«Достопримечательности родного города Каргата»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бурбилова Татьяна Григорьевна

Сценарий реализации культурной практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota_burbilova_tatyana_grigorevna.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

Региональный профессиональный конкурс «Лучшая методическая разработка по краеведческому образованию детей в ДОО Новосибирской области»

Номинация 2: «Достопримечательности родного города Каргата»

Конкурсная работа

воспитатель высшей квалификационной категории

Бурбилова Татьяна Григорьевна

Каргат, 2021г.

Сценарий реализации культурной практики

Название культурной практики

Виртуальная экскурсия

Возраст детей

5-6 лет

Тема (с указанием культурного(-ых) объекта (-ов))

Достопримечательности родного города Каргата («Парк Культуры и Отдыха», «Храм пророка Ильи», Дом Культуры им. М. Горького, Стадион, ЖД Вокзал).

Задачи реализации

Задачи:

Образовательные(направлены на формирование компетенций ребенка):

  • Формировать базовые навыки ориентирования в общественных местах.
  • Расширять представление о необходимых для человека службах.
  • закреплять знания детей о понятии «достопримечательность», умение рассказывать о достопримечательностях родного города;
  • продолжать знакомить с родным городом Каргат, его достопримечательностями, учить узнавать их на фотографиях;
  • Формировать любовь и интерес к малой Родине
  • активизировать словарь;
  • привлечь внимание детей к данной теме с помощью современных компьютерных технологий

Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т.ч. речи):

  • развивать умение общаться со взрослыми в различных жизненных ситуациях.
  • развивать внимательность в незнакомых местах;
  • развивать связную речь, расширять словарный запас;   
  •  наблюдательность, внимание, память, мышление, восприятие;
  • развивать общую моторику;

Воспитательные(направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):

  • воспитывать любовь к родному городу, улице, дому, желание видеть их красивыми, чистыми;
  • воспитывать у детей любовь и чувство гордости к родному городу;
  • воспитывать интерес к родному городу;
  • воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Материалы и оборудование

Наглядные (демонстрационный материал): фотографии с видами родного города, игрушка Каргатёнок, обруч с ленточками для игры «Карусель».

Технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы, музыкально-литературные средства: интерактивная доска, презентация «Достопримечательности родного города», звуки работающего мотора автобуса, звуки улиц, аудио запись  песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края…», песни о родном городе Каргат, «День Победы», церковный звон «Венчальные колокола».

Раздаточные материалы: листы бумаги, кисти, краски или гуашь, мелки, цветные карандаши, фломастеры.

Предварительная работа

Беседы о городе,чтение художественных произведений о родном городе, рассматривание иллюстраций, фотографий, буклетов о городе Каргат. Рассказ воспитателя об экскурсоводе.Изготовление из бумаги макетов домов; изобразительная деятельность - «Любимый город», «Моя улица». Игра «Мы экскурсоводы». Дидактические игры о городе. Слушание песен о родном городе: А. Беляк «Этот город с названьем Каргат», А. Наумов « Каргат».

Место проведения

Групповая комната

Ход реализации культурной практики

Ребята, вспомните, как называется наш город, в котором мы живём? Правильно, Каргат. А все его жители, т. е. мы, – это… (Ответы детей). Правильно, каргатцы. Нам с вами очень повезло, что мы живём в таком замечательном городе. Здесь много построено для того, чтобы нам жилось хорошо.

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по родному городу Каргат. Познакомимся с достопримечательностями города. Что означает слово достопримечательности?

Это место, куда могут приходить люди, чтобы отдохнуть, полюбоваться на красивый дом, памятник. Их показывают гостям. Это красивые и памятные места, которые украшают город и которыми гордятся горожане.                                                                                                                А какие достопримечательности в нашем городе знаете вы? Молодцы!

Давайте отправимся на экскурсию. Ребята, а как вы думаете, на чём можно отправиться на экскурсию по городу? А на каком транспорте мы поедем, решать вам. Значит, решили, на автобусе.

Где взять автобус?

Из чего мы можем сделать автобус?

Игровая ситуация «Построим автобус».

Воспитатель предлагает занять места в автобусе.

Молодцы, ребята! Вы все очень быстро нашли свои места, и мы немедленно отправляемся  в путь! А кто из вас знает правила безопасного поведения в автобусе? (Задание «Правила безопасного поведения в автобусе»).

- Не толкаться, не запрыгивать на ходу, не мешать другим людям, держаться рукой за поручень или за специальные подвески; нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, она может случайно открыться, не отвлекать водителя во время движения, входить и выходить из автобуса разрешено после полной остановки, нельзя высовываться в окна во время его движения, а также выбрасывать мусор и другие предметы.

Двери закрываются,

Автобус отправляется.

Мы в автобус всей гурьбой

Сели прокатиться.

Наш автобус голубой по дороге мчится.

Посмотрите, кто это к нам идет? Это же Каргатёнок.

Педагог демонстрирует игрушку – Каргатёнка. Каргатёнок вместе со мной будет в качестве экскурсовода.

