НОД "Насекомы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гизатуллина Яна Павловна

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о насекомых

Задачи:

Образовательные:

 - расширить и закрепить знания детей.

Воспитательные:

- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. 

Развивающие:

- развивать зрительную и слуховую память.

-активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь. Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать общую моторику, координацию. Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

 Оборудование: презентация на тему «Польза и вред насекомых»; мольберт; знаки польза и вред насекомых; клей; карандаши; аудиозапись звуков насекомых в саду, стихотворение; картинки: кузнечик, бабочки, шмеля.

Методические приемы:

- словесный метод (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

- наглядно – демонстративный метод( раздаточный материал, бумажные знаки);

- игровой метод (задания);

- практический метод ( изготовление знаков , изготовление калажа)

Словарная работа:

Существительные:

Жук,  пчела, муха, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало;

Прилагательные:

Полезные, вредные, шестилапые,  красивая, пестрая, разноцветная, надоедливая, работящий, быстрый, прожорливая, большеглазая;

Глаголы:

Ллетает, жужжит, жалит, кусает, собирает, звенит, пищит, прыгает, плавает, опыляет, охраняет, откладывают, засыпают.

Предварительная работа:

Беседы о насекомых; рассматривание картинок с изображением насекомых; чтение произведений с героями насекомыми; заучивание песни В. Шаинский  «В траве сидел кузнечик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_nasekomye.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 75 г. Челябинска»

454010, г. Челябинск, ул. Дзержинского 83-б, тел: 8(351)734-24-88, E-mail: madouds75@yandex.ru 

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Польза и вред насекомых»

для детей старшего дошкольного возраста

в подготовительной к школе группе

                                                                              Выполнила: Гизатуллина Я.П.

                                                                                Воспитатель группы 2/6      

Челябинск 2023

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о насекомых

Задачи: 

Образовательные:

 - расширить и закрепить знания детей.

Воспитательные: 

- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. 

Развивающие:

- развивать зрительную и слуховую память.

-активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь. Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать общую моторику, координацию. Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

 Оборудование: презентация на тему «Польза и вред насекомых»; мольберт; знаки польза и вред насекомых; клей; карандаши; аудиозапись звуков насекомых в саду, стихотворение; картинки: кузнечик, бабочки, шмеля.

Методические приемы:

- словесный метод (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

- наглядно – демонстративный метод( раздаточный материал, бумажные знаки);

- игровой метод (задания);

- практический метод ( изготовление знаков , изготовление калажа)

Словарная работа:

Существительные:

Жук,  пчела, муха, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало;

Прилагательные: 

Полезные, вредные, шестилапые,  красивая, пестрая, разноцветная, надоедливая, работящий, быстрый, прожорливая, большеглазая;

Глаголы:

Ллетает, жужжит, жалит, кусает, собирает, звенит, пищит, прыгает, плавает, опыляет, охраняет, откладывают, засыпают.

Предварительная работа: 

Беседы о насекомых; рассматривание картинок с изображением насекомых; чтение произведений с героями насекомыми; заучивание песни В. Шаинский  «В траве сидел кузнечик»

Ход образовательной деятельности

Дети сидят полукругом на стульях  

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с гостями.

Звучит аудиозапись звуков насекомых в лесу.

Воспитатель: представим себе, что мы с вами находимся в цветущем саду. И почувствуем свежий воздух.

Воспитатель: Нам с вами сегодня продеться много потрудиться и давайте мы все вместе поиграем с нашим язычком.

Артикуляционная гимнастика

Наступил солнечный денёк. Язычок проснулся рано

рот открыть, медленно вытягивать язык к подбородку

Он взял с собой ведерко,

чашечка

Грабли

пропускать язык сквозь зуб

Лопату и отправились в сад,

лопатка

В саду было много работы , взяв грабли, язык стал аккуратно сгребать засохшую траву

Пропускать язык между зубами , назад- вперед

Потом язычок взял лопату и стал перекапывать землю

Упираемся языком то в одну щеку то в другую

Обрадовался язычок, что теперь в саду стало чисто и красиво.

Вдруг он услышал, что кто-то жужжит в стороне. Это была пчела

Звукоподражание
жжжжжж

Пчелка кружилась то у одного цветка то у другого

Облизывать губы, то в одну сторону , то в другую

Еще где-то слышалась песенка комара. Под вечер язычок заметил, заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики.

Звукоподражание
ззззз

Они сидели в траве и громко стрекотали

Звукоподражание
щик-щик-щик-щик

Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее

Открыть широко рот и медленно закрывать

Язычок прилег на качели  и не заметил как задремал

качели

Ночью около язычка кружилось много светлячков, которые охраняли чудесный сад

Облизывать губы

Основная часть

Воспитатель: А теперь давайте с вами пересядем за столы на свои места.

На лугу трещит кузнечик

В небе  бабочка парит

На цветке мохнатый, громкий,

Полосатый шмель жужжит,

Насекомые летают, скачут, ползают, парят,

Красотой нас удивляют,

Пользу также принося!

Воспитатель: О ком говорилось в стихотворении?

Воспитатель: перечислите какие насекомые встречаются в стихотворении?

Воспитатель: Правильно! Стрекозы, бабочки, мухи, жуки, кузнечики, пчелы – все это насекомые. Ребята вы хотите больше узнать про наших насекомых?. Они все разные но все они имеют два одинаковых признака.

