Листая календарь.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ялинчук Елена Алексеевна

Этот материал помогает познакомить детей с понятием "календарь". Что это? Как им пользоваться? Для чего нужен?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с календарём»

  Цель: Ознакомление детей с историей возникновения календаря, его видах, способах планирования деятельности. Показать детям с помощью опыта, что земля имеет свойство вращаться.

Задачи:

-Познакомить детей с разными видами календаря;

- Закреплять знания детей о последовательности времён года,

- Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать,

- Продолжать формировать умения высказывать свою точку зрения,

-Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими времена года и их признаки,

  - Формировать представления о днях недели и их последовательности;

  - Закрепить количественные и порядковые числительные (в пределах 7);

  - закрепить умение отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;

закрепить умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;

развивать умение поддерживать беседу;

развивать внимание, память, восприятие и мышление;

воспитывать любознательность и интерес к различным видам детской деятельности.

Систематизировать и обобщить знания детей о временных понятиях (части суток, дни недели, месяц, год)

Предварительная работа: чтение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном  времени», заучивание стихов «Круглый год», просмотр мультфильма «12 месяцев»

Оборудование: модели «Времена года», «Части суток», «Дни недели», цветные карточки (белого, зелёного, красного, жёлтого цвета),  мяч, массажные мячики, листки отрывного календаря, презентация «Виды календарей», календарь настенный, магнитный, подарки детям – карманные календарики.

Ход занятия

Организационный момент

Улыбнитесь, ребята, друг другу. Подарите кусочек тепла и хорошего настроения.

ЗАГАДКА

Сам дней не знает,

А другим указывает.  (календарь)

-Сегодня мы поговорим о календарях. Человек с древних времен пытался  постигнуть тайну времени. Наблюдал за изменениями, которые происходили вокруг. Так люди придумали календарь.  Время, как воздух — мы не видим его, но оно регулирует нашу жизнь.

Показ презентации

1.Первый календарь появился очень давно, 30 тысяч лет назад. Он был сделан из гигантских плит, которые располагались по кругу. Плит было 12.

-Как вы думаете, почему? (12 месяцев)

2.Затем люди придумали  календарь  поменьше, из камней, он был тоже круглой формы

3.Через много лет люди придумали бумажный календарь (в виде книги)

4. Сейчас очень много различных календарей

Календари - закладки, их используют школьники и студенты

5.настенные календари

6.настольные

7.календарь - пирамида

8. карманные календари

С помощью календаря мы узнаём какое число, день недели, месяц, год.

Сегодня я принесла вам настенный календарь. Давайте рассмотрим его.

На нём видно сразу все 12 месяцев. Обратите внимание, цифры на календаре чёрного и красного цвета. Как вы думаете, почему? (чёрным цветом обозначают рабочие дни, а красным выходные и праздничные дни)

-Посмотрите, этот календарь тоже настенный. На нём видно только три месяца:

Настоящий (в середине), прошедший (наверху) и будущий (внизу)

На календаре есть передвижное окошко, которое показывает какое сегодня число.

А ещё есть магнитный календарь, который можно прикрепить на холодильник.

Дыхательная гимнастика

-Посмотрите, у вас есть листок  отрывного календаря. На нём написано число, день недели, месяц. Про время говоря, что оно летит. Сейчас мы подуем на листочки. Воздух вдыхаем носом, выдыхаем ртом.

Работа с моделью «Времена года»

Перед вами модель «Времена года».

-Как вы думаете, какое время года мы обозначаем белым цветом? Почему?

-Какое время года обозначаем зелёным цветом? Почему?

-Какое время года обозначаем красным цветом? Почему?

-Какое время года обозначаем жёлтым цветом? Почему?

- Какой формы наша модель?

-Как вы думаете, почему она разделена на 4 части?

Воспитатель: Правильно, потому что в году 4 времени года, каждый цвет относится к определённому времени года.

Игра «Когда это бывает?»

(вос-ль читает загадку, а дети показывают карточку определённого цвета - отгадку)

1.Утром мы во  двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…(осень)

2.Дел у меня не мало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня …… (зима)

3.Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!»-приглашаю

И любите за это, вы все меня. Я ……(лето)

4.Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (летом)

Физминутка

В понедельник – потянулись

А во вторник мы согнулись.

В среду все поприседали.

А в четверг мы поскакали.

В пятницу – похлопали.

В субботу  мы потопали.

В воскресенье покружились

И на место возвратились.

Работа с моделью «Части суток»

-Посмотрите на модель «Части суток»

-Какой формы модель?

