Беседа с детьми старшей логопедической группы комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ТНР) на тему «Правила безопасности детей на железной дороге»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель: систематизировать знания детей о железной дороге;
Задачи: познакомить со зданием вокзала, внутренним устройством; расширять знания и представление детей о профессиях железнодорожников; познакомить детей с основными причинами несчастных случаев на железной дороге; учить детей уважать и соблюдать нормы поведения, обусловленные правилами безопасности на железнодорожном транспорте.
Оборудование: набор иллюстраций о железной дороге, о профессиях железнодорожников; плакаты с опасными ситуациями на железной дороге; круги красного и зеленого цветов для игры.
Содержание беседы:
Воспитатель: Беседу хочу свою начать с загадки, если вы ее отгадаете, то поймете, о чем пойдет речь, и так слушайте:
Эта лестница лежит,
А паровоз по ней бежит.
(железная дорога)
Дети: Железная дорога, рельсы.
Воспитатель: Совершенно верно, железная дорога. И сегодня мы
поговорим с вами именно о железной дороге, о профессиях железнодорожников, и о тех опасностях, которые несет железная дорога.
А начнем мы нашу беседу с истории создания первого паровоза и железной дороги.
Первый в истории России паровоз появился в 1834г. Над созданием этого паровоза трудились отец и сын Черепановы. Паровоз перевозил небольшое количество грузов и двигался с очень маленькой скоростью, да и дорога была не железная, а деревянная. Она была не удобна в эксплуатации, и со временем ее заменили на чугунную, но и чугунная дорога тоже была не прочной. Под воздействием погодных условий рельсы часто лопались, что приводило к авариям на железной дороге. Но не прошло и года, как они построили второй паровоз, он был более мощный. Мог перевозить в три раза больше грузов, чем первый. Рельсы заменили на железные. А уже через несколько десятилетий железнодорожный транспорт стал в России основным видом транспорта. Тысячи километров железных дорог было построено на территории нашей страны. По ним перевозили торговые и промышленные грузы. Люди получили возможность быстро переезжать из одного города в другой. Строительство железных дорог и железнодорожного транспорта стало стремительно развиваться и вот уже в настоящее время железнодорожный транспорт является одним из ведущих в России. Появились более современные и высокоскоростные поезда - «Сапсаны».
Главное здание на железной дороге - это вокзал.
Нам открывается страна с вокзального порога.
Откроешь дверь, и вот она - железная дорога.
Зелёный, красный свет горит и каждый миг сигналом
Вокзал с дорогой говорит и поезда с вокзалом.
У всех вокзалов есть два выхода: один в город, на привокзальную площадь, а другой на перрон - к железной дороге. В вокзале есть самый главный зал. Он называется - зал ожидания. Так же в вокзале есть билетные кассы, комната «Матери и ребенка», буфет, отделение связи, справочная, камера хранения. Ребята, а как вы думаете, зачем на станции нужен вокзал?
Ответы детей: Для обслуживания пассажиров, для управления движением поездов.
Воспитатель: Да, в вокзале находится диспетчерская - в которой диспетчер управляет поездами, следит за безопасностью на железной дороге. Обслуживанием и содержанием железной дороги и железнодорожноготранспорта занимаются монтеры и обходчики путей железной дороги. Обо всех неисправностях на дороге они сообщают в диспетчерскую. Главным человеком, который управляет поездом, является машинист. Он следит за приборами, управляет поездом, за ситуациями на железной дороге.
В вагоне, хозяйкой является проводница. Она обслуживает пассажиров вагона, выдает им постельное белье, следит за посадкой и высадкой пассажиров из вагона.
Железная дорога - это очень удобный вид транспорта, которым люди пользуются каждый день. С одной стороны он решил много проблем: уменьшил время пребывания пассажиров в пути, быстрее доставляются грузы, и в то же время он породил массу опасностей для человека. Основными причинами травм детей на железной дороге является незнание и нарушение правил безопасности.
Предлагаю вспомнить правила поведения на железной дороге:
Правила эти железнодорожные -
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно.