Ребята, а вы знаете кто такой экскурсовод?

Это человек, который сопровождает экскурсии и рассказывает обо всём увиденном.

Отправляемся.(Звук работающего мотора автобуса). А мы будем рассказывать вам о достопримечательностях нашего замечательного города.

1.Первая остановка - «Парк Культуры и Отдыха» (показ фото-слайда).

Что делают люди в парке? (Сидят на лавочках – отдыхают, играют с детьми). В парке растут деревья, поют птицы. Выходим из автобуса и идем тихонько, чтобы не спугнуть птичек с веток. А давайте их изобразим.

Физминутка.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем: крылья сложили назад.

Ребята, а кто знает правила поведения в парке, в городе?

На слайде появляются картинки, на которых изображены дети, нарушающие правила. Предлагает ребятам посмотреть их и назвать верные правила.

Правильно! Вы много знаете о том, что нельзя делать в парке! А зачем это нужно знать?

Ну какие же вы молодцы!

- А что ещё бывает парке? (Качели, аттракционы).

- Давайте и мы покатаемся. Садитесь на карусели.

Дети берутся за руки, перестраиваются в круг. Звучит музыка.

Подвижная игра «Карусели».

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом —
Все бегом, бегом, бегом.

(Сначала дети идут медленно, а после слова «бегом» бегут по кругу). 

Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два —
Вот и кончилась игра.

(Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, дети бросают ленточки, и  бегают, а по сигналу педагога, вновь бегут образуя круг и берутся руками за ленточки). 

2.В парке установлен мемориальный памятник, вечный огонь, который зажигается в память о тех, кто защищал нашу Родину, свою страну от врагов и отдал свою жизнь за мир на земле. (Показ фото-слайдов с показом этого объекта).

- В память о них люди нашего города приходят сюда, приносят цветы и благодарят тех, кто защищал нашу Родину. Ну, а мы с вами пока можем только тихо-тихо постоять. (Звучит песня «День Победы».)

Минута молчания. Посмотрите (фото), а здесь расположена аллея славы – в память о героях погибших в годы войны.

3.Отправляемся дальше по нашим достопримечательностям. В парке находится очень красивый «Храм пророка Ильи». (Фото-слайд).

(Звучит церковный звон «Венчальные колокола»)

Когда-то звон колокола возвещал о начале праздников и народных гуляний. Из проходящих поездов в полный рост виден храм. Он появился совсем недавно. Огромное по местным меркам монументальное сооружение было построено в 2015 году на средства одного московского миллионера – детство он провел в Каргате. 

В храме есть все: дорогая качественная роспись, купальня для крещения, отдельные здания богодельни и производства церковных аксессуаров… В храм люди приходят на русские праздники такие как Пасха, Рождество, Вербное воскресенье и другие.

4.Отправляемся дальше. На главной площади находится  Дом Культуры имени Горького. (Фото-слайд).  Дом культуры - это сердце и душа города, отражение всей их жизни. Это – один из немногих доступных источников приятных эмоций. Сюда люди могут прийти отдохнуть, отвлечься от повседневных дел. Для людей это особенно важно.

Что здесь проходит? (Концерты, соревнования, конкурсы, праздники, встречи, фильмы).  

Садимся в автобус и едем дальше.

5.Наш автобус сделает небольшую остановку, которая называется «Стадион».(Фото-слайд).Чем занимаются на стадионе? Вот и мы с вами займёмся гимнастикой. Физминутки. Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по Каргату идем (маршируют)

Звонко песенку поем (хлопают в ладоши)

Мы по улице шагаем (маршируют)

Ноги ровно поднимаем (маршируют, вытягивая носочки)

Делай шаг – раз, два

Взмах руками – три, четыре

Повернулась голова (поворачивают голову вправо)

Руки вверх и ноги шире

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко (бег по кругу)

Наше знакомство с Каргатом продолжается. Занимайте свои места. Давайте поговорим о том, чем же славится наш родной город. Какие рабочие специальности (профессии) есть в нашем городе. Какую профессию вы бы выбрали, когда вырастите?

6.При въезде в город Каргат железнодорожным транспортом вас встречает Каргатская железнодорожная станция, которая находится на Транссибирской магистрали и является своеобразным образцом современного стиля. Мы приехали на Железнодорожный Вокзал. (Фото-слайд). Посмотрите, перед нами Каргатский вокзал. Как он выглядит? Он похож на Кремль. Посмотрите, у него башня, арка. На фасаде есть часы.

А для чего часы нужны? Чтобы пассажиры не опоздали на поезд. Окна вокзала украшены лепниной. Какого цвета вокзал? Желтого.

Что же люди делают на вокзале (покупают билеты, ожидают поезда). Когда люди ожидают поезда, то для них на вокзале есть различные услуги, чтобы чувствовать себя комфортно. Кафе, чтобы поесть; комната матери и ребенка, чтобы отдохнуть; зал ожидания, медпункт, туалет, полиция, газетные киоски, услуги связи – телефоны, кассы, чтобы приобрести билет. Скажите, ребята, как называют человека, который работает в кассе и продает билеты (кассир)

-А как называют людей, которые собираются поехать на поезде и покупают билет? (пассажиры)

-Значит, для кого нужен вокзал? Для пассажиров.