-Покажите стрелкой, где изображено утро.

-Что мы с вами делаем утром?

-Покажите вечер.

-Что мы делаем вечером?

-Сколько частей суток?

Игра «Покажи ответ»

- Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)

- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

- Делаем зарядку утром, а обедаем (днем)

- Солнышко светит днем, а луна (ночью)

загадка

Братьев этих ровно семь.

Нам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом. (дни недели)

Массаж с массажными мячиками (вращаем мячики между ладошками и называем дни недели)

Работа с моделью «Дни недели»

-Возьмите модель «Дни недели»

-Поставьте стрелку на цифру 1.Как вы думаете какой это день? Первый?

-Покажите третий день. Цифра 3. Средний. Какой это день?

-Покажите пятый день. Какой это день?

-Сколько всего дней?

-Назовите выходные дни.

-Покажите субботу.

-Молодцы!

-А сейчас ребята расскажут стихи (Круглый год)

-Встаньте в круг, поиграем.

«Мяч бери, передавай, дни недели называй!»
«Мяч бери, передавай, части суток называй!»
«Мяч бери, передавай, времена года называй!»

Итог

-Как называются календари, которые висят на стене? (настенные)

-Как называются календари, которые стоят на столе? (настольные)

-Как называются календари, которые можно положить в карман? (карманные)

-Я вам дарю карманные календарики (раздать)

Круглый год

ЯНВАРЬ

Открываем календарь

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

ФЕВРАЛЬ

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолетов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье.

МАРТ

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене.

АПРЕЛЬ

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

МАЙ

Распустился ландыш в мае

В самый праздник - в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

ИЮНЬ

Пришел июнь.

«Июнь! Июнь!»

В саду щебечут птицы...

На одуванчик только дунь

И весь он разлетится.

  ИЮЛЬ

Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

ИЮЛЬ

Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

АВГУСТ

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зернами

Черными

Набит.

  СЕНТЯБРЬ

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы за моря

И открылась школа.

ОКТЯБРЬ

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

  НОЯБРЬ

  Мерзнет ветер в ноябре, Холодом простужен:

  Он на утренней заре Встретился со стужей.

  Тучей неба синева От земли закрыта,

  И осенняя трава Инеем покрыта.

  Лед на лужице блестит, Лужа замерзает.

  Это к нам зима спешит, Осень провожает.

  ДЕКАБРЬ

  У декабря полно забот-

  Как всё успеть –не знает!

  Он провожает старый год

  И Новый год встречает!

Дети, я сегодня пришла в детский caд и нашла под дверью письмо. Но одна я не стала его читать и решила дождаться вас. А вы хотите узнать, кто его прислал? (Да)

- А прислала его нам девочка Нaстенька. Кто вспомнит, в какой сказке живёт девочка с таким именем? (12 месяцев)

-Послушайте загадку, кoторую нам приcлала Настенька:

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

Кто это, о каких братьях идёт речь? (Месяцы)

- Хорошо, молодцы! Ой, а здесь ещё одна загадка, слушайте внимательно!

Если вы oтгадаете, то получите cюрприз от Настеньки!

Каждый день он роняет листок,

А как год пройдёт –

Пoследний лист отпадёт.

Что это? Да, cложнaя загадка, хитрая наша Настенька, не хочет так просто дарить подарки, а хочет она, чтобы вы подумали, вспомнили и узнали что-то новое! А вы хотите мнoго знать? А получить сюрприз?

- А ceгодня, мы ещё познакомимся с одним предметом, который тоже помогает нам oтсчитывать время. Что это? (показываю календари).

- Верно, пoсмотрите, какие они разные.

Рассматриваем.

- Пожалуйcта, выберите, какой календарь вам больше нравится?

-Сегодня я расскажу вам, как пoявился календарь, какие они бывают.

Беседа о календаре.

Календaрь – это перечень дней года. В году очень много дней. Посмотрите, какие oни бывают разные. Вот этот – отрывной календарь, вот какой он толстый, каждый листок – день года. Все дни года люди разложили на месяцы, их 12. Какой идёт сейчас месяц? Какие месяца вы знаете? Назовите их.

Раccматриваем другие календари – перекидной, карманный, настенный, настольный, отмечаем их яркость и схожесть друг c другом.

-Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? В чём он помогает людям? (дети – знать какой месяц, день, год)

-Да, а ещё oни указывают на время года. Мы можем сосчитать с помощью календаря, сколько дней осталось до Нoвого гoда, до выходных, сколько месяцев до лета. (Вот- здорово!)

Итак, зачем нам нужен календарь? (С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь.)