СЛАЙД 2

  1. Первый признак – это наличие шести лап.

СЛАЙД 3

  1. Второй признак – это присутствие на теле насекомого насечки, то есть можно выделить на теле насекомого три части: голова, грудка и брюшко.

Воспитатель: Насекомые населяют всю нашу планету Земля – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. И каждый из насекомых несет пользу или вред.

СЛАЙД 4

  1.  Пчёлы и бабочки опыляют растения.

СЛАЙД 5

  1. Термиты и муравьи – участвуют в почвообразовании (ребята, а что значит почвообразования?), они устраивают целые лабиринты под землей, разрыхляют почву.

СЛАЙД 6

  1. Насекомых едят птицы.

СЛАЙД 7

  1. Некоторые виды насекомых являются вредителями – саранча уничтожает огромные площади урожая.

СЛАЙД 8

  1. Клопы являются паразитами животных и человека.

СЛАЙД 9

  1. Насекомые могут быть, как и вредителями, так и помощниками.

Воспитатель: мы с вами узнали несколько фактов о насекомых. А теперь давайте отгадаем с вами загадки и посмотрим сколько насекомых вы знаете?

СЛАЙД 10

1.Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Туи уж вдоволь нажужжусь. (жук)

СЛАЙД 11

2.Шевелись у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

СЛАЙД 12

3. В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает. (пчела)

СЛАЙД 13

4. Я по потолку ползу
Никогда не упаду,
Лапки чищу я всегда
Там присоски у меня. (муха)

СЛАЙД 14

5. Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской. (кузнечик)

СЛАЙД 15

6. Я летаю, как хочу 
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - …(стрекоза)

СЛАЙД 16

7. Этот малыш, сильнее слона
Веточки носит он без труда. (муравей)

СЛАЙД 17

8. Надо мною он кружит
И пищит, пищит, пищит. (комар)

Воспитатель: Какие молодцы, все загадки отгадали.

А знаете ли вы, что есть разновидность комаров и вот с одни из них, я хочу вас познакомить.

СЛАЙД 18

Воспитатель: Звонцы — мелкие (до 12 мм) нежные комары с очень тонкими и длинными ногами, особенно передними. Звонцы появляются обыкновенно в больших количествах, образуя иногда целые тучи или колонны, которые то поднимаются, то опускаются в воздухе. Когда звонцы сидят, то держат передние ноги кверху и постоянно дёргают ими.

В простонародье их называют «Огуречники» и по народной примете они предвестники тепла. И появляются как правила в начале мая и живут около 10 дней.

Воспитатель: Ребята мы с вами разговариваем, собака лает, коровы мычит, а как же звучат  насекомые

Игра «Угадай кто?»

Стрекочет (кто?) – кузнечик

Звенит (кто?) – комар

Жужжит (кто?) – жук

А кто еще жужжит – пчела, шмель, оса

Воспитатель: Молодцы!   Неужели вы, правда, все знаете про насекомых.

А теперь давайте с вами встанем задвинем стульчики и немного разомнемся.

Физминутка «Сороконожка»

Шла сороконожка

По сухой дорожке.

дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

дети останавливаются и приседают.

- Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен

дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу

дети останавливаются, трясут одной ногой

Каждой лапкой потрясу!

трясут другой ногой

И потопаю потом

- Ой, какой от лапок гром!

дети топают ногами

Воспитатель: А сейчас, ребята, успокойтесь, сосредоточьтесь и  послушайте рассказ – небылицу:

Жили-были две бабочки-подружки.  Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот, однажды, одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела. Бабочка полакомилась мухой и выздоровела.

Воспитатель: Дети, что не так в этом рассказе? Найдите ошибки.

Предполагаемые ответы детей:

- Бабочки не прыгают, а летают

- Не любят летать под дождем

- Бабочки впадают в спячку.

- Бабочки не питаются мухами.

Воспитатель: Молодцы! Вы внимательны.

Воспитатель: А теперь давайте, найдем положительные  и отрицательные качества насекомых, и будем крепить их на доску. С левой стороны отрицательные качества, с правой положительные качества.

        

«положительные »

«отрицательные »

Насекомые опыляют растения, иначе не будет плодов и цветов.

Насекомые могут укусить человека, ужалить.

(пчела, оса)

Насекомые дают мед.

Поедают урожай. (саранча)

Тутовый Шелкопряд дает шелк.

Мешают отдыхать  на природе. (комары, оводы)

Насекомые красивые, люди любуются ими.

Могут быть переносчиками болезней

Некоторые насекомые уничтожают вредителей садов и огородов. Сохраняют урожай. Божья коровка уничтожает тлю.

Портят уничтожают одежду человека (моль).

Воспитатель: Какие же вы молодцы, смогли сами разделить качество насекомых на положительные и отрицательные.

СЛАЙД 19

рефлексия: Что нового мы с вами сегодня узнали?

С каким насекомым мы сегодня с вами познакомились?

Какие особенности насекомых вы сегодня запомнили?

Воспитатель: На столе у вас лежат знаки, с красной линией, и зеленной. Давайте каждый из вас нарисует один  и качеств насекомых. С красной линией плохие качества, а с зеленной хорошие. После того как нарисуем качества насекомых по одному будем подходить к мольберту и приклеивать каждый признак на нужную сторону.

Занятие закончено.