"Волшебница осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кобзева Вероника Владимировна

На этом занятии ребята научились сравнивать, рассуждать, отвечать на вопросы. Закрепили знаний детей об основных признаках осени, умение подбирать листочки для деревьев (берёзы, клёна и дуба). 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_osen.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект занятия в разновозрастной группе «Волшебница осень»

Воспитатель: Кобзева В.В.

Виды детской деятельности: игровая, творческая. коммуникативная, познавательно- исследовательская.

   Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей;

-умение сравнивать, рассуждать, отвечать на вопросы;

- закрепление знаний детей об основных признаках осени, умение подбирать листочки для деревьев (берёзы, клёна и дуба).

    Задачи:

Обучающие:

- активизация в речи прилагательных;

- систематизировать знания дошкольников о росте и развитии растений;

- закрепление умения узнавать и называть цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый);

- формирование познавательного интереса.

Развивающие:

- развитие внимания, мышления, мелкой моторики рук;

-развитие культуры речевого общения детей друг с другом и педагогом;

- расширение двигательного опыта детей;

азвитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования (рисование ватными палочками).  

Воспитательные:

-Воспитывать желание помогать, умение договариваться;

-воспитание у детей бережного отношения к природе;

-создание эмоционального комфорта в группе.

-воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.

Оборудование:  бумажные осенние листочки, конверт с письмом, картины, рисунки с различными явлениями природы, деревья (береза, клен, дуб), лупы на каждого ребенка, кусочки белой ткани, засушенные осенние листья, деревянные брусочки на каждого ребенка, листья живых растений для опыта, музыкальная композиция «Времена года» П. И. Чайковского,  готовые силуэты осенних деревьев на альбомных листах формата А4, гуашь желтая, зеленая, оранжевая и красная, салфетки, ватные палочки, тарелочки для использованных палочек.

          

 Организационный момент. Дети входят в группу и встают полукругом на ковре. 

                                                    Ход занятия:

Занятие начинается с утреннего круга приветствий.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Какое радостное и дружное утро у нас сегодня. Как хорошо, когда есть друзья.
Ребята, давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся с ними и начнем наше занятие.
 Присаживайтесь ребята.

Воспитатель: Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я  открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку,  послушайте:

Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен
Я время года...

Дети: Осень.

Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? Открывает конверт, достаёт письмо и читает: «Ребята, предлагаю вам посмотреть интересные картинки».

  1. Просмотр иллюстраций (дети работают с места).

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие признаки осени вы увидели на картинках и знаете сами?

Ответы детей: Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).

Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре? – (Ранняя), а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

А как называют осень в октябре? (Золотая),- а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя), почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме, сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Ребята, а какая сейчас осень к нам пришла? (Поздняя).

Молодцы вы точно рассказали об изменениях в природе!

Воспитатель: А, что осенью созревает?

Дети: Овощи, фрукты.

Воспитатель: Правильно, осенью созревают овощи и фрукты. Как можно сказать

одним словом, что созревает осенью?

Дети: Урожай!

Воспитатель: Правильно, урожай. Сейчас, я загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать.

                                                                    Загадки

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а лук.

Из земли за чуб плутовку

Тянем сладкую морковку.

Важен он, как господин,

Этот сочный апельсин.

Он круглый и красный,

Как свет светофора.

Среди овощей

Нет сочней помидора.

Кислый – очень кислый он!

В чай к нам просится лимон.

Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я свекла.

Воспитатель: Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок и положить его возле дерева (дети-помощники надевают маски деревьев берёзы, клёна и дуба). Если вы взяли листочек березы, как он будет называться? (берёзовый). А если  листочек  клёна (кленовый). А если - дуба (дубовый).

                              Игра «С какого дерева листок?»

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием! Ребята, а почему листья желтеют? (высказывания детей). Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. Вам интересно узнать, как устроен лист? (интересно). Чтобы в этом разобраться, я приглашаю вас, ребята, в нашу научную лабораторию. Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.