История появления календаря.

-Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. Наш календарь появился очень давно. Его рoдина – Древний Египет. (показ на карте). Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Cириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили к этим частям. Так появился первый календарь.

- Интересно?

Игра «Кoгда это бывает?»

- Давайте, поиграем! Встаём вкруг, передаём мяч до того, пока не услышите сигнал.

У кого мяч остался в руках, называет признаки времени года, которого я загадала.

- Хорошо, молодцы. Вы были внимательны, поэтому верно назвали признаки.

Ой, да мы же совсем забыли про загадку. (Читаю повторно последнюю загадку). Дети отгадывают –календарь.

Верно, мы сегодня узнали много нового интересного о календаре и поэтому отгадали загадку.

- Давайте пocчитаем, с помoщью календаря, сколько месяцев в году? (12)

-Пoмог нам в этом календарь сосчитать? (Да)

- Cколько дней до выходных?

- Назовите, скoлько времён года вы знаете? Что помогло вам ответить на мои вопросы? (календарь)

- Ребята, а у нас в конверте есть ещё – СЮРПРИЗЫ, от Настеньки! Ей, очень радостно, что вы отгадали загадку, узнали много нового и интересного!

Достаю из конверта – снежинки, цветочки, осенние и весенние листочки. - Эти сюрпризы сooтветствуют времени года, выберите себе, какие вам больше нравятся.

- Вам понравился сюрприз Настеньки? (Да)

- Хорошо, вы можете забрать подарки домой и рассказать родителям что интересного вы сегодня узнали.

Предлагаю начать с самой большой страницы, на которой поселились четыре брата (слайд 3 «Времена года»).

Кто подскажет, что же это за братья и как их зовут? (ответы детей: времена года, зима, весна, лето, осень)

Каждое из них прекрасно по-своему. И зима, и весна, и лето, и осень имеют свои особенности и краски. Какого цвета у нас зима, весна, лето, осень? (свободные аргументированные ответы детей)

Ребята, вы отлично описали каждое из времен года, но вы знаете, что природа, ее краски и особенности вдохновляли многих писателей и поэтов, которые сочиняли чудесные рассказы и стихи, художников, писавших волшебные картины, композиторов, подаривших нам незабываемые мелодии. И сейчас мы познакомимся с картинами русского художника А.К.Саврасова и музыкой А. Вивальди, которые будут посвящены именно временам года. Давайте послушаем, посмотрим, попробуем узнать в картинах и музыке зиму, весну, лето и осень! (слайд 4, смена изображений по щелчку).

Итак, а скажите мне, пожалуйста, кроме слов, рисунка или музыки, в чем еще можно выразить свои чувства и впечатления? (ответ детей: в танце). Молодцы, а как называют человека, который занимается танцами? (ответ детей: танцор).

Вот сейчас я вам и предлагаю побыть танцорами и изобразить каждое время года в танце. Посмотрите, здесь лежат снежинки, весенние цветы, бабочки и осенние листья. Возьмите, пожалуйста, каждый себе по два одинаковых атрибута и давайте исполним танец, посвященный каждому времени года. Двигаться можно как угодно, только не мешать друг другу! Танцуем мы только тогда, когда слышим музыку, относящуюся именно к вашим атрибутам (снежинки – зима, цветы – весна, бабочки – лето, листья – осень).

Проводится физкультминутка «Времена года» (слайд 4 демонстрируется еще раз).

Молодцы, ребята! Кладите свои атрибуты на место и усаживайтесь поудобнее. Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки «Старик Годовик» Владимира Даля.

 «Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы…»

Ответьте мне вот на какой вопрос, каких же таких трех птиц выпускал старик из своего рукава целых четыре раза? (ответы детей: месяцы).

Каждый из месяцев, в свою очередь, состоит из дней, количество которых 30 или 31. Есть среди них и самый короткий – февраль, дней в нем всего 28. Мы с вами отправляемся на следующую страницу нашего календаря (слайд 7 «Дни в месяцах»).

На ней мы узнаем, как определить, сколько дней в каждом месяце. И помогут нам в этом наши кулачки! Посмотрите, на кулачке мы можем увидеть горки и ямки.

Воспитатель параллельно демонстрирует все действия на своем кулаке.

Если название месяца попадает на горку, то дней – 31, а если на ямку – 30. Ну а про февраль мы уже помним. Итак, приготовили кулачки и начинаем отсчет от горки на мизинце: это будет январь.

Коллективное определение количества дней в месяцах по косточкам.

Ребята, теперь благодаря своим кулачкам, вы всегда сможете определить, сколько дней в каждом из месяцев!