Перед вокзалом обязательно есть большая площадь, чтобы люди могли приехать вовремя на автобусах, такси, машинах.

-От вокзала отправляются не только поезда дальнего следования, но и пригородные поезда-электрички. Они везут пассажиров по делам.

Физкультминутка.

Поезд подает сигнал «Ту-у-у»

Он стоять уже устал «Чух-чух-чух»

Набирает поезд ход «Пш-Пш-Пш»

Быстро мчится он вперед

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут

А круглые колесики тук-тук, тук-тук, тук-тук.

Паровоз кричит: «Ду-ду.

 Ребята, давайте помечтаем с вами о том, что вы хотите сделать для родного города, когда вырастете. Свой рассказ начните такими словами «Когда я вырасту…»

 Ребята, я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту, когда вы вырастите.

Большие и маленькие любят свой родной город Каргат, гордятся им и хотят, чтобы он был красивым. Могут ли дети что- то сделать для того, чтобы город был красивым?

(Дети рассказывают о том, что, они могут сделать для процветания города). (Не сорить, ничего не ломать, беречь все, что нас окружает).

На этом ребята наша экскурсия закончилась. Пожалуйста, проходите в автобус, занимайте свои места, нам пора возвращаться в детский сад. А пока мы "едем", давайте споём песенку друзей «Мы едем, едем, едем в далёкие края…». Звучитаудио запись  песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края…» (дети подпевают). Вот мы и приехали. Выходите из автобуса, пожалуйста, проходите в наш детский сад.

Вот и закончилась наша экскурсия, мы вернулись обратно.

А теперь ребята садитесь за стол. Я и Каргатёнок предлагаем нарисовать рисунки о нашем путешествии и создать альбом «Экскурсия по городу».

Рисование: «Мой город».Во время рисования звучат песни о городе Каргат, о Родине.

- Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город Каргат.

Мы живем, мы растем

В нашем городе родном.

Для кого-то он большой,

А для нас - огромный!

Пусть живет!

Пусть растет!

Городок наш скромный!

Рефлексия деятельности

- Итак, ребята, давайте с вами вспомним места, где мы побывали.

- Что запомнилось больше всего?

- Что нового вы узнали?

- Где вам понравилось больше всего? Почему?

- Что хотели бы еще узнать, где побывать в родном городе?

Каргатёнок: вы будущие строители своего города. От вас зависит, каким он будет. Не мусорите на улицах, ничего не ломайте, сажайте с родителями деревья, цветы. И наш город Каргат будет самым красивым.

Давайте с вами поиграем в игру  «Город». Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)

Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)

Город наш такой большой (руки в стороны)

Он уютный и живой (обнимаем себя)

Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)

Город улыбается (улыбаются друг другу)

Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)

Мне очень понравилось с вами путешествовать, и на память я хочу сделать вам подарок и подарить открытки «Путешествие по достопримечательностям родного города Каргат». Продолжайте изучать свой город. До встречи.

Каргатёнок, большое тебе спасибо за такую интересную экскурсию по нашему городу и за подарок. С тобой было очень интересно. До свидания.

Оформление выставки из детских рисунков «Экскурсия по городу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Достопримечательности родного города» (средняя группа)

Занятие «Достопримечательности родного города» способствует расширению знаний ребят о родном городе; является подготовительным этапом на пути знакомства  дошкольников с экспонатами мини-музея «Мо...

Методические рекомендации для воспитателей "Знакомство дошкольников с историей и достопримечательностями родного города"

...если мы хотим , чтобы наши дети полюбили свою страну, свой родной город, нам нужно показать их с привлекательной стороны; тем более,что нам есть, чем гордиться.Но никакие знания воспитателя не даду...

Интерактивные пазлы "Достопримечательности города" Обогащение знаний о достопримечательностях родного города.

Обогащение знаний о достопримечательностях родного города. Интерактивные пазлы "Достопримечательности города"В первом задании необходимо цветные части картинки перетащить на соотвествующие ч...

Конспект НОД по ознакомлению с достопримечательностями родного города на тему «Мой родной город – Пенза»

Конспект занятия в рамках проекта "Краеведение"- ознакомление с достопримечательностями родного города с детьми старшей группы...

Экскурсия по городу «Достопримечательности родного города» Старший дошкольный возраст

Каждый ребенок очень любознателен и по мере взросления его кругозор становится все шире. И так постепенно, он начинает интересоваться своим городом, его особенностями и достопримечательностями.Экскурс...

Сценарий образовательной деятельности «Достопримечательности родного города Каргата» («Парк Культуры и Отдыха», «Храм пророка Ильи», Дом Культуры им. М. Горького, ЖД Вокзал).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «Культура, достопримечате...