Воспитатель: Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором (лупой).

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы.

Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? (ответ детей) если не отвечают, сказать, в них перестает поступать влага и они начинают желтеть и засыхать.

      Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

 Опыт №2«Почему лист зеленый?»

- Что нам понадобится для этого эксперимента?

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

- А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним- то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на ткани). Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.

Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.

Какие осенью деревья нарядные, красивые – А посмотрите какие наши деревца (шаблоны на столах)…

Ох, что такое, что случилось, отчего грустят наши деревца, огорчаются. Чем мы с вами можем им помочь? (Ответы детей)

-Сегодня мы будем заниматься необычным рисованием. Вместо кисточек мы возьмем ватные палочки. Обмакнем палочки в краску и прижмем ее к бумаге в верхней части листа рядом со стволом. Посмотрите, остается отпечаток. Это и будут листочки.

Дети выполняют задание. (средняя группа)

 Ну, а Солнце – источник жизни на Земле. Без солнечного света и тепла на нашей планете не смогло бы жить ни одно живое существо. Всем растениям и деревьям необходимы солнечные лучи и вода.

Со старшими ребятами сегодня мы посадим комнатные цветы Фиалка и Колиус.

Посмотрите листья фиалки и колиуса уже дали корни, и мы посадим их прямо в землю, но сначала надо правильно приготовить горшочки для посадки растения.

В горшочке имеется дренажное отверстие, через которое уходит лишняя вода и поступает воздух.

Воспитатель показывает отверстия в горшочке, насыпает в него 2—3 совочка дренажа, затем насыпает больше половины горшка земли и слегка приминает ее руками. Потом снова насыпает землю почти до края горшка. Вставляет шпатель в середину горшка и движениями вправо-влево делает ямку. Затем берет черенок фиалки и очень аккуратно опускает в ямку, присыпает землей, слегка прижимая землю у стебля черенка.

Цветок мы посадили; теперь надо их осторожно полить и если земля сильно осядет, то немного добавить. Вы будете каждый день наблюдать за своим цветком, не забывая поливать. Как только у него появятся новые листочки, значит, растение принялось .

— Что мы насыпали на дно горшочка?

- Для чего нужен дренаж?

- Что мы  сделали после посадки черенка ?

В процессе занятия педагог помогает советом, ободряет, подсказывает в случае затруднения.

После посадки дети ставят горшочки,  на подоконник.  С этого дня мы с вами ребята будем заботиться о своем растении, наблюдать за ним, а как только станет ясно, что растение прижилось.

Воспитатель: Ребята тоже справились со своим заданием, молодцы, давайте повесим свои рисунки на мольберт.

 Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня узнали? В какую игру играли? Что больше всего вам понравилось, что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы "Волшебница Осенинка".

Данный сценарий осеннего праздника составлен для детей средней группы и удачно апробирован. Может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям....

Осеннее развлечение в средней группе "Волшебница Осень"

Развлечение составлено для детей средней группы.Действующие лица: Осень, Лиса - взрослые.  Лесные зверушки: медведь, белка, зайчик, птичка; ветерок - исполняют дети.Атрибуты: грибочки, метёлка, о...

СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО УТРЕННИКА «Волшебница - осень»

УТРЕННИК ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ГЕРОЯМИ: Осень, Тучка, Солнце - взрослые и Заяц - ребёнок...

Сценарий осеннего праздника "В гости к волшебнице Осени"

Этот сценарий поможет педагогам ДОУ подготовить праздник Осени....

Осенний праздник "Волшебница-осень"

Сценарий осеннего праздника для детей 4-6 лет...

Сценарий осеннего утренника в средней группе "Волшебница осень". Музыкальный руководитель – Гутова Надежда Николаевна

Листья солнцем наливались,Листья солнцем пропитались.Налились, отяжелелиИ по ветру полетели…Зашуршали по кустам…Видно их и тут и там,Ветер  золото  кружит,Золотым дождем шумит!Вот и к ...