Календарь произошел от долговых книжек, которые появились еще в Риме, в древние века. Долговые книжки существовали для расчета по долгам, которые производились в специальные дни - календы, что обозначало начало месяца. Наш, современный календарь, служит напоминанием о важных датах, ответственных днях. Календари нас окружают везде – на работе и дома. Они даже есть во всех мобильных телефонах.

Рассмотрим календарь (демонстрируется настенный плакатный календарь или его изображение на слайде)

- Что вы видите на календаре? (ответы детей)

Обобщение ответов детей: на календаре представлены все дни года. Они разбиты по месяцам и дням неделям. В календаре можно найти любой день года, и определить каким днем недели он будет, сколько месяцев, недель и даже дней осталось до этого дня.

Сейчас мы с вами найдем дни рождения детей, имена которых начинаются со звука «к». Чьи имена начинаются с этого звука? Да, у Кати и Кирилла.

Катя родилась 23 марта. Находим месяц март. Для этого мы можем прочитать названия месяцев или просто посчитать – март у нас третий по счету (отсчитывают и читают «март»). В этом месяце 31 день. Нам нужен 23 день (показать). Каким днем недели будет 23 марта? (показать, как определяется)

День рождения Кирилла 17 мая. Найдите сами этот день в календаре и узнайте, каким днем недели он будет (дети выполняют).

- Какие же бывают календари?

Демонстрация календарей:

- карманные.

Как вы думаете, почему они так названы? (помещаются в кармане, сумочке, кошельке)

- настенные (так называются, потому что их вешают на стену).

Они бывают отрывные и не отрывные - плакатные;

- настольные ( их располагают на столе);

- перекидные – это тоже настольные, состоят из листочков, которые перекидываются.

Раздать детям календари разных видов. Предложить внимательно рассмотреть и ответить, чем отличаются перекидной календарь и плакатный настенный.

Воспитатель: В перекидном и отрывном календарях каждый листок обозначает один день года, в году 365 дней и в календаре соответственно 365 листов.

В настенном плакатном календаре можно сразу увидеть, все дни года и все месяцы. И, самое главное, любую дату можно сразу найти в календаре.

Игра «Времена года»

Сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит листочек отрывного календаря с датой своего дня рождения. На листочке есть метка синего, зеленого, красного или желтого цвета. Цвета означают разные времена года. Каждый из вас должен найти свою группу и назвать в какое время года вы родились.

Дети собираются в 4 группы.

В. Сейчас каждая группа назовет свое время года и свои месяцы.

Дети называют месяцы соответствующие каждому времени года.

В. Придумайте загадку о своем времени года.

Каждая группа детей придумывает загадку-описание и озвучивает его.

Воспитатель: Молодцы! Каждое время года прекрасно по-своему. Послушайте стихи А. Кузнецовой

Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель: Я предлагаю вам подготовить подарки для своих мам и пап - календари (дети получают календари размером 8х12 см без художественного оформления). Что вы о них можете сказать?

В. Да вторая сторона календаря не оформлена. Я предлагаю нарисовать рисунок, чтобы ваши календари стали яркими и красивыми. Тема рисунка может быть самой разной. На календарях можно нарисовать самые разные рисунки: животных, птиц, цветы, машины и т. д.

Дети выполняют работы. Показывают работы товарищам

Воспитатель. Чему вы сегодня научились? Как найти нужную дату в календаре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист календаря

нотный материал...

Листаем календарь

Виды и значение календарей...

Лист календаря наблюдений на июнь, июль, август 2021 года

В листе календаря наблюдений дети смогут отображать символами и картинками свои наблюдения во время прогулки летом. Тем самым будет возможность закрепить названия и порядковый счет дней недели; уточни...

Лист календаря наблюдений на март, апрель, май 2021 года

В листе календаря наблюдений дети смогут отображать символами и картинками свои наблюдения во время прогулки весной. Тем самым будет возможность закрепить названия и порядковый счет дней недели; уточн...

Лист календаря наблюдений на сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года

В листе календаря наблюдений дети смогут отображать символами и картинками свои наблюдения во время прогулки осенью. Тем самым будет возможность закрепить названия и порядковый счет дней недели; уточн...

Лист календаря наблюдений на декабрь 2021 год, январь, февраль 2022 год

В листе календаря наблюдений дети смогут отображать символами и картинками свои наблюдения во время прогулки зимой. Тем самым будет возможность закрепить названия и порядковый счет дней недели; уточни...

Проект «Весны листая календарь...»

Проект «Весны листая календарь...»...