В жизни помогут они обязательно.
Дети рассматривают плакаты с опасными ситуациями на железной дороге.
1. На перроне оживленье,
Собирается народ- Суета и не терпенье,
Скоро поезд подойдет!
2. Мы не скачем, не играем,
Мы идем себе, гуляем,
По мячу ногой не бьем
И спокойно поезд ждем!
3. Всем нужно запомнить И правило знать, -
У края платформы Опасно стоять!
4. Слева и справа идут поезда - Прыгать с платформы Нельзя никогда!
5. Электричка быстро мчится Трудно ей остановится.
От нее ужасный ветер,
Близко к ней не стойте, дети!
6. В поездах разрешено Открывать в жару окно.
Но высовываться, дети,
Из окна запрещено!
7. Что случилось вдруг с руками? Кто-то бросил в поезд камень! Стыдно нам за них друзья, - Делать этого нельзя!
8. Этот выход не из лучших!
Вы боитесь опоздать?
Перед поездом идущим Не спешим перебегать!
9. Мяч на рельсы укатился И теперь раздавлен он Чтоб плохого не случилось,
Не подлазьте под вагон!
10. Рельсы новее блестят,
Так и манят всех ребят, Постоять на них ногами, Посчитать длину шагами Скажем прямо вам, друзья - Делать этого нельзя!
11 .На рельсы положен Какой - то предмет - Опасная штука Много наделает бед!
12. Через рельсы нас ведет Пешеходный переход И поэтому народ Здесь уверенно идет!
13. По ступенькам выше, выше,
Вот видны вагонов крыши.
Перейдем легко и просто Через пешеходный мостик!
Дети вместе с воспитателем рассматривают и объясняют каждую ситуацию. Для 'закрепления правил поведения на железной дороге проводится д/игра «Опасно-безопасно». Детям раздаются два кружка: красный и зеленый. Воспитатель называет ситуации, а дети поднимают кружок - если опасные - красный, если безопасные - зеленый.
Ситуации:
11. Ребята, ожидая прихода поезда, играют в мяч на перроне.
12. Витя и Коля, играя в прятки, прячутся под вагонами.
13. Андрей с Машей переходят железнодорожные пути по пешеходному мостику.
14. Женя с мамой ожидают прибытие поезда в зале ожидания.
15. Дети, проходя мимо рельсов, положили на них камень.
16. Вася и Петя бросали камни в проходящий поезд.
17. Витя отел прокатиться на подножке поезда.
В конце игры воспитатель подводит итог, отмечает, что дети хорошо запомнили правила безопасного поведения на железной дороге.
Подведем теперь итоги,
Убедимся лишний раз:
Безопасность на дороге -
Это главное для нас!
Железная дорога - не место для игры.
Вы правило усвоили как себя вести.
Правила запомнил - В тайне не держи Всем друзьям, знакомым Знаешь - расскажи!
На этом наша беседа подошла к концу. Всем спасибо, и всем счастливого пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Правила безопасного поведения на железной дороге»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Цель: Знакомство детей с железной дорогой, а также с правилами поведения и безопасности на железной дороге....
Тема: «Правила безопасного поведения на железной дороге»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Цель: Знакомство детей с железной дорогой, а также с правилами поведения и безопасности на железной дороге....
Тема: «Правила безопасного поведения на железной дороге»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Цель: Знакомство детей с железной дорогой, а также с правилами поведения и безопасности на железной дороге....
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Беседа "Правила безопасности детей на железной дороге"
Знакомство детей с железной дорогой, правилами поведения на железной дороге...
Конспект образовательного события с детьми старшей группы комбинированной направленности.Тема: «Правила дорожного движения»
Конспект образовательного события с детьми старшей группы комбинированной направленности.О.О «Речевое развитие»Тема: «Правила дорожного движения»Цель: Создание условий для форм...
Беседа с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Белая ромашка - символ победы над туберкулёзом"
Беседа с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Белая ромашка - символ победы над туберкулёзом"...
- Мне нравится (1)