) (Петушок)

- Ребята, посмотрите, петушок почему-то расстроен. А расстроился он ребята, потому он нашел только один колосок. Дело в том, что у Петушка скоро день рождения и ему нужны колоски, чтобы из них сделать муку и испечь каравай.

- А может Петушок, из одного колоска сделать каравай? (Нет)

- Почему? (В одном колоске мало зернышек, а значит получиться мало муки)
- Как же помочь Петушку?
(Подарить ему колоски)

- А как мы можем сделать много колосков? (вылепить, нарисовать, вырезать)
- Посмотрите на стол, и вы узнаете, чем мы будем работать и что делать (рисовать)
- Давайте мы сегодня с вами сделаем много колосков. Вот посмотрите, какие они, какая форма у зернышек, какой цвет, как они расположены, их размер?
(Рассматривание колосков, трогают ручками, и отмечают: форма зернышек овальная; цвет – желтый, светло коричневый; расположены - один за другим; размер – маленькие).

- Каждый из вас нарисует колоски и подарит их петушку. Согласны?
- Прежде чем начать давайте разомнёмся немного.

Физкультминутка «Колосок».

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели).

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются и поднимают руки).

Много-много зернышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперед).

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели).

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а вот, сколько их растет (взялись за руки в кружок).

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим).

Как один я, столько хлеба соберу (развели руки в сторону).

На моей ладошке хлебное зерно (показали на ладошке зерно).

Посажу-ка в землю, пусть растет оно (присели на корточки).

- Теперь ребятки проходим за столы, давайте вспомним, как надо сидеть, когда рисуем.

- Посмотрите, какие шаблоны у вас на столах.

- Итак, берём в руки ватную палочку, слегка её мочим в водичке, лишнюю капельку отжимаем о край стаканчика, набираем гуашь.
- Находим середину стебля и ставим точку.

- От этой точки вверх по разные стороны стебелька рисуем кармашки, в которых находятся зёрнышки. Прикладываем ватную палочку к бумаге и сразу же убираем. Получается ровный, красивый отпечаток.
- Но по одному колоску будет мало, давайте нарисуем ещё по два колоска, получится у нас по три колоска – букетик.

Воспитатель рисует на мольберте и комментирует.
Дети рисуют самостоятельно по образцу.

— Вот что получилось (образец, работы детей).

— Вот теперь Петушку хватит и на каравай, и на пироги.
Петушок любуется работами детей, хвалит ребят и благодарит их за помощь!
Петушок говорит: «Спасибо ребята за колоски, теперь мне пора домой, до свидания».

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                Приложение 5

Конспект занятия по лепке из солёного теста в средней группе «Крендель»

Задачи:

1. Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.

2. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.

3. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

Предварительная работа:

Рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (с родителями) Просмотр мультфильмов «Берегите хлеб». «Три котёнка». Беседа «Как хлеб растят», «Работа пекаря». Показ видеопрезентации «Как хлеб пекут»

Ход:

Игра «Поймай и назови»

Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие. Ребята, сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли пекаря. Воспитатель обращает внимание на то. что можно самим изготовить атрибуты к играм, в данном случае сюжетно-ролевую игру «Магазин».

Педагог задаёт т вопросы:

- Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?

- Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс).

- Где растёт хлеб? (в поле) Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)

- Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)

- Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)

- Что дальше происходит с зерном?

С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

- Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)

Вот сегодня мы будем пекарями, будем изготавливать хлебное изделия своими руками. Дети рассматривают картинки с изображением хлебных изделий.

Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут!

(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят

По кусочку все съедят.

(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

(Бублик)

Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

- Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Педагог предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить. Напомнить различные приёмы лепки. Если дети задумали вылепить

1. Торт, то педагог объясняет детям, что нужно скатать толстую лепёшку и вырезать из неё часть как будто вы отрезали себе кусочек торта. Торт сверху можно украсить вылепленной из солёного теста вишенкой или свечкой.

2. Для того, чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба.

3. Хлебную соломку лепим путём раскатывания теста прямыми движениями рук.

4. Бублики и баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы). Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.

5. Печенье, пряники раскатываем тесто круговыми движениями, и сплющиваем шарик.

(Выполнение работы детьми)

4. Итог занятия

- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

- Как нужно относиться к хлебу?

- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

В конце занятия педагог вместе с детьми рассматривает изделия, выделяет лучшие и оставляет сушиться для того, чтобы на следующем занятии раскрасит изделия.

Приложение 6

Конспект досуга «Колобок — румяный бок»

Цели: 
- закрепить знания детей о последовательности героев, которых Колобок повстречал на своем пути;

- организация активного отдыха детей.

Задачи:

- развивать речь детей, с помощью кукольного театра, совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;

- развивать память, мышление, воображение;

- доставить детям радость, вызвать положительные эмоции.

Ход мероприятия

Воспитатель: помните сказку о Колобке? Непослушный был Колобок. Куда он сбежал? Кого встретил? И попал в беду. Давайте сегодня пойдем вместе с Колобком гулять, от беды уберегать. 

Показ кукольного театра.

Заяц: Колобок, Колобок! Я тебя съем.

Воспитатель: Дети, давайте спасать Колобка. Что мы скажем зайчику? (Ответы детей) Если ты, зайчик, голодный, это не беда! Мы тебя накормим. Мы знаем, что ты любишь. Ребята, что же любит кушать зайчик? (Ответы детей) Все верно.

Воспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, теперь вот в этой корзинке овощи, которые любит кушать зайчик.

Заяц доволен, дети прощаются с ним и вместе с Колобком отправляются дальше.

Вдруг навстречу волк — зубами щелк.

Волк: Колобок, колобок, а я тебя съем!

Воспитатель. Я знаю! Ты совсем не голодный, а тебе просто скучно одному. Ребята, а может, мы поиграем с волком? (Ответы детей)

Проводится подвижная игра «Найди себе пару».

Волк: Какая замечательная игра. Спасибо, что научили в нее играть. Всех своих друзей научу в лесу играть в такую веселую игру. До свидания!

Катится колобок, а навстречу ему медведь, да как начал реветь. Колобок испугался, думает, что медведь хочет его съест.

Воспитатель. Подожди, Мишенька, не реви, слушай, что мы тебе предложим. Давайте, дети, угостим Мишу медом. Любишь, Мишенька, мед?
Медведь: Еще как люблю.

Воспитатель: Ребята, нам нужно хорошо с Вами посмотреть, куда же мы припасли с вами бочонок с медом. (Дети ищут бочонок с медом)

Медведь: Ох, какой вкусный медок. Спасибо ребята! До свидания!

Катится колобок дальше и видит, сидит Лиса на пенечке.

Лиса: вот я и дождалась! Скучно мне. Теперь я съем Колобка.

Воспитатель: не ешь его, он тебе песенку споет. Ребята, давайте поможем нашему Колобку спеть песенку (Дети поют вместе с воспитателем.)

Лиса: Колобок, сядь мне на нос. Что-то я плохо слышу, как ты поешь.

Воспитатель: Ребята, можно Колобку садиться на носик к Лисичке? (Ответы детей) Нет, конечно! Лучше громко сами споем песенку.

Воспитатель: Ребята, может, мы с вами покажем Лисичке, как мы умеем танцевать? (Ответы детей)

Танец  Кукутики «Колобок – румяный бок»

Воспитатель: Ребята – мы сегодня с Вами большие молодцы, мы вспомнили всех героев, которых на своем пути повстречал Колобок.

Заключение. В процессе работы над данным проектом дети узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас столе, как дорого он достаётся, каким нелёгким трудом выращивается. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. А самое главное дети поняли, почему так - говорят: «Хлеб – всему голова» (потому что Хлеб занимает главное место на столе, без него не обходиться ни один приём пищи)

Вывод. Данный проект способствовал систематизации знаний детей по теме «Хлеб – всему голова», привлечению родителей к образовательному процессу. А также использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению качества образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)

Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....

КВН "История хлеба!" в рамках проекта "Хлеб - всему голова!"

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические предсталения о природе; расширять кругозор, словарный запас, развивать связную речь; активизировать внимание и память, развивать логическ...

Проект «Хлеб - всему голова, слава хлебу и хвала!»

Данный проект рассчитан на детей подготовительной группы. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с...

Проект в подготовительной группе Проект «Хлеб- всему голова»

                                                